• Преподавателю
  • История
  • Конспект интегрированного урока по литературе и истории на тему Хотелось бы всех поименно назвать. .. (11 класс)

Конспект интегрированного урока по литературе и истории на тему Хотелось бы всех поименно назвать. .. (11 класс)

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект

интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе

Провели: Пятилетова Светлана Николаевна, учитель литературы высшей категории

Черкашина Вера Владимировна, учитель истории первой категории

МАОУ СОШ № 27 г. Тюмени

Место проведения: актовый зал

Тема урока: «Хотелось бы всех поимённо назвать…» (по стихам репрессированных и гонимых поэтов)

Цели урока: 1)С помощью стихотворений поэтов и исторической обстановки в России помочь учащимся представить в какое время жили и создавали свои произведения поэты «серебряного» века;

2) Развитие мировоззренческих убеждений, воспитание гражданственности.

3)Воспитание патриотизма и исторической памяти.

Оборудование: историческая карта «Россия XX века», портреты репрессированных поэтов, свечи, цветы, презентация с музыкальным сопровождением.

Музыкальное оформление: Моцарт «Реквием», В. Высоцкий « Я не люблю», А. Розенбаум Анафема», «Аве, Мария».

Предварительная подготовка: презентация, музыкальное сопровождение, стихи наизусть.

Ход урока.

  1. Звучит музыка «Реквием». Учитель зажигает свечу (она горит весь урок).

Читает стихи Е. Благининой:

Чисты их имена,

И горек голос лир,

И дух высок, и словно осиянно…

На вечны времена:

Владимир, Велимир,

Марина, и Борис, и Александр, и Анна…

II. Музыка умолкает и в полной тишине идёт перекличка из разных рядов зала.

1. Анна Ахматова. Расстрелян муж, репрессирован сын. Не печатали в течении 40 лет на Родине.

2. Клюев Николай. В 1934 г выслан в Нарымский край по ложным обвинениям в «кулацкой агитации». Умер в Томской тюрьме.

3. Мандельштам Осип. Поэт, переводчик, критик. Незаконно репрессирован.

4. Марина Цветаева. Поэтесса, прозаик, переводчик. Репрессированы муж и дочь. Покончила жизнь самоубийством.

5. Баркова Анна. Отбывала заключение по необоснованным обвинениям.

6. Василенко Виктор. Поэт, искусствовед с 1947 по 1956 год отбывал заключение по необоснованным обвинениям.

7. Андреев Даниил. С 1947 по 1956 г.отбывал заключение во Владимирской тюрьме по необоснованным обвинениям.

8. Терентьева Мария, Шаламов Варлам, Домбровский Юрий, Ручьёв Борис и другие отбывали заключение по необоснованным обвинениям.

III. Учитель.

-Мы подошли к теме нашего разговора.

-Какова тема урока?(дети отвечают, ответ на экране)

IV. Беседа по основной теме урока.

  1. Который год мне не даёт покоя

Все то же неотступное виденье.

В тот миг, когда державные часы

На Спасской башне отбивают полночь,

Когда ещё не смолк, не отзвучал

Тяжёлый звон-

С двенадцатым ударом

Они на площадь Красную вступают

И начинают шествие своё-

За рядом ряд, колонна за колонной,

И, как штандарты воинских частей,

Плывут над ними стяги, на которых,

Как номера дивизий и полков,

Стоят(голоса с мест)-29-й, и 30-й,

И 33-й, и 34-й,

И 35-й, и 37-й и все другие годы остальные.

2.Учитель.

Эти убили, а эти ославили.

Кто ж наши Каины?

Где ж наши Авели?

Даже могил не оставили.

Горько в родимой земле им лежать.

Нашим убитым,

Нашим замученным

Мы даже памятник не поставили.

Стыдно.

И не за что нас уважать.

(Ю. Левитанский)

-Пусть наша встреча будет своеобразным памятником всем репрессированным поэтам России.

(Включается свет. Дети за партами.)

3. Диалог участников встречи о репрессиях.

- Можно ли оправдать или забыть такое?

(Ответы учащихся с примерами)

Звучит песня А. Розенбаума «Анафема»

V. Учитель истории.

-Сколько их было, невинно убитых, заживо похороненных в ГУЛАГах, забытых из страха порою даже родными. Вдумайтесь в такую цифру. В 1934 г в состав Союза писателей входило 2500 человек, а репрессировано 2000. Почему? За что?

Вспомните судьбу репрессированных поэтов XIX века: Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Кюхельбекера.

«Горька судьба поэтов всех времён. Тяжелее всех судьба казнит Россию» В. Кюхельбекер


  1. Темен жребий русского поэта:

Неисповедимый рок ведет

Пушкина под дуло пистолета,

Достоевского на эшафот.

Может быть, такой же жребий выну,

Горькая детоубийца- Русь!

Ина дне твоих подвалов сгину

Иль в кровавой луже поскользнусь,

Но твоей Голгофы не покину,

От твоих могил не отрекусь.

Доконает голод или злоба,

Но судьбы не изберу иной.

Умирать, так умирать с тобой

И с тобой, как Лазарь, встать из гроба.

2.Учитель.

-Поэт серебряного века Максимилиан Волошин посвятил эти стихи памяти Блока и Гумилева. Не покинула Россию Анна Ахматова. Она не была в тюрьме, но семнадцать месяцев ничего не знала о единственном сыне, триста дней и ночей провела в очереди в тюрьму.

3. Показать бы тебе насмешнице

И любимице всехдрузей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случиться с жизнью твоей-

Как трехсотая, с передачею,

Под Крестами будешь стоять

И слезою своею горячею

Новогодний лед прожигать.

Как тюремный тополь качается

И не звука,- а сколько там

Неповинных жизней кончается…

(Запись голоса Ахматовой)

Учитель.

-Сын Ахматовой и Гумилева был по сути дела мальчиком. Очень часто утренний вывоз арестантов на отправку начинался под быстрый стук детских шагов по кафельному полу тюрьмы.

Страна умилялась «Колыбельной» из кинофильма «Цирк»: «сто путей, сто дорог для тебя открыты.» А в Часовой башне Бутырской тюрьмы не пела, а шептала своему сыну поэтесса Мария Терентьева, жена репрессированного поэта Ивана Катаева.

(Звучит «Аве,Мария!»)

4. Утром рано на рассвете

Корпусной придет,

На проверку встанут дети,

Солнышко блеснет…

Учитель.

-Две тысячи репрессированных поэтов… Это только членов Союза писателей, а многие такого членства еще и не имели.

Униженные, но не сломленные, поэты пытались найти ответ на вопрос «За что?»

5. За что? Пусть Господь разберет

И движется длинный-предлинный

Наш, к гибели нашей черед.

Но, брат мой, вмурованный в камень,

Пойми, мы не даром легли,

Мы то, чем крепится фундамент

Всей будущей жизни земли.

(А. Тришатов)

Учитель

-Но не все были так наивны. Осип Мандельштам напишет откровенное стихотворение, полное горечи и презрения.

6. Мы живём, под собою не чуя страны.

Наши речи за десять шагов слышны.

А коль хватит на полразговорца,

Так припомним кремлёвского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд толстошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей,

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один и собачит и тычет.

Как подкову кует за указом указ-

Кому в лоб, кому в пах, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него- малина

И широкая грудь осетина.

Учитель истории.

-Николай Заболоцкий, Даниил Хармс, Леонид Мартынов, Ярослав Смеляков, Павел Васильев - это новая волна репрессированных поэтов.

(Звучит песня Вероники Долиной «Обэриуты»)

Учитель.

-Смерть Сталина в 1953 г не остановила лавину репрессий и предательств.

7. Пусть мне говорят:»Успокойся!»-

Спокойным ябыть не сумею,

Покуда наследники Сталина

Живы ещё на земле,

Мне будет казаться,

Что Сталин ещё в Мавзолее.

(Е. Евтушенко)

-Кандидат наук Васильев поздравил писателя Солженицина с 50-летием.

(Песня В.Высоцкого «Я не люблю..»)

-Многие, слишком многие не дожили до реабилитации.

8. Приснилось мне, что старые друзья

Опомнились, раскаялись, вернулись

И что ко мне,тревожа и дразня,

Приветливые руки протянулись.

И дружеские руки отстраняя,

Я говорю без гнева и досады:

-Друзья мои, не трогайте меня,

Мне ничего ни от кого не надо.

(Е. Тагер)

В зале наступает тишина, идёт перекличка поэтов.

-Тагер Елена, поэтесса, десять лет провела на Колыме.

-Плужников Евгений, уже больным туберкулезом был отправлен на Соловки. Там вскоре и умер.

-Васильева Елизавета( она же легендарная Черубина де Габриак), хромую, ее отправили по этапу на Урал.

Учитель.

-Простите нас, не названные нами. Мы слышим ваши голоса.

(Чтение стихов или коротких рассказов о поэтах, подготовленные заранее учениками.)

9. Мы к вам идём,

В сегоднешний ваш день,

И в завтрашний ваш день, ив день грядущий,

-Мы к вам идём-

Куда ж нам друг без друга,

Мы память, что жестока и горька,

И мы её горчайшая строка,

Но в памяти- грядущему порука,

Цена ж забвенья слишком высока.

(Ю. Левитанский)

Свеча гасится.

Учитель.

-Наша встреча подошла к концу. Нет границ у памяти, но есть предел забвению. Мы вспомнили- и они снова как будто с нами, все, кого мы называли, и о ком подумали.

VI. Итоги занятия.

Свечи гасятся. Портреты прикрепляются на Стену Памяти.


© 2010-2022