Урок по истории Ассирийская держава

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

Одринская Елена Евгеньевна учитель истории

Цель:

  • познакомить учащихся с понятием "держава";

  • выяснить в чем сила и слабость ассирийской державы;

  • продолжить учить различным способам и приемам работы на уроке и дома для достижения поставленной цели;

  • воспитывать чувство сопричастности и сочувствия к угнетённым народам.

Оформление:

  • карта учебника "Древний Восток" стр.31;

  • карта "Ассирийская держава в VIII-VII вв. до н.э.;

Понятия:

  • держава - большое и сильное государство;

  • империя - государство, которое включает в себя территории завоёванных им стран;


Тип: изучение нового материала.

План урока:

1.Вступление. Понятие "держава".

2.Сила державы:

а) хозяйство;

б) культура;

в) войско.

3. Завоевательные походы.

4.Заключение. Рефлексия.

Ход урока:


  1. Организационный момент


  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Библейские сказания»

  1. Работа по карточке: подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие мифы вошли в древнюю часть Библии Ветхий Завет?»

Для этого вспомни:

- Где жили еврейские племена в 2000 г. до н.э.?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- В какую книгу вошли предания этого народа?

_________________________________________________________________

- Что называется Ветхим заветом?

_____________________________________________________________________________

- Что обозначает понятие «единобожие»?

__________________________________________________________________

- Что обозначает понятие «Заповеди»?

__________________________________________________________________

- С каких мифов начинается Ветхий завет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

- За что Бог наказал людей, устроив потоп на земле?

__________________________________________________________________


  1. Работа учащихся с понятиями:

Дайте определение следующим понятиям

- Библия __________________________________________________________________

- Ветхий завет - ________________________________________________________________

- Миф __________________________________________________________________

_________________________________________________________________

- Предание ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

- Заповеди __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

- Завет __________________________________________________________________


  1. Работа с классом. Беседа по содержанию библейских заповедей

- Какие заповеди содержит Библия? (Веруйте в Бога, не делайте себе кумира, не произноси напрасно имя Божие, почитай отца своего и мать, не убивай, не кради, не лги….)

- Как вы думаете, можно ли нам сегодня жить по этим заповедям?

III. Переход к новой теме

Итак, мы познакомились с Библией, с преданиями еврейского народа, которые вошли в Библию. Узнали о взглядах древних евреев на мир, на появление человека, познакомились с библейскими заповедями, по которым можно жить и сегодня. На территории восточного Средиземноморья кроме древних евреев проживали и древние ассирийцы, жители Ассирии. Они смогли создать сильное и мощное государство.

Тема нашего урока: «Ассирийская держава»

И сегодня мы с вами должны выяснить «В чем сила и слабость Ассирийского государства»

Учитель. Ребята, свой урок я хочу начать с таких слов: (слайд1)

"Россия - священная наша держава
Россия любимая наша страна

Могучая воля - великая слава
Твоё достоянье на все времена."

Задание. Вам знакомы эти слова?

- Да, это слова из государственного гимна нашей страны (сл. Михалкова).

Учитель. Я не случайно начала урок с этих слов. Какие понятия характеризуют нашу страну?

- Держава, любимая страна.

Задание. Как вы понимаете слово "держава"?

- Держава - большое и сильное государство. (Слайд2)

Итак, мы отправляемся в Ассирию X в. до н.э.

Это было так давно, поэтому я предлагаю отправиться туда на машине времени. (Слайд5)

Согласны? Путь очень долгий. Путешественникам всегда нужна карта?

- Да. (Слайд6)

Откройте страницу31 учебника для 5-го класса " История древнего мира" под ред. А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И. С. Свенцицкой, М., " Просвещение", 2007год. Посмотрите внимательно на карту. X в. до н.э. В верхнем и среднем течении реки Тигр между Сирией на западе, государством Урарту на севере и Вавилонским царством (Двуречье) на юге находилась Ассирия. (Заметьте, я не называю держава.)

Задание.Давайте определим , чем занимаются жители этой страны? В чём её сила? Может в хозяйстве?

- Вдоль реки Тигр - плодородные земли, а они позволяют заниматься ЧЕМ? - земледелием.

Степи удобны для скотоводства.

На севере горы - богаты рудами металлов, можно заниматься ЧЕМ? - ремеслом

Задание.Обратите внимание на записи на доске, какие выводы можно сделать?

- ЕГИПЕТ - Медные орудия;

- ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО - бронза;

- АССИРИЯ - ?

Учащиеся делают вывод: В Египте главный металл - медь, в Вавилонии в основном использовали бронзу, а в Ассирии - железо.

Откройте стр.82-83, учебника, прочтите 1 п., 1 и 2 абзацы и ответьте: из какого металла ассирийцы изготавливали свои орудия труда и оружие? (Ребятаговорят об использовании железа).

Запись в тетрадь: 10 век до н.э. - широкое применение железа

ЗАДАНИЕ. Подумайте, почему с 10 века до н.э. железо станет царем металлов.(Работа со сравнительной таблицей)

Цель работы: самостоятельно ученики должны расставить знаками + и - преимущества или недостатки того или иного металла, объяснить свой выбор.


Медь, бронза

железо

Легко поддается обработке +

Прочный металл +

Мягкий металл -

Стоит дешево +

Встречается редко +

Встречается чаще в природе +

Стоит дорого -

Нужны специальные печи для обработки -

Особые навыки кузнецов -

  1. Ребята, сделайте из таблицы вывод, почему именно железо можно по праву назвать царем металлов? (прочный металл, дешевый, часто встречается в природе)

  2. Объясните, почему после распространения железа, земледелие станет процветать и в странах с твёрдой почвой, а не только вдоль берегов рек? (орудия труда из железа прочные и можно распахивать твердые почвы)

- Также страна находилась на пересечении важнейших торговых путей. Столицами её были города Ашшур и Ниневия.

Учитель. Итак, мы выходим из машины времени (Разминка). Я как проводник поведу вас в древний город Ашшур, столицу Ассирии.

Ашшур находится на перекрёстке важнейших торговых путей. Торговля здесь играла главную роль. Ашшуром правил совет купцов - старейшин. Одного из старейшин избирали на год правителем, который ведал городской казной и его именем назывался год его правления. Царь в эти времена исполнял обязанности жреца и военачальника и подчинялся совету купцов - старейшин.

- Итак, ребята, можем мы сказать, что сила страны в хозяйстве? - ДА

В чём ещё сила государства, может в культуре?

(Идёт работа с текстом учебника, стр.85.)

- Путешествие по царскому дворцу - учебник п.4 стр.85

- Библиотека Ассирии - учебник п.5. стр.85

Учитель - Ассирия была знаменита и своими знаниями и прекрасными архитектурными дворцами

Вывод. Сила государства в культуре.

Учитель. Держава - великая страна и держит первенство во всём, в том числе и по величине (площади). Я приглашаю вас отправиться в Ассирийскую державу в VIII-VII веке до н.э. (Слайд7)

Почему же страна стала такой большой?

Учитель: в 8-7 веках до н.э. ассирийские цари завоевали многие страны: Двуречье, Сирия, Финикия, Палестина . Совершали победоносные походы на юг - в Египет и на север - в горное царство Урарту. После военных походов Ассирия превратилась в могущественную державу. Слайд 4 (определение Держава)

Работа с историческим документом: (М.П. с.100) Воспоминание СалманасараIII - царя Ассирии.

Вопросы к документу:

  1. С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны? (С целью обогащения)

  2. Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи? (воинов, оружие, коней, домашний скот)

  3. Какой характер носили войны, которые вели ассирийские цари? (захватнический, грабительский, несправедливый)

Учитель. Но как такая небольшая страна победила множество стран и народов?

(работа с текстом учебника п.2,стр.83-84; текстом.

Беседа пор прочитанному:

- Чем была вооружена армия Ассирии? (железными мечами, боевыми топорами, круглыми щитами, металлическими бляхами, остроконечными шлемами, панцирями и тугими луками).

- Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся? (Ассирийцы широко использовали конницу).

- какие новые технические средства они использовали во время боя? (Они использовали таран, и при форсировании реки воины надували специальные кожаные мешки, на которых можно было перебраться вплавь).



запись в тетрадь

Причины побед ассирийской армии: (Слайд10)

  • регулярная армия из свободных ассирийцев;

  • войско вооружено оружием из железа; (Слайд11)

  • в Ассирии появилась конница; (Слайд12)

  • использовали тараны - осадные приспособления; (Слайд13 -14)

  • ассирийцы могли в полном вооружении переплывать через реки. (Слайд15)

Вопрос: Скажите, можно ли Ассирию назвать страной железа и завоевателей? - (ДА)

Учитель. Власть Ассирии вызвала всеобщую ненависть. «Логово льва» - так называли порабощенные народы Ассирию, а ее столицу Ниневию нарекли даже городом крови. Повсюду раздавались проклятья жестоким поработителям. Даже в Библии говорится: «Горе кровавому городу, он весь полон обмана и убийств, в нем не прекращается разбой…»

Учитель: Давайте попробуем выяснить, действительно ли ассирийцы были так жестоки и почему Ассирию и ее столицу Ниневию покоренные страны называли логовищем львов и городом крови?

  • Работа по иллюстрации(Учебник -стр.85) - слайд №5

  • Работа с текстом учебника - стр.84

Задание 1.
Посмотрите на иллюстрацию на слайде и охарактеризуйте по ней ассирийских воинов, можно ли их назвать жестокими.

Задание 2.
Прочитайте пункт 3, абзац 2 и 3 и объясните, как поступали ассирийцы с захваченными странами.

Учитель: Ребята, согласны ли вы с тем, что Ассирия была жестокая страна?

Учитель: Ребята, мы с вами выяснили, что сила страны заключается:

1. В хозяйстве. 2. В культуре. 3. В армии

Заключение.

Да, ассирийцы вошли в историю как безжалостные завоеватели. (Слайд18) Из каждой покорённой страны в Ниневию привозили мешок земли и высыпали у городских ворот столицы в знак того, что ассирийцы навсегда овладели этой землёй.

Закройте глазки и представьте, что вы жители тех самых покорённых стран. У меня в руках горстка земли из этих покорённых стран. Я беру её в руки и чувствую: она живая, тёплая, она плачет. Её истоптали враги, полили кровью и зовёт она на борьбу против своих врагов.

Так в чём же слабость Ассирийской державы?

- В том, что покорённые народы не смирились со своим положением, они обязательно поднимутся на борьбу.

Учитель.(лента времени) Не более ста лет была Ниневия столицей могущественной империи. Но, породив войны, она в войнах и пала. В 612г. до н.э. Ниневия была осаждена и захвачена вражескими войсками, а народы покорённых стран тоже поднялись на борьбу. Согласно преданию, последний царь Ассирии, чтобы не попасть в плен сам бросился в огонь пожара. Великая Ассирийская держава погибла.

Закрепление. Выполнение задания № 75с. 62 в Рабочей тетради по истории древнего мира под ред. Г.И.Годера )

Рефлексия. Вот и подходит к концу наше путешествие. Мне подарили красивый кувшин, который ассирийцы привезли из завоёванных стран. Но я не хочу его оставлять себе. Он оставляет в памяти тяжёлые воспоминания, мятежные воспоминания. Я передаю его вам. Вы хотите его взять себе?

(Ребята говорят о том, почему они не хотят его брать себе). Возвращение домой.

Задание на дом. П.18, упр.76, 78 в рабочей тетради с. 62,64.






Работа по карточке: подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие мифы вошли в древнюю часть Библии Ветхий Завет?»

Для этого вспомни:

- Где жили еврейские племена в 2000 г. до н.э.?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- В какую книгу вошли предания этого народа?

__________________________________________________________________

- Что называется Ветхим заветом?

__________________________________________________________________

- Что обозначает понятие «единобожие»?

__________________________________________________________________

- Что обозначает понятие «Заповеди»?

__________________________________________________________________

- С каких мифов начинается Ветхий завет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

- За что Бог наказал людей, устроив потоп на земле?

__________________________________________________________________

2. Работа учащихся с понятиями:

Дайте определение следующим понятиям

- Библия _________________________________________________________

- Ветхий завет - ____________________________________________________

- Миф ___________________________________________________________

_________________________________________________________________

- Предание _______________________________________________________

__________________________________________________________________

- Заповеди _________________________________________________________

__________________________________________________________________

- Завет ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Медь, бронза

железо

Легко поддается обработке

Прочный металл

Мягкий металл

Стоит дешево

Встречается редко

Встречается чаще в природе

Стоит дорого

Нужны специальные печи для обработки

Особые навыки кузнецов


© 2010-2022