- Преподавателю
- История
- Урок Русь в 13 веке (6 класс)
Урок Русь в 13 веке (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Милосердова Т.И. |
Дата | 21.07.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь в XIII веке»
Цель урока:
-
Обобщить и систематизировать знания учащихся о борьбе Киевской Руси с иноземными врагами.
-
Продолжить развитие умение учащихся сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, сравнивать и делать выводы.
Форма: урок-играЗадачи:
-
воссоздать панораму героического прошлого русского народа;
-
обобщить факты героической борьбы с иноземными захватчиками;
-
сформировать у учащихся умение мысленно воссоздавать образы людей далеких эпох, восстанавливать силой воображения близкие к действительности исторические явления и события;
-
развить умение работать в группах;
-
развить способности к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий.
Задание 1: быстро ответить на поставленный вопрос.
-
О ком говорится в стихотворении? (Нестор )
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле, о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом...
Он писал из года в год
Про великий наш народ. -
Кем и при каких обстоятельствах были сказаны слова:
"Когда повадился волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если его не убить." (945 г. вече древлян) -
Почему князь Всеволод получил прозвище Большое Гнездо?
-
Справедлив ли был упрек киевлян, высказанный князю Святославу: «Ты ищешь чужих земель, а своею пренебрегаешь!» (Да)
-
Какой князь предупреждал своих врагов о готовящемся нападении? (Святослав)
-
О каком древнерусском городе идёт речь в стихотворении? (Новгород)
Старовечный и вечно новый
над рекой поднимался город...
А по стенам ходит дозором
Больше сотни сильных и рослых.
Иноземец пытливым взором
Не сочтёт их кафтанов пёстрых...
Горд он колоколом недрёмным
Медь гремит его гулко и веще,
Часто скопищем светлым и тёмным
Вкруг него собирается вече. -
О каком периоде русской истории идет речь? (Феодальная раздробленность, 1237 г., 1240 г.)
"...Два всадника - с востока и запада - устремились на неё: один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и калёной стрелой, другой - с тяжёлым копьём, одетый в доспехи." -
Когда "свинья" представляла военную угрозу для Руси? (1242 г., Ледовое побоище)
-
Вы часто видите летом эту длиноклювую птицу на берегу озера, на болоте. Если вспомните название птицы, то вспомните и одну из героических страниц русского народа. О каком событии я прошу вас вспомнить? (Кулик, Куликовская битва)
-
В годину лихих испытаний новгородцы на своём вече принимают решение: "Настал час послать к Ярославичу. Бить челом, звать в Великий Новгород." Что такое чело? (Лоб)
-
Это нужно грибнику и ягоднику, это используют турист и охотник, сельские домохозяйки, и это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода (береста)
Задание 2: исторический источник
-
Вставьте пропущенные слова в тексте, и ответьте на вопросы.
…Битва еще длилась, но затухая: ……. стремились лишь к отступлению. План ………. Ярославовича осуществился полностью: ударом……. В центр лагеря и обходом пешцев
в доль Невы он загнал противника в угол между двух рек ……и……., и спасения врагу не было. Ополчение из семисот бойцов разбило более чем трехтысячное войско…
Л.Обухова. Набатное утро.
1. О какой битве идет речь.
2. В каком году она произошла.
3. Как в народе стали называть А. Ярославовича, после окончания битвы.
-
Вставьте пропущенные слова в тексте, и ответьте на вопросы.
… Князь Александр быстро вывел свою рать к восточному берегу…………….. , чтобы здесь дать битву рыцарям. В тылу находился заснеженный лесистый берег с севера -
широкий участок рыхлого …………….., знал что …….. рыцари будут атаковать клином (………..), острие которого составляют одетые с головы до ног в стальные доспехи конные рыцари. На рассвете началась знаменитая битва, которая вошла в историю как …………… .
1 О какой битве идет речь.
2 В каком году она прошла
3 Изобрази на доске схему построения немецкой армии - клином.
Задание 3: кроссворд
По горизонтали:
1. Высший совет знати и военачальников при хане.
5. Ежегодная обязательная дань.
6. Государственная религия Золотой Орды с XIV в.
По вертикали:
1. Столица Монгольского ханства.
2. Самоуправляющая часть Монгольского государства.
3. Столица Золотой орды.
4. Ханская грамота.
7. Представитель монгольского ханства, занимающийся сбором дани
Задание 4: термины
объяснить значение терминов
Баскак - монголо-татарский воин, собиравший дань,
ярлык - ханская грамота на княжение,
барщина - все работы в хозяйстве феодала,
оброк - доля продуктов своего хозяйства,
натуральное хозяйство - хозяйство, в котором продукты и вещи изготовляли не для продажи, а для собственного потребления,
вече - народное собрание,
полюдье - сбор дани.
Задание 5: "Поймай дату"
Читается отрывок из стихотворения, узнать событие, о котором здесь идёт речь, определить, когда оно произошло.
-
Москва-река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты рассказали нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном тын, за домом дом
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы.
(основание Москвы, 1147 г.
-
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя-внука Чингисхана,
Своё соседство с ним кляня...
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком:
Сжигать и грабить города.
(1237 г., монголо-татарское иго)
-
Шла в поход большая рать...
Позади остался дом
И тепло людское.
Впереди сверкало льдом
Озеро Чудское.
(1242 г., Ледовое побоище)
Задание 6: воины
описать вооружение воина.
-
русский (доспехи и оружие, шлем, латы, кольчуга, меч, лук, стрелы, колчан, боевые топоры.)
-
рыцарь (меч, копьё, топор, палица, щит, кольчуга-латы, шлем-забрало.)
-
монголо-татарский воин (шит из бычьей кожи, лук с калёными стрелами.)
Задание 7: Продолжи ряд
продолжить ряды словами, данными в скобках.
Зависимые люди -
монголо-татары -
кочевники -
(барщина, оброк, десятина, закуп, смерд, холоп, боярин, князь, хан, баскак, половцы, печенеги, ярлык, дань, хазары.)
Подводятся итоги.
Заключительный этап-это домашнее задание.Командам нужно описать деятельность следующих исторических личностей: Иван Калита, Александр Невский