Разработка урока «Персидская держава «царя царей»»

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Предмет История Класс 5

Тема урока: «Персидская держава «царя царей»».

Характеристика класса

В 5 -ом классе обучается 24 обучающихся, из них 14 девочек и 13 мальчиков. Возрастной состав класса: - обучающихся 2004 года рождения, 2 - 2003 года. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть несколько обучающихся: отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме. В работе с этими учениками применяется индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям ребенка, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.

В коллективе в основном сформирован познавательный интерес к учебному процессу. На уроке, используются различные формы организации деятельности, частые смены видов работы, что повышает эффективность учебного занятия.

Дисциплина на уроках хорошая. К общественно полезным делам относятся добросовестно. Все трудолюбивые. Общий интеллектуальный уровень (умственный, духовный) - средний. Общий уровень способности хороший.

Класс работоспособный, активный, инициативный, самостоятельный, подвижный, энергичный, артистичный. Обучающиеся занятия без уважительных причин не пропускают. Активны в учебной и внеурочной деятельности. Все обучающиеся класса вовлечены в кружки по интересам. Активное участие принимают в общешкольных мероприятиях, занимают призовые места. Умеют радоваться успехам друг друга. Все стараются принимать участие в делах класса, интересуются жизнью класса, школы.

Обучающиеся под руководством взрослого осуществляют рефлексию своей деятельности, работают по алгоритму и могут сами составлять план действий, участвуют в олимпиадах. У каждого свои индивидные особенности: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов.

Внимание высокая у 12-х обучающих, средняя у 7-х, низкая у 5-ых. Высокий уровень развития мышления у 5-х обучающих, средний у -10х, низкий у -4х. Зрительная память: высокая у - 10 х обучающих, средняя -10 ,низкая - 4 .Слуховая память высокая - 7х обучающих, средняя - 12, низкая -5 .

Цель урока: сформировать представление о Персидской державе, показать характерные особенности устройства Персидского государства, обеспечившие ей длительное существование.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактах о Персидской державе, проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.

Предметные: Знакомство с особенностями устройства Персидского государства, обеспечившие ей длительное существование.

Метапредметные: Формирование навыков работы с текстом и исторической картой.

Задачи:

Обучающая:

- углубленное знакомство с отдельными сторонами жизни Персидского государства

- формирование понимания роли изменений происходящих на территории Западной Азии ( создание «царство стран»).

Развивающая:

- развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.

- формировать навыки работы с предметными материалами, с исторической картой, иллюстрациями и текстом учебника.

- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

Воспитывающая:

- формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом.

- формирование эстетического восприятия, уважения и трепетного отношения к ценностям.

Основные понятия изучаемые на уроке: КИР - первый персидский царь, Дарий первый - царь Персии, Персеполь - столица Персидской державы, «царство стран».

Важнейшие даты:

538 год до н.э.- захват Вавилона персами

525год до н.э. - захват Египта персами

Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедиа (компьютер, проектор), презентация.

Оборудование: учебник «История Древнего мира» /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая - М.: «Просвещение» 2006; Хрестоматия по истории древнего мира / Сост.Е.С. Черкасова - М.: Просвещение, 1991; карта «Персидское царство в 6 в. до н.э.»; маршрутные листы для групповой работы «Поручение Кира»; глоссарий для самопроверки и взаимопроверки.

Организационная структура урока

Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: заинтересовать учащихся.

Форма работы: индивидуальная (в т.ч. у доски)

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим, друг другу хорошее настроение - улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

Проверка домашнего задания: Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами! Сегодня наш урок истории мы начнем с кроссворда: «Археологическая экспедиция на развалины древней Ниневии», который позволит нетрадиционным способом проверить выполнение домашнего задания и активизировать познавательную деятельность учащихся .(Приложение 1.)

Вводная мини-лекция учителя: Напомню, что Ассирийская держава после восстания и пожара 612 г. до н.э. распалась и на ее территории возникло три крупных государства

- Нововавилонское царство, включающее Сирию, Палестину и Финикию. Центр - г. Вавилон.

- Лидийское царство, включающее территории между Средиземным, Эгейским и Черным морями, имевшее славу «золотой земли». Центр - г. Сарды.

- Мидийское царство, располагавшееся на востоке Междуречья, где тянулось обширное и высокое Иранское нагорье. Большую часть нагорья занимали степи и пустыни. Небольшие реки, протекавшие там, летом обычно пересыхали. В западных долинах Ирана, где с гор текли ручьи, дававшие влагу для орошения земли, было возможно земледелие; в восточной части нагорья преобладала степь - основным занятием населения этих мест было скотоводство. В состав Мидии входили многочисленные иранские племена, постоянно борющиеся за свою независимость. Главную роль среди них играли племена персов, жившие на берегу Персидского залива.

Мотивация:

Удивительно, как маленькое мидийское племя персов смогло подчинить себе всю Переднюю Азию и создать огромную Персидскую державу, которую называли «Царство стран», а ее цари носили титул «Царь царей» (прием «отсроченная отгадка»). Сегодня на уроке мы попытаемся это выяснить.

Такое вхождение в тему, на мой взгляд, эффективнее, чем традиционно-школьное вступление: «А теперь мы будем изучать новую и важную тему…»

Оглашение и запись темы урока на доске «Царство стран» «царя царей» (Неограниченные возможности таит в себе точная и емкая формулировка темы урока. Удачно выбранное название дает возможность создания проблемной ситуации, когда легко и непринужденно класс включается в поиск ответа или «аргументов за или против»)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Дает задание для выполнения. При помощи вопросов подводит к формулировке темы.

Выполняют задания самостоятельно, 1 учащийся делает это у доски. Отвечают на вопросы учителя.

- развитие навыка выполнения простейших заданий..

- формирование способности к сопоставлению и выделению главного.

- развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний.

Этап 2. Актуализация знаний.

Цель: актуализация имеющихся знаний по теме, выявление мест и причин затруднения. Формулировка цели урока.

Форма работы: фронтальный опрос

- Что вы знаете о Персии?

- - Что хотели бы вы сегодня на уроке узнать о Персидской державе?

Чтобы разобраться с этими вопросами наверняка, нам необходимо проделать большую работу. Ребята, какую цель нам необходимо поставить перед собой, для того чтобы разобраться в этих вопросах?

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Задает вопрос. Фиксирует все высказывания детей о Персии. При помощи вопросов подводит к определению затруднения и формулировке цели.

Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока.

- формирование рефлексивных умений определения границы между знанием и незнанием.

- формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем.

Этап 3. Открытие новых знаний

Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы.

Форма работы: работа с текстом

1. Для начала выясним, кто же такие персы, а для этого узнаем, что рассказывал древнегреческий историк Геродот о них (работа с текстом - раздаточный материал) ответы учащихся.

2. Известно, что предводителем персов в борьбе за независимость стал некий Кир. Кто он? Почему персы пошли за ним? Обратимся все к тому же Геродоту.

Работа с текстом:

- для «продвинутых учащихся» - Хрестоматия по истории древнего мира с. 73-74 - I.107-116 - Легенда о происхождении Кира)

- для «среднего ученика» - учебник с.92 Легенда о происхождении Кира ответы учащихся.

3. Чтобы кого-то покорить, надо самим быть свободными, независимыми. Попытаемся выяснить, каким образом персы получили свободу

работа с текстом:

Хрестоматия по истории древнего мира с. 76 - I.120, 121, 127 - Легенда о происхождении Кира.

( Задания на два уровня позволяют учитывать индивидуальные способности учащихся, создать для ребенка все ту же «ситуацию успеха», и сократить потерю времени на уроке, т.к. многие дети медленно читают)

ответы учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Дает задание, контролирует работу, и оценивает деятельность. Представляет полученные данные и обращает внимание на неизученные вопросы. Возвращает к первоначальному вопросу.

Изучают информацию о Персии, представляют ответы на поставленные вопросы остальным учащимся. Оценивают выступления учащихся, добавляют ответы. Слушают учителя.

- формирование навыка расширенного поиска информации.

- формирование навыка изучающего и поискового чтения.

- формирование умения выделять главное и второстепенное

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

- привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.

- формирование позитивной моральной самооценки.

Этап 4. Первичное закрепление изученного.

Цель: закрепление полученных знаний.

Форма работы: групповая

Интерактивное упражнение: (Цель - практическое освоение материала)

Учитель: А теперь я предлагаю вам перенестись в древнюю Персиду и оказаться в гуще событий, это нам поможет лучше понять и почувствовать, что там происходило.

Я буду в роли Кира - предводителя персов, а вы соответственно персами.

(«Персонификация», при которой учитель выступает в роли Кира, позволяет повысить мотивацию при выполнении группового задания и создать необходимый эмоциональный фон работы)

Учитель-Кир: (прием - персонификация)

Я буду дважды говорить с вами, о, персы.

День первый: Каждый из вас должен за день серпом расчистить участок земли от колючего кустарника. Идите и работайте.

День второй: Сегодня у нас будет пир с вином и вкусными угощениями.

Какой день вчерашний или сегодняшний вам понравился больше? (ответ учащихся)

О, персы! Если вы последуете за мною, вас будут ждать пиршества подобные сегодняшнему. Если же вы не захотите сражаться за свою свободу, то будете обречены на бесконечный тяжелый труд, как вчера.

Ваше решение, персы? Вы со мной или остаетесь? (ответ учащихся)

Учитель-Кир: Но для борьбы нам необходимо создать сильную армию, чем мы сейчас и займемся (работа с текстом учебника с. 91- 92 сопровождается схематизацией материала, что позволяет решать сразу несколько задач: читать и писать с пониманием, создавать опору для ответа.)

Проверка задания: ребята чертят свои варианты схемы у доски.

Учитель-Кир: С этой армией мы с вами отстоим не только свои земли, но и завоюем новые, мы будем владеть миром.

Учитель-Кир: Армия готова и на правах Кира я поручаю вам, мои смелые войны, опасное, но ответственное дело: вы отправляетесь в поход.

Направления походов для каждой группы определяются по карте и схематизируются.

Групповая работа (полководцев назначает учитель, войско (группу) они набирают себе сами) с текстом, картой и контурной картой по маршрутному листу. (Маршрутный лист задаст последовательность выполнения задания) (Приложение 2)

Отчет о выполнении задания у доски, схема дополняется датами походов и побед.

Дополнение учителя: одна из версий гибели Кира.

Учитель-Кир: Вы отлично потрудились, мои храбрые войны, у нас теперь много земли, огромное государство, которое мы будем именовать «Царство стран», а я буду отныне «царем царей». Почему такое название я выбрал для нашего государства? Верно ли это? (Первичное обращение к проблемным вопросам урока, т.е. «отсроченной отгадке», способ напомнить учащимся цель урока и активизировать на дальнейшую работу)

(ответы учащихся)

Но справиться с этой огромной территорией непросто, как удержать эти народы в повиновении. Какой бы вы способ поддержания порядка предложили? (ответы учащихся)

Самый могущественный правитель Персии Дарий I (522-485гг. до н.э.) нашел свой выход из этой ситуации.

Задание: Работая с текстом (Геродот) составить вариант схемы поддержания порядка на покоренных территориях.

Работа с текстом и схематизация в тетради:

Для «среднего ученика» - учебник с.93 ; п.3; 1-4 абз., с.94. 1-2 абз.,

Для «продвинутого ученика» - Хрестоматия по истории древнего мира с. 79 - III.89, 96, 97, - Реорганизация системы управления; с.81- V.52-53 - Дорожное строительство; с.82 -VIII.98 - Служба связи.

Проверка выполнения задания сопровождается схематизацией материала на доске.

Учитель: В поисках опоры в покоренных странах он вступал в союз с местным жречеством. В Персидской державе существовали различные религиозные культы.

Дарий имел славу мудрого правителя, и его империя просуществовала намного дольше Ассирии (более 200 лет). В чем его мудрость? (ответы учащихся)

Подведение итогов: (Вторичное обращение к проблемным вопросам урока, т.е. «отсроченной отгадке» является своеобразным подведением итогов урока)

Сегодня мы познакомились с еще одном государством Передней Азии - Персидской державой. Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока: Презентация, слайд 9

1. Что помогло маленькому мидийскому племени персов подчинить себе всю Переднюю Азию и создать огромную Персидскую державу?

2. Это «Царство стран»? Докажите!

3. Персидские цари - это «Цари царей»? Докажите!

А теперь проверим, правы ли мы в своих ответах и прочитаем выводы с.94, последний абзац учебника. Презентация, слайд 10.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Дает задания, координирует работу.

Моделирует ситуацию на основе имеющихся знаний. Заполняет электронную схему.

- формирование способности владения основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

- формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных.

- формирование способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации.

- развитие креативного мышления и способности к сопоставлению данных.

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.

Этап 5. Включение в систему знаний, повторение.

Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединение их в единую систему знаний.

Форма работы: групповая

- Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да)

- Как именно?

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Задает вопросы

Включает полученные знания в единую систему знаний

- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Этап 6. Рефлексия учебной деятельности

Цель: самооценка собственной деятельности на уроке.

Форма работы: индивидуальная

«Нотный стан успеха»

Ребята на доске изображен нотный стан, у вас на столах лежат нотки с изображением смайликов. Сейчас каждый из вас должен взять одну нотку со смайликом изображающим нужную эмоцию, которая осталась у вас при окончании урока. После этого подумайте, насколько данный урок был интересен для вас, было ли все понятно, или какая-то информация осталась не понятой. Сопоставив все факты, найдите на нотном стане место для своей нотки (верхняя линия стана - все удалось, удовлетворен уроком, средняя - что-то было непонятно, частично удовлетворен уроком, нижняя - ничего не понятно, не удовлетворен уроком) и поместите свою нотку на нотный стан.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат

Размещаю нотки на лесенке, в зависимости от полученных эмоций на уроке.

- развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели.

- формирование позитивной моральной самооценки

Этап 7. Домашнее задание

Цель: закрепление и углубление знаний по теме.

Форма работы: индивидуальная

Повторить изученный на уроке материал, прочитать документ, ответить на вопросы после параграфа §19.

повторить все страны Передней Азии по опорным конспектам в тетради. Следующий урок повторительно-обобщающий - нам предстоит путешествие по «царской дороге».

Углубленное : Подготовить сообщение по легенде о происхождении царя Кира и легенде о пире Валтасара. Ответить на вопросы к документам стр. 94.

Творческое:

Нарисовать рисунок по теме «Персидская держава».

- развитие способности к самоорганизации и самоконтролю.

- развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся.

- формирование способности к построению логических размышлений, включающих причинно-следственные связи.

- формирование творческого подхода в решении поставленных задач.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Объясняет домашнее задание

Слушают учителя, задают уточняющие вопросы

- развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов.

-формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.



© 2010-2022