Урок в 9 классе по истории. Русско-японская война

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Сычевская СОШ











Методическая разработка урока истории

по теме

«Русско-японская война»

9 класс, «История России. XX век»







Выполнила Дихнова Е.Е.

учитель истории













с.Сычевка-2015








Содержание работы:

  1. Введение стр.2

  2. Методическое описание урока стр.3

  3. Структура урока стр. 5

  4. Портсмутский мирный договор стр.12

  5. Список используемой литературы стр.13



































Введение

В кусе изучения «Истории России XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «ИСТОРИЯ. 6-11 классы для общеобразовательных учреждений», учебная книга А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России ХХ век»). Это первый урок для учеников 9 класса в этом учебном году, на котором будет рассматриваться участие России в военных действиях. Уроки, посвященные войнам России, всегда требуют эмоционального накала, обострения чувств учеников - ведь это зеркальное отображение нашего прошлого, героического прошлого многострадального русского народа. Изучение событий Русско-японской войны считаю необходимым более углубленным по ряду причин, важных для усвоения последующих тем.

Во- первых, эта война обострила социальный, политический и экономический кризис, став главной причиной первой русской революции;

Во-вторых, война показала отсталость и косность военной мысли, что не могло не сказаться на последующих событиях в стране;

В третьих- несмотря на военное поражение, рядовые солдаты и матросы в ходе сражений на суше и на море показали примеры героизма и самоотверженности, о чем надо знать и помнить;

В четвертых - условия Портсмутского мира имели далеко идущие последствия. Япония до сих пор претендует на территории, которые тогда отошли к ней. А потому необходимо проследить связь времен.

Обстоятельства Русско-японской войны, на мой взгляд, незаслуженно отодвинуты в число второстепенных событий. Ведь они в немалой мере стали предвестниками роста милитаристских устремлений Японии в 30-40-е годы. Я вижу в этом прямую связь.

Я использовала слайдовую мультимедийную презентацию, насыщенную картами, иллюстрациями, портретами, цифровыми данными и аудио фрагментом (запись исполнения песни «Врагу не сдается наш гордый Варяг») как средство для достижения поставленной цели и решения образовательных задач урока, согласовывая методику объяснения учебного материала с методикой применения информационно-коммуникативных технологий. Применение мультимедиа средств в обучении делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся для каждого учащегося.

Урок по «Истории России. XX век» для 9 класса.

Тема урока: «Русско-японская война», § 5.

Цель урока:

Создать условия для:

  1. Формирования исторического мышления учащихся - способности понимать историческую обусловленность конкретного события, взаимосвязь времен, особенность, и влияние на последующие развитие Российской истории.

  2. Формирования у учащихся знаний о Русско-японской войне.

Задачи урока:

Образовательные :

  1. Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в начале ХХ века.

  2. Подвести учащихся к пониманию причин, хода военных действий Русско-японской войны.

  3. Проанализировать причины поражения России в этой войне.

Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за совершенные подвиги (В.Ф.Руднев, Р.И.Кондратенко, С.О.Макаров,) в русско-японской войне ради мира и, негативное отношение к бездарности (А.Н. Куропаткин) и подлости на примерах исторической действительности.

Развивающие:

1. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.

2. Используя слайдовую презентацию развивать воображение учащихся, умение работать с иллюстрациями как историческими документами.

Тип: урок ознакомления с новым материалом.

  1. По основной дидактической цели:

  • Урок освоения новых знаний, умений работы с историческими документами и в целом формирования исторического мышления подрастающего поколения.

  1. По способу проведения:

  • Урок сочетания различных форм занятий (школьная лекция, эвристическая беседа на основе слайдовой презентации, анализ причин поражения России в войне самостоятельная работа с историческим документом (анализ статей Портсмутского мирного договора между Россией и Японией, мнение С.Ю.Витте).

  1. По форме проведения:

  • Урок освоения нового материала.

Форма урока: традиционный урок (школьная лекция) с использованием слайдовой презентации, как вспомогательного средства обучения (ИКТ). Либо если рассматривать НФУ, то - форма интерактивного обучения или занятие в «режиме интерактива» т.е. взаимодействия.

фронтальная работа (работа учителя со всем классом в едином темпе),

( форма обучения по дидактической цели - теоретическая т.е. освоение новых знаний и практическая - формирование исторических умений и навыков т.е. работа с исторической картой, выявление причин поражения России в войне, анализ статей Портсмутского мира)

Место урока в системе уроков: тема урока представлена в контексте курса «Истории России ХХ век».

Примерный план урока:

  1. Внешнеполитическая ситуация (основные направления внешней политики России на рубеже XIX-XX веков);

  2. Причины Русско-японской войны;

  3. Ход военных действий, причины поражения России;

  4. Портсмутский мирный договор.

Оборудование урока:

  1. Карта «Русско-японская война 1904-1905»;

  2. Музыкальный фрагмент песни «Варяг»;

  3. Слайдовая презентация «Русско-японская война»;

  4. Распечатка для каждого ученика выдержек из «Портсмутского мирного договора между Россией и Японией».

Основные понятия урока: военно- политический блок, эскадра, флагманский корабль,

империалистическая политика, «Безобразовская клика», «Великая Япония», Порт-Артур, Цусимское сражение, Ляодунский полуостров, агрессия, Портсмутский мир.

Исторические персоналии урока: Николай II, В.К. Плеве, В.Ф.Руднев, П.А.Столыпин, Р.И.Кондратенко, С.О.Макаров, З.П.Рожественский, А.Н. Куропаткин, С.Ю. Витте.





































Структура урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент.

Эмоциональный настрой


Приветствие. Предлагает несколько упражнений, активизирующих умственную деятельность и создающих рабочий настрой на урок:

- «сухое умывание»;

- растирание ладоней и мочек ушей;

- пожелание «своему соседу» успешной работы на уроке

Проверяют готовность к уроку. Выполняют упражнения.

Созданы благоприятные условия для дальнейшей деятельности учащихся.

1. Мотивационно-

целевой этап

метод стимулирования интереса и мотива-ции учебной деятель-ности

вопросы учителя:

Музыкальный фрагмент песни «Варяг»




Слайд №1

фронталь-ная беседа

1.Какому событию посвящена песня?

2.Подумайте, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Выслушав ответы учащихся, учитель объявляет тему урока.

Изучение нового материала мы начинаем с постановки цели и задач урока

1.как русско-японская война могла повлиять на последующие события российской истории?

2. какие аспекты русско-японской войны мы должны рассмотреть для того, что бы иметь полное представление об этом событии?


Учащиеся, прослушав музыкальный фрагмент,

формулируют тему урока.

Учащиеся формулируют цель и задачи урока.

Под руководством учителя ответы учащихся обобщаются, структурируются: «Что бы иметь полное представление о Русско-японской войне мы должны:

  • Выяснить причины,

  • Ход военных действий

  • Последствия войны».

Учащиеся самостоятельно формулируют тему, цель, задачи урока.

А) Планирование деятельности учащихся по изучению темы.

фронталь-ная беседа

Составим план урока, с помощью которого будем изучать новую тему.


Составляют совместно с учителем план урока:

  1. Внешнеполитическая ситуация накануне войны;

  2. Причины и характер Русско-японской войны;

  3. Ход военных действий;

  4. Последствия войны.

Учащиеся в совместной деятельности с учителем формулируют план урока. Таким образом, учащиеся обучаются планированию деятельности на уроке.

2.Подготовка к учебно-познавательной деятельности

(к освоению новой темы)

репродуктивный


стимулирующий

Слайд №2




Слайд №3


Слайд №7


фронталь-ная беседа цель этапа: привлекая знаний истории зарубежных стран, установить общие черты внешней политики империалистических государств

Приступая к освоению темы, учащимся предлагается вспомнить особенности внешнеполитического курса России в конце XIX в. и ответить на вопросы:

  • Охарактеризуйте цели и состав военно- политических блоков, возникших в конце XIX- начале XX в;

  • Назовите первые империалистические войны конца XIX- начала XX в. чем определяется их характер?

  • Охарактеризуйте внешнеполитический курс российского правительства в конце XIXв. Как Россия участвовала в экономическом разделе мира?

  • В территориальном разделе?

Учащиеся, отвечая на поставленные учителем вопросы, устанавливают общие черты внешней политики империалистических государств. Формулируют определение терминам:

военно- политический блок, империалистическая политика.

Краткие сообщения учеников С.Ю.Витте, П.А.Столыпине, В.К.Плеве

Учащиеся слушают ответы сверстников.

Записывают в тетрадь понятия

Созданы условия для освоения новых знаний и познавательной деятельности учащихся



Обобщают ответы, осваивают понятия «Безобразовская клика», «маленькая победоносная война».

3. Организация деятельности учащихся по освоению нового материала.

А) Причины и характер Русско-японской войны;


информационно-сообщающий


познавательно-поисковый

(т.е учащиеся анализируют информацию и выделяют причины войны)

Слайд №5


Слайд №6




Слайд №4

Школьная лекция

цель этапа:

подвести учащихся к пониманию причин, характера, хода военных действий, последст-вий Русско-японской войны.

Обобщая ответы учащихся, учитель рассказывает об основных направлениях внешней и дальневосточной политики России.

Используя карту на слайдах № 6, 4, учитель рассказывает о причинах конфронтации России и Японии.








Обобщая ответы учащихся, совместно формулируется причина Русско-японской войны, ее характер:

  • Столкновение российских и японских интересов на Дальнем востоке.

  • Характер войны- захватнический с обеих сторон.

Учащиеся слушают рассказ учителя и самостоятельно определяют главные на их взгляд, причины конфронтации России с Японией и записывают в тетрадь (записи могут выглядеть так):

  • Расширение сферы влияния России на Дальнем Востоке;

  • Сближение России и Китая;

-заключение секретного договора об оборонительном союзе между Россией и Китаем в 1896 году;

-достижение согласия о строительстве КВЖД через китайскую территорию;

-договор о безвозмездной аренде Ляодунского полуострова и Порт-Артура;

- стремление правительства России ослабить влияние Японии на Дальнем Востоке;

  • Провозглашение программы «Великая Япония».

Учащиеся зачитывают те причины Русско-японской войны, которые посчитали основными и записали в тетради по ходу изложения нового материала учителем. Аргументировано доказывают свою точку зрения

Работают с тетрадью. Осваивают новые знания,

записывают причины и понятия: Ляодунский полуостров, Порт-Артур,

«Великая Япония»



учащиеся осваивают навык выделения главного, умения аргументирован-но доказывать собственную точку зрения.


Совместная работа учителя и учащихся направленная на выявление основной причины и характера войны.

Б) Ход военных действий;


Коммуникатив-ный,

познавательный

(информационно-сообщающий)

Слайд №8- 14.



Школьная

лекция с целью ознакомления учащихся с ходом военных действий.

А) Учитель преподносит учебный материал по плану:

  • Начало военных действий Русско-японской войны (нападение японских миноносцев на русскую эскадру в Порт-Артуре, нападение на «Варяг» и «Кореец»);

  • Оборона Порт-Артура(герои обороны: С.О.Макаров, Кондратенко С.И.);

  • Поражение под Мукденом;

  • Цусимское сражение

Восприятие учащимися нового материала.

Учащимся предлагается по ходу изложения новой темы, делать краткие записи в тетради : даты сражений, фамилии героев. Не все, а наиболее важные, ключевые - на взгляд ученика. Работа предполагает ответственное отношение учащихся к освоению темы, вырабатывает навык анализа, осмысления материала, выделения главной мысли. Например:

27.01. 1904г- корейский нейтральный порт Чемульпо, нападение 14 японских кораблей на крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец».

Учащиеся осваивают новые знания, учатся анализировать.

Через анализ исторических фактов вырабатывается навык выделения главного и систематизации исторических фактов. Отбор фактов для формулировки последующего вывода.


контрольно-стимулирующий

Беседа

Б) По ходу изложения каждой части новой темы учитель задает учащимся вопросы направленные на контроль усвоения учениками знаний. Это позволяет :

  • Учителю - контролировать процесс осмысления, понимания учениками темы и либо «двигаться»дальше, либо вновь вернуться к неосвоенному фрагменту темы.

  • Ученикам - закрепить освоенные знания, либо уточнить, то что ими упущено , непонятно.

Вопросы к учащимся зависят от уровня (возможности) усвоения темы в каждом классе и поэтому индивидуальны. Они позволяют учителю «дозировать » учебный материал и помогают учащимся «ориентировать-ся» в изучаемом событии


репродуктивно- познавательный

Беседа

В) После изложения новой темы учитель выясняет, какие исторические даты, понятия, фамилии исторических личностей учащиеся зафиксировали в тетрадях, а так же уровень их понимания.

  • Начало военных действий



  • Оборона Порт-Артура


  • Мукденское сражение


  • Цусимское сражение

Ученики называют понятия, даты, исторических деятелей.


26-27 января 1904- нападение на русскую эскадру в Порт-Атуре

27 января 1904г - порт Чемульпо.

В.Ф.Руднев, агрессия.

17 июля 1904г-начало осады Порт- Артура ,Ляодунский полуостров,

Р.И.Кондратенко,

С.О.Макаров, Эскадра,

флагманский корабль,

25 февраля 1905- поражение русской армии под Мукденом, А.Н. Куропаткин,

14-15 мая 1905г,

З.П.Рожественский.

Учащиеся закрепляют значение усвоенных понятий. По ходу беседы восстанавливают в памяти упущенные моменты.

В) Последствия войны

(Портсмутский мирный договор)

информационно-сообщающий




частично-поисковый метод

(сравнения,

анализ а) документа

Слайд № 15, 16










Самостоятельная работа учащихся в парах

А) Рассказ учителя о заключении Портсмутского мира. На слайде № 16 требования выдвинутые Японией России.

Б) определяя итоги войны, учащиеся обращаются к слайду № 15 (требования Японии) и документу «Портсмутский мирный договор» от 23 августа (5 сентября) 1905 г. приложение №1

В) анализируя документ учащиеся отвечают на вопросы поставленные учителем:

  • Определите, какие требования Японии были не удовлетворены Россией.

  • Перечислите потери России, закрепленные в этом документе.

  • Какие позиции на Дальнем Востоке России удалось отстоять?

  • Есть ли в тексте договора какие-либо положения, выгодные России?

  • Как вы думаете, устранял ли этот договор противоречия между Россией и Японией?

А) Учащиеся зачитывают требования , поставленные Японией России.

Б) Работают над текстом договора в парах.

В) Обсуждают документ в парах. Отвечают на вопросы учителя

Ученики сравнивают требования Японии и условия договора.

Учащиеся учатся анализировать фрагмент документа и делать на основе этого выводы. Систематизации знаний учащихся способствует работа с документом.



Г) Причины поражения

поисковый и систематизирующий

Слайд № 17

(из мемуаров С.Ю.Витте)

Прочитайте документ. Выскажите свое мнение:

  • Почему Россия потерпела поражение в войне с Японией? Сопоставьте свое мнение с мнением С.Ю. Витте.

  • Считаете ли вы это объяснение (мнение С.Ю.Витте) верным и исчерпывающим?

Указывают причины поражения России в Русско-японской войне:

  • Неподготовленность к войне на Дальнем Востоке;

  • Слабость путей сообщения и экономического развития в этом регионе;

  • Отсталость военной экономики;

  • Плохая подготовка части офицерских кадров и др.

Развитие аналитических способностей учащихся.

4.Первичное осмысление и

закрепление связей и отношений в объектах изучения.

поисково- познавательный

цель этапа: проверить уровень осмысления изученного материала, а так же реализации поставленных в начале урока целей

Выполнение учащимися заданий устно, в форме диспута:

  • Карл Клаузевиц заметил, что всякая эпоха имеет свои войны. Рассмотрите с этой позиции Русско-японскую войну.

  • По мнению С.Ю.Витте, «несчастная война на десятки лет приблизила революцию». Раскройте смысл этого высказывания. Почему война была «несчастной для России»?

  • В июне 1904г. С.Ю.Витте писал Куропаткину: «Толчок к развязке будет зависеть от хода военных событий, во всяком случае, придется пережить трудные времена. Особливо я опасаюсь за внутреннее положение». Оправданы ли, на ваш взгляд, опасения С.Ю.Витте? Обоснуйте ваше мнение.

Размышляют, высказывают свою точку зрения и пытаются её отстоять.

Поставленные задания способствуют формированию у учащихся умений оценивать общественные явления прошлого, доказывать правоту своих взглядов.

5. Рефлексия

(подведение итогов урока)

преобразовательный

метод самоконтроля

Учащимся предлагается оценить свою деятельность, используя вопросы:

  1. Что нового вы узнали?

  2. Доволен ли своей работой на уроке?

  3. С какими трудностями встретился на уроке?

  4. Какой фрагмент урока ты хотел бы повторить?

Отвечают на вопросы.

Рефлексия, формирование умений оценивания себя в собственной деятельности.

6. Постановка домашнего задания.

Домашнее задание:

§ 5, стр 29-35. (вопросы и задания на стр.35).

Подготовить сообщение о Гапоне Г.А., Зубатове С.В., о первой русской революции 1905г. (по выбору).

Записывают домашнее задание в дневник.

Домашнее задание дано вариативно.














Приложение № 1

ПОРТСМУТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ

25 августа ( 5 сентября ) 1905 г.

Статья I

Мир и дружба пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.

Статья II

Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее...

Статья III

Россия и Япония взаимно обязуются:

1. эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова...

2. возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.

Российское императорское правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо... исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности. <...>

Статья V

Российское императорское правительство уступает императорскому япон­скому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...

Статья VI

Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь (Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...

Статья VII

Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических.

Установлено, что это ограничение не касается железных дорог на территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова. <...>

Статья IX

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. <...>

Статья XI

Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предоставления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом. <...>

Сборник договоров России с другими государствами. С. 337-341.

Используемые электронные пособия и литература:




  1. Электронное пособие: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки Отечественной истории XIX-XX вв».

  2. Электронное пособие: «Энциклопедия История России 862-1917».

  3. Электронное пособие: «История России 9-11 классы».

  4. Программа А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «ИСТОРИЯ. 6-11 классы для общеобразовательных учреждений», М: «Просвещение» 2009г.

  5. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России. XX век », М: «Просвещение» 2002 г.

  6. Е.В.Симонова, УМК «Поурочные разработки по истории России», 9 класс, М: «Экзамен»,2008г.

  7. В.В.Кириллов, М.Н.Чернова «История России 1800-2002 гг.»: Поурочные методические разработки уроков, - Ростов н/Д: Феникс, 2002 г.

  8. О.В.Арсланова, А.В.Подзеев «Поурочные разработки по истории России (XX- начало XXI века)»: 9 класс. -М.: ВАКО, 2007г.

  9. С.Г. Манвелов «Конструирование современного урока», М: «Просвещение», 2002г.

  10. Н.И.Шевченко «Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания», М.: «Русское слово», 2008г.

  11. Д.Б.Павлов, Петров С.А. «Тайны русско-японской войны 1904-1905гг.» Сборник документов. М.,1993г.













6



© 2010-2022