Конспект урока Главные политические центры Древнерусского государства

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока «Главные политические центры Руси».Класс: 6

Урок №

Дата:

Тема

Главные политические центры Руси

Образовательные цели

Формировать у обучающихся представление об экономическом и политическом развитии Владимиро-Суздальского княжества; познакомить обучающихся с внутренней и внешней политикой князей: Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

Развивающие цели

Развивать навыки групповой и индивидуальной работы с текстом, умение анализировать и обобщать учебный материал, стимулировать творчество.

Воспитательные цели

Повышать коммуникативную активность обучающихся.

Место урока в системе уроков данного раздела

Второй урок в разделе II «Политическая раздробленность на Руси». Изучение темы рассчитано на два урока.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Основные персоналии и даты

Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.

1125-1157 гг. - княжение Юрия Долгорукого, 1147 г. - первое упоминание о Москве, 1157-1174 гг. - княжение Андрея Боголюбского, 1176-1212 гг. - княжение Всеволода Большое Гнездо.

Основные понятия:

монархия, республика, вече, посадник, тысяцкий, владыка, аристократия

Межпредметные и внутрикурсовые связи

История древнего мира: аристократия, республика.

История Средних веков: города-государства.

История России: политические особенности Древнерусского госуларства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Познавательные УУД

Умение анализировать и структурировать учебные тексты

Коммуникативные УУД

Умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Регулятивные УУД

Определение и формулировка цели деятельности, активное использование критериев оценки и самооценки

Личностные УУД

Знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Оборудование урока

Карта «Русь в Х - начале XII в.». Учебник А.А. Данилов Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века» §10-11. Рабочие листы. Кластеры.

Домашнее задание

§10-11 читать п. 1-4, учить таблицу в тетради.

Оргмомент: все явились на урок?

Доску вымыть кто помог?

Приготовились к уроку?

Все лежит на парте строго?

И учебник, и дневник принес каждый ученик

Есть тетради пенал?

Телефон кто не убрал?

Знания вам все важны?

А пятерки вам нужны?

Ну тогда начнем урок, прозвенел уже звонок!

1 слайд Интригующий образ: Здравствуйте ребята, очень рада вас видеть! Какие ассоциации у вас возникают с лоскутным одеялом?

Учащиеся: части целого, деление государства, политическая раздробленность.

2 слайд Итак, тема нашего урока «Главные политические центры Руси».

3 слайд И все месте давайте поставим цели что мы должны вместе с вам и достигнуть на уроке и узнать


5 слайд экономические причины ф.р.

6 слайд итог

7 слайд карта

8 слайд Три всадника, символизирующие Юго-Западную, Северо-Восточную и Северо-Западную Русь остановились перед камнем, от которого отходят три дороги. На камне надпись:

«На право пойдешь - будешь полным хозяином в своем уделе.

Налево пойдешь - будешь считаться со своеволием бояр.

Прямо пойдешь - заключишь ряд о служении»

Мы с Вами на развилке исторических путей. Какой путь выбирают князья? По какой дороге в своем развитии пойдут русские земли?

На этот вопрос мы с вами ответим в конце урока

Изучение нового материала

Сегодня мы с вами совершим путешествие по главным политическим центрам Руси в XI - XII вв.

Итак на дом вам было дано опережающее задание на дом по группам каждая группа «владимирцы», «новгородцы», «галичане» изучала свое княжество

9 слайд В ваших Экскурсионных листах (Приложение 2.) мы видим три пункта наших остановок

1. Северо-Восточные земли

2. Новгородская республика.

3. Галицко-Волынское княжество,

10 слайд В течении урока мы в группах будем работать с таблицей «Формы политического устройства на Руси» и в конце урока сравним различные варианты государственной власти в различных княжествах

Северо-Восточные земли

11 слайд группа

12 слайд юрий долгорукий

13 слайд андрей боголюбский

14 слайд Всеволод большое гнездо

15

Итак слово предоставляется группе владимирцы Организация выступления обучающихся с опережающим сообщением (с презентацией)

Выступление с сообщением ( 2 человека). В ходе выступления обучающиеся акцентируют внимание на особенностях развития северо-Восточных земель.

Фиксируют в экскурсионные листы особенности развития Северо-Восточных земель.

Используя методы эвристической беседы, акцентирует внимание на формирование в Северо-Восточных землях монархической формы правления

В результате беседы устанавливают признаки монархии в северо-восточных землях. Фиксируют определение монархия в тетрадь.

15 слайд Новгородская земля

16 слайд схема

13

Акцентирует внимание на географическом расположение Новгородской республики

Используя схему «Управление Новгородской республикой» акцентирует внимание на формирование республиканской формы правления

В ходе беседы и объяснения учителя заполняют экскурсионные листы

17 слайд Физкультминутка

2

18 слайд Галицко-Волынское княжество

19 слайд Роман мстиславич и даниил романович

15

Организация работы обучающихся с историческими источниками по Галицко-Волынскому княжеству и обсуждение результатов исследования

Заполнение экскурсионных листов на основе исторических источников,

Акцентирует внимание на формирование в Галицко-Волынской земле аристократии как формы правления

В результате работы с историческими источниками и беседы устанавливают основные черты и причины объединения Галицкой и Волынской землях в единое княжество.

20 слайд давайте же вернемся к нашему перепутью и ответим на проблемный вопрос какой путь выбирают князья? М по какой дороге они в своем развитии пойдут

5

В ходе беседы выявление общих черт в развитии Русских княжеских земель

В ходе беседы устанавливают и фиксируют общие черты русских княжеств в XI - XII вв.

(Общее закрепление)

5

Обсуждение плюсов и минусов феодальной раздробленности

Закрепление

Фиксируют на доске в виде схемы, остальные в тетради.

Выводы учащихся: Юго-Западная Русь выбирает дорогу, ведущую налево, так как в этих землях боярство было влиятельной силой и князьям, чтобы сохранить свою власть, приходилось считаться с их волей. Северо-Восточная Русь выберет дорогу, едущую направо, так как в этих землях князья старались усилить свою власть, меньше считались с мнением бояр. Северо-Западные земли выбирали дорогу, ведущую прямо, в этих землях князья приглашались вече, заключали договор с Новгородом и были ограничены в своих правах.

5. Рефлексивно-оценочный


Перед вами три листочка с картинками портфель, корзина и вентилятор. Итак портфель - означает знания на полученные на уроке мне нужны и пригодятся

Корзина - данный материал мне не нужен и не пригодится

Вентилятор - я ничего не понял все прошло мимо меня. Прошу вас поднять карточки с оценкой урока


Сдаем ваши экскурсионные листы на проверку, на следующий урок я вам скажу оценки за таблицу. А за работу на уроке оценки следующие.

Учитель: История показала, что объединение произойдет, оно было необходимо, чтобы Русь осталась сильным государством, объединение было предопределено самой историей. Об этом свидетельствует величайший памятник древнейшей литературы - «слово о полку Игореве», дословно переведенный на современный русский язык русским ученым Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. В «Слове…» мощно звучит призыв к объединению. Князь Святослав говорит золотые слова:

Ярослав и правнуки Всеслава!

Преклоните стяги! Бросьте меч!

Вы из древней выскочили славы,

Коль решили честью пренебречь!

Это вы раздорами и смутой

К нам на Русь поганых завели,

И с тех пор житья нам нет от лютой

Половецкой проклятой земли!

21 слайд Домашнее задание: § 10-11

Составить кроссворд по теме «Раздробленность на Руси» Учитель: Спасибо всем за работу на уроке. До свидания.

4



© 2010-2022