Особенности культа героев в материковой Греции

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности культа героев в материковой Греции

Географические рамки Древней Греции постоянно меняли в течение всей её истории. Центром древнегреческой цивилизации была территория балканского, малоазийского, фракийского побережий и острова Эгейского моря - эта территория известна как Эгейский регион.

В VIII-VI вв. до н. э., в результате процессов колонизационного движения, известных как Великая греческая колонизация, к территориям Древней Греции относились также земли Сицилии и Южной Италии (Великая Греция), а также северное побережье Черного моря.

После побед Александра Македонского в походах конца IV в. до н. э. и завоевания Персидской державы на Ближнем и Среднем Востоке также образовались государства, ставшие частью древнегреческого мира.

В эпоху эллинизма Древняя Греция охватывала громадную территорию, простиравшуюся от Сицилии до Индии - с запада на восток, и от Северного Причерноморья до реки Нил - с севера на юг. Однако во все периоды центральной частью Греции был Эгейский регион - место зарождения и наивысшего расцвета греческой государственности и культуры.

Пройдя Истм (Коринфский перешеек), афинянин или любой другой обитатель Средней Греции оказывался на полуострове Пелопоннес, который он мог бы с полным основанием назвать «метрополией мифов». Территория, вдвое меньшая, чем остальная Греция, насыщена таким количеством легенд и исторических преданий, что они перевешивают мифы Северной и Средней Греции и островов Эгейского моря и Малой Азии, вместе взятые1.

Этот феномен мог вызывать удивление до тех пор, пока археологические раскопки не показали, что политические центры, с которыми связаны мифы Пелопоннеса, - историческая реальность, и если для Северной и Средней Греции можно назвать четыре-пять городов II тысячелетия (Афины, Фивы, Иолк, Фера, Калидон), то в одной только Арголиде, примыкающей к Истму, их более десятка. А ведь кроме Арголиды имелись Лаконика, Мессения, Элида, Аркадия, Ахайя. Одним словом, Пелопоннес во II тыс. до н. э. был средоточием культуры, по сравнению с которым Аттика с Афинами были захолустьем.

Миф о Троянской войне, рисующий Агамемнона предводителем всех ахейцев, одно время воспринимался как свидетельство существования микенской державы, охватывающей едва ли не весь Пелопоннес. Археологические раскопки и древнейшие тексты, современные Троянской войне и ей предшествующие, окончательно опровергли это предположение, показав отсутствие единого государства и единого центра. Пелопоннес второй половины II тыс. до н. э. - это десятки небольших царств в определенных естественно-географических границах. Цари занимали дворцы, являвшиеся военно-административными и экономическими центрами. Это, однако, не говорило о их культурной и религиозной обособленности. Археологические данные показывают распространение по всему полуострову общих керамических типов. Мифы, дополненные археологией, свидетельствуют о почитании в разных местах одних и тех же божеств. Из мифов видно, что герои Пелопоннеса совершают свои подвиги далеко за его пределами, так что создается впечатление, будто полуостров тесен для них. Они побеждают чудовищ по всему свету, расселяются за морями и являются родоначальниками царских домов на островах Эгеиды и в Малой Азии. Все это говорит о желании создателей мифов придать своим излюбленным героям наибольшую значимость. В ходе раскопок на островах Эгеиды, на берегах Малой Азии, на сирийско-финикийском побережье, на Эолийских островах, в Италии и Сицилии обнаружено великое множество обломков расписной микенской керамики и других предметов, произведенных на Пелопоннесе. Все это свидетельства микенской торговли или даже колонизации, следы реальных персонажей, деятельность которых была обобщена в образах Геракла, Персея, Беллерофонта, Диомеда, Одиссея и других «многостранствующих» героев2.

Культ героев, во многих исследованиях именующийся «аристократическим», возник в результате разложения родового строя в связи с выделением аристократических родов.

Знатные роды местами крепко держали в своих руках культы, получавшие со временем более публичный характер. Так, в Афинах культ героев Эрехтея и Бута находился в руках аристократической фамилии Бутадов; фрески на стенах Эрехтейона изображали эпизоды из истории этого эвпатридского рода. В Элевсине жреческие должности при храме Деметры замещались исключительно членами родов Эвмолпидов и Кириков, которые, кстати, обслуживали и фамильный культ героев Эвмолпа и Кирика. Известную роль в элевсинских мистериях играли и другие знатные роды: Филлидов, Кроконидов, Койронидов, Эвданемов, Фиталидов и Бузигов.

Культ героев в Древней Греции сложился в конце 9 в. до н. э., когда стал широко известен гомеровский эпос. Отдельные личности отождествлялись с легендарными персонажами - участниками фиванских и троянских войн: наиболее известными из них были Геракл, Персей и Тесей. Иногда культовые обряды совершались у надгробий исторических личностей: так, спартанский полководец Брасид после своей смерти на поле брани был причислен к героям.

Таким образом, культ героев в материковой Греции был оплотом нравственности и государственности. Начавшись с поучительных устных повествований о подвигах, странствованиях и страданиях героев в долитературный период культуры Древней Греции, он разросся до вполне материальных выражений поклонения - храмов, а также обрядов и традиций, принявших общегосударственные масштабы. Именами героев назывались города, изображения их или эпизодов их странствий присутствовали на предметах обихода, доспехах, с ликами героев чеканились монеты.

«Культ героев сохранился в Греции до очень позднего времени. Еще для IV века засвидетельствовано в Мегаре жертвоприношение быка героям греко-персидской войны. Плутарх (начало II века) застал еще в полном блеске праздники в честь павших при Платее героев и праздник в честь основателя ахейского союза Арата. Павзаний (конец II века), описывая достопримечательности Эллады, связанные с культом какого-либо героя, очень часто при этом замечает, что культ его еще продолжает существовать. Еще при императоре Августе философ. Афинодор был причислен к героям за его заслуги перед городом Тарсом»3.

В архаическом языке слово ηρως (герой) означало умершего. А, как ранее было упомянуто, героев от богов отличала, прежде всего, смертность. Таким образом, основой поклонения героям было представление древних греков о загробной жизни героев, ничем не отличающейся от жизни простых смертных. Будучи любимцами богов, после смерти героям позволялось переселяться на так называемые острова блаженных, наслаждаясь благами «золотого века» под покровительством бога времени - Кроноса (представления более позднего периода), между тем, дух героев, незримо присутствуя на земле, защищает людей от бедствий. В угоду подобным представлениям создавались жертвенники, храмы героев.

Однако имелись существенные различия в культе героев и культе богов. Например, животное, избираемое в качестве жертвы герою, должно быть непременно чёрной масти. А сам обряд пожертвования проводился ближе к вечеру, при этом жертвенный алтарь располагался ближе к земле, так, чтобы кровь убитого животного стекала в землю. При заклании голову животного наклоняли вниз, к земле, а не поднимали к небу. Тушу животного возбранялось употреблять в пищу, её сжигали. Само жертвоприношение героям обозначалось термином enagizein, в то время как жертвоприношение богам - thyein. Насколько строгим были различия в жертвенных обрядах культа героев и культа богов, показывает тот факт, что для Геракла, который был полубогом-получеловеком, у некоторых эллинов существовало два храма: в одном ему приносили жертву как богу, в другом - как герою.

Геракл был наиболее популярным героем среди жителей Древней Греции. По сообщению некоторых античных авторов, культ Геракла как бога впервые возник в Афинах. Геракл почитался как покровитель гимнасиев, палестр и терм, нередко как целитель и отвратитель всяких бед, иногда его почитали вместе с Гермесом - покровителем торговли. Греки часто отождествляли божества других народов с Гераклом (напр., финикийского Мелькарта). С распространением культа Геракла в Италии он стал почитаться под именем Геркулес4.

Имя «Геракл» скорее всего означает «прославленный Герой» или «благодаря Гере». Эта этимология была известна уже древним авторам, которые пытались примирить явное противоречие между значением имени Геракла и враждебным отношением Геры к Гераклу.

Геракл очень рано превратился в общегреческого героя, и детали сказаний, которые связывали его, вероятно, первоначально с какой-то определённой местностью или греческим племенем, стёрлись. Уже в древнейшем, доступном нам слое традиции выступают отчётливые связи, с одной стороны, с Фивами (место рождения Геракла), с другой - с Микенами, Тиринфом и Аргосом (служба Эврисфею, локализация подвигов и пр.). Однако все попытки связать возникновение мифов о Геракле с одним определённым местом (либо с Фивами, либо с Аргосом) или рассматривать Геракла как специфически дорийского героя оказываются неубедительными. Подвиги Геракла довольно чётко распадаются на три культурно-исторических типа: обуздание чудовищ, роднящее Геракла с культурным героем; военные подвиги эпического героя; богоборчество5.

В целом, реализацию культа героев в материковой Греции можно условно классифицировать по областям материализации чувства поклонения:

  • Эпос и драматургия

  • Гробницы героев

  • Храмы и храмовые обряды (жертвоприношения)

  • Общественные мероприятия

  • Культы городов

Рассмотрим их по порядку.

1 Немировский А. И. Мифы и легенды древнего мира. Т. 1. Древняя Греция / А. И. Немировский.- М.: Литература, Мир книги, 2004.- С. 59.

2 Там же. С. 59 - 62.

3 Ранович А. Б. Как создавались жития святых [Электронный ресурс] URL: lib.rus.ec/b/373914/read (Дата обращения - 28.02.2014)

4 Мансурова Т. Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций. - М.: Центрполиграф, 2011. С. 47 - 50.

5 Там же.

© 2010-2022