Технологическая карта урока по теме Микены и Троя

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учитель: Бредихина Татьяна Григорьевна, учитель истории и обществознания ГБОУ школа № 60 , г. Санкт- Петербург

Предмет: история

Класс: 5

Автор УМК: История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразовательных. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. : Просвещение, 2014.

Тема урока: Микены и Троя

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Цель урока: способствовать ознакомлению с наиболее известными историческими и художественными памятниками микенской культуры, подвести к пониманию причин Троянской войны, продолжить формирование аналитических умений на основе изучения документальных источников и карты, давать характеристику событиям и их участникам.

Задачи урока:

Предметные:

  • Развивать умение анализировать исторические документы, поступки личности;

  • Продолжать формировать умение читать историческую карту и анализировать её;

  • Научиться излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Метапредметные:

  • Быть способным сознательно организовывать и регулировать свою деятельность на уроке;

  • Уметь определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя;

  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

  • Высказывать свое предположение;

  • Уметь решать исторические задачи;

  • Быть готовым к сотрудничеству с соучениками.

Личностные:

  • Уметь определять свою позицию;

  • Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • Ориентироваться на успех в учебной деятельности.

Образовательные ресурсы: Учебник. Карта: «Древняя Греция». Образовательная коллекция «История Древнего мира»

Организация деятельности учащихся на уроке:

  • самостоятельно определяют тему, цели, задачи урока;

  • самостоятельно выходят на проблему и решают её;

  • ведут диалог, отвечают на вопросы;

  • выполняют практические задания;

  • работают самостоятельно и в парах;

  • оценивают себя и друг друга;

  • рефлексируют.

Технология проведения урока проблемно-диалогический метод обучения


Этап урока

(обязательные этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

контроля

характеристика

основных видов

деятельности

формируемые УУД

1. Этап - Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности.

Приветствует обучающихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм.

2. Этап - Актуализация знаний

Организует игру «Да» «Нет».

Объясняет правила: внимательно слушаете утверждение, если вы с ним согласны, то вам следует встать, если же не согласны, то сидите на местах.

(Приложение 1)

Применяют исторические знания в нестандартной ситуации



Познавательные:

воспроизводят в памяти информацию необходимую для решения учебной задачи.

Регулятивные:

оценивают результат своей работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Личностные: самоопределение

Игра

3. этап - Постановка

учебной задачи

Формулирование проблемы.

Предлагает сформулировать тему урока.

- Тема нашего урока зашифрована в названии древнейших городов.

Чтобы её расшифровать, необходимо использовать выделенные буквы в названии городов

(Приложение 2)

Тема урока:

«Микены и Троя».

- Как вы думаете, что может связывать эти два города?

- В таком случае скажите, что нам сегодня на уроке нужно рассмотреть?

Ставит проблему:

- Может ли яблоко быть причиной раздора?

Воспринимают задание.

Формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.


Смотрят на экран и строят свои предположения, что это город Троя.

Дети предполагают, что в том числе война.

Высказывают цели урока.

Регулятивные: высказывают свое предположение; принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Коммуникативные: высказывают свое мнение; прислушиваются к мнению других.

Личностные: умение ориентироваться на успех в учебной деятельности.

Работа с шифровкой

4. этап - Усвоение новых знаний и способов действий.
В крепкостенных Микенах

Предлагает совершить путешествие в Микены.

Рассказывает о местоположении, находках обнаруженных во время археологических раскопок.

Организует работу с историческим документом

(Приложение 3)

Находят и показывают на карте Микены.

Анализируют документальный источник, высказывают свои предположения в парах, после чего озвучивают их классу




Познавательные: извлекают информацию из иллюстраций, текстов, выявляют сущность, особенности объектов, делают выводы на основе анализа объектов, находят ответы на вопросы, используют знаково- символические средства

Регулятивные: высказывают своё предположение,

слушают других, формулируют свои мысли в устной форме

Коммуникативные:

умеют работать в парах

Личностные: погружаются в тему, дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания

Работа с картой, беседа по вопросам.

Троянская война.

Миф о начале Троянской войны.

Организует работу с текстом (п.2)

- Кто был соперником греков на полуострове Малая Азия?

- Какая дата считается началом Троянской войны?

- Чем закончилась осада Трои?

- Удалось ли грекам воспользоваться победой? Почему?

Организует просмотр отрывка учебной лекции

«Миф о начале Троянской войны.»

- Какая причина начала Троянской войны указана в мифе?

- Как вы думаете, что могло быть действительной причиной этой войны?

Раскройте смысл выражения «яблоко раздора»

Предлагает оформить записи в тетрадях

Проводят поиск необходимой информации в различных источниках (текстовом, изобразительном).

Раскрывают смысл выражения «яблоко раздора»




Записывают дату исторического события; причину Троянской войны

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения, извлекают информацию из текста и воспроизводят её по памяти.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Беседа по вопросам

5 этап - Закрепление знаний и способов действий

Организует самостоятельную работу с хронологией, «линией времени», осуществляет фронтальный контроль (Приложение 4)

Выполняют счет лет в истории, используя «линию времени»

Познавательные:

Используют знаково - символические средства для решения учебной задачи

Хронология, работа с «линией времени»

6 этап - Итоги урока.

Рефлексия

Предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

(Приложение 5 ).

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: понимают значения знаний для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Коммуникативные: оценивают своё эмоциональное состояние и свою деятельность на уроке

Оценивание учащихся за работу на уроке

7 этап - Информация о домашнем задании

Комментирует задание

(Приложение 6)

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Ресурсный материал к уроку


Приложение 1

Вопросы для игры:

1. Греция омывается Ионическим и Эгейским морями (да)

2. Сказания, объясняющие исторические события и явления природы действиями богов, называются мифы (да)

3. Балканскими горами Греция делится на Северную, Среднюю, Южную и Горную (нет)

4. В греческих мифах чудовище с телом человека и головой льва звали Минотавр (да)

5. Героя, победившего чудовище с телом человека и головой быка, звали Персей (нет)

6. Лабиринт для чудовища с телом человека и головой быка создал Дедал (да)

7. Греция расположена на юге Пиренейского полуострова (да)

8. Города-государства Греции платили дань критскому царю (да)

9. Критское царство погибло в XV в. до н.э. в результате нападения захватчиков (нет)

Приложение 2


Милет, Мемфис, Дамаск, Иерусалим, Александрия, Фивы

Библ

Тир, Карфаген, Сидон, Ниневия

Приложение 3

Раздаточный материал для работы в группах.

Надписи из архива Пилосского дворца


1. При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором находился царский дворец, дома знати, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями - списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.

2. Списки рабынь и их детей.

Молольщиц (женщин) 7, (девочек) 10, (мальчиков) 5.

Чинильщиц (женщин) 12, (девочек) 16, (мальчиков) 8.

Прядильщиц (женщин) 37,(девочек) 26, (мальчиков) 4.

Банщиц (женщин) 38, (девочек).

Подсобных работниц (женщин) 4,

Служанок (женщин) 32,(девочек) 26.

Швей (женщин) 38, (девочек) 20.

Вопросы к документу:

- Какие выводы мы можем сделать на основе данного отрывка о древнегреческом обществе?

- Кто по составу в основном были рабы в Микенах и почему?

Приложение 4

Задания к счету лет:

- Сколько лет прошло с начала Троянской войны? (3217 лет )

В 1873 году немецкий археолог Шлиман нашел на месте Трои первые золотые изделия.

- Сколько лет отделяет эту дату от начала троянской войны ? (3073 года)

Покажите на «линии времени», как вы считали.


Приложение 5

Рефлексия

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…


Приложение 6

Домашнее задание.

На оценку «3».

Параграф 25 читать, пересказывать, устно отвечать на вопросы.

На оценку «4».

Параграф 25 читать, пересказывать, письменно ответить на вопрос №1 после параграфа.

На оценку «5».

Параграф 25 читать, пересказывать, письменно ответить на вопрос №1 после параграфа, составить кроссворд из 10 слов на основе параграфов 24-25.


© 2010-2022