Урок Русь в 13 веке (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь в XIII веке»

Цель урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о борьбе Киевской Руси с иноземными врагами.

  2. Продолжить развитие умение учащихся сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, сравнивать и делать выводы.

Форма: урок-играЗадачи:

  • воссоздать панораму героического прошлого русского народа;

  • обобщить факты героической борьбы с иноземными захватчиками;

  • сформировать у учащихся умение мысленно воссоздавать образы людей далеких эпох, восстанавливать силой воображения близкие к действительности исторические явления и события;

  • развить умение работать в группах;

  • развить способности к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий.

Задание 1: быстро ответить на поставленный вопрос.

  1. О ком говорится в стихотворении? (Нестор )
    В монастырской келье узкой,
    В четырёх глухих стенах
    О земле, о древнерусской
    Быль записывал монах.
    Он писал зимой и летом...
    Он писал из года в год
    Про великий наш народ.

  2. Кем и при каких обстоятельствах были сказаны слова:
    "Когда повадился волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если его не убить." (945 г. вече древлян)

  3. Почему князь Всеволод получил прозвище Большое Гнездо?

  4. Справедлив ли был упрек киевлян, высказанный князю Святославу: «Ты ищешь чужих земель, а своею пренебрегаешь!» (Да)

  5. Какой князь предупреждал своих врагов о готовящемся нападении? (Святослав)

  6. О каком древнерусском городе идёт речь в стихотворении? (Новгород)
    Старовечный и вечно новый
    над рекой поднимался город...
    А по стенам ходит дозором
    Больше сотни сильных и рослых.
    Иноземец пытливым взором
    Не сочтёт их кафтанов пёстрых...
    Горд он колоколом недрёмным
    Медь гремит его гулко и веще,
    Часто скопищем светлым и тёмным
    Вкруг него собирается вече.

  7. О каком периоде русской истории идет речь? (Феодальная раздробленность, 1237 г., 1240 г.)
    "...Два всадника - с востока и запада - устремились на неё: один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и калёной стрелой, другой - с тяжёлым копьём, одетый в доспехи."

  8. Когда "свинья" представляла военную угрозу для Руси? (1242 г., Ледовое побоище)

  9. Вы часто видите летом эту длиноклювую птицу на берегу озера, на болоте. Если вспомните название птицы, то вспомните и одну из героических страниц русского народа. О каком событии я прошу вас вспомнить? (Кулик, Куликовская битва)

  10. В годину лихих испытаний новгородцы на своём вече принимают решение: "Настал час послать к Ярославичу. Бить челом, звать в Великий Новгород." Что такое чело? (Лоб)

  11. Это нужно грибнику и ягоднику, это используют турист и охотник, сельские домохозяйки, и это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода (береста)



Задание 2: исторический источник

  1. Вставьте пропущенные слова в тексте, и ответьте на вопросы.

…Битва еще длилась, но затухая: ……. стремились лишь к отступлению. План ………. Ярославовича осуществился полностью: ударом……. В центр лагеря и обходом пешцев
в доль Невы он загнал противника в угол между двух рек ……и……., и спасения врагу не было. Ополчение из семисот бойцов разбило более чем трехтысячное войско…

Л.Обухова. Набатное утро.

1. О какой битве идет речь.
2. В каком году она произошла.
3. Как в народе стали называть А. Ярославовича, после окончания битвы.

  1. Вставьте пропущенные слова в тексте, и ответьте на вопросы.

… Князь Александр быстро вывел свою рать к восточному берегу…………….. , чтобы здесь дать битву рыцарям. В тылу находился заснеженный лесистый берег с севера -
широкий участок рыхлого …………….., знал что …….. рыцари будут атаковать клином (………..), острие которого составляют одетые с головы до ног в стальные доспехи конные рыцари. На рассвете началась знаменитая битва, которая вошла в историю как …………… .

1 О какой битве идет речь.
2 В каком году она прошла
3 Изобрази на доске схему построения немецкой армии - клином.

Задание 3: кроссворд

Урок Русь в 13 веке (6 класс)

По горизонтали:

1. Высший совет знати и военачальников при хане.

5. Ежегодная обязательная дань.

6. Государственная религия Золотой Орды с XIV в.

По вертикали:

1. Столица Монгольского ханства.

2. Самоуправляющая часть Монгольского государства.

3. Столица Золотой орды.

4. Ханская грамота.

7. Представитель монгольского ханства, занимающийся сбором дани

Задание 4: термины

объяснить значение терминов

Баскак - монголо-татарский воин, собиравший дань,
ярлык - ханская грамота на княжение,
барщина - все работы в хозяйстве феодала,
оброк - доля продуктов своего хозяйства,
натуральное хозяйство - хозяйство, в котором продукты и вещи изготовляли не для продажи, а для собственного потребления,
вече - народное собрание,
полюдье - сбор дани.

Задание 5: "Поймай дату"

Читается отрывок из стихотворения, узнать событие, о котором здесь идёт речь, определить, когда оно произошло.

  1. Москва-река, тебе хвала!
    В веках ты видела немало.
    Когда б ты говорить могла,
    Ты многое бы рассказала.
    Ты рассказали нам о том,
    Как люди начали селиться,
    За тыном тын, за домом дом
    Росло на берегу твоем
    Начало будущей столицы.
    (основание Москвы, 1147 г.



  1. Был страшный год, когда все страны
    Боялись больше, чем огня,
    Батыя-внука Чингисхана,
    Своё соседство с ним кляня...
    Был страшный век, когда монголы
    На Русь лавиною пошли
    В осенний день, по степи голой,
    Топча сухие ковыли.
    Так шла чудовищным потоком
    На Русь монгольская орда
    В одном стремлении жестоком:
    Сжигать и грабить города.
    (1237 г., монголо-татарское иго)




  1. Шла в поход большая рать...
    Позади остался дом
    И тепло людское.
    Впереди сверкало льдом
    Озеро Чудское.
    (1242 г., Ледовое побоище)

Задание 6: воины

описать вооружение воина.

  1. русский (доспехи и оружие, шлем, латы, кольчуга, меч, лук, стрелы, колчан, боевые топоры.)

  2. рыцарь (меч, копьё, топор, палица, щит, кольчуга-латы, шлем-забрало.)

  3. монголо-татарский воин (шит из бычьей кожи, лук с калёными стрелами.)

Задание 7: Продолжи ряд

продолжить ряды словами, данными в скобках.

Зависимые люди -

монголо-татары -

кочевники -

(барщина, оброк, десятина, закуп, смерд, холоп, боярин, князь, хан, баскак, половцы, печенеги, ярлык, дань, хазары.)

Подводятся итоги.

Заключительный этап-это домашнее задание.Командам нужно описать деятельность следующих исторических личностей: Иван Калита, Александр Невский














© 2010-2022