Материалы к уроку Истории на тему Крым в годы Великой отечественной войны

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Д.А.Борисов

Кино в оккупированном Симферополе. Фильмы и зрители

Если о самом оккупационном режиме написано достаточно много, то совершенно была закрыта тема бытовой жизни города, работы организаций и учреждений при немцах. Нам представляется достаточно интересным осветить такую сторону как кинематограф в Симферополе в период ноябрь 1941- апрель 1944 гг.

Фашисты пытались на оккупированных территориях насаждать свою культуру, эстетику различными способами. В числе которых было и кино. Конечно, оно же являлось и средством массовой пропаганды, на которую делало большую ставку ведомство Геббельса.

Сразу же после вступления в Симферополь в ноябре 1941 года немцы формируют аппарат Управления. В нем был предусмотрен и отдел Культуры. Его кабинеты располагались на ул.Салгирной (ныне ул.Кирова), 26. Отдел культуры сразу же проводит учет кадров работников и учет оборудования театров и кино. Неизвестно, как прошел этот первый учет работников, но только 22 марта 1942 г. в газете "Голос Крыма" публикуется объявление заместителя городского головы Анастасова: "Всем киномеханикам, проживающим в Симферополе, необходимо зарегистрироваться до 31 марта в отделе культуры гор. Управления (Салгирная, 26 к.6) с 12 до 14 часов дня." Это был набор для работы в кинотеатрах, которые показывали фильмы пока только для военнослужащих германской и румынской армий. Гражданское население в кинотеатры не допускалось.

И вот 3 июля 1942 года опять же "Голос Крыма" на своих страницах размещает объявление об открытии 5 июля кинотеатра "Крым" по улице Кладбищенской (Субхи,4). На открытии планируется демонстрировать германский звуковой художественный фильм "Кора-Тери", как было написано в рекламе "из жизни варьете". Было предусмотрено три сеанса в выходные дни, и один, вечерний, в рабочие. Как и в советские времена в фойе кинотеатра играл струнный оркестр под руководством проф. И.И.Чернова.

Каждую неделю на экране кинотеатра демонстрировался новый фильм. Чем мотивировали немцы свои действия? Что это было- желание отвлечь внимание жителей от невзгод военного времени или банальная пропаганда?

Дело в том, что перед каждым сеансом демонстрировался киножурнал. А в этих киножурналах утверждался миф о славных победах германской армии, о ее шествии на Восток. Можно отметить одну немаловажную деталь. Кинотеатры для гражданского населения были открыты только после оставления советскими войсками Севастополя. То есть до июля месяца немцы не чувствовали уверенности в том, что они являются хозяевами Крыма. Героически сопротивлявшийся Севастополь не давал им этой уверенности! И приступили к "идеологической обработке" фашисты лишь тогда, когда Крым полностью был занят германскими войсками.

Но и открытие кинотеатра не обошлось без казусов. Во время церемонии, по непонятным причинам, в зрительный зал падает шар с люстры. Возможно это были следы деятельности патриотов.

Первые немецкие фильмы шли без перевода. Зрители получали программу с либретто на русском языке и об остальном должны были догадываться. Зато киножурналы были понятны и без перевода. Так 20 июля 1942 года перед киносеансом показали журнал "Битва за Севастополь", а 3 августа "Взятие Севастополя". В этих журналах восхвалялась армия Рейха, ее солдаты, стремящиеся захватить город русской славы. И газета "Голос Крыма", выходящая при немцах в период оккупации, публиковала рецензии на фильмы и кратко пересказывала содержание киножурналов.

Каков же был репертуар оккупационных фильмов. Ведь действительно, русская культура также была оккупирована захватчиками. На смену жизнерадостным советским фильмам пришли фильмы не только на чужом языке, но и с чужой эстетикой, незнакомой советскому человеку. Вот названия фильмов, прошедших за первых два месяца показа: "Бал-опера", "Всегда только ты", "Ева"(по оперетте Легара), "Фрау Луна"(по оперетте Пауля Линке), "Концерт по желанию", "Венская кровь". В рецензии на фильм "Концерт по желанию" мы читаем :"Фильм из современной жизни. Во время Берлинской Олимпиады 1936 года стадион посещает А.Гитлер. Главный герой-летчик, отправляющийся в Испанию на антибольшевистский фронт. Затем Польский поход 1939 года, Англия. Самолет героя сбивают, а его подбирает в море подводная лодка." Не правда ли, очень содержательный фильм.

А вот выдержки из рецензии на киножурнал: "Начало нового большого наступления на восточном фронте, вход передовых частей германской армии в Севастополь... Особенно запоминается следующий эпизод. В ходе боев у Волхова группа красноармейцев сдается в плен. Почему их встречают с приветливой улыбкой? Так кинохроника своим бесхитростным языком разоблачает изолгавшихся молотовых и лозовских, твердящих о немецких зверствах." Или вот еще творение "Голоса Крыма": "Киножурнал № 32 показывает укрепления Ла-Манша. Следующие кадры на фронте у Севастополя, когда были разбиты последние силы красных, оборонявшихся на Херсонесском полуострове. Любопытна сцена бегства комиссара. Ясно, что он убежал недалеко..."

Мы то теперь знаем, чего стоили "приветливые улыбки" для пленных красноармейцев. "Доброе отношение" немецких солдат проявилось в совхозе "Красный" около Симферополя, где было уничтожено несколько тысяч военнопленных и мирных жителей.

Остановимся на авторе рецензии. В газете «Голос Крыма» под рецензиями стоял фамилии И.Александров или К.Ильин. Нами уставнолено, что это один и тот же человек Булдеев И.А.- главный редактор газеты «Голос Крыма» до ноября 1943 года, когда его на этом посту меняет Б.Быкович, к тому времени уже старший лейтенант Русской Освободительной Армии генерала Власова.

Пропагандисткая машина начинала набирать обороты. Вот с 6 сентября 1942 года в кинотеатре "Крым" начинают показывать фильмы с русским текстом, видимо, имеются в виду субтитры. Фильмы из того же набора: "Розы в Тироле", "Венские мелодии", "Любовь математика". Фильмы опять предворяли киножурналы, которые с 11 октября также стали выходить с русским текстом.

Одновременно газета "Голос Крыма" стала бороться за культуру поведения в "храмах искусства". 25 ноября 1942 года выходит статья "Почему это так?". Приведем эту статью почти полностью- она того стоит. "Открытие кинотеатра "Крым" специально для гражданского населения явилось большой заслугой Германского командования и оживило культурную жизнь в городе... Ежедневно около здания кино собираются дети. Утром они закупают в кассе в большом количестве билеты, а вечером продают их по повышенной цене. Невольно задаешься вопросами: знают ли родителей детей об этом? Почему они не позаботятся о том, чтобы их ребенок не стремился к таким вредным навыкам. Необходимо обратить должное внимание и администрации кинотеатра. На всех афишах имеется надпись: "Детям до 14 лет вход воспрещен". Несмотря на это, им не только продаются билеты, но они свободно допускаются на сеансы. В следствии этого взрослым трудно достать билеты в кино. Необходимо ликвидировать это явление." А 23 декабря 1942 года статья "Зачем ты идешь в театр?" учит правилам поведения в театре, сетуя на испорченность зрителей советским прошлым. Настоящая причина была в оккупационном настоящем. Напомним, что как раз в августе прошла вторая волна уничтожения еврейского населения. Она в этот раз затронула смешанные браки и детей от этих браков. Детей, вся вина которых состояла в том, что один из их родителей был евреем, полицейские забирали от русских, украинских бабушек и дедушек и убивали в машинах "душегубках".

Все эти события не прошли мимо населения Симферополя. Атмосферу тех дней ярко передает в своем дневнике Хрисанф Гаврилович Лашкевич (ГАРК ф.156, опись1, дело 31 стр.109) и Михина Ольга (Лашкевич (ГАРК ф.156, опись1, дело 31 стр.127). Вот выдержка из ее дневника: " 27 июня 1942 г.суббота .Ходили по городу, после этого видели пленных, один пленный спрашивает: "Что дочки, в кино идете, да?". Но я сказала, на чорта нам кино их, и они вместе с ним, а Оля говорит, когда вы придете, тогда мы в кино пойдем."

Начало нового 1943 года жители Симферополя встретили без кинотеатра "Крым"- он был закрыт на реконструкцию. А 25 января на улице Пушкинской, 11 был открыт кинотеатр "Централь". Видимо это было связано с более плотным охватом населения.

Кто же руководил этим охватом населения? В ГАРК хранится фонд 156 (опись 1, дело 2) в котором собраны приказы, циркуляры и директивы немецкого штаба пропаганды в Крыму об идеологической обработке населения.

И в приказе № 1 от 18 сентября 1942 года одной из задач штаба пропаганды названы: "охват и ввод в эксплуатацию всех кино, киноателье, а также организация киносеансов для мирного населения и немецких военнослужащих". А Распоряжением №2 от 24.09.1942 г. деловым пропагандистом в области кино назначен зондерфюрер доктор Кюнеманн. Отметим, что звание у него эсессовское. Это довольно важная деталь. Ведь именно СС была той организацией, которая боролась за чистоту арийской расы и приводило в действие машину геноцида и уничтожения. И человек из этой организации ведал "кинопрокатом" в оккупированном Крыму.

Репертуар зимы 1943 года был следующий. Фильм "Шведский соловей"("история жизни шведской певицы 19 века Женни Линд"), "Сартоморталле" ("фильм из жизни цирковой семьи"), "Лорды и лакеи" ("комедийный фильм смешных положений"). И, как всегда, перед фильмом киножурналы и даже мультфильм-политкарикатура.

И вот в феврале немцы терпят сокрушительное поражение под Сталинградом! Население Крыма приободрилось и ждет перемен. Это отражено не только в воспоминаниях жителей. Это можно увидеть и между строк статьи от 22 марта 1943 года в газете "Голос Крыма". В беседе с корреспондентом газеты полицмейстер г.Симферополя указывает на то, что "после 23-летнего советского периода и нравы, и культурность, и соблюдение правил приличия упали до крайней степени. Особенно возмутительно проявление распущенности и некультурности некоторой части населения, преимущественно молодежи, получившей "образование" в комсомольском духе, во время спектаклей и киносеансов. Свистки, крики, разговоры, шум некультурных молодых людей или просто хулиганов, мешают всем зрителям, иногда срывают концерты.

В кинотеатре нами уже введены дежурные полицейские, которым предоставлено право тут же, в случае хулиганства или некультурного поведения, выводить виновных из зала подвергая их денежному штрафу и регистрации, как хулиганов".

Вот так-то! Видимо у немцев что-то не получалось с пропагандой, ведь полицейские заставляли смирно смотреть фильм. Люди вновь уже почувствовали себя частью той страны, армия которой громила фашистов и продвигалась на Запад! Уже в Крыму активно действуют партизаны и подпольщики. И население получает информацию о реальном положении на фронте.

И вот "Голос Крыма" от 27 марта 1943 года:"Дежурными полицейскими 10го участка за нарушение общественного порядка в кинотеатре в прошедшее воскресенье оштрафованы гр.Титов В.П. и Танеев Г.Н." И случай видимо не единственный.

В целом этот период оккупации отмечен тенденцией на привлечение молодежи. Для этого организуются утренники в кинотеатре «Централь». Туда приглашали молодежь от 14 до 20 лет. Так 23 мая 1943 года для молодежи демонстрировали фильм «Фрау Зиктра» и цветной «культурно-просветительский фильм.» Цена билета на эти утренники была 3 рубля. То, как маленькие зрители реагировали на «культурно-просветительские фильмы» видно из донесений агентов, как например это, поступившее в мае 1943 года:Начальник полиции и войск СС Крыма

Командир полиции безопасности и СД

№ 3223/43

В штаб пропаганды Крыма лично лейтенанту Фрею г.Симферополь Содержание: О кинофильмах

16.03.1943 г. в кинотеатре "Централь" состоялось первое представление для молодежи, организованное штабом пропаганды Крыма. Посетителями были в основном дети от 7 до 12 лет, дети старшего возраста были в небольшом количестве. Настроение перед началом сеанса радостно-напряженное.

Детям обещали пару веселых часов, а показали фильм не вызывающий никакого веселья. Этот фильм "Король Эдельвейс" представляет собой любовную историю с попыткой самоубийства. Многие дети скучали, а некоторые оставили зал во время киносеанса. "Я хочу спать"- послышался детский голосок. Лишь в конце, когда показали стрельбу и контрабандистов, интерес возрос. Фильм скучен и не годится для детей.

Хотя бои в Тунисе уже закончились, 24.05.1943 г. в кинотеатре для местного населения на ул.Пушкинской, в недельном обозрении демонстрировались кадры, показывающие подвоз орудий и боезапаса для немецких частей в Тунисе. Эти кадры были встречены ироническими восклицаниями "Ах" и другими ироническими замечаниями. Мне кажется необходимым подобные кадры вырезать из недельных обозрений.

Хауптштурмфюрер Штеккер. (ГАРК ф.156, оп.1,д. 2 стр.9).

То что хауптштурмфюрер Штеккер назвал ироническими замечаниями, на самом деле были насмешки и ругательства в адрес фюрера и немецких солдат, которые мелькали на экране. И в следующем донесении, того же периода, в Штаб пропаганды мы читаем:"...За 19 лет не произощло ничего, чтобы перевоспитать школьную молодежь...В то же время на школьных досках появляются враждебные надписи, портреты фюрера разорваны и т.д."(ГАРК ф.156, оп.1,д. 2, С.13-14)

Идеологическая обработка населения продолжалась. И 22 мая 1943 года открывается второй кинотеатр (реконструированный «Крым») «Крым-Паласт» на улице Кладбищенской, 3. И свой первый день работы кинотеатр отметил показом такого «шедевра» как фильма «Еврей Зюсс» режиссера Ф.Харлана. Как позже писали исследователи кинематографа это был «один из самых позорных фильмов снятых в Третьем Рейхе.» Ненависть евреям в этом фильме явно зашкаливала. Сюжет фильма основан на жизни и смерти Зюсса Опенгеймера, еврея, подвизавшегося в начале 18 столетия при дворце герцога Вюртембергского. В сюжете фильма еврей Зюсс и его товарищи-евреи, используя черную магию и подкуп, намереваются захватить власть, манипулируя продажным, пьяным герцогом. А в рецензии «Голоса Крыма» мы читаем: «Перед зрителем предстает ряд глубоко реалистичных сцен с изображением закулисной деятельности иудейства». Конечно, идея этого фильма очевидна - «евреи-паразиты на теле общества и их следует уничтожать.» Немецкая пропаганда опять попыталась посеять ненависть среди людей на оккупированной территории. Несомненно это была акция. Фильм «Еврей Зюсс» открывал неделю антиеврейских фильмов. 25 мая в этом же кинотеатре демонстрируется «Фильм о Вечном Жиде по документальным материалам».

В дальнейшее время, до изгнания немцев из Крыма весной 1944 года два симферопольских кинотеатра работали по следующей схеме. Неделю фильм идет в одном кинотеатре, затем происходит обмен кинокартинами между кинотеатрами. Фильмы начали повторятся. Зрители вновь «по многочисленным просьбам» смотрят фильмы, демонстрируемые уже в 1942 году.

Хочется отдельно остановится на демонстрации фильма «Счастливый неудачник». 5 июля 1943 года в газете «Голос Крыма» афиша: «Весь Симферополь смеется. Знаменитые комики Хайнц Рюман и Ганс Мозер». В анонсе читаем : «Наследство от тетки племяннику, спрятано в 13 мягких стульях. Племянник продает стулья, а потом узнает, что в одном спрятана крупная сумма денег. Он с товарищем начинает разыскивать владельцев, являться к ним в семьи и пока один отвлекал, второй ножом вскрывал стул. Затем они попадают в сумасшедший дом. А последний стул был в числе пожертвований для детей-сирот и племянник не смог его вскрыть из жалости и доброты. Он дарит его детям.» Вам ничего этот сюжет не напомнил. Ну конечно же это знаменитые «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова. Так в целом идея украдена, а сюжет несколько изменен. Да, плагиатом в Третьем Рейхе не брезговали. Ведь книга была написана в 1927 году, а фильм снят в 1940.

15 августа в кинотеатре «Централь» проводят бесплатный сеанс для молодежи и показывают документальный фильм «Мы видим Германию.» Интересно, что в последующих анонсах в «Голосе Крыма» фильм уже носит название «Мы едем в Германию». Со вторым названием сразу ясен замысел бюро пропаганды. Ведь в конце фильма еще и читали доклад «Положение юношества в СССР». Во второй половине августа с доставкой фильмов начались какие-то проблемы, так как фильмы стали демонстрироваться по две, а то и три недели. И в этом случае на помощь немцам пришел фильм из двух частей, снятый по индийским мотивам «Эшнапурский тигр» и «Индийская гробница». Каждая его часть прошла по две недели и в двух кинотеатрах одновременно.

Весь сентябрь и октябрь демонстрировали уже ранее показанные фильмы. Некоторое разнообразие было внесено в конце октября. Дело в том, что 31 октября 1943 г. оккупанты хотели отметить как «День освобождения Симферополя.» В этот день в кинотеатре «Крым -Паласт» демонстрируются два фильма «Ночь в Венеции» и «Оперетта». Это опять музыка и любовные истории.

В 133 ноябрьском номере газеты «Голос Крыма» выходит статья «Два года германского фильма в Крыму.» В ней говорится о том, что «отдел пропаганды дал возможность жителям смотреть фильмы.» Судя по этой статье в годы войны в Крыму было открыто 32 кинотеатра. Из них только 5 были открыты для гражданского населения и 18 для военнослужащих и гражданских лиц и 9 только для военных. Далее читаем: «Для всех кинотеатров имеется 110 фильмов с русским текстов. Около 70 сеансов было дано для местной молодежи и 60 сеансов с культурными и учебными фильмами. Со дня открытия кинотеатров для гражданского населения их посетило свыше 800 000 зрителей.»

Для получения общего впечатления о фильмах времен оккупации приведем два мнения. Первое из статьи в № 133 газеты «Голос Крыма» за 1943 год: «Германский фильм с его бесконечно новыми мотивами. Его богатым оформлением и талантливой игрой актеров овладел сердцами крымской публики, которой уже приелись советские тенденциозные, натравливающие, науськивающие фильмы, и публика была рада, наконец, иметь возможность посмотреть кинокартины, свободные от всякой тенденции, берущие материал из общественной жизни, из области истории или искусства.» Второе из воспоминаний Л.Макарычевой, хранящихся в ГА АРК, жительницы оккупированного Симферополя: «Во всех картинах на все лады восхвалялось богатсво. Восхвалялись богато одетые, холеные, окруженные роскошью барыни и господа, все достоинство которых заключалось в том, что они богаты и поэтому счастливы и всеми уважаемы. Как крикливая реклама, во всех видах показывались красивые женщины в роскошной обстановке, шикарно одетые, полуголые.» И насчет завоевания германским фильмом сердец публики также читаем у Л.Макарычевой: «Не только взрослые, но и дети возмущались этими мерзкими, растлевающими душу картинами и часто, в самом эффектном, с точки зрения немцев, месте, детвора подымала неистовый свист и топот. Благо в зале темно и всех свистунов-малышей не переловишь.» И это мнение жителя Симферополя намного ценнее и правдивее, чем официальные, заказные статьи о «качественном, добротном кино.»

И как настоящие «воспитатели» людей нового типа, работники отдела пропаганды придумывают различные уловки для закрепления зрителями материала. Так, в декабре 1943 года читателям «Голоса Крыма» предлагалось ответить на вопросы анкеты о просмотренных фильмах и понравившихся актерах. А в фойе кинотеатра «Централь» зрители должны были опознавать по фотографиям актеров, за что было обещано 10 призов и «два самых больших по 5 билетов в кинотеатр. О результатах этого конкурса нам ничего не известно.

Победное шествие Советской Армии на запад отражалось и на состоянии дел в кинопрокате Симферополя. В марте стали исчезать анонсы и рецензии на кинофильмы. Бюро пропаганды вместе с сотрудниками отдела культуры спешно паковало чемоданы. С ними сбежали и работники газеты «Голос Крыма».

А с освобождением Симферополя 13 апреля 1944 года в город вернулись советские, всеми любимые, кинофильмы, многие из которые мы смотрим и сейчас.

5

© 2010-2022