Конспект урока по истории Культура 19 века

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Художественная культура России

первой половины XIX века

Цели урока:

· создать у учащихся представление о российской культуре первой половины XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; изучить творчество литераторов, художников, архитекторов, познакомиться с музыкальными произведениями композиторов данного периода;

· развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;

· пробудить у учащихся интерес к отечественной культуре.

Новые понятия: романтизм, ампир, русско-византийский стиль, бытовой жанр, академизм, реализм, критический реализм, классицизм.

Оборудование: репродукции картин художников первой половины XIX века; фотографии памятников архитектуры; портреты деятелей культуры первой половины XIX века и др. иллюстративный материал, учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России XIX века» § 17, настенный календарь с событиями, произошедшими 27 февраля в разные годы.

Предварительное задание: при входе в класс оторвать один листок от календаря.

Ход урока:

I. Оргмомент. Урок начинается с установления контакта учителя с учениками. Учитель вспоминает о прекрасных результатах, показанных классом на прошлом уроке. Учитель выражает надежду, что ученики (следует перечень из имен особо активных учащихся) будут так же, как и прежде креативны и работоспособны, и желает остальным ученикам так же прославить свое имя на уроке наступающем.

II. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя: Ребята, откройте свои тетради, запишите сегодняшнюю дату 27 февраля 2011 г. При входе в класс вы, наверное, заметили своеобразный настенный календарь, некоторые из вас получили задание оторвать по одному листку от него. Сейчас давайте узнаем, какими событиями был наполнен этот день - 27 февраля в разные годы. (Ученики зачитывают записи на листках).

В мире всегда что-то меняется… Проходят эпохи, разрушаются цивилизации. Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания - это память о людях, которые жили и творили в то или иное время. (На доске) «Память - одно из самых благодатных даров неба, - говорил Петр Ильич Чайковский. - Воспоминания, как луч света, имеют свойства озарять произошедшее как раз настолько, что все худое не замечается, что все хорошее кажется лучше». Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности дней, давно ушедших. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в Россию XIX века.

(на фоне музыки)

Погаси электрический свет,

Теплым воском пусть плавятся свечи,

Поплывем вспять течению лет

В чьи-то страсти, разлуки и встречи.

Мы откроем старинный сундук,

Пыль времен отряхнем мы с событий,

Чтоб забытый, таинственный звук

Из реки дней ушедших к нам вытек.

И в камине огонь затрещит,

Нам поведают сказки поленья…

XIX век к нам спешит,

Возвращая к ушедшим мгновеньям.

Л. Рубальская. Во все времена.

XIX век… Его называют «золотым веком» русской культуры. После победы над Наполеоном русский народ испытывал небывалый подъем патриотических чувств. Именно в начале XIX века в России произошел мощный взлет в литературе, музыке, живописи, архитектуре. Итак, запишите тему нашего урока: «Художественная культура России первой половины XIX века». А сейчас я попрошу вас обратиться к вашему опыту целеполагания на уроках. Давайте вспомним, о чем нужно спросить себя для постановки цели? (Вспоминают: 1. Что мы сегодня все вместе узнаем? 2. Чему мы все вместе сегодня научимся? 3. Что каждый из нас сегодня сумеет сделать?)

Отвечая на эти вопрос учеников, учитель сообщает:

1) узнать всем предстоит о российской культуре XIX века, изучить творчество литераторов, художников, архитекторов, познакомиться с музыкальными произведениями композиторов данного периода;

2) научиться еще одному способу групповой творческой деятельности - составлять из разных фрагментов (понятий, определений, примеров) готовые сообщения на заданную тему;

3) каждому из вас предстоит дать личную оценку творчества видных деятелей культуры XIX века.

Но прежде чем совершить путешествие назад в прошлое, нам необходимо подготовить экскурсоводов. Сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы: «Архитекторы», «Художники», «Литераторы». На столах у вас имеется весь необходимый материал для подготовки обзорной экскурсии по своему направлению. Не забудьте обратиться к материалу учебника § 12-13. Воспользуйтесь всем этим и представьте нам направление культуры, которое вам досталось.

Прошу в каждой группе выбрать лексикографов, которые помогут нам найти и усвоить новые понятия и заполнят словарь урока на доске (на доске заполнить сводную таблицу):

в литературе - романтизм и реализм;

в живописи - романтизм, классицизм, бытовой жанр, критический реализм;

в архитектуре - классицизм, Петербургский и Московский классицизм, ампир, русско-византийский стиль.

Также выберите в каждой группе теоретика, который изложит краткую характеристику своего направления культуры в данный период. Кроме того, в группе должны быть биографы, в их задачу входит краткое представление деятелей культуры своего направления. Старший в группе проследит за тем, чтобы команда подготовила материал в соответствии с отведенным временем, т.е. на подготовительную работу экскурсоводов отводится 7 минут, для выступления каждой группы - 5 минут, и установит порядок выступления. Помогать при этом в подготовке каждого участника будет выбранный консультант. Ребята, необходимо помнить о том, что вы одна команда, работающая слаженно, дружно, рационально использующая каждую минуту.

А пока вы будете работать в группе, прозвучат произведения выдающегося русского композитора «золотого века» Михаила Ивановича Глинки (показать портрет) «Вальс-фантазия» и «Увертюра»

Группы готовят свои выступления.

Учитель: Время для подготовки выступлений групп закончилось. Итак, я приглашаю всех вас, а также присутствующих гостей посетить первый зал нашего воображаемого музея зал архитектуры 1-й половины XIX века. Экскурсию проводит группа «Архитекторов». Я прошу начать выступление теоретика, затем лексикограф представит новые понятия, а за ним последует ответ биографов. По окончании всего выступления консультант и старший группы могут сделать вывод или дополнить сообщения. Пожалуйста, вам слово (выступает 1-я группа).

Учитель благодарит первую группу и учеников, выступивших от ее имени, и отмечает важность выводов и комментариев и приглашает в зал живописи.

Выступление группы «Художников».

Учитель благодарит вторую группу и отмечает простоту и непреложность вывода, а также то обстоятельство, что он в точности следует за материалом учебника. Что касается комментария, то учитель отмечает его несколько искусственный характер, связанный с прямым цитированием материала из дополнительных источников. Логическая связь при выстраивании выступления заменяется отсылкой к цитате. Впрочем, когда логическая связь не выстраивается, путь, выбранный группой, достаточно эффективен, во всяком случае, на данном уроке.

Посещение зала литераторов.

Выступление группы «Литераторы» оканчивается сценой «Дарю цветы поэту.- у передней стены класса стоят большие портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Двое учеников по очереди выходят к ним со словами: «Я хочу подарить цветы своему любимому поэту… (кладет цветы перед портретом и зажигает свечу в подсвечнике) и прочитать мое любимое стихотворение…

Учитель благодарит третью группу за творческий подход к выступлению и отмечает важность выводов и комментариев не только для времен давно прошедших, но и для современности, т.к. (зачитывает цитату из книги Сергея Перевезенцева «Россия - великая судьба») благодаря русским гениям литературы…

III. Закрепление материала, подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, в качестве завершающего штриха я предлагаю вам составить итоговый тест по следующей схеме:

В РЕЗУЛЬТАТЕ УРОКА

«Художественная культура России первой половины XIX века»

мне открылись:

Три самых важных имени архитекторов: _____________________________

_______________________________________________________________

Три самых важных архитектурных сооружения: _______________________

________________________________________________________________

Три самых важных имени живописцев: ______________________________

________________________________________________________________

Три самых важных названия картин: _________________________________

________________________________________________________________

Три самых важных имени литераторов: ______________________________

________________________________________________________________

Три самых важных литературных произведения: ______________________

________________________________________________________________

Три самых важных чувства (качества) _______________________________

________________________________________________________________

Учитель предельно кратко вспоминает цели, поставленные в начале урока: узнать всем о российской культуре XIX века, изучить творчество литераторов, художников, архитекторов, познакомиться с музыкальными произведениями композиторов данного периода; всем научиться еще одному способу групповой творческой деятельности - составлять из разных фрагментов (понятий, определений, примеров) готовые сообщения на заданную тему; каждому из вас дать личную оценку творчества видных деятелей культуры XIX века.

Учитель: Достижение цели «узнать» превзошло мои ожидания. Итогом этой работы стали результаты выполненного вами теста.

Что касается цели «научиться выполнять операцию», то она достигнута всеми учащимися.

А вот что касается третьей цели, то ответ: «Достигнута - не достигнута» находится исключительно внутри каждого. Судить о достижении этой цели можно и мне и вам самим только по косвенным признакам, тем или иным чертам поведения, внутреннему ощущению принятия или непринятия всего услышанного и увиденного. Если вы не достигли этой цели - не расстраивайтесь. Не достигли цели сегодня - поймем завтра, у нас впереди в изучении истории много поучительных событий, так что все мы гарантированно поумнеем!

Выставление оценок. Задание на дом:

1. Занести в словарь новые понятия (учитель дарит ученикам подсказки-приложение);

2. § 17, вопросы и задания к нему

Учитель раздает жетоны разовых оценок.

Я благодарю всех за активную и продуктивную работу. Мне было с вами очень приятно работать. Спасибо вам за это!

Интегрированный урок истории и литературы в 8 классе

«Русская культура первой половины XIX века»

Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

Микеланджело Буонарроти

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представлений о русской художественной культуре первой половины XIX века, системе ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитания гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира;

  • показать на конкретных примерах, что первая половина XIX в. вошла в историю как начало золотого века русской художественной культуры, для которого были характерны стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западно - европейской и русской народной культуры;

  • воспитывать в детях чувства патриотизма, гордости за великое историко-культурное наследие страны, бережного отношения к культурному наследию России.

Задачи:

  • учить выделять главное, делать и представлять выводы, оценивать и сопоставлять факты, сравнивать, прививать навыки работы в группах;

  • формировать умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать её;

  • создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний.

Оборудование: учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. "История России. XIX век", компьютерная презентация; компьютер, мультимедиапроектор, сообщения учащихся.

Основные понятия: классицизм, русско-византийский стиль, академизм, ампир, романтизм, сентиментализм, реализм.

Персоналии: Н. М. Карамзин; В. А. Жуковский; А. С. Пушкин;

М. Ю. Лермонтов; Н. В. Гоголь; А. Н. Островский; И. С. Тургенев;

П. С. Мочалов; М. С. Щепкин; И.П. Мартос; М. И. Глинка;

А. С. Даргомыжский; К. П. Брюллов; О. А. Кипренский; В. А. Тропинин;

А. А. Иванов; П. А. Федотов; А. Г. Венецианов; А. Д. Захаров; А. Н. Воронихин;

К. И. Росси; О. И. Бове; К. А. Тон, П.К. Клодт.

Тип урока: урок - виртуальная экскурсия. Урок спаренный (90 мин.)

Предварительная подготовка: класс разбивается на 6 групп. В каждой группе выделяется модератор, который раздает задания и координирует действия группы. Группы готовят материал для знакомства со стилями и направлениями русской культуры, литературой, музыкой, театром, живописью, архитектурой и скульптурой I половины XIX века, и каждая группа проводит виртуальную экскурсию по выбранному направлению.

Опережающее домашнее задание по группам:

Архивариусы: готовят определения: классицизм, русско-византийский стиль, академизм, ампир, романтизм, сентиментализм, реализм, эклектика и работают по ходу всего урока, дополняя ответы учащихся.

Искусствоведы: подготовить материал о Федотове, описать одну из его картин, рассказать об истории ее создания.

Литераторы: Готовят материал о писателях и поэтах I половины XIX века

(Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин)

Музыковеды: готовят рассказ об известных композиторах и театральных деятелях I половины XIX века, музыкальный фрагмент произведения.

Архитекторы: сообщение об основных стилях архитектуры, архитектурных и скульптурных памятниках начала века, их создателях.

Группа технической поддержки: обрабатывает все данные и оформляет их в виде презентации под руководством учителя.

План урока:

1. Орг. момент. Вступительное слово учителей истории и литературы. Формирование мотивации и определение целей урока.

2. Актуализация полученных знаний по теме: «Русская культура I половины XIX века».

3. Проведение виртуальных экскурсий учащимися по направлениям:



  1. Литература.

Б) Театр. Музыка

  1. Живопись

Г) Архитектура. Скульптура

  1. Подведение итогов.

  2. Рефлексия.

  3. Выставление оценок.

Ход урока:

1. Орг. момент. Озвучиваются цели и задачи урока. Записывается

домашнее задание: §17; задания в рабочих тетрадях: №1 (с.47), №3 (с.48)

№6 (с.49) (2 мин.) (слайд № 1-4)

2. Актуализация полученных знаний по теме: «Русская культура I

половины XIX века». Учитель литературы ставит перед учащимися проблемные вопросы:

  • Почему I половину XIX века называют «Золотым веком» в развитии русской культуры?

  • Какое влияние оказал 19 век на развитие мировой художественной культуры?

  • Какой вклад внесли в мировую художественную культуру русские деятели искусства?

Приведите аргументы.

Обсуждение (5 мин.) (слайд №5)

3. Выступления творческих групп учащихся с отчетами о реализации домашнего задания.

Вступительное слово учителя истории: (1 мин.)

Что являлось предпосылками развития русской культуры I половины XIX века? (мозговой штурм) Заслушиваются ответы обучающихся:

  • Победа в Отечественной войне 1812 года

  • Восстание декабристов

  • Начало промышленного переворота ( слайд 6-8)

Сейчас мы с вами заслушаем первый творческий отчет группы литераторов. Время выступления каждой группы - 5 мин. (В случае необходимости учитель русского языка и литературы поправляет и дополняет ответы учащихся.) Учащиеся делают записи в тетради, самостоятельно заполняют таблицу по ходу экскурсий.Вид деятельности


Деятель

Произведение

Направление

Отчет «литераторов» (примерные ответы) - слайд № 9-10

1 ученик:

- Литература первой половины 19 века становится ведущей областью культурной и общественной жизни России. В ней находят отражение передовые общественные идеи, насущные проблемы жизни. Она формирует национальное самосознание, обращается к историческому прошлому страны. Для этого периода характерна быстрая смена различных идейно-эстетических течений.

2 ученик.

- В начале века господствует классицизм с его идеей служения государю и отечеству. На смену ему пришел сентиментализм, провозглашающий культ естественного чувства. Природы. Нередко идеализацию патриархального быта. Основоположником и наиболее ярким представителем сентиментализма в русской литературе стал Н.М.Карамзин, показавший в своей повести «Бедная Лиза» что и крестьянки любить умеют.

3 ученик.

- во втором десятилетии XIX века господствующим становится романтизм с его устремленностью к свободе, жаждой совершенства и обновления, пафосом личной и гражданской независимости. Выдающимся представителем этого направления был поэт В.А.Жуковский. Идеями романтизма пронизаны и ранние произведения М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина.

4 ученик.

- Начиная с 30-х гг. в литературе утверждается реализм. Его задача правдивое отражение объективной действительности. Становление этого направления связано, прежде всего, с именем А.С. Пушкина («Евгений Онегин») и Н.В. Гоголя («Шинель»)

5 ученик.

- В этот период резко увеличивается количество газет и журналов. В каждой губернии стали выходить «Губернские ведомости». В 1836 году начал издаваться журнал «Современник». «Отечественные записки» назван одним из лучших журналов 40-х годов.

Отчет группы «музыковедов» - слайд № 11-14

1 ученик.

- Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. В этот же период создается русская национальная опера. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество М.И.Глинки. Созданные им оперы "Жизнь за царя" (у нас она по понятным причинам долгое время именовалась "Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила" поставили М.И.Глинку в один ряд с крупнейшими композиторами мира. В своем оперном и симфоническом творчестве М.И.Глинка явился основоположником русской классической музыки.

2 ученик.

- К числу талантливейших композиторов первой половины XIX в. относились А.А. Алябьев - автор более чем 200 романсов и песен (прослушивание музыкального отрывка), А.Н.Верстовский. Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творчество А.С.Даргомыжского. Большой успех имели его вокальные произведения - в особенности романсы. По мотивам песен и обрядов была создана его опера "Русалка" - лирическая музыкальная драма. В сокровищницу русского музыкального искусства вошла опера А.С.Даргомыжского "Каменный гость", написанная на текст А.С.Пушкина.

3 ученик

- В девятнадцатом столетии русский театр продолжает с одной стороны остро реагировать на политические и социальные изменения в стране, а с другой - соответствовать литературным изменениям.

Почти всё столетие в русской литературе проходит под знаком реализма, который приходит на смену и устаревшему классицизму, и романтизму. Девятнадцатый век дарит отечественному театру имена драматургов, которые фактически с чистого листа создадут театральный репертуар, востребованный и сегодня.

В первой половине столетия такой личностью стал Н.В. Гоголь. Не являясь собственно драматургом, он сумел создать настоящие шедевры мировой драматургии - пьесы «Ревизор» и «Женитьба», которые представили зрителю масштабную картину жизни тогдашнего русского общества и резко критиковали её.

Именно на премьере «Ревизора» император Николай Первый произнёс легендарную фразу «Всем досталось, а мне больше всех!», понимая, кто изображён под маской Городничего.

4 ученик.

- В это время театр уже не может удовлетворяться старым репертуаром, он стремится показывать современного, остро чувствующего время человека. Драматургом, создавшим литературную основу современного русского театра, и стал А.Н. Островский.

Юрист по образованию, служивший в суде, Островский получил прекрасное представление о той среде, которую он затем будет описывать в своих бессмертных пьесах. Подробно и реалистично описывая нравы купеческой среды, он создает, прежде всего, психологический театр, пытающийся заглянуть внутрь человека.

Островский тонко чувствует грядущие общественные перемены и изображает крах устоявшихся купеческих традиций, обеднение и нравственное падение дворянства, возрастание роли денег в человеческих отношениях. Он ярко и точно описывает новых героев жизни, предприимчивых, достаточно циничных и ловких: Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Липочка («Банкрот»), Паратов («Бесприданница).

Практически все произведения Островского были успешно поставлены в Московском Малом театре, который в этом столетии стал лучшим театром империи.

5 ученик.

- Девятнадцатый век подарил отечественному театру и целую плеяду выдающихся мастеров сцены, имена которых навсегда стали легендой. Одним из основателей русской актёрской школы является М. Щепкин.

История творческого пути М. Щепкина - это история отечественного театра первой половины девятнадцатого столетия. Будучи крепостным и начав карьеру с согласия своего барина, графа Волькенштейна, Щепкин становится актёром Малого театра и играет огромный комический репертуар.

Его успех в комедиях во многом определялся и внешними данными актёра (склонность к полноте и небольшой рост). Но вместе с тем Щепкин обладал и удивительным талантом, позволявший ему прекрасно справляться с самыми разными ролями.

Именно Щепкин стремился вывести актёрскую игру из рамок шаблонности, каждый персонаж в его исполнении обладал многими яркими деталями поведения и внешнего вида. Кроме того, Михаил Семёнович тщательно разрабатывал линию поведения героя, строил рисунок роли на резкой смене поведения персонажа.

Выступление «искусствоведов» (примерные ответы) - слайд № 15-18

1 ученик.

- В живописи растет интерес художников к жизни простых людей, к личности человека. Блестящими мастерами портретного жанра признаны О.А. Кипренский («Портрет А.С.Пушкина»), В.А. Тропинин («Кружевница»), А.Г. Венецианов («На пашне»). Значительное место в живописи занимает творчество Иванова («Явление Христа народу»), утверждавшее необходимость духовно нравственного обновления человека.

2 ученик.

Самоучка Федотов фактически стал родоначальником нескольких уникальных явлений. Во-первых, он первым в Российской империи стал рисовать быт. Во-вторых, он сразу стал этот быт высмеивать. Но это еще не все. Именно он придумал "рацеи" - стихотворный текст, "аккомпанирующий" картине. Таким образом он едко комментировал изображения на своих картинах, которые по оценкам современников и без того были весьма издевательскими. Но если рацеи придумывались всегда после картины, то со "Сватовством майора" вышло по-другому. За год до создания полотна Федотов написал поэму " Поправка обстоятельств, или Женитьба майора". В ней он рассказывал о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери.

Честные господа,

Пожалуйте сюда!

Милости просим:

Денег не спросим:

Даром смотри,

Только хорошенько очки протри.

О том, как люди на свете живут,

Как иные на чужой счет жуют.

Сами работать ленятся,

Так на богатых женятся…

Кстати сказать, в те времена мезальянс (брак, неравный не по возрасту, а по социальному положению жениха и невесты) был очень распространен. Федотов сам знал много случаев, когда военные, не имевшие видов на доходную штатскую должность, искали простого и удобного выхода - жениться на богатой купеческой дочке. Сейчас, впрочем, мало что изменилось, но вернемся к картине.

Написав «Сватовство майора», художник высмеял все, что мог: и переполох в доме в ожидании "важного" гостя (еще бы! такая честь - зять-офицер), и жеманную невесту, одетую в бальное платье с открытыми плечами (нужно понимать, что к такому платью не полагалось одевать крестик, а его

отсутствие было верхом позора для благовоспитанной купеческой дочери), и мать-купчиху в модном французском платье вкупе со скромным платочком на голове, и отца-купца, который суетливо застегивает сюртук. И, конечно, жениха-майора, молодцевато подкручивающего ус, в предвкушении богатого приданного.

Как вы уже поняли, в "Сватовстве майора" художник высмеивает расхожий житейский эпизод, соответственно, все образы на картине собирательные. Но! Художник - самоучка ничего не рисовал из головы. Все с натуры. Даже мелочи. С чего же он рисовал «Сватовство»?

3 ученик.

- Задумав картину, художник долго искал интерьер, в котором должно было происходить действо. Федотов ходил по купеческим домам, под разными предлогами заходил в гости и придирчиво осматривал жилье. Но его ничего не устраивало.

А однажды, проходя мимо какого-то трактира, художник увидел за окнами, во-первых, люстру с закопченными стеклышками, которая его поразила, и стены - немножко побуревшие, красно-коричневые. Именно так, по мнению художника, должен быть обставлен типичный «ржавый» купеческий быт. Между прочим, эту «купеческую» люстру Федотов даже выпросил у владельца трактира себе домой, чтобы спокойно и тщательно ее зарисовать. А бутылку шампанского, скромно стоящую на картине на стуле слева, Федотов распил вместе с другом, как только закончил ее рисовать.

Что касается персонажей, то сегодня достоверно известно: единственное настоящее лицо на картине - купец (отец невесты на заднем плане справа), которого Федотов рисовал с реального человека. Солидного торговца художник нашел в лавке возле Апраксина рынка. При этом купец долго не соглашался позировать художнику, не понимая, чего от него хотят. Остальные типажи Федотов рисовал… с манекенов. Костюмы для них просил у знакомых. А изобразить стремительное движение невесты художник попросил… своего друга Карла Флуга, на которого и надел невестино платье. Тем самым Федотов добился точной передачи складок платья в движении.

4 ученик.

- Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Перед ними неожиданно открывалась хорошо знакомая комната купеческого дома, в которой происходили спешные, последние приготовления к встрече жениха. Со свойственной ему остротой и юмором П. Федотов подмечает в изображаемом событии и в каждом из действующих лиц самое характерное, самое типичное. Для своей картины он выбрал самый напряженный момент, когда все чувства и помыслы этих людей обнажаются, проявляясь со всей полнотой и искренностью. Вот взволнованная, разряженная невеста, засмущавшись, спешит убежать из комнаты. Ей, конечно же, было известно о приходе жениха. О чем, как не об этом, говорят и ее дорогое платье, и жемчужное ожерелье, и. только что сделанная прическа. Она и убегает не столько от вполне естественного волнения, сколько от желания продемонстрировать девичью робость и скромность:

Мужчина, чужой!

Ой, стыд-то какой!

К счастью, маменька вовремя успевает схватить ее за платье («Умная мать за платье - хвать!»), так как на пороге уже появляется сваха в нарядном парчовом платье и с лукаво-веселой улыбкой сообщает о приезде жениха. Тип маменьки на картине П. Федотова - просто великолепен. Это истая, дородная «хозяйка купца» в шелковом платье золотого цвета с голубою ниткой. Только не найдя по своей голове модного чепца, она По-старинному, в сизом платочке, Остальной же наряд

У француженки взят

Лишь вечор для нее и для дочки...

Растерянно улыбаясь, хозяин дома дрожащей рукой торопится застегнуть сюртук, но от радости и волнения никак не может справиться. Об этом тоже рассказывает федотовская «Рацея»:

Как хозяин-купец,

Невестин отец,

Не сладит с сюртуком;

Он знаком больше с армяком.

Как он бьется, пыхтит,

Застегнуться спешит:

«Нараспашку принять - неучтиво!»

Все лица типичны для купеческой среды тех лет. Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки. Тот, торопясь с бутылками к столу, выразительно указывает ей на соседнюю комнату, где в ожидании стоит жених -

Майор толстый, бравый,

Карман дырявый.

Крутит свой ус:

«Я, дескать, до денежек

Доберусь...»

Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора». Расписанный потолок со свисающей люстрой, портреты на стенах, убранство накрытого стола, поблескивающие бокалы и бутылки рядом с просфорой и Священным писанием...

5 ученик.

- Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Однако если зритель повнимательнее всмотрится в это полотно, то непременно заметит, что все герои картины П. Федотову по-своему милы, всех он осветил своим ласковым отношением. Э. Кузнецов в своем исследовании творчества художника пишет, что к своим персонажам П. Федотов относился так же, «как относился к живым, знакомым ему людям - сочувственно терпимо, со снисходительностью хорошо их понимающего человека. Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как - никак его создания, его дети, и он любил их, как любят детей...

«Да, они лицемерят, хитрят, плутуют - но вовсе не злые люди: они смешны, может быть, но не противны. Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за благородного?»

П. Федотов сначала и хотел просто подшутить, поиронизировать над своими героями, но под волшебной кистью мастера получилась одна из самых теплых и человечнейших картин в русской живописи. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта!

Это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир - огромный, живой и настоящий.

Отчет «архитекторов» (примерные ответы) - слайд № 19-23

1 ученик.

-Начало XIX века эпоха классицизма в русском зодчестве. Разновидностью этого стиля стал ампир. Ему присущи нарядная монументальность, строгость линий и пропорций. Памятниками этого направления являются творение архитектора А.Н. Воронихина - Казанский собор в Петербурге - огромное крестово-купольное здание с мощной полукруглой колоннадой. Перед собором сооружены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли скульптора Б.И. Орловского.

2 ученик.

- В центре Петербурга архитектор А.Д. Захаров возвел громадное здание Адмиралтейства с центральной башней, легкой колоннадой, золоченой иглой с корабликом.

3 ученик.

- 30-50-е гг. период упадка русского классицизма в архитектуре. Наступает период эклектики (смешение стилей). Примером могут служить здания Нового Эрмитажа в Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве - архитектор К.А.Тон. Храм был возведен на народные пожертвования в честь избавления России от наполеоновского нашествия. В 1931 храм был уничтожен большевиками, восстановлен в 2000 году.

4 ученик.

- Популярными символами северной столицы стали самые известные скульптурные произведения К. Клодта - четыре группы укротителей коней для Аничкова моста (1833-1840). В процессе работы мастер сам освоил литейное дело, после того как внезапно умер его постоянный сотрудник В. П. Екимов, выдающийся знаток художественного литья (1838). Иконографически восходящие к античной группе с укротителями -Диоскурами, композиции эти, четкие и динамичные по силуэту, проникнуты идеей властного разума, усмиряющего стихийное буйство, идеей, весьма актуальной в тот период, когда целый ряд стран Европы был охвачен революционным брожением. Копии этих групп были позднее установлены в Петергофе, Стрельне, подмосковных Кузьминках, а также в Берлине и Неаполе. До сих пор его творение вызывает восхищение и вдохновляет поэтов.

5 ученик.

На Невском Клодта взвились кони,

Стремятся вырваться из рук.

В беззвучном ржанье, сбруи звоне,

Копыт не слышен нервный стук.

Хочу услышать ржанья звуки,

Что не доносятся до нас.

И всею силой держат руки

Коней, скосивших гордо глаз.

Стою, конями восхищённый,

И вижу я перед собой

Коней бегущих, луг зелёный,

И неба купол голубой.

(А. Мохорев)

4. Подведение итогов. Ответы обучающихся на вопрос урока - слайд № 24-25

Учитель: На приме выступления творческих групп, мы с вами убедились, что искусство и культура I половины XIX века подарило миру уникальные произведения живописи, литературы, архитектуры, музыки, скульптуры. Поэтому не зря называют этот период «Золотым веком русской культуры».

5. Обмен впечатлениями учеников и учителей о совместной работе (рефлексия) - слайд № 26 (5 мин.)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал...

  2. было интересно...

  3. я понял, что...

  4. я почувствовал, что...

  5. мне захотелось...



  1. Выставление оценок. Лидеры групп сдают оценочные листы, в которых отражена активность работающих в группе. Учащиеся сдают на проверку тетрадь с заполненной таблицей. (5 мин.)


  1. Учителя благодарят всех за урок.

Название творческой группы_____________________________________

Капитан_______________________________________________________



© 2010-2022