Технологическая карта урока истории по теме: Древнее Двуречье (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


история

Класс:

5

Тип урока:

комбинированный

Ф.И.О.

Бондаренко К.В.

Тема

Древнее Двуречье

Цель

Знакомство учащихся с географическим положением и природой Древнего Двуречья, особенностями хозяйства и культуры Древнего Двуречья.


Задачи

Образовательные:

Развивающие:

Воспитывающие:

Формирование у учащихся представления о географическом положении, природе, хозяйстве, культуре Древнего Двуречья. Знакомство с понятиями: шумеры, клинопись, глиняная табличка, зиккурат.

Развитие коммуникативных умений, навыков самостоятельной работы, навыков установления причинно-следственных связей и формулирования выводов.

Воспитание уважительного и бережного отношения к истории и культуре народов мира.


1) Приветствие. Проверка готовности к уроку. Вводное слово учителя.

2) Учащимся предлагается провести повторение по изученной теме «Древний Египет»: вытягивать «билеты» из коробки и отвечать на вопросы (см. приложение).

1) Подготовка к работе на уроке.

2) Вытягивают «билеты» из коробки, отвечают на вопросы по теме «Древний Египет», корректируют и дополняют ответы друг друга.

Повторение и закрепление знаний о географическом положении, природе, социальной структуре, хозяйстве, культуре Древнего Египта.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознание вклада Древнего Египта в мировую культуру.

Познавательные: развитие умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Регулятивные: развитие умений оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Коммуникативные: развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Постановка учебных задач

1) Учащимся предлагается прослушать легенду и ответить на поставленный вопрос: «Однажды путешественники из Египта направились на северо-восток. Через много дней странствий по пескам, они вышли к полноводной реке Евфрат. Посмотрев на бегущую воду, люди воскликнули: Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот! Почему они так решили?»

2) В ходе работы с исторической картой учащимся задаётся вопрос: В какую страну попали египтяне? Между каких двух рек она находилась?

3) Учителем даётся краткое пояснение, касающееся названия территории между Тигром и Евфратом (Двуречье = Междуречье = Месопотамия)

4) Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цели урока (письменный ответ на вопрос «Что я больше всего хотел бы узнать о Древнем Двуречье?»).

1) Пользуясь исторической картой «Древний Восток» в учебнике отвечают на поставленный вопрос (река Евфрат течёт в направлении противоположном Нилу)

2) Пользуясь исторической картой отвечают на поставленный вопрос (Двуречье) и формулируют тему урока

3) Слушают, делают запись в тетради:

Двуречье (Междуречье, Месопотамия) - это область между реками Тигр и Евфрат

4) Формулируют цели урока в письменном виде.

Формирование базовых представлений о географическом положении Древнего Двуречья.

Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Познавательные: развитие навыков работы с картографическими источниками информации, умения формулировать выводы на основе полученной информации.

Регулятивные: развитие умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Изучение нового материала

1) Учащимся предлагается ознакомиться с фрагментом исторического источника( Геродот. "Природные условия и богатства Двуречья" из "Хрестоматии по истории древнего мира" под ред. В. В. Струве)

и ответить на вопросы к тексту (см. приложение)

2) Рассказ учителя о возникновении первых государств в Двуречье

3) Учитель делит класс на группы по 4 человека. Каждая группа получает список «Любопытных вопросов» и раздаточные материалы («Миф о потопе», «Достижения народов Месопотамии», «О происхождении шумеров») (см. приложения). Задача каждой группы: в ходе совместной работы с текстом учебника и раздаточными материалами, подготовить ответы на все предложенные вопросы

4) Устный опрос, отчёт групп о проделанной работе, обсуждение наиболее сложных вопросов.

1) Изучают текст исторического источника, отвечают на вопросы

2) Слушают, делают записи в тетради: Первые государства в Двуречье возникли более 3 тыс. лет до н.э.. Народ, создавший первые государства в Двуречье - шумеры. Крупнейшие города шумеров - Ур и Урук

3) В результате групповой работы с раздаточными материалами, текстом учебника и коллективного обсуждения формулируют ответы на поставленные вопросы

4) Представители каждой группы устно отвечают на различные вопросы из списка, в классе происходит обсуждение наиболее сложных вопросов. В ходе обсуждения вопросов делают записи в тетрадях: Клинопись - письменность Древнего Двуречья, которая состоит из клинообразных чёрточек, которые выдавливались на сырой глине

Зиккурат - ступенчатый храм в Древнем Двуречье.

Получение представлений о государствах, хозяйстве, образе жизни, культуре, религии жителей Древней Месопотамии. Усвоение ключевых понятий по теме.

Формирование целостного мировоззрения, коммуникативной компетентности; осознание вклада Древнего Двуречья в мировую культуру

Познавательные: развитие навыков работы с различными видами исторических источников, умения формулировать выводы на основе полученной информации, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Коммуникативные: развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Первичное закрепление

Игра «Правда или ложь». Учитель озвучивает утверждения, предлагает учащимся оценить их правдивость и исправить ошибки:

1. Междуречье иначе называется Месопотамия

2. Здания в Двуречье строили из дерева и камня

3. Ур и Урук это название рек

4. Бога солнца в Двуречье звали Эа

5. К богине Иштар обращались с просьбами об урожае и рождении детей.

6. Клинопись - это узоры на посуде

7. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства

8. Государства в Двуречье возникли гораздо позже, чем Древний Египет.

Оценивают правильность утверждений, исправляют ошибки.

Закрепление знаний о природно-климатических условиях Двуречья, государствах, хозяйстве, образе жизни, культуре, религии жителей Древней Месопотамии. Усвоение ключевых понятий по теме.

Формирование целостного мировоззрения, коммуникативной компетентности, уважения к истории и культуре народов мира; осознание вклада Древнего Двуречья в мировую культуру.

Познавательные: развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы.

Регулятивные: развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Рефлексия

1) Учащимся предлагается обратиться к целям, поставленным самостоятельно в начале изучения темы. Рядом с вопросами, ответ на которые учащиеся получили в ходе занятия ставится «+»; рядом с вопросами, на которые ответ не был получен, ставится «-».

2) Учащиеся получают индивидуальные домашние задания (по желанию): с привлечением дополнительных источников информации самостоятельно ответить на вопросы, отмеченные знаком «-».

3) Учащимся предлагается самостоятельно оценить результаты работы на уроке в ходе устного обсуждения («мы узнали…», «нам понравилось…», «нам не понравилось…»)

4) Выставление оценок за работу на уроке

1) Отмечают знаком «+» собственные вопросы, ответ на которые учащиеся получили в ходе занятия и знаком «-» вопросы, на которые ответ не был получен

2) Записывают индивидуальные задания

3) Оценивают и обсуждают результаты учебного занятия

-

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Регулятивные: развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Домашнее задание

  1. п. 13 читать, вопросы (устно), записи в тетради учить

  2. индивидуальные задания

Приложения


Вопросы для повторения темы «Древний Египет»

  1. Когда Северный и Южный Египет были объединены в единое государство?

  2. О какой реке египтяне говорили: «Все живут благодаря ему»?

  3. Назовите египетского фараона, прославившегося как великий завоеватель

  4. Когда были совершены самые крупные в истории Древнего Египта завоевания?

  5. Как египтяне называли самого главного бога - бога Солнца?

  6. Владыка «страны мёртвых», изображаемый с чёрной головой шакала

  7. Для какого фараона была построена самая высокая пирамида, одно из чудес света?

  8. Как называются значки, при помощи которых писали египтяне?

  9. Какой город стал первой столицей единого Египта?

  10. Как назывался тростник из которого египтяне делали материал для письма?


Геродот. "Природные условия и богатства Двуречья" (адаптированный текст из "Хрестоматии по истории древнего мира" под ред. В. В. Струве)

… Земля же её орошается дождём мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезано каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.

Вопросы к документу:

  1. Какие культуры выращивали жители этой страны?

  2. Какие занятия существовали у жителей Двуречья?

  3. В чем сходства и различия природных условий Двуречья и Древнего Египта?


«Любопытные» вопросы

  1. В научной исторической литературе можно встретить понятие «шумерская проблема». В чём же заключается эта проблема?

  2. Чему современные люди научились у жителей древней Месопотамии?

  3. Была у ассирийского царя Ашшурбанипала библиотека, которую прозвали «несгораемой». Почему её так называют?

  4. Попробуйте определить, что за бог изображен на каждом из рисунков. Как вы догадались?

Технологическая карта урока истории по теме: Древнее Двуречье (5 класс)

Технологическая карта урока истории по теме: Древнее Двуречье (5 класс)

Технологическая карта урока истории по теме: Древнее Двуречье (5 класс)

Технологическая карта урока истории по теме: Древнее Двуречье (5 класс)

  1. Получить в наследство деревянную табуретку и дверь считалось очень почетным в Междуречье. Почему?

  2. Почему миф о «всемирном потопе» появился именно в Месопотамии?

  3. Вавилонское слово «сигурату», переводится как «вершина». Как вы думаете, что учёные называют зиккуратами?



Миф о потопе (из учебника «История Древнего мира» под ред. А.А. Вигасина, Г.И. Годера)

Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом праведному человеку по имени Утнапишти. Тот построил корабль и погрузил туда весь свой скот и всю родню. И вот чёрная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через шесть дней и семь ночей закончилась буря и выглянуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя сухого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил ворона, и нашел ворон сушу. На оставшемся клочке суши Утнапишти насыпал тростник, зажёг огонь и принёс богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти стал бессмертным.



О происхождении шумеров (адаптированный текст-компиляция на основе различных источников)

Шумеры - загадочный народ. Сами «шумеры» отчетливо не отделяли себя от соседей, семитов-аккадцев: и те и другие имели единое самоназвание - «черноголовые». О том, откуда появились шумеры, историки спорят до сих пор. Итог многолетних дискуссий учёных сегодня всё тот же: о «корнях» шумеров «мы знаем только то, что мы ничего не знаем». Шумеры появились внезапно, неожиданно, как будто из ниоткуда. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. До середины XIX века о шумерах никто ничего не знал. Те находки, которые впоследствии признали шумерскими, поначалу относили к иным периодам и другим культурам. И это не поддается объяснению: богатая, хорошо организованная, «мощная» цивилизация настолько глубоко ушла в «подполье», что это противоречит логике. Тем более что достижения древнего Шумера, как выяснилось, настолько впечатляющи, что «скрыть» их практически невозможно, так же как невозможно убрать из истории египетских фараонов, майяские пирамиды, этрусские надгробия, иудейские древности.

Технологическая карта урока истории по теме: Древнее Двуречье (5 класс)

Достижения народов Месопотамии (адаптированный текст-компиляция на основе различных источников)

Культура народов, населявших в древности Месопотамию (территория современного Ирака) характеризуется высоким уровнем науки, литературы и искусства.

Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве. Именно шумеры построили первый вы мире ступенчатый храм - высокое сооружение со святилищем на вершине, в которое позволялось подниматься только жрецам «для беседы с богами». Шумеры - авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») - древнейшая на земле эпическая поэма.

«Наследником» шумерской цивилизации является Вавилонское царство. Вавилоняне внесли в мировую культуру точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Вавилонский царь Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов. Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, псевдонауку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это - далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры.

Технологическая карта урока истории по теме: Древнее Двуречье (5 класс)

Список использованной литературы и Интернет-источников:

  1. Вигасин А.А,, Годер Г.И. , Свенцицкая И.С. «История Древнего мира». 5 класс. Учебник - М.: «Просвещение», 2015 г.

  2. История Древнего мира. Школьная энциклопедия. - М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003 г.

  3. Месопотамия. Энциклопедия «Кругосвет» // [электронный ресурс]. режим доступа: krugosvet.ru/enc/istoriya/MESOPOTAMIYA_DREVNYAYA_TSIVILIZATSIYA.html

  4. Родная А. Шумерская цивилизация // [электронный ресурс]. режим доступа: sites.google.com/site/spbsh129/2-a-skolnaa-naucno-prakticeskaa-konferencia/sumerskaa-civilizacia-1

  5. Хрестоматия по истории Древнего мира (под ред. В.В. Струве) - М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР», 1956 г.

  6. Бог Эа (изображение) // [электронный ресурс]. режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B0_(%D0%B1%D0%BE%D0%B3)#/media/File:Copia_de_Enki.jpg

  7. Бог Шамаш (изображение) // [электронный ресурс]. режим доступа: mifolog.ru/mythology/item/f00/s03/e0003617/

  8. Бог Син (изображение) // [электронный ресурс]. режим доступа: coollib.com/b/225898/read

  9. Богиня Иштар (изображение) // [электронный ресурс]. режим доступа: hayodz.blogspot.ru/2012/07/blog-post_15.html

  10. Шумерские статуэтки (изображение) // [электронный ресурс]. режим доступа: 115zamzav.blogspot.ru/2014_10_01_archive.html

  11. Зиккурат в Уре (изображение) // [электронный ресурс]. режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BA%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82_%D0%B2_%D0%A3%D1%80%D0%B5#/media/File:Ziggarat_of_Ur_001.jpg



© 2010-2022