- Преподавателю
- История
- Проект по истории Наши корни
Проект по истории Наши корни
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Напаскина Н.Н. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Республиканская основная общеобразовательная школа
Конкурсная работа на областной смотр-конкурс методических материалов руководителей музеев и объединений краеведческой направленности образовательных учреждений Новосибирской области
в номинации:
«Материалы по организации внешкольной деятельности»
проект «Здесь наши корни»
выполнила: Напаскина Наталья Николаевна, учитель истории Республиканской ООШ Кочковского района.
632496.Новосибирская область,
Кочковский район, п. Республиканский, ул. Учительская 5,кв.1.
Телефон: 8 383 56 37 305, рабочий: 8 383 56 37 366
Объяснительная записка
На бескрайней территории нашей страны находится огромное количество населенных пунктов. Важно, чтобы каждый знал историю своего села, деревни, о своих знаменитых земляках, ветеранах Великой Отечественной войны.
Данный социальный интеллектуально - познавательный проект в сфере патриотического воспитания школьников "Здесь наши корни" предоставляет практические материалы по патриотическому воспитанию школьников.
Разнообразные материалы проекта позволят детям в увлекательной форме разносторонне узнать судьбу своей малой Родины. Мероприятия проекта станут яркими, неформальными, живыми, увлекательными, интересными и запоминающимися, на них не будет скучающих и непричастных. Перечень заявленных рубрик проекта является является далеко не исчерпывающим. Он будет постоянно пополняться новыми рубриками, за каждой из которых будут стоять новые идеи, направления, материалы. Я предлагаю присоединиться к нашему проекту творческих, неравнодушных, активных педагогов. Вы можете пополнять своими материалами любые разделы проекта, предлагать новые темы и идеи. Общими усилиями в рамках проекта можно будет создать уникальную энциклопедию истории России, родного края, замечательную азбуку маленького россиянина.
Актуальность проекта
Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье - один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании. Воспитание патриотов - самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости и в современное время.
Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, мой проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, я считаю особенно актуальным.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников - процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства. Автор проекта "Здесь наши корни " уверен, что при его реализации в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско - патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.
Краткая аннотация проекта
Проект посвящён малой Родине, с удивительным и гордым названием
поселок Республиканский
Самое важное для каждого человека - найти своё место в жизни, а для этого необходимо понять, в каком мире, в какой стране он живет. Мы живем в стране, которая удивляет многих. Гражданин России должен знать, как разнообразна, красива и богата его страна, его малая Родина, как сохранить и приумножить их богатство и красоту. Мы гордимся героическим, трудовым прошлым нашего поселка.
В школе существует программа по патриотическому воспитанию
В рамках программы разработан проект « Здесь наши корни».
Настоящий проект содержит материалы из опыта работы учителя истории Республиканской ООШ Напаскиной Н.Н. по патриотическому воспитанию обучающихся.
Цель и задачи проекта
Цель:
-вовлечение учащихся, педагогов, родителей, социальных партнеров в активную деятельность по патриотическому воспитанию с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации на благо своей малой Родины и страны в целом.
Задачи:
- обеспечить учащихся историческими знаниями, раскрывающими путь возникновения и развития поселка;
- приобщить учащихся к духовным и нравственным ценностям, национальной культуре и традициям жителей села через организацию урочной и внеурочной деятельности;
- формировать осознанное отношение к малой Родине, ее прошлому, настоящему и будущему
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
- развивать навыки самостоятельных исследований, использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
-привлечение учащихся к работе по сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Сроки реализации проекта
2009 - 2012гг.
Этапы реализации проекта
апрель - сентябрь 2009г.
Организационно-подготовительный:
-формирование рабочей группы проекта;
-исследование состояния проблемы гражданско-патриотического воспитания в школе;
-выбор темы проекта;
-обучение педагогов в системе повышения квалификации;
-подготовка нормативно-правовой базы;
-выявление уровня сформированности у школьников гражданских и патриотических качеств личности
-
2009 - 2011г
Основной:
-внедрение и апробация новых организационных форм и совершенствование педагогических технологий по патриотическому воспитанию обучающихся
-
2012г.
Аналитический:
-анализ и коррекция содержания деятельности в рамках проекта;
-презентация положительных результатов;
-разработка пакета методических рекомендаций по организации патриотического воспитания школьников
Участники проекта
-
Учащиеся
-
Педагоги
-
Родители
-
Представители общественности
Основные направления проекта
Духовно - нравственное - осознание учащимися высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально - значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко - краеведческое - осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Гражданско - патриотическое - формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга, формирование здорового образа жизни
Социально - патриотическое - активизация духовно - нравственной и культурно - исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно - патриотическое - формирование высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Героико - патриотическое - пропаганда героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Описание проекта
Проект представляет собой интегрированный комплекс компонентов базового и дополнительного образования, школы и семьи. Направлен на формирование гражданского сознания школьников, способствует созданию единого воспитательного пространства образовательного учреждения .Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий, встреч в образовательном учреждении, работу школьного музея, а также экскурсий, экспедиций, коллективных выходов в музеи района, области, поездок.
Для патриотического воспитания общественный характер воспитательной системы, соединение в ней не абстрактных ролей, а конкретных людей по интересам, увлечениям, на основе общего дела - не просто важное, но одно из главнейших условий достижения реальных результатов. При этом наиболее эффективно этот процесс может осуществляться в практической проектной деятельности, которая могла бы стать одной из форм организации гражданского воспитания. Данная форма должна способствовать формированию гражданственности и патриотизма, а, следовательно, социализации личности не путем усвоения теоретических положений, а в активной деятельности. Этому способствуют совместный поиск материалов об истории России, школы, малой родины, общение с участниками различных исторических событий, работа с источниками, хранящимися в архивах. Таким способом учащийся усваивает опыт общественной жизни, культуру человеческих отношений, необходимых для сотрудничества с другими людьми. В данной деятельности создаются условия для эмоционального восприятия ценностей, способствующих формированию гражданственности. Главные составляющие социального проекта: первое - ориентация на конкретный адресат. Не ставя глобальных задач, проект решает те, которые важны для данного сообщества, второе - преобладание интерактивных методик, третье - партнерские технологии. Осуществляя подобный проект, школа обращается к местным властям, общественным организациям.
Содержание проекта
Летопись великой Победы
Данное направление в работе реализуется через проведение Вахты Памяти, уроков мужества, литературно-музыкальных композиций, тематических выставок; смотры, конкурсы, фестивали, военно-спортивные игры «Зарница, создание мемориальных стендов и школьной книги Памяти поселка Республиканского , книги долгожителей п.Республиканского.
"Малый уголок России"
-изучение истории поселка, народной культуры и традиций жителей п. Республиканского.
-проведение народных праздников :Масленица, Троица, Рождество, Колядки, и др.
-уроки-праздники, спектакли по фольклорным мотивам, театрализованные представления «Как на масленой неделе», «Русская изба»
- выставки рисунков и поделок: «Вот моя деревня», «Слава хлебу на столе!»
-работа школьного музея;
-изучение истории и культуры родного края;
-участие в экскурсиях,
-организация встреч с краеведами;
-забота о памятниках культуры, о сохранении народной песни, музыки, танца
«Пока существует школа, живет село»
-создание страниц школьной летописи,
сохранение традиций школы;
-проекты выпускников;
-встречи с выпускниками
Практическая реализация проекта
Летопись Великой Победы:
(приложение 1)
Малый уголок России
(приложение 2)
"Пока существует школа , живет село "'
(приложение 3)
Оценка эффективности проекта
Оценка эффективности реализации Проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать идивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к малой Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- знание символики поселка ,района ,области, Российской Федерации;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
1. включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3 деятельность детско-юношеской организации;
4. участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
5. проведение мероприятий
Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Проекта ожидается:
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся;
- в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, поселка, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Методические материалы проекта могут использоваться во внеклассной деятельности для учащихся 1-9 классов.
Литература:
1.Кочковский район:80 лет.1924-2004.Издательство «ЦЕРИС» г.Новосибирск.2004
2.История НСО-Зап.Сиб.кн.изд-во.Новосибирск-1977г.
3.Материалы Кочковского архива, ЗАО «Республиканское».