• Преподавателю
  • История
  • Статья Индивидуальная деятельность на уроках истории и внеурочная деятельность при переходе на ФГОС

Статья Индивидуальная деятельность на уроках истории и внеурочная деятельность при переходе на ФГОС

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Индивидуальная деятельность на уроках истории

и во внеурочное время при переходе на ФГОС.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.

Еще К.Д. Ушинский писал, что «не курьезами и диковинками науки должно в школе заниматься дитя, а напротив - приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает».

Познавательная активность учащихся относится к числу основных факторов в процессе обучения и оказывает устойчивое влияние на цели, содержание и характер учебной деятельности.

На мой взгляд, лучше всего познавательной активизации способствует индивидуальная работа на уроке.

Индивидуальная работа на уроке решает двойную задачу: дает психологическое и моральное удовлетворение и одновременно активизирует способности учащегося.

Наиболее интересным в плане индивидуализации процесса обучения является -

проектный метод. В широком смысле проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Известно, что термин «проект» переводится с латинского языка, как «выступающий вперед». Отличительная особенность проекта состоит в том , что в нем делается большой упор на планирование деятельности …. и на самостоятельность ученика» - пишет в своей работе «Как мы работали над проектом» Борисенко Н.А..

Обратимся к практике осуществления проектной деятельности. Можно взять следующие темы для проектной деятельности:


  1. Мир глазами древнего шумера, египтянина и китайца.


  1. Нравы и быт древних эллинов и римлян.

  2. Идеалы и образование в раннее средневековье

  3. Путь «из варяг в греки» фактор образования русской государственности


  1. Альтернативы объединения Руси и их реальные перспективы.

Интересной является работа по историческим исследованиям. Она может проводиться по - разному. Ребята могут писать исследовательскую работу в течение всего года , затем выступить с ней на конференции или получить опережающее задание и выступить с сообщением на уроке.

Интересной также является такая форма, как современная прогностика. Это построение альтернативных прогнозных сценариев развития той или иной страны, части света или всего человечества в целом.

Интересной формой является ретроальтернативистика - это построение альтернативных сценариев развития реальных событий в прошлом. В качестве примера приведем некоторые виды заданий: что было бы, если бы:

Рюрик не пришел бы к власти в 862 году

Киевская Русь не распалась бы на независимые государства

Иван Грозный не убил своего сына

Лжедмитрий подавил бы заговор и остался на троне.

Павел 1 узнал бы о заговоре и расправился с ним.

Еще одной интересной формой работы является эссе. Выбирается фраза известного ученого и ученики должны написать размышление по поводу данного высказывания. Это актуально еще и потому, что в ЕГЭ такая форма присутствует в заданиях группы «С».

В младших классах учащимся можно давать задание на составление тезисного плана по объяснению учителя.

Одной из важных форм индивидуальной работы является, решение - проблемной ситуации: например

1)Рассмотрите реконструкцию облика древнейшего человека. Как изменилась внешность человека. С чем это было связано?

2) Определите по фрагменту «Повести временных лет» и карте направления, даты, результаты походов князя Святослава

3)На основе иллюстраций определите общие для зодчества Владимиро-Суздальской Руси черты.

В процессе изучения исторических источников происходит индивидуальная работа учащихся. Предпочтение отдается человеческим свидетельствам - воспоминаниям, запискам, письмам. В ходе анализа текста формируется свободное мышление, что способствует развитию личности.

Материалы учебника также позволяют ученику познавать самого себя через анализ поведения людей в различных исторических ситуациях.

ЮНЕСКО объявило XXI век столетием «Гуманитарной экспансии». Только опираясь на индивидуальный потенциал личности - учитель сможет сформировать человека способного жить XXI веке. А индивидуальный потенциал можно развить ,только опираясь на индивидуальнее методы работы.

Одной из важных форм работы по развитию индивидуального потенциала являются, новые информационные технологии . Они развивают идеи программированного обучения, открывают новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные технологии- это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Информатизация требует от учителя компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии.

Выделяю три подхода в применении компьютеров в обучении:

-компьютер хранилище и источник информации;

-компьютер как развивающая среда;

-компьютер как обучающие устройство.

Сегодня в электронных библиотеках собраны классические издания и новинки литературы. Все учебные материалы готовятся на машинных носителях информации и доступны через Интернет. Созданы первые версии учебно-методических комплектов. Можно добавить, что компьютер- это такая книга, где читателю доступен просмотр текста, картинок, видеофрагментов, аудиозаписей, статистических изображений. Все эти материалы активно использую как в учебной, так и воспитательной работе.

Для подготовки конференции: « Русская культура II половины XIX века» учащимся было рекомендовано для подготовки докладов обратиться к Интернет ресурсам.

Компьютер как развивающая среда, способствует созданию игровой деятельности, поддерживает

структуру- куда обучающиеся приходят со своими задачами, где они могут пробовать и ошибаться, приобретая личный опыт работы с предметом.

На уроке истории в 7-Б классе была проведена игра: «Тайна за семью печатями», с элементами самопроверки. Сначала на мониторе появлялись вопросы, ребята письменно на них отвечали, а затем на экране появлялся ответ. Ребята сравнивали свой ответ с тем, что появлялся на мониторе и если он был правильный, ставили себя баллы. В конце урока количество баллов подсчитывали и выставляли оценки.

Главное достоинство этого подхода- возможность реализовать конструктивистскую модель обучения. Эта модель предполагает, что обучаемый строит структуру своих действий в процессе самостоятельного активного поиска и сопутствующих заданий. Реализуемых в пространстве возможных действий. Это единственный способ решения нестандартных задач.

Компьютер как обучающее устройство направляет ученика, как регулировщик направляет движение транспорта по улицам города. В основе указанного метода лежит представление о возможности разбить учебный материал на порции, которые можно предъявлять в заданной последовательности в зависимости от работы учащихся. На уроке по теме; «Накануне отмены крепостного прав», план урока представлялся на экране различными иллюстративными, и документальными материалами.

Достоинство данного метода в том, что действия обучаемого находятся под постоянным контролем учителя. Это разнообразит подачу учебного материала с учетом предыдущих действий обучаемых.

Навыки знаний и умений информационно-коммуникативных технологий позволяют:

-разрабатывать электронные дидактические материалы для поддержки учебного процесса

-выполнять компьютерные презентации-

-использовать Интернет ресурсы для уроков и внеурочной деятельности

-работают в программе « Портфолио»

-представляют материал «Музея истории школы № 28» на сайте

-выполняют совместно с учащимися учебные компьютерные проекты

В электронной библиотеке хранятся материалы по всем курсам истории, поэтому на своих уроках 50% учебного времени отводится информационным технологиям.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью откликаться на действия ученика и учителя, вступать сними в диалог, что составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Проектный метод предполагает изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания;

-участники проекта берут проектную инициативу от кого-либо из жизни;

-участники проекта организуют себя на дело, они информируют друг друга о ходе работы.

В работе по созданию музея истории школы нам часто приходилось прибегать к проектной деятельности. Члены клуба «Поиск» разбились на группы - каждая из которых работала по сбору материала по разным периодам истории нашей школы:

1 группа работала над темой «Частная мужская гимназия С. М. Морозовой».

2 группа собирала материал по «Профтехшколе для беспризорников Памятник Ильичу»

3 группа разрабатывала тему «5-Я Образцовая школа»

4 группа работала над темой: «Школа № 28 в 50-60 годы».

Современная Российская школа - это сложный многогранный механизм, который находится в стадии формирования и развития. Но уже сейчас, ясно основной задачей современной школы является развитие индивидуальных способностей учащихся, а сделать это можно только опираясь на индивидуальные методы работы.



© 2010-2022