Урок истории Вологодская область в годы Великой Отечественной войны (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Вологодская область в годы Великой Отечественной войны»

Цель: воспитание патриотизма, любви и уважения к бессмертному подвигу, совершенному вологжанами в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:


  1. Создать героический образ земляков - вологжан, совершивших бессмертный подвиг во время Великой Отечественной войны;

  2. Сформировать представление о вологжанах - военачальниках;

  3. Проследить ход событий во время героической обороны Ошты;

  4. Показать значение трудового подвига, совершенного нашими земляками в условиях военного времени;

  5. Оценить вклад вологжан в дело Великой Победы

Актуальность темы.

Урок проводится в рамках изучения регионального компонента базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Вологодской области. В школе не выделены часы на изучение курса «История Вологодского края», поэтому раздел 5 «Вологодский край в годы Великой Отечественной войны» данного курса, изучается на одном уроке в 9 классе. Подготовительная работа к уроку ведется несколько недель.

Здесь собран и представлен краеведческий материал, поиск которого вёлся учителем и учащимися 9 класса в Интернете и книгах, освещающих события Великой Отечественной войны. За основу взят учебник для учащихся 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений «История Вологодского края 19-начало 20 века» под редакцией М.А.Безнина.

Презентация, подготовленная учителем, помогает сделать урок более современным, то есть наглядным, красочным, информативным и более экономичным по затратам времени. Её использование дает возможность применять на данном уроке фотографии солдат и офицеров, тружеников тыла, документы тех лет. Слайды, выведенные на большой экран, являются прекрасным наглядным материалом, который оживляет урок и помогает учащимся глубже усвоить знания

Материалы данного урока используются и при проведении школьных мероприятий, посвященных дню Победы.

.

Литература.

  1. Учебник «История Вологодского края XIX - начала XXI века». - Вологда, 2009.

  2. Хрестоматия «История Вологодского края XX - начала XXI века, 9 класс». - Вологда, 2009.

  3. Вологжане - Герои Советского Союза. - Вологда, 1970.

  4. Живые голоса истории. - Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1981.

  5. Вологжане в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. - Вологда, 1985.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

  1. Их подвиг бессмертен.

  2. Вологжане - военачальники.

  3. Военные действия на территории Вологодской области.

  4. Всенародная помощь фронту.

  5. Цена Великой Победы.

  6. Подведение итогов урока.

Оформление урока

Карты: «Великая Отечественная война 1941-1945 г.», «Вологодская область».

  • Рисунки учащихся о войне.

  • Выставка книг о вологжанах - участниках Великой Отечественной войны.

  • Собранный к уроку краеведческий материал.

  • Презентация «Вологодская область в годы Великой Отечественной войны».

  • Записи песен «Священная война», «День Победы».

  • Перечень вопросов по изучаемой теме, размещенный на доске.

Этапы организации урока.

1.Организационный.

Поясняются учителем цели, задачи и ход урока. Обращается внимание учащихся на вопросы к изучаемой теме, размещенные на доске. Ответы на вопросы учащиеся записывают в тетради.

2.Этап изучения нового материала.

Звучит рассказ учителя и сообщения учащихся, просмотр презентации, в которой отражены самые интересные материалы, используется историческая карта, ведётся работа с документами из хрестоматии. Учащиеся выполняют задания, предложенные учителем. Заслушиваются сообщения учащихся.

3.Этап закрепления материала и проверка усвоения знаний.

Организуется работа с учебником « История Вологодского края XIX- начало XXI века» для 8- 9 классов. Заслушиваются ответы к вопросам, размещенным на доске. Даётся домашнее задание, оценивается работа учащихся на уроке и подготовительная работа (рисунки учащихся, поиск материала, подготовка сообщений).

Слайд 2,3

  1. Их подвиг бессмертен.

Вопрос к первому пункту плана урока: «Сколько вологжан сражалось на фронтах Великой Отечественной войны?»

Учитель. Ранним утром 22 июня 1941 года войска фашистской Германии вторглись на территорию СССР. Почти 4 года длилась кровопролитная война с немецко-фашистскими захватчиками. Достойный вклад в победу над врагом внесли и наши земляки - вологжане.

Звучит 1 куплет и припев песни «Священная война» (музыка Александрова, слова Лебедева - Кумача).

Когда сражаешься за город, село или небольшую деревню, то испытываешь одно чувство - желание отстоять, не пропустить, защитить. Но что чувствовали они, сражаясь на безымянной высоте?! Ведь это тоже родная земля! Из Вологодской области на фронт в годы Великой Отечественной войны ушли 340 тысяч вологжан. Наши земляки сражались на всех фронтах. Мы не сможем рассказать о всех битвах, но некоторые страницы из истории участия вологжан в войне мы вспомним.

Слайды 4,5,6

1 ученик. Первыми в годы войны получили звание Героя Советского Союза три летчика 158-го авиаполка 39-й истребительной дивизии. Среди них был череповчанин М.П. Жуков. 30 июня 1941 года он вогнал вражеский самолет в пике и тот рухнул в озеро. В годы войны он совершил 263 боевых вылета. Погиб наш земляк 12 января1943 года на Ленинградском фронте.

Слайды 7,8

24 августа 1941 года в боях под Новгородом роте 125 степного танкового полка преградил путь огонь вражеского пулемета. И тогда политрук роты, бывший токарь Вологодского паровозоремонтного завода Александр Панкратов закрыл амбразуру своим телом. В истории Великой Отечественной войны это был первый пример такого самопожертвования.

Слайд 9

В начале августа1941 года, когда советские войска вынуждены были отступать, решено было доказать всему миру, что заявления руководителей фашистского государства о разгроме Красной Армии преждевременны. Именно в эти дни уроженец Кирилловского района командир авиаполка Балтийского флота полковник Е.Н. Преображенский и его боевые товарищи повели свои самолеты в глубокий тыл противника, чтобы сбросить бомбы на фашистскую столицу.

Слайд 10

2 ученик. Поставленная задача была успешно выполнена и летчики без потерь вернулись на базу. В этом и последующих рейдах на Берлин вместе с Е.Н.Преображенским участвовал В.И.Щелкунов из Великого Устюга.

Слайд 11

Участвовал в полетах на Берлин и уроженец деревни Паршино Череповецкого района майор В.И. Малыгин. Все они были удостоены звания Героя Советского Союза.

Слайды 12,13

С первых дней войны умело воевал уроженец Вологодского района летчик А.Ф. Клубов. Капитан Клубов сбил 31 самолет противника лично и 19 - в групповых боях.13 апреля1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. За свои подвиги 27 июня 1945 года он был вторично удостоен Звезды героя, на этот раз посмертно.

Слайд 14

  1. Вологжане - военачальники.

Вопрос ко второму пункту плана урока: «Назовите имена вологжан - военачальников времен Великой Отечественной войны».

Слайды 15, 16

3 ученик. В годы Великой Отечественной войны успех боевых операций зависел от умелого руководства войсками. Среди наших земляков - полководцев был М.И. Казаков. Он встретил войну в звании генерал - майора. С января 1944года командовал 10-йгвардейской армией, которая участвовала в освобождении Риги и разгроме курляндской группировки противника.

Слайды 17,18

Уроженец Кадуйского района В.И. Швецов в тяжелые дни 1941 года командовал стрелковой дивизией на Западном фронте, затем 20-й армией. Войска под руководством земляка принимали активное участие в боях под Москвой, Ржевом, Великими Луками. В октябре 1943 года участвовали в Невельской операции. За мужество и героизм, проявленные в боях, несколько соединений и частей 3 ударной армии получили почетное наименование «Невельские».

Слайд 19

  1. Военные действия на территории Вологодской области.

Вопрос к третьему пункту плана урока: «Где проходили боевые действия на территории Вологодской области в годы войны?».

Слайд 20

4ученик. Вологодская область, судя по плану «Барбаросса», должна была подвергнуться оккупации в ходе кратковременной военной компании.

Слайды 21, 22

29 июля 1941 года немецкие самолеты осуществили первую бомбардировку Северной железной дороги. Налеты авиации противника резко участились в октябре 1941 года. (Показ на карте Северную железнодорожную магистраль).

Слайды 23-27

Защищая объекты Северной железнодорожной магистрали, политрук А.Н. Годовиков в декабре 1941 года сбил в районе Кадуя вражеский бомбардировщик. Заступив на боевое дежурство 7 февраля 1942 года, он обнаружил «Юнкерс -88» и начал преследовать противника. У станции Заборье, что находится западнее районного центра Бабаево, у отважного летчика кончились патроны. И тогда он пошел на таран. На следующий день в лесу были обнаружены останки обгоревшего вражеского самолета, разбившийся истребитель и тело А. Н. Годовикова. С воинскими почестями он был похоронен в Череповце, а 4 марта 1942 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайды 28, 29

5 ученик. Осенью 1941 года военные действия на территории Вологодской области велись уже не только на небе, но и на суше. Для защиты Оштинского района был создан Оштинский истребительный батальон, сформированный из местных жителей. В апреле 1942 года оборону Ошты вела 368-я стрелковая дивизия. В результате наступления в июне 1944 года к 24 июня Оштинский район был освобожден от вражеской оккупации. (Показ на карте района Оштинской обороны).

Слайды 30, 31

За годы войны в Вологодской области было обезврежено 32 группы агентов-парашютистов в количестве 144 человек. Активно помогали бороться с диверсантами истребительные батальоны из местного населения. В1942 году они были созданы во всех районах нашей области. Их личный состав насчитывал около 4000 человек.

Слайд 32

  1. Всенародная помощь фронту.

Вопрос к четвертому пункту плана урока: «Сколько средств было перечислено трудящимися области на строительство танковой колонны «Вологодский колхозник» и авиаэскадрильи «Героическому Ленинграду?».

Слайд 33

6 ученик. Победа над врагом ковалась не только на фронте, но и в тылу. Труд здесь был таким же героическим, как и на фронте. Рабочие ВПРВЗ в первые дни войны выдвинули лозунг: «Работать по-военному, за двоих, за троих!» Работа по перестройке экономики на военные рельсы потребовала преодоления немалых трудностей.

Слайды 34, 35, 36

Ведущими отраслями народного хозяйства области к началу войны были лесозаготовительная и лесоперерабатывающая промышленность. Предприятия этих отраслей должны были давать стране высокосортную древесину, а также спецдревесину - авиаберезу и авиасосну.

Предприятия области выпускали также мины и снаряды. Вологодский паровозовагоноремонтный завод освоил за время войны выпуск не только мин, но и специальных деталей для реактивных минометов - знаменитых «катюш».

Слайд 37

С осени 1941 года на территории Вологодской области разместился распределительно - эвакуационный пункт - 95. В него входили военно - санитарные поезда, эвакогоспитали и эвакоприемники, общее число которых за годы войны превысило 100 единиц.

Всего в Вологде получили постоянную прописку более 40 военно - санитарных поездов. За годы войны эти «госпитали на колесах» вывезли с фронтов почти миллион раненых.

Слайд 38

7 ученик. Вместе с рабочим классом свою лепту в дело победы вносило колхозное крестьянство. В деревне, как правило, рабочий день начинался с 4-5 часов утра, а заканчивался с наступлением темноты. Особенно трудной выдалась полевая страда 1941 года. Молодежь, женщины и старики, как и во всей стране, став основной рабочей силой в сельском хозяйстве, показывали высокие результаты.

Слайды 39, 40, 41

Война убедительно подтвердила прочное единство фронта и тыла, тесную связь народа и армии. В ходе войны по инициативе трудящихся возникло множество патриотических движений в помощь фронту. Рабочие, колхозники и интеллигенция бескорыстно помогали фронту, чем могли. Они вносили личные сбережения, отдавали теплые вещи, обувь, продукты питания. Работали сверхурочно, устраивали субботники и воскресники. Колхозники засевали в фонд обороны сверхплановые гектары, выращивали скот в личных хозяйствах, сдавали шерсть, кожи, молоко, яйца, мясо.

5.Цена великой Победы.

Вопрос к пятому пункту плана урока: «В каких книгах отражен трудовой подвиг вологжан в годы Великой Отечественной войны?».

Слайды 42, 43

Учитель. Много горя и невзгод выпало на долю населения Вологодской области в годы войны. Если к 220 тысячам 494 умершим приплюсовать боевые потери наших земляков (178 тысяч 811не вернувшихся с фронта солдат), то получится, что к концу войны область недосчиталась почти 400 тысяч своих жителей. Эта цифра существенно превышает среднестатистический показатель по СССР.

Известно, однако, главное: люди выстояли и победили. Их трудовой подвиг на Вологодской земле ныне засвидетельствовали районные Книги Памяти под названием «Труженики тыла» и «Вдовы солдатские» - книги, в которых вписаны имена и фамилии тех, кто не щадя своей жизни и здоровья, из последних сил приближал светлый час Победы над врагом!

Слайд 44

Звучит песня «День Победы».

6.Подведение итогов урока.

Д/з: Провести мини-исследование по теме «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».


© 2010-2022