Программа по факультативу (10 класс) история

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гвардейская школа-гимназия № 2»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Острякова, 1, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297513

тел/факс 0(652) 32-38-59, e-mail: [email protected]«Рассмотрено»

На заседании кафедры

Руководитель кафедры

Н.Н. Фомишина


Протокол № от « » 2015г

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР

М. С. Казаева

« » 2015 г

«Утверждаю»

Директор школы

Е.В Богданова

Приказ № от « » 2015г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «Реформы и реформаторы в России»

Класс: 10

Срок реализации программы: 2016/2017 уч.г.

Количество часов по учебному плану: 35 ч/год, 1 ч/неделю


Планирование составлено на основе:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 Авторские программы : История. 10-11 классы. Рабочие программы к учебникам Н.С. Борисова и А.А. Левандовского: базовый уровень / автор-составитель Т.В. Ковригина.- Волгоград: Учитель, 2010.

  2. Программа элективных курсов по истории / авторы-составителиС.Н.Степанько,Н.И. Чеботарева.- Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Учебники:

История России с древнейших времен до конца XVII в.: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Н.С. Борисов.- М. Просвещение, 2014.Левандовский А.А. История России XVIII-XIX веков: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А.А. Левандовский.- М. Просвещение, 2014.Уколова В.И., Ревякин А.В. Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX в.: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / В.И.Уколова, А.В.Ревякин.- М. Просвещение, 2014


Рабочую программу составил учитель истории и обществознания Фомишина Н. Н.


пгт. Гвардейское 2016г.







Введение

Рабочая программа по факультативу курсу составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования ,утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004

Уровень обучения - базовой


Цель курса:

Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России. Цель курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.

Задачи курса:

Способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества.

Формировать устойчивый интерес к историческому прошлому.

Создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практически умений в изучении истории.

Развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания, творческие способности.

Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.

В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашей страны в различные периоды. Курс ориентирован на проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории.

При изучении курса большое внимание уделяется реформаторским начинаниям и замыслам.

На материале XVIII - начала XX вв. школьники могут углубить представления о преимуществах мирного, эволюционного развития общества, о драматической судьбе российского реформаторства.

В процессе изучения данного курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о важных событиях, оказавших непосредственное влияние на жизнь России. Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно).


Основные умения и навыки:

  • анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России;

-владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей;


  • владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований.

-анализировать и сопоставлять факты.

Условия для реализации: кабинет истории, комплект настенных карт, атласов, иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература, портреты для создания яркого и полного образа, изучаемой личности.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ - 35 часов в год, 1 час в неделю.


Учебно-тематический планп/п

Наименование тем курса

Всего часов

1.

Введение

1

2.

Первые отечественные реформаторы и их преобразования.

2

3.

Реформаторы Киевской Руси.

2

4.

Реформаторы Московской Руси.

1

5.

Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный.

4

6.

Реформаторская деятельность в XVII веке.

3

7.

Реформы Петра I: Истоки и последствия.

3

8.

Эпоха просвещенного абсолютизма.

3

9.

Реформы и реформаторы первой половины XIX века.

2

10.

Реформы и реформаторы второй половины XIX века.

1

11.

Реформы и реформаторы XX века

4

12.

Итоги реформирования России

3


ИТОГО

35 часов

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Введение. Знакомство со структурой курса (1 час).

Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе.

Тема 1. Российское реформаторство (2 часа).

Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы "сверху". Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства.

Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования (2 часа).

Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович. Их роль в развитии русского государства. Административно-финансовая реформа княгини Ольги. Владимир Святой и его деятельность. Крещение Руси - коренное преобразование русской истории.

Тема 3. Реформаторы Киевской Руси (2 часа).

Ярослав Мудрый. "Русская правда" - первый писанный свод законов. "Правда Ярославичей". Владимир Мономах. "Устав Владимира Всеволодовича (Мономаха)". Успехи гражданственности в Киевской Руси.

Тема 4. Реформы Московской Руси (1 час).

Иван III. Судебник Иван III. Начало закрепощения крестьян.

Тема 5. Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный (4 часа).

"Иван Грозный: человек и правитель". Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Судебник Ивана Грозного. Усиление крепостного права. Опричнина: причины ее возникновения и результаты.

Тема 6. Реформаторская деятельность в XVII веке (3 часа).

Алексей Михайлович и его преобразования. Соборное уложение. Церковная реформа. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Реформаторские проекты А.Л.Ордин-Нащокина и В.В.Голицына.

Тема 7. Петр I (4 часа).

Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности Петра I. Петр I - великий реформатор. Методы достижения цели. Петр I: человек и правитель. Итоги реформаторской деятельности Петра I. Личность Петр I.

Тема 8. Эпоха Просвещенного абсолютизма (1 час).

Эпоха Просвещенного абсолютизма. Екатерина II. Реформы 1775-1785.

Тема 9. Реформаторы первой половины XIX века (3 часа).

Реформаторская деятельность Александра I. Реформы государственного управления. М.М.Сперанский и его деятельность. Николай I - попытки реформ. П.Д.Киселев и крестьянский вопрос.

Тема 10. "Александр II: великие реформы" (5 часов).

Личность Александра II. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы. Реформы Александра II. Значение реформ Александра П.

Тема 11. Реформаторы Российской империи начала XX века (4 часа).

С.Ю. Витте - человек и политик. П.А. Столыпин - последний реформатор Российской империи. Личность П. А. Столыпина - последнего реформатора Российской империи. Деятельность П.А. Столыпина. Аграрная реформа: содержание и осуществление. Значение реформы. Итоги реформаторской деятельности Российской империи.

Итоговое занятие: Реформы и реформаторы (3часа).

Требования к уровню подготовки, учащихся по предмету.

Ученик должен знать/ уметь:

  • соотносить единичные факты и общие явления и процессы;

  • называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;

  • сравнивать исторические события и исторических деятелей;

  • излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;

  • объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;

  • сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;

  • определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.











Календарно - тематическое планирование


УРОКА

Темы уроков

Знания, умения

Дата

Коррекция

Раздел I.Введение. 1ч.

1.

Введение

Знакомство со структурой курса, его особенностями.

Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в изучении истории.

Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства.

07.09

Раздел II. Первые отечественные реформаторы и их преобразования. 2ч.

2.

Первые отечественные реформаторы и их преобразования.

Что такое реформа? Кого мы называем реформатором?

Положительные и отрицательные последствия реформ.

14.09

\3.

Реформаторы Киевской Руси.

Роль реформаторов в развитии Российского государства. Умение устанавливать причины, следствия и значение ист. событий и явлений Уметь извлекать главное, выделять особенности, работать с учебником ,с историческим документом и анализировать его

21.09

Раздел III. Реформаторы Киевской Руси. 2ч.

4.

Первые русские реформаторы

Первые русские реформаторы: княгиня Ольга, Владимир Святославович; их роль в развитии русского государства.

28.09

5.

Крещение Руси

Крещение Руси - коренное преобразование русской истории. Уметь работать с историческим документом и анализировать его .Знать понятия по теме

05.10

Раздел IV. Реформаторы Московской Руси. 1ч.

6.

Первый рукописный свод законов

«Русская Правда»,

«Правда Ярославичей»,

«Устав Владимира Мономаха» - роль и значение документов для развития государства. Уметь работать с историческим документом и анализировать его .Знать понятия по теме

12.10

Раздел V. Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный. 4ч.

7.

Избранная рада и Иван Грозный.

Знать причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады.

19.10

8.

Избранная рада и Иван Грозный.

.Определять роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Уметь работать с историческим документом

26.10

9.

Итоги преобразований

Сравнивать: развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности; деятельность Избранной рады и опричнину

09.11

10.

Опричнина

Знать: причины ее возникновения и результаты.

16.11

Раздел VI. Реформаторская деятельность в XVII веке. 3ч.

11.

Юридическое оформление системы крепостного права на Руси, его значение и последствия

Юридическое оформление системы крепостного права на Руси, его значение и последствия.

23.11

12.

«Соборное Уложение».

«Бунташный век».

Уметь работать с историческим документом и анализировать его .Знать понятия по теме

30.11

13.

«Соборное Уложение».

«Бунташный век».

Уметь работать с историческим документом и анализировать его .Знать понятия по теме

07.12

Раздел VII. Реформы Петра I: истоки и последствия. 3ч.

14.

Реформы Петра I: Истоки

Причины проведения реформ в начале XVIII Уметь устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений. Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме

14.12

\века. Цели реформаторской деятельности ПетраI.

21.12

15.

Проекты преобразований

Знать-Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Уметь устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений. Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме

16.

Реформы Петра I: и ихпоследствия

Петр I: человек и правитель. Итоги реформаторской деятельности Петра. Составлять характеристику историческим деятелям и явлениям; иметь представление об организации

Раздел VIII. Эпоха просвещенного абсолютизма. 3ч.

17.

Екатерина Великая и её реформаторская деятельность.

Личность Екатерины II. Политика

«Просвещенного абсолютизма», Уметь устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений. Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме

18.

Деятельность Уложенной комиссии. Итоги правления Екатерины

Деятельность Уложенной комиссии. Итоги правления Екатерины. Уметь устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений. Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме

19.

Павел I

Павел I.Личность императора. Причины проведения реформ. Составлять характеристику историческим деятелям и явлениям; иметь представление об организации

Раздел IX. Реформы и реформаторы первой половины XIX века. 2ч.

20.

«Эра либерализма».

Россия XIX века: необходимость реформ.

Александр I: «Эра либерализма».

Деятельность Негласного комитета. Умение устанавливать причины, следствия и значение ист. событий и явлений Уметь извлекать главное, выделять особенности, работать с учебником ,с историческим документом и анализировать его

21.

М.М. Сперанский

Систематизировать изученный материал Умение работать с историч. документом. Знать понятия по теме Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме

Раздел X. Реформы и реформаторы второй половины XIX века. 4ч.

22.

Великие реформы Александра II.

Личность Александра II. Причины проведения реформ. Систематизировать изученный материал Умение работать с историч. документом. Знать понятия по теме Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме

23.

Влияние деятельности Александра II на развитие России

Умение устанавливать причины, следствия и значение ист. событий и явлений Уметь извлекать главное, выделять особенности, работать с учебником ,с историческим документом и анализировать его

24.

Значение и итоги реформ.

Значение и итоги реформ. Судьба Александра II. Деятельность Уложенной комиссии. Итоги правления Екатерины

25.

Значение и итоги реформ.

Значение и итоги реформ. Судьба Александра II. Составлять характеристику историческим деятелям и явлениям; иметь представление об организации

Раздел XI. Реформы и реформаторы XX века. 6ч.

26.

С. Ю. Витте: человек и политик.

Систематизировать изученный материал Умение работать с историч. документом. Знать понятия по теме Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме

27.

Политическая карьера Витте.

Составлять характеристику историческим деятелям и явлениям; иметь представление об организации

28.

П.А.Столыпин - последний реформатор Российской империи.

П. А. Столыпин - последний реформатор Российской империи. Систематизировать изученный материал Умение работать с историч. документом. Знать понятия по теме Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме

29.

Аграрная реформа

Аграрная реформа Столыпина. Итоги и её значение; причины неудачи. Трагическая судьба реформатора. Составлять характеристику историческим деятелям и явлениям; иметь представление об организации

30.

Крах Русской империи. Невозможность реформирования

Систематизировать изученный материал Умение работать с историч. документом. Знать понятия по теме Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме

31.

Великие последователи реформаторов

Составлять характеристику историческим деятелям и явлениям; иметь представление об организации

Раздел XII. Итоги реформирования России. 3ч.

32.

Судьба реформаторов в России. Схожесть их судеб.

Судьба реформаторов в России. Схожесть их судеб. Составлять характеристику историческим деятелям и явлениям; иметь представление об организации

33.

Нужны ли России реформы и реформаторы?

Нужны ли России реформы и реформаторы? Систематизировать изученный материал Умение работать с историч. документом. Знать понятия по теме Уметь презентовать свои творческие работы. Знать понятия по теме

34.-35.

Итоговое занятие

Итоговые занятия .Актуализация знаний учащихся по изученным вопросам.(Защита проектов)

Литература.

1.Аверх А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991г. 2.Анисимов, Е.В. Время Петровских реформ. Л.,1989 г.

3.Головатенко А. История России : спорные проблемы. М., 1994 г. 4.Исаев,И.Н. История государства и права России, М., 1994г.

5.Павленко Н.И. Петр первый и его время.М.,1989г. 6.Энциклопедия Аванта+ история России в 3-х частях. М., 2002г. 7.Энциклопедия кто есть кто в мире.

6.Дейкин А. Великий эконом самодержавия: сто лет назад завершилась денежная реформа С.Ю. Витте //А. Дейкин/ Новое время. - 1997.

7.Румянцев, М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги// М. Румянцев/ вопросы экономики. -1990. - № 10.

8.Ананьич Б.В. Сергей Юльевич Витте // Б. В. Ананьич, Р.Ш. Ганелин/ Вопросы истории. - 1998. -№ 8.

9..Великие государственные деятели России/ под ред. А.Ф. Киселева. -М.: Владос, 1996.

10. Ключевский В.О. Исторические портреты / В.О.Ключевский.- М.: Правда, 1991г.

8

© 2010-2022