- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории Культура 19 века
Конспект урока по истории Культура 19 века
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Филиппова Л.В. |
Дата | 19.07.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Художественная культура России
первой половины XIX века
Цели урока:
· создать у учащихся представление о российской культуре первой половины XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; изучить творчество литераторов, художников, архитекторов, познакомиться с музыкальными произведениями композиторов данного периода;
· развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;
· пробудить у учащихся интерес к отечественной культуре.
Новые понятия: романтизм, ампир, русско-византийский стиль, бытовой жанр, академизм, реализм, критический реализм, классицизм.
Оборудование: репродукции картин художников первой половины XIX века; фотографии памятников архитектуры; портреты деятелей культуры первой половины XIX века и др. иллюстративный материал, учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России XIX века» § 17, настенный календарь с событиями, произошедшими 27 февраля в разные годы.
Предварительное задание: при входе в класс оторвать один листок от календаря.
Ход урока:
I. Оргмомент. Урок начинается с установления контакта учителя с учениками. Учитель вспоминает о прекрасных результатах, показанных классом на прошлом уроке. Учитель выражает надежду, что ученики (следует перечень из имен особо активных учащихся) будут так же, как и прежде креативны и работоспособны, и желает остальным ученикам так же прославить свое имя на уроке наступающем.
II. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя: Ребята, откройте свои тетради, запишите сегодняшнюю дату 27 февраля 2011 г. При входе в класс вы, наверное, заметили своеобразный настенный календарь, некоторые из вас получили задание оторвать по одному листку от него. Сейчас давайте узнаем, какими событиями был наполнен этот день - 27 февраля в разные годы. (Ученики зачитывают записи на листках).
В мире всегда что-то меняется… Проходят эпохи, разрушаются цивилизации. Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания - это память о людях, которые жили и творили в то или иное время. (На доске) «Память - одно из самых благодатных даров неба, - говорил Петр Ильич Чайковский. - Воспоминания, как луч света, имеют свойства озарять произошедшее как раз настолько, что все худое не замечается, что все хорошее кажется лучше». Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности дней, давно ушедших. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в Россию XIX века.
(на фоне музыки)
Погаси электрический свет,
Теплым воском пусть плавятся свечи,
Поплывем вспять течению лет
В чьи-то страсти, разлуки и встречи.
Мы откроем старинный сундук,
Пыль времен отряхнем мы с событий,
Чтоб забытый, таинственный звук
Из реки дней ушедших к нам вытек.
И в камине огонь затрещит,
Нам поведают сказки поленья…
XIX век к нам спешит,
Возвращая к ушедшим мгновеньям.
Л. Рубальская. Во все времена.
XIX век… Его называют «золотым веком» русской культуры. После победы над Наполеоном русский народ испытывал небывалый подъем патриотических чувств. Именно в начале XIX века в России произошел мощный взлет в литературе, музыке, живописи, архитектуре. Итак, запишите тему нашего урока: «Художественная культура России первой половины XIX века». А сейчас я попрошу вас обратиться к вашему опыту целеполагания на уроках. Давайте вспомним, о чем нужно спросить себя для постановки цели? (Вспоминают: 1. Что мы сегодня все вместе узнаем? 2. Чему мы все вместе сегодня научимся? 3. Что каждый из нас сегодня сумеет сделать?)
Отвечая на эти вопрос учеников, учитель сообщает:
1) узнать всем предстоит о российской культуре XIX века, изучить творчество литераторов, художников, архитекторов, познакомиться с музыкальными произведениями композиторов данного периода;
2) научиться еще одному способу групповой творческой деятельности - составлять из разных фрагментов (понятий, определений, примеров) готовые сообщения на заданную тему;
3) каждому из вас предстоит дать личную оценку творчества видных деятелей культуры XIX века.
Но прежде чем совершить путешествие назад в прошлое, нам необходимо подготовить экскурсоводов. Сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы: «Архитекторы», «Художники», «Литераторы». На столах у вас имеется весь необходимый материал для подготовки обзорной экскурсии по своему направлению. Не забудьте обратиться к материалу учебника § 12-13. Воспользуйтесь всем этим и представьте нам направление культуры, которое вам досталось.
Прошу в каждой группе выбрать лексикографов, которые помогут нам найти и усвоить новые понятия и заполнят словарь урока на доске (на доске заполнить сводную таблицу):
в литературе - романтизм и реализм;
в живописи - романтизм, классицизм, бытовой жанр, критический реализм;
в архитектуре - классицизм, Петербургский и Московский классицизм, ампир, русско-византийский стиль.
Также выберите в каждой группе теоретика, который изложит краткую характеристику своего направления культуры в данный период. Кроме того, в группе должны быть биографы, в их задачу входит краткое представление деятелей культуры своего направления. Старший в группе проследит за тем, чтобы команда подготовила материал в соответствии с отведенным временем, т.е. на подготовительную работу экскурсоводов отводится 7 минут, для выступления каждой группы - 5 минут, и установит порядок выступления. Помогать при этом в подготовке каждого участника будет выбранный консультант. Ребята, необходимо помнить о том, что вы одна команда, работающая слаженно, дружно, рационально использующая каждую минуту.
А пока вы будете работать в группе, прозвучат произведения выдающегося русского композитора «золотого века» Михаила Ивановича Глинки (показать портрет) «Вальс-фантазия» и «Увертюра»
Группы готовят свои выступления.
Учитель: Время для подготовки выступлений групп закончилось. Итак, я приглашаю всех вас, а также присутствующих гостей посетить первый зал нашего воображаемого музея зал архитектуры 1-й половины XIX века. Экскурсию проводит группа «Архитекторов». Я прошу начать выступление теоретика, затем лексикограф представит новые понятия, а за ним последует ответ биографов. По окончании всего выступления консультант и старший группы могут сделать вывод или дополнить сообщения. Пожалуйста, вам слово (выступает 1-я группа).
Учитель благодарит первую группу и учеников, выступивших от ее имени, и отмечает важность выводов и комментариев и приглашает в зал живописи.
Выступление группы «Художников».
Учитель благодарит вторую группу и отмечает простоту и непреложность вывода, а также то обстоятельство, что он в точности следует за материалом учебника. Что касается комментария, то учитель отмечает его несколько искусственный характер, связанный с прямым цитированием материала из дополнительных источников. Логическая связь при выстраивании выступления заменяется отсылкой к цитате. Впрочем, когда логическая связь не выстраивается, путь, выбранный группой, достаточно эффективен, во всяком случае, на данном уроке.
Посещение зала литераторов.
Выступление группы «Литераторы» оканчивается сценой «Дарю цветы поэту.- у передней стены класса стоят большие портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Двое учеников по очереди выходят к ним со словами: «Я хочу подарить цветы своему любимому поэту… (кладет цветы перед портретом и зажигает свечу в подсвечнике) и прочитать мое любимое стихотворение…
Учитель благодарит третью группу за творческий подход к выступлению и отмечает важность выводов и комментариев не только для времен давно прошедших, но и для современности, т.к. (зачитывает цитату из книги Сергея Перевезенцева «Россия - великая судьба») благодаря русским гениям литературы…
III. Закрепление материала, подведение итогов урока.
Учитель: Ребята, в качестве завершающего штриха я предлагаю вам составить итоговый тест по следующей схеме:
В РЕЗУЛЬТАТЕ УРОКА
«Художественная культура России первой половины XIX века»
мне открылись:
Три самых важных имени архитекторов: _____________________________
_______________________________________________________________
Три самых важных архитектурных сооружения: _______________________
________________________________________________________________
Три самых важных имени живописцев: ______________________________
________________________________________________________________
Три самых важных названия картин: _________________________________
________________________________________________________________
Три самых важных имени литераторов: ______________________________
________________________________________________________________
Три самых важных литературных произведения: ______________________
________________________________________________________________
Три самых важных чувства (качества) _______________________________
________________________________________________________________
Учитель предельно кратко вспоминает цели, поставленные в начале урока: узнать всем о российской культуре XIX века, изучить творчество литераторов, художников, архитекторов, познакомиться с музыкальными произведениями композиторов данного периода; всем научиться еще одному способу групповой творческой деятельности - составлять из разных фрагментов (понятий, определений, примеров) готовые сообщения на заданную тему; каждому из вас дать личную оценку творчества видных деятелей культуры XIX века.
Учитель: Достижение цели «узнать» превзошло мои ожидания. Итогом этой работы стали результаты выполненного вами теста.
Что касается цели «научиться выполнять операцию», то она достигнута всеми учащимися.
А вот что касается третьей цели, то ответ: «Достигнута - не достигнута» находится исключительно внутри каждого. Судить о достижении этой цели можно и мне и вам самим только по косвенным признакам, тем или иным чертам поведения, внутреннему ощущению принятия или непринятия всего услышанного и увиденного. Если вы не достигли этой цели - не расстраивайтесь. Не достигли цели сегодня - поймем завтра, у нас впереди в изучении истории много поучительных событий, так что все мы гарантированно поумнеем!
Выставление оценок. Задание на дом:
1. Занести в словарь новые понятия (учитель дарит ученикам подсказки-приложение);
2. § 17, вопросы и задания к нему
Учитель раздает жетоны разовых оценок.
Я благодарю всех за активную и продуктивную работу. Мне было с вами очень приятно работать. Спасибо вам за это!
Интегрированный урок истории и литературы в 8 классе
«Русская культура первой половины XIX века»
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело Буонарроти
Цели урока:
-
сформировать у учащихся представлений о русской художественной культуре первой половины XIX века, системе ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитания гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира;
-
показать на конкретных примерах, что первая половина XIX в. вошла в историю как начало золотого века русской художественной культуры, для которого были характерны стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западно - европейской и русской народной культуры;
-
воспитывать в детях чувства патриотизма, гордости за великое историко-культурное наследие страны, бережного отношения к культурному наследию России.
Задачи:
-
учить выделять главное, делать и представлять выводы, оценивать и сопоставлять факты, сравнивать, прививать навыки работы в группах;
-
формировать умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать её;
-
создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний.
Оборудование: учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. "История России. XIX век", компьютерная презентация; компьютер, мультимедиапроектор, сообщения учащихся.
Основные понятия: классицизм, русско-византийский стиль, академизм, ампир, романтизм, сентиментализм, реализм.
Персоналии: Н. М. Карамзин; В. А. Жуковский; А. С. Пушкин;
М. Ю. Лермонтов; Н. В. Гоголь; А. Н. Островский; И. С. Тургенев;
П. С. Мочалов; М. С. Щепкин; И.П. Мартос; М. И. Глинка;
А. С. Даргомыжский; К. П. Брюллов; О. А. Кипренский; В. А. Тропинин;
А. А. Иванов; П. А. Федотов; А. Г. Венецианов; А. Д. Захаров; А. Н. Воронихин;
К. И. Росси; О. И. Бове; К. А. Тон, П.К. Клодт.
Тип урока: урок - виртуальная экскурсия. Урок спаренный (90 мин.)
Предварительная подготовка: класс разбивается на 6 групп. В каждой группе выделяется модератор, который раздает задания и координирует действия группы. Группы готовят материал для знакомства со стилями и направлениями русской культуры, литературой, музыкой, театром, живописью, архитектурой и скульптурой I половины XIX века, и каждая группа проводит виртуальную экскурсию по выбранному направлению.
Опережающее домашнее задание по группам:
Архивариусы: готовят определения: классицизм, русско-византийский стиль, академизм, ампир, романтизм, сентиментализм, реализм, эклектика и работают по ходу всего урока, дополняя ответы учащихся.
Искусствоведы: подготовить материал о Федотове, описать одну из его картин, рассказать об истории ее создания.
Литераторы: Готовят материал о писателях и поэтах I половины XIX века
(Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин)
Музыковеды: готовят рассказ об известных композиторах и театральных деятелях I половины XIX века, музыкальный фрагмент произведения.
Архитекторы: сообщение об основных стилях архитектуры, архитектурных и скульптурных памятниках начала века, их создателях.
Группа технической поддержки: обрабатывает все данные и оформляет их в виде презентации под руководством учителя.
План урока:
1. Орг. момент. Вступительное слово учителей истории и литературы. Формирование мотивации и определение целей урока.
2. Актуализация полученных знаний по теме: «Русская культура I половины XIX века».
3. Проведение виртуальных экскурсий учащимися по направлениям:
-
Литература.
Б) Театр. Музыка
-
Живопись
Г) Архитектура. Скульптура
-
Подведение итогов.
-
Рефлексия.
-
Выставление оценок.
Ход урока:
1. Орг. момент. Озвучиваются цели и задачи урока. Записывается
домашнее задание: §17; задания в рабочих тетрадях: №1 (с.47), №3 (с.48)
№6 (с.49) (2 мин.) (слайд № 1-4)
2. Актуализация полученных знаний по теме: «Русская культура I
половины XIX века». Учитель литературы ставит перед учащимися проблемные вопросы:
-
Почему I половину XIX века называют «Золотым веком» в развитии русской культуры?
-
Какое влияние оказал 19 век на развитие мировой художественной культуры?
-
Какой вклад внесли в мировую художественную культуру русские деятели искусства?
Приведите аргументы.
Обсуждение (5 мин.) (слайд №5)
3. Выступления творческих групп учащихся с отчетами о реализации домашнего задания.
Вступительное слово учителя истории: (1 мин.)
Что являлось предпосылками развития русской культуры I половины XIX века? (мозговой штурм) Заслушиваются ответы обучающихся:
-
Победа в Отечественной войне 1812 года
-
Восстание декабристов
-
Начало промышленного переворота ( слайд 6-8)
Сейчас мы с вами заслушаем первый творческий отчет группы литераторов. Время выступления каждой группы - 5 мин. (В случае необходимости учитель русского языка и литературы поправляет и дополняет ответы учащихся.) Учащиеся делают записи в тетради, самостоятельно заполняют таблицу по ходу экскурсий.Вид деятельности
Деятель
Произведение
Направление
Отчет «литераторов» (примерные ответы) - слайд № 9-10
1 ученик:
- Литература первой половины 19 века становится ведущей областью культурной и общественной жизни России. В ней находят отражение передовые общественные идеи, насущные проблемы жизни. Она формирует национальное самосознание, обращается к историческому прошлому страны. Для этого периода характерна быстрая смена различных идейно-эстетических течений.
2 ученик.
- В начале века господствует классицизм с его идеей служения государю и отечеству. На смену ему пришел сентиментализм, провозглашающий культ естественного чувства. Природы. Нередко идеализацию патриархального быта. Основоположником и наиболее ярким представителем сентиментализма в русской литературе стал Н.М.Карамзин, показавший в своей повести «Бедная Лиза» что и крестьянки любить умеют.
3 ученик.
- во втором десятилетии XIX века господствующим становится романтизм с его устремленностью к свободе, жаждой совершенства и обновления, пафосом личной и гражданской независимости. Выдающимся представителем этого направления был поэт В.А.Жуковский. Идеями романтизма пронизаны и ранние произведения М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина.
4 ученик.
- Начиная с 30-х гг. в литературе утверждается реализм. Его задача правдивое отражение объективной действительности. Становление этого направления связано, прежде всего, с именем А.С. Пушкина («Евгений Онегин») и Н.В. Гоголя («Шинель»)
5 ученик.
- В этот период резко увеличивается количество газет и журналов. В каждой губернии стали выходить «Губернские ведомости». В 1836 году начал издаваться журнал «Современник». «Отечественные записки» назван одним из лучших журналов 40-х годов.
Отчет группы «музыковедов» - слайд № 11-14
1 ученик.
- Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. В этот же период создается русская национальная опера. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество М.И.Глинки. Созданные им оперы "Жизнь за царя" (у нас она по понятным причинам долгое время именовалась "Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила" поставили М.И.Глинку в один ряд с крупнейшими композиторами мира. В своем оперном и симфоническом творчестве М.И.Глинка явился основоположником русской классической музыки.
2 ученик.
- К числу талантливейших композиторов первой половины XIX в. относились А.А. Алябьев - автор более чем 200 романсов и песен (прослушивание музыкального отрывка), А.Н.Верстовский. Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творчество А.С.Даргомыжского. Большой успех имели его вокальные произведения - в особенности романсы. По мотивам песен и обрядов была создана его опера "Русалка" - лирическая музыкальная драма. В сокровищницу русского музыкального искусства вошла опера А.С.Даргомыжского "Каменный гость", написанная на текст А.С.Пушкина.
3 ученик
- В девятнадцатом столетии русский театр продолжает с одной стороны остро реагировать на политические и социальные изменения в стране, а с другой - соответствовать литературным изменениям.
Почти всё столетие в русской литературе проходит под знаком реализма, который приходит на смену и устаревшему классицизму, и романтизму. Девятнадцатый век дарит отечественному театру имена драматургов, которые фактически с чистого листа создадут театральный репертуар, востребованный и сегодня.
В первой половине столетия такой личностью стал Н.В. Гоголь. Не являясь собственно драматургом, он сумел создать настоящие шедевры мировой драматургии - пьесы «Ревизор» и «Женитьба», которые представили зрителю масштабную картину жизни тогдашнего русского общества и резко критиковали её.
Именно на премьере «Ревизора» император Николай Первый произнёс легендарную фразу «Всем досталось, а мне больше всех!», понимая, кто изображён под маской Городничего.
4 ученик.
- В это время театр уже не может удовлетворяться старым репертуаром, он стремится показывать современного, остро чувствующего время человека. Драматургом, создавшим литературную основу современного русского театра, и стал А.Н. Островский.
Юрист по образованию, служивший в суде, Островский получил прекрасное представление о той среде, которую он затем будет описывать в своих бессмертных пьесах. Подробно и реалистично описывая нравы купеческой среды, он создает, прежде всего, психологический театр, пытающийся заглянуть внутрь человека.
Островский тонко чувствует грядущие общественные перемены и изображает крах устоявшихся купеческих традиций, обеднение и нравственное падение дворянства, возрастание роли денег в человеческих отношениях. Он ярко и точно описывает новых героев жизни, предприимчивых, достаточно циничных и ловких: Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Липочка («Банкрот»), Паратов («Бесприданница).
Практически все произведения Островского были успешно поставлены в Московском Малом театре, который в этом столетии стал лучшим театром империи.
5 ученик.
- Девятнадцатый век подарил отечественному театру и целую плеяду выдающихся мастеров сцены, имена которых навсегда стали легендой. Одним из основателей русской актёрской школы является М. Щепкин.
История творческого пути М. Щепкина - это история отечественного театра первой половины девятнадцатого столетия. Будучи крепостным и начав карьеру с согласия своего барина, графа Волькенштейна, Щепкин становится актёром Малого театра и играет огромный комический репертуар.
Его успех в комедиях во многом определялся и внешними данными актёра (склонность к полноте и небольшой рост). Но вместе с тем Щепкин обладал и удивительным талантом, позволявший ему прекрасно справляться с самыми разными ролями.
Именно Щепкин стремился вывести актёрскую игру из рамок шаблонности, каждый персонаж в его исполнении обладал многими яркими деталями поведения и внешнего вида. Кроме того, Михаил Семёнович тщательно разрабатывал линию поведения героя, строил рисунок роли на резкой смене поведения персонажа.
Выступление «искусствоведов» (примерные ответы) - слайд № 15-18
1 ученик.
- В живописи растет интерес художников к жизни простых людей, к личности человека. Блестящими мастерами портретного жанра признаны О.А. Кипренский («Портрет А.С.Пушкина»), В.А. Тропинин («Кружевница»), А.Г. Венецианов («На пашне»). Значительное место в живописи занимает творчество Иванова («Явление Христа народу»), утверждавшее необходимость духовно нравственного обновления человека.
2 ученик.
Самоучка Федотов фактически стал родоначальником нескольких уникальных явлений. Во-первых, он первым в Российской империи стал рисовать быт. Во-вторых, он сразу стал этот быт высмеивать. Но это еще не все. Именно он придумал "рацеи" - стихотворный текст, "аккомпанирующий" картине. Таким образом он едко комментировал изображения на своих картинах, которые по оценкам современников и без того были весьма издевательскими. Но если рацеи придумывались всегда после картины, то со "Сватовством майора" вышло по-другому. За год до создания полотна Федотов написал поэму " Поправка обстоятельств, или Женитьба майора". В ней он рассказывал о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери.
Честные господа,
Пожалуйте сюда!
Милости просим:
Денег не спросим:
Даром смотри,
Только хорошенько очки протри.
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся…
Кстати сказать, в те времена мезальянс (брак, неравный не по возрасту, а по социальному положению жениха и невесты) был очень распространен. Федотов сам знал много случаев, когда военные, не имевшие видов на доходную штатскую должность, искали простого и удобного выхода - жениться на богатой купеческой дочке. Сейчас, впрочем, мало что изменилось, но вернемся к картине.
Написав «Сватовство майора», художник высмеял все, что мог: и переполох в доме в ожидании "важного" гостя (еще бы! такая честь - зять-офицер), и жеманную невесту, одетую в бальное платье с открытыми плечами (нужно понимать, что к такому платью не полагалось одевать крестик, а его
отсутствие было верхом позора для благовоспитанной купеческой дочери), и мать-купчиху в модном французском платье вкупе со скромным платочком на голове, и отца-купца, который суетливо застегивает сюртук. И, конечно, жениха-майора, молодцевато подкручивающего ус, в предвкушении богатого приданного.
Как вы уже поняли, в "Сватовстве майора" художник высмеивает расхожий житейский эпизод, соответственно, все образы на картине собирательные. Но! Художник - самоучка ничего не рисовал из головы. Все с натуры. Даже мелочи. С чего же он рисовал «Сватовство»?
3 ученик.
- Задумав картину, художник долго искал интерьер, в котором должно было происходить действо. Федотов ходил по купеческим домам, под разными предлогами заходил в гости и придирчиво осматривал жилье. Но его ничего не устраивало.
А однажды, проходя мимо какого-то трактира, художник увидел за окнами, во-первых, люстру с закопченными стеклышками, которая его поразила, и стены - немножко побуревшие, красно-коричневые. Именно так, по мнению художника, должен быть обставлен типичный «ржавый» купеческий быт. Между прочим, эту «купеческую» люстру Федотов даже выпросил у владельца трактира себе домой, чтобы спокойно и тщательно ее зарисовать. А бутылку шампанского, скромно стоящую на картине на стуле слева, Федотов распил вместе с другом, как только закончил ее рисовать.
Что касается персонажей, то сегодня достоверно известно: единственное настоящее лицо на картине - купец (отец невесты на заднем плане справа), которого Федотов рисовал с реального человека. Солидного торговца художник нашел в лавке возле Апраксина рынка. При этом купец долго не соглашался позировать художнику, не понимая, чего от него хотят. Остальные типажи Федотов рисовал… с манекенов. Костюмы для них просил у знакомых. А изобразить стремительное движение невесты художник попросил… своего друга Карла Флуга, на которого и надел невестино платье. Тем самым Федотов добился точной передачи складок платья в движении.
4 ученик.
- Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Перед ними неожиданно открывалась хорошо знакомая комната купеческого дома, в которой происходили спешные, последние приготовления к встрече жениха. Со свойственной ему остротой и юмором П. Федотов подмечает в изображаемом событии и в каждом из действующих лиц самое характерное, самое типичное. Для своей картины он выбрал самый напряженный момент, когда все чувства и помыслы этих людей обнажаются, проявляясь со всей полнотой и искренностью. Вот взволнованная, разряженная невеста, засмущавшись, спешит убежать из комнаты. Ей, конечно же, было известно о приходе жениха. О чем, как не об этом, говорят и ее дорогое платье, и жемчужное ожерелье, и. только что сделанная прическа. Она и убегает не столько от вполне естественного волнения, сколько от желания продемонстрировать девичью робость и скромность:
Мужчина, чужой!
Ой, стыд-то какой!
К счастью, маменька вовремя успевает схватить ее за платье («Умная мать за платье - хвать!»), так как на пороге уже появляется сваха в нарядном парчовом платье и с лукаво-веселой улыбкой сообщает о приезде жениха. Тип маменьки на картине П. Федотова - просто великолепен. Это истая, дородная «хозяйка купца» в шелковом платье золотого цвета с голубою ниткой. Только не найдя по своей голове модного чепца, она По-старинному, в сизом платочке, Остальной же наряд
У француженки взят
Лишь вечор для нее и для дочки...
Растерянно улыбаясь, хозяин дома дрожащей рукой торопится застегнуть сюртук, но от радости и волнения никак не может справиться. Об этом тоже рассказывает федотовская «Рацея»:
Как хозяин-купец,
Невестин отец,
Не сладит с сюртуком;
Он знаком больше с армяком.
Как он бьется, пыхтит,
Застегнуться спешит:
«Нараспашку принять - неучтиво!»
Все лица типичны для купеческой среды тех лет. Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки. Тот, торопясь с бутылками к столу, выразительно указывает ей на соседнюю комнату, где в ожидании стоит жених -
Майор толстый, бравый,
Карман дырявый.
Крутит свой ус:
«Я, дескать, до денежек
Доберусь...»
Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора». Расписанный потолок со свисающей люстрой, портреты на стенах, убранство накрытого стола, поблескивающие бокалы и бутылки рядом с просфорой и Священным писанием...
5 ученик.
- Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Однако если зритель повнимательнее всмотрится в это полотно, то непременно заметит, что все герои картины П. Федотову по-своему милы, всех он осветил своим ласковым отношением. Э. Кузнецов в своем исследовании творчества художника пишет, что к своим персонажам П. Федотов относился так же, «как относился к живым, знакомым ему людям - сочувственно терпимо, со снисходительностью хорошо их понимающего человека. Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как - никак его создания, его дети, и он любил их, как любят детей...
«Да, они лицемерят, хитрят, плутуют - но вовсе не злые люди: они смешны, может быть, но не противны. Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за благородного?»
П. Федотов сначала и хотел просто подшутить, поиронизировать над своими героями, но под волшебной кистью мастера получилась одна из самых теплых и человечнейших картин в русской живописи. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта!
Это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир - огромный, живой и настоящий.
Отчет «архитекторов» (примерные ответы) - слайд № 19-23
1 ученик.
-Начало XIX века эпоха классицизма в русском зодчестве. Разновидностью этого стиля стал ампир. Ему присущи нарядная монументальность, строгость линий и пропорций. Памятниками этого направления являются творение архитектора А.Н. Воронихина - Казанский собор в Петербурге - огромное крестово-купольное здание с мощной полукруглой колоннадой. Перед собором сооружены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли скульптора Б.И. Орловского.
2 ученик.
- В центре Петербурга архитектор А.Д. Захаров возвел громадное здание Адмиралтейства с центральной башней, легкой колоннадой, золоченой иглой с корабликом.
3 ученик.
- 30-50-е гг. период упадка русского классицизма в архитектуре. Наступает период эклектики (смешение стилей). Примером могут служить здания Нового Эрмитажа в Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве - архитектор К.А.Тон. Храм был возведен на народные пожертвования в честь избавления России от наполеоновского нашествия. В 1931 храм был уничтожен большевиками, восстановлен в 2000 году.
4 ученик.
- Популярными символами северной столицы стали самые известные скульптурные произведения К. Клодта - четыре группы укротителей коней для Аничкова моста (1833-1840). В процессе работы мастер сам освоил литейное дело, после того как внезапно умер его постоянный сотрудник В. П. Екимов, выдающийся знаток художественного литья (1838). Иконографически восходящие к античной группе с укротителями -Диоскурами, композиции эти, четкие и динамичные по силуэту, проникнуты идеей властного разума, усмиряющего стихийное буйство, идеей, весьма актуальной в тот период, когда целый ряд стран Европы был охвачен революционным брожением. Копии этих групп были позднее установлены в Петергофе, Стрельне, подмосковных Кузьминках, а также в Берлине и Неаполе. До сих пор его творение вызывает восхищение и вдохновляет поэтов.
5 ученик.
На Невском Клодта взвились кони,
Стремятся вырваться из рук.
В беззвучном ржанье, сбруи звоне,
Копыт не слышен нервный стук.
Хочу услышать ржанья звуки,
Что не доносятся до нас.
И всею силой держат руки
Коней, скосивших гордо глаз.
Стою, конями восхищённый,
И вижу я перед собой
Коней бегущих, луг зелёный,
И неба купол голубой.
(А. Мохорев)
4. Подведение итогов. Ответы обучающихся на вопрос урока - слайд № 24-25
Учитель: На приме выступления творческих групп, мы с вами убедились, что искусство и культура I половины XIX века подарило миру уникальные произведения живописи, литературы, архитектуры, музыки, скульптуры. Поэтому не зря называют этот период «Золотым веком русской культуры».
5. Обмен впечатлениями учеников и учителей о совместной работе (рефлексия) - слайд № 26 (5 мин.)
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
-
сегодня я узнал...
-
было интересно...
-
я понял, что...
-
я почувствовал, что...
-
мне захотелось...
-
Выставление оценок. Лидеры групп сдают оценочные листы, в которых отражена активность работающих в группе. Учащиеся сдают на проверку тетрадь с заполненной таблицей. (5 мин.)
-
Учителя благодарят всех за урок.
Название творческой группы_____________________________________
Капитан_______________________________________________________