- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока по теме Москва - центр борьбы с ордынским владычеством (6 класс)
Технологическая карта урока по теме Москва - центр борьбы с ордынским владычеством (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пронькина О.М. |
Дата | 01.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по истории России для 6 класса по теме: «Москва - центр борьбы с ордынским владычеством».
Технологическая карта урока
Предмет: История Класс: 6
Базовый учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVII века», Москва Просвещение, 2013 год.
Тема урока: Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
Цель урока: Сформировать представление о Москве как центре борьбы с ордынским владычеством.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с борьбой Москвы за политическое первенство.
2. В ходе коллективного обсуждения дать характеристику Руси и Орды накануне Куликовской битвы.
3. Используя материалы текста учебника проанализировать ход, итоги и значение Куликовской битвы.
4.На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
Тип урока: урок изучения нового материала
Необходимое оборудование: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVII века» 6 класс. М., «Просвещение», 2013; А.А. Данилова, Л.Г. Косулина Универсальные поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 17 века - М.; Просвещение, 2012 год; рабочая тетрадь А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца 17 века», Москва, «Просвещение, 2013 год, стр. 49-52. презентация по теме: картина №1 «Москва при Дмитрии Донском» художник А.М. Васнецов; картина №2 «Поединок Пересвета и Челубея»; мультимедийное оборудование.
Структура и ход урокаОрганизационный момент
Здравствуйте дети.
Вспомните, какую тему из истории России мы начале изучать на прошлом уроке?
На этом уроке мы продолжаем, знакомится с истории Руси в 14- 15 веке.
Рассаживаются по своим рабочим местам, слушают учителя, настраиваются на учебный процесс
«Московская Русь в 14- 15 веках».
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
Регулятивные (контроль)
Активизации и мотивации.
Определение темы урока, постановка цели урока.
Выделение проблемы
Презентация картин №1 «Москва при Дмитрии Донском» художник А.М. Васнецов, картина №2 «Поединок Пересвета с Челубеем» художник М.И. Авилов.
Задаем вопросы: 1.Какой город изображен на картине №1?
2.При каком князе был построен белокаменный Кремль в городе Москве? В каком веке он был построен? Какую роль он стал играть в 14-15 веке?
3. Что изображено на картине №2?
Когда произошло это событие? Какие народы встретились на поединке? Предположите, чем закончился поединок? Да, ребята в поединке участвовал ордынский воин Челубей и русский
монах Пересвет.
Сформулируйте тему урока? Цель урока.
Более ста лет русские терпели поражение от Орды и вдруг случилось чудо, в 1380 году русские одержали победу над монгола - татарами в Куликовской битве. Эта победа была великая, она имела большое значение. Подводим к проблеме.
Фронтальная беседа по вопросам.
1.Г. Москва. 2. Дмитрий Донской.
14 век. Роль центра объединения русских земель вокруг Москвы.
3.Поединок Пересвета с Челубеем (или русский воин, монгольский). В 14 веке.
Итог поединка: оба война пали замертво. Тема урока: «Москва - центр борьбы с ордынским владычеством» (при формулировки темы используют источники). Цель: определить роль Москвы в борьбе с монголо - татарами.
Формулируют проблему. Почему русские одержали победу в Куликовской битве, а ранее не могли?
Личностные (формирование основ гражданской индентичности)
Регулятивные (постановка учебных целей, задач
Познавательные (синтез, анализ, знаково -символические, постановка и формулирование проблемы)
Коммуникативные (планирование: определение цели, функций участников, способы взаимодействия, умение выражать свои мысли)
Поиск решения проблемы
Динамичная пауза
Что нам поможет решить данную проблему?
Каким способом будем решать?
Класс разбивается на 4 группы. Первая группа работает по вопросу: «Борьба Москвы за политическое первенство» (вопрос: соперничество Москвы и Твери). Вторая группа: «Характеристика Орды и Руси накануне Куликовской битвы» Третья группа: «Анализируют ход, итоги и значение Куликовской битвы». 4-я группа - характеристика личности: Дмитрий Донской.
Учитель контролирует деятельность групп. Помогает в решении спорных вопросов.
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох) Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты, в стороны (выдох)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Называют источники информации: учебник параграф 18, стр. 156; иллюстрации учебника; мультимедиа (интернет - ресурс). Дополнительна литература.
Работа в группе с текстом учебника, иллюстрациями, схемой, дополнительной литературой. Каждая группа готовит ответ на свой вопрос.
Ученики повторяют слова за учителем и выполняют упражнения.
Личностные (смыслообразование, нравственно- этическое оценивание)
Регулятивные (волевая саморегуляция)
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, логические, решение проблемы)
Коммуникативные (планирование, умение выражать свои мысли, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управлением партнера)
Личностные (нравственно - этические ориентации)
Осмысления
Контроль за результатом учебной деятельности школьников
Обсуждаем, как идет решение проблемы?
Каждой группе поделиться информацией.
Когда группа выступает, остальные учащиеся фиксируют в тетрадь основные даты и понятия.
Совместно с учителем учащиеся делают вывод: причины победы русского войска в Куликовской битве. Идет дискуссия: почему раньше этого не произошло? Делаем вывод, что основным условием освобождения страны от ига монголо - татар было ее объединение. Это объединение шло вокруг Москвы. Поэтому Москва стлала центром борьбы с ордынским владычеством. Большую роль сыграл в усилении Москвы Дмитрий Донской. После Куликовской битвы Москва постоянно усиливается, становится центром сопротивления татарской власти.
Каждая групп выступает по своему вопросу, высказывает свое мнение. 1- я группа подводит итог: в борьбе за лидерство побеждает Москва, князья Москвы и Твери заключили мир. Тверь признала за Дмитрием великое княжение. 2-я группа: Золотая Орда находилась в состояние упадка, междоусобные войны, победил хан Мамай. А Москва крепла. 3-я группа используя схему на экране рассказывает ход Куликовской битвы, итоги и значение. Определяют причины победы русского войска. Идет дискуссия: почему раньше этого не произошло?
4- я группа дают характеристику Дмитрию Донскому ( по памятке характеристики исторической личности). Подводим итоги решения проблемы.
Личностные (нравственно-этическая ориентация)
Регулятиные (саморегуляция, контроль)
Познавательные (построение речевого высказывания, синтез)
Коммуникативные (умение выражать свои мысли, управление поведением партнера)
Рефлексия деятельности
Рабочая тетрадь по истории России с древнейших времен до конца 17 века. Стр. 49-52. Предлагаем выполнить задания по выбору.
Выполняют задания по выбору. Индивидуально и в парах.
Регулятивные (контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция)
Познавательные (логические, анализ, знаково- символические)
Коммуникативные (способы взаимодействия, взаимоконтроль, планирование).