Урок по истории для 6 класса по теме «Культурная жизнь римлян»

Конспект урока «Культурная жизнь римлян» может быть использован на уроке истории в 6 классе. Форма урока – путешествие. Учитель с учениками «путешествует» по Древнему Риму, используя слайды и выполняя интерактивные задания, составленные на интерактивной доске в программе Aktivstudio. Также в урок включен видеофрагмент из художественного фильма «Колизей», который помогает воочию увидеть, как проходили гладиаторские бои, какой восторг они вызывали у публики и какой жестокой она могла быть по отн...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока истории в 6 классе

Автор работы учитель истории и географии I квалификационной

категории Кравченко И.В.

Тема: Культурная жизнь Рима

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с достижениями древних

римлян; раскрыть смысл крылатого выражения

«хлеба и зрелищ».

2. Определить причины возникновения христианства, как мировой религии и показать, что христианская религия - это религия спасения от страдания, зла и несправедливости.

Задачи урока: Формировать умение работы с историческим документом (фрагмент видеофильма «Колизей»);

развивать познавательный интерес к прошлому; способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать любовь к прекрасному.

Учебное оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал

Учебно-методический комплекс: авторский флипчарт

Содержание урока

I. Начало урока

II. Проверка дом. задания ( 4 вопроса на интерактивной доске)

III. Сообщение темы и цели и задач урока.

IV. Изучение темы по плану:

  1. Архитектура

  2. Как жили римляне

  3. Зрелища (фрагмент из видеофильма «Колизей»)

  4. Скульптура

  5. Технические сооружения

  6. Появление христианства

Приветствие учащихся

- Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку.

- Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Повторение домашнего задания (Задание на интерактивной доске)

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Изучение новой темы

- Мы продолжаем говорить о культуре и сегодня на уроке отправляемся в путешествие, в Древний Рим, познакомимся

с городскими зданиями и памятниками архитектуры, многие из них сохранились до наших дней, узнаем, какие римляне были хорошие инженеры и строители, что такое «общественные термы» римлян, раскроем смысл крылатого выражения «хлеба и зрелищ», узнаем, как зародилась христианство в древнем Риме. Вместе с вами через некоторое время мы должны ответить на вопрос:

-Почему город Рим можно назвать «вечным».

- Итак, тема нашего урока «Культурная жизнь римлян» (запись в тетради)

Задание:

(- Ребята, по ходу урока записывайте в тетрадь новые определения, а в конце мы с вами посмотрим, кто был самым внимательным

Актуализация знаний учащихся:

- Ребята, а что такое культура? (это достижения людей в чем-то…)

- Предположите, культура какой страны оказала наибольшее влияние на культуру Рима? ( Греция). Римская культура достигает своего наивысшего расцвета в эпоху империи. Римляне во многом были учениками греков, но по своему характеру разительно отличались от них. Грекам свойственно особое чувство прекрасного, изящного, возвышенного. Римляне были грубее, практичнее, более приземленными. Поэтому и достижения римлян в культуре отличаются от греческих..

Римляне охотно пользовались культурным наследием всех своих предшественников, творчески перерабатывая и приспосабливая его для своих потребностей.

(СЛАЙД - карта Римской империи)

- К началу новой эры Римская империя достигла своего наивысшего могущества. Значительно расширялись границы империи, постепенно в нее включались новые и новые народы. Центром этого многоязычного государства был Рим.

И вот, перед нами ПЛАН Древнего Рима (СЛАЙД - План Древнего Рима)

Рим поражал своей величественностью и красотой всех: и приезжих, и самих горожан.

На плане особенно выделяются здания Колизея и Большого Цирка. К ним мы вернемся чуть позже.

-И вот, мы с вами в самом центре Рима, где находится ФОРУМ- главная площадь города. Форум застроен новыми зданиями- храмами, арками, колоннами. Но здесь всегда многолюдно

- Посмотрите, здесь встретились знакомые, они делятся новостями, говорят о своих успехах и неудачах.

Форум был не только хозяйственным, но и политическим центром. Мы немного опоздали, здесь только, что был император и его солдаты.

В Риме было построено огромное количество зданий, призванных подчеркнуть могущество империи. (СЛАЙД). Мы с вами около Триумфальной арки, их устанавливали в честь побед над врагами. Под ними победивший полководец входил в Рим вместе с войском, добычей, пленными. Она поражает своей монументальностью и величественностью.

Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны. (СЛАЙД) На самой колонне помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи императоров.

- А вот мы подошли к колонне императора Траяна, как видите она сохранилась до сих пор. Тридцатиметровая колонна полая, внутри находится лестница, ведущая к фонарю на вершине. Вся она украшена мраморными барельефами о победах и деятельности императора Траяна.

Символ города здание Колизея- это высшее достижение архитектурного искусства римлян (от латинского colosseum, что значит громадный, огромный), предназначенное для зрелищ: гладиаторских боев и театральных спектаклей. Оно вмещало около 50 тысяч зрителей. Такие большие здания, римляне смогли строить благодаря, изобретенным им, новому строительному материалу: бетону (смеси песка, камня, кирпича, вулканической пемзы и воды, которая, после высыхания воды, застывала и становилась очень плотной), а также новым технологиям строительства арок и куполов.

На зрелище в Колизей мы с вами попадем чуть позже

В Риме были построены десятки храмов.

- Мы подошли к самому знаменитому храму - Пантеону - «храму всех богов». Он не похож на большинство античных храмов. Вы обратили внимание, он - круглый, ширина купола - 43 м. В отличие от других греческих и римских храмов главное в Пантеоне не внешний, а внутренний вид. Давайте зайдем во внутрь. Благодаря куполу внутри Пантеона создан просторный зал без колонн, поддерживающий перекрытие. Купол разбит на квадратные углубления, они не одинаковой величины, а уменьшаются снизу вверх. От этого купол кажется еще выше, он как будто вытягивается, становится яйцевидным.

- Послушайте, как здесь тихо….Люди приходят и уходят….

- Вот египтянин, поклоняется богу Осирису, чуть поодаль богатый римлянин благодарит бога.

- Как вы думаете, почему в Риме был построен такой храм?

Пантеон - храм, посвященный всем богам империи. В Риме жили многие народы и они могли поклоняться своим богам.

Сегодня это и культурная святыня, и церковь, и гробница двух королей и Рафаэля.

- Римляне были замечательными строителями и инженерами. Они построили 85 000 км дорог (СЛАЙД- АППИЕВА дорога) по всей империи, все они начинались в Риме, поэтому возникла знаменитая поговорка: «Все дороги ведут в Рим» и множество акведуков, (от латинских слов АКВА - «вода» и ДУКО - «веду»)- чтобы снабжать города водой. Особенностью римских водопроводов было то, что они по большей части проходили не под землей, а над землей. Самые длинные акведуки насчитывали 20-30 км.

- И вот сейчас мы с вами стоим рядом с римским акведуком (СЛАЙД)

- А как же жили римляне?

- Посмотрите:

- Вот дворец императора. Он занимает целый район города.

-Дома богатых рабовладельцев располагались вблизи императорских дворцов, на холмах, где воздух был здоровее и чище.

Вот домус - жилище богатого римлянина.

- Давайте попробуем описать дом богатого римлянина. (СЛАЙД - домус)

Обычно это было 2-3-этажное строение со множеством отдельных помещений. Комнаты большие и просторные. Богато убраны. В них можно увидеть картины. В центре прямоугольного дома находился закрытый дворик - атриум, в котором располагался бассейн. В таком доме были гостиные, спальни, библиотеки. Богатые купались в роскоши. В таком доме живет одна семья, но обслуживают ее десятки рабов.

Жизнь остального населения Рима резко отличалась от образа жизни знати.

- Посмотрите туда: (Слайд-Инсулы) многоэтажные и многоквартирные дома для простого люда - инсулы ( многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём) Причем расселение людей в таких домах происходило согласно их социальному положению в обществе: чем беднее человек, тем выше он жил, тем меньше была арендная плата за жилье.

- Ах, как они все толкаются и кричат…..

- Присмотритесь внимательно и опишите, как живут простые горожане Рима

- Как вы думаете, в чем недостатки этих домов?

- Какой опасности подвергали себя жители инсулов?

В инсулах могли располагаться торговые заведения, лавочки, таверны. Из-за деревянных перекрытий инсулы не отличались прочностью и легко горели при массовых городских пожарах. Поэтому впервые в мире римлянам пришлось организовать пожарные команды, выезжавшие на тушение пожаров. Разыскать нужный дом было непросто: не было табличек с названиями улиц и номеров домов.

Дома были уныло однообразными, а улицы - грязными и узкими. Опасности подстерегали прохожих на улицах - из окон летела битая посуда, отбросы, лились помои. Окна в домах не имели стекол и в непогоду закрывались ставнями, тогда даже днем приходилось зажигать светильник. Воды в квартирах не было, ее брали в городских фонтанах. Кухонь как таковых тоже не было, пищу готовили на жаровнях с древесным углем. Бедняки часто ели всухомятку или на ходу, покупая еду у уличных разносчиков.

- Чем отличался быт императора и его приближенных от быта остальных римлян?

(заслушать ответы учащихся)

- Посмотрите, вот к нам на встречу спешит римлянин. Одежда, какого народа напоминает одежду римлянина?

Одежда римлянина похожа на одежду грека.

- Чем можно это объяснить?

Это объясняется обширными культурными связями и нахождением в одном климатическом поясе.

Если одежда в Египте и в Греции отражала личное благосостояние, в Риме - положение в обществе.

- Кто знает, как называется такая одежда?

Одежда трудового люда состояла из туники - длиной рубахи с короткими, не доходившими до локтя рукавами и плотного толстого плаща. Человеку из «общества»

следовало облечься в тогу для знатных. Тога (кусок белой длинной материи) была чисто римской одеждой. Изгнанникам запрещалось ее носить. Тогу надевали в несколько приемов, без чужой помощи одеть ее было невозможно. Тоге полагалось быть белого цвета, без всяких украшений. Только мальчики носили тогу с пурпурной полосой до совершеннолетия. Триумфатор одевал пурпурную тогу, расшитую золотом. К этой одежде полагались башмаки с ремнями, закрывающие ногу. Еще мужчины носили плащи разного покроя, плащей было много. Их не надевали на себя, а накидывали. Брюк у римлян не было, они считались варварской одеждой.

Женская одежда состояла из туники, столы и палы и не очень отличалась от мужской. Столу (длинная одежда в виде складок, с короткими рукавами, перехваченная поясом у талии ) носили почтенные замужние женщины. Стола не должна быть не яркой не пестрой. Выходя из дома, женщина набрасывала на себя паллу - длинную широкую шаль.

Детская одежда была копией с одежды взрослых.

Обувью дом служили сандалии, на улице- башмаки.

Покрытия головы, вроде нашего римляне не знали. В зной мужчины могли накинуть на голову верхнюю часть тоги, а женщины верхнюю часть паллы.

- Ребята, а кто может назвать внешнее отличия грека от римлянина? ( Слайд на доске)

(Греки носили бороду, а римляне нет)

- Вы, наверное, устали? Сейчас я отведу вас к излюбленному месту римлян. Это бани, и в Риме они называются термы (СЛАЙД)

- Скажите, а для чего нам с вами сейчас служит баня?

А вот римские термы - это огромные комплексы, включающие в себя бани, бассейны, сады, библиотеки, площадки для спортивных упражнений. Многие римляне целые дни проводили в термах, плата за них была невелика.

- Как вы думаете, где же брали люди свободное время? Дело в том, что свободные граждане Рима не работали, ни бедные, ни, тем более, богатые. Их обеспечивало государство - богатейшая Римская империя, они получали бесплатный хлеб, для них устраивались бесплатные развлечения, граждане же, не желающие работать, требовали от государства "хлеба и зрелищ"(хлебная раздача и объявление о гладиаторских боях) Известен случай, когда народ забросал камнями процессию одного из императоров, требуя хлеба и зрелищ. Это выражение стало крылатым. Зрелища, любимые римлянами, - гонки колесниц, (СЛАЙД) которые проводили в Большом Цирке, (они были очень опасным видом спорта) а гладиаторские бои - в Колизее.

- Вот сейчас мы попадем с вами в Колизей и своими глазами увидим любимые зрелища римлян.

- Все, что вы увидите создано по историческим документам, в которых один из великих поэтов того времени описал портрет и характер главного героя. (в/ф «Колизей»11 мин 19 сек.)

- Будьте внимательны, по окончании зрелищ, у меня возникнут вопросы, на которые вы должны ответить.

Вопросы к видеофрагменту:

- Какова основная цель этого поразительного строения?(убийство гладиаторов и животных на потеху римской публики?)

- Какие зрелища римлян вы увидели? (охота животных на людей, бои гладиаторов)

- Кто присутствовал на зрелищах?

- Если гладиатором являлся раб, при каком условии он получал свободу? (когда одерживал победу)

- Как поведение на зрелищах, на ваш взгляд, характеризует римскую публику? (жестокость, бессердечность, азарт)

(С малых лет человек в римском обществе подвергался унижениям, личное достоинство его подавлялось, отец мог наказывать ребенка плетью, агрессивность накапливалась и выплескивались в потомках в садистском любовании жестокостью, преподносившейся на арене. Гладиаторство являлось выражением ненависти и воли к власти - двух черт римского характера, толкавших их на все новые завоевания.)

Увлечение гладиаторскими играми говорит о низменных вкусах и невысоком культурном уровне свободного населения Рима сравнительно с Грецией.

- А у греков какие были любимые зрелища?

(любимые зрелища греков: театральные представления и спортивные игры)

- Давайте покинем Колизей, нас ждут в музее искусств. Здесь мы узнаем о скульптурном искусстве римлян.

Скульптурное искусство. (работа с текстом по рядам) стр.165

- 1 ряд - прочитать, составить вопросы 3-4 (записать в тетрадь)

- 2 ряд - прочитать, приготовится отвечать на вопросы одноклассников

- 3 ряд - используя предоставленные, бюсты, предположить, какие черты характера хотел изобразить скульптор.

(Заслушать ответы учащихся)

Примерные вопросы по тексту:

- Из какого материала римляне создавали скульптуры? (белый мрамор, бронза)

- Что повлияло на развитие скульптурного искусства? (умели снимать маски с лица умершего человека, передавали характер человека)

- Что значит правило «закрытой статуи?»

- Где можно было увидеть лучшие работы скульпторов? (в храмах, общественных зданиях, частных домах).

- Наше путешествие по Риму подошло к концу, скажите, почему Рим называют вечным городом?

(люди постоянно живут здесь более 2500 тысячи лет и культурное наследие, созданное человеком можно увидеть в настоящее время.)

А в Римской империи произошло еще одно важное событие - там зародилась христианская религия -

- Изучая историю разных стран, вы познакомились и с религиозными верованиями народов, живущих в них.

- Вспомните и назовите богов, в которых верили греки и римляне (СЛАЙД- боги скрыты )

Греки Римляне

Зевс Юпитер царь богов, бог грома

Гера Юнона покровительница женщин,

материнства

Гестия Веста покровительница

домашнего очага

Посейдон Нептун бог морей

Арес Марс бог войны

- Что общего между греческой и римской верой в богов? (Богов и у римлян и у греков было много, так как они были язычниками, было многобожие.)

А кто знает, как называется такая религия? (языческая)

(Это религиозная вера во множество божеств, олицетворяющих силы природы)

Две тысячи лет тому назад на краю Римской империи, в Палестине, возникла новая религия - христианство. Жители восточных провинций стали поклонятся новому богу - Иисусу Христу. Первыми христианами были бедняки и рабы, жизнь, которых была тяжелой и безрадостной. Они верили, что только Христос избавит их от тягот и лишений, поэтому свою религию они стали называть христианской.

Новая религия появилась в Палестине неслучайно. Именно евреи жили под гнетом вавилонян, персов, македонян, римлян.

Постепенно христианами становились представители самых разных национальностей. Христиане провозгласили, что перед богом все равны: и рабы и свободные люди и мужчины и женщины. Христиане смело заявляли, что не признают императора богом, и отказывались ему поклонятся. Они утверждали, что не сегодня- завтра рухнет власть жестокого Рима, справедливое возмездие ожидает всех угнетателей народа.

Не вдумываясь в смысл учения христиан, не поняв, что новая религия может держать в повиновении рабов и колонов, римляне стали преследовать христиан: разрушались молитвенные дома, сжигались их книги, многие христиане были казнены.

(СЛАЙД) В страхе за свою жизнь христиане тайно встречались в катакомбах, чтобы вместе молиться.

Постепенно богатые люди стали понимать, что христианская религия для них полезна и выгодна, и стали ее использовать как средство воздействия на людей, которое все дальше уводит рабов и бедняков от борьбы против своих эксплуататоров.

В 313 г. н.э. император Константин узаконил христианство, разрешил христианам собираться вместе, и проводить религиозные праздники, строить храмы. В конце IV века в Римской империи были запрещены все религии кроме христианской, она стала одной из мировых религий мира.

Закрепление:

Внимание на слайд!

(СЛАЙД - «Найти соответствие»)

- К каждому сюжету картины найти и «перетащить» соответствующее название

- Кто хочет поделиться своими записями в тетрадях, о которых я говорила в начале урока.

(ЗАСЛУШАТЬ ответы)

Итог урока:

- Я познакомила вас с культурой жизнью римлян, одной из интереснейших тем из истории древнего мира, если вы заинтересовались какими-то вопросами по нашему уроку, то много интересной информации вы можете взять в вашей библиотеке и из Интернет ресурсов.

- Спасибо за урок, было приятно с вами поработать!!

Выставление оценок

Домашнее задание параграф № 32, составить эссе: « Путешествуя по улицам древнего Рима….»


15


© 2010-2022