Конспект урока Воцарение Петра I

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс:7

Тема: « Воцарение Петра1»

Цель: усвоение новых знаний о личности Петра 1,его вступлении на престол и его реформах.

Задачи:

  • дать представление о личности Петра I; охарактеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования;

  • сформировать историческое сознание, воспитать чувства сопричастности прошлому;

  • продолжить формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками, умений анализировать и синтезировать изучаемый материал через сопоставление с ранее изученным, а также умения выделять главное в источниках информации.

Тип урока: комбинированный

План урока:

I. Проверка домашнего задания

II. Постановка темы, проблемы урока и его целей и задач.
III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление изученного материала.
V. Домашнее задание.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, материалы исторических документов, портреты Петра I и его семьи

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Повторение домашнего задания. (Устный опрос)

Вопросы учителя:

- дайте оценку Акбару

- зачем происходило закрытие стран?

-что такое колонизация?

Дети отвечают на вопросы учителя.

3.Изучение нового материала:

Учитель подводит учащихся к новой теме: итак, вы закончили изучать историю раннего Нового времени. Можно заметить то, как изменилась жизнь человека. Человек уже независим от обычаев.

Самая главная черта - это конечно же разрушение традиционного общества и зарождение черт индустриального общества.

Теперь нас уже интересует история нашего государства.

Вопрос учителя: Как называется 17 век в истории России?

Дети дают ответы.(17 век в истории России - это "бунташный" век.)

Учитель рассказывает, дети слушают: В этот век начала свое царствование на российском престоле династияHYPERLINK "ote4estvo.ru/sobytiya-xvi-xviii/38-vocarenie-romanovyx.html" Романовых: Михаил Романов, Алексей Михайлович ("Тишайший"), Федор Алексеевич, царевичи Петр и Иван при регентстве царевны Софьи.

На слайде представлен материал, дети записывают его к себе в тетрадь, учитель поясняет.

Текст:

Алексей Михайлович был женат два раза:

1.его жена Мария Милославская: у них было 13 детей, среди них был Федор и Софья

2.его жена Наталья Нарышкина: у них было 3 детей, старшим был Пётр, который станет впоследствии первым императором всероссийским.

Фёдор Алексеевич правил в 1676-1682 годы:

-получил хорошее образование

-осложнение отношений с Крымом и Османской империей

-надеялся провести ряд реформ, но скончался.

Другой сын Иван был очень слаб и был болен, младший брат Пётр был другой - подвижный, смышленый

Учитель: Итак, давайте послушаем ваши сообщения про Петра 1,его биографию. (Детям было задано на прошлом уроке подготовить биографию Петра I)

Выступления учеников. Дети рассказывают о главных событиях в жизни Петра I,о его семье.

Рассказ учителя : после смерти Фёдора Алексеевича царём был избран Пётр, только смириться с этим не могла его сестра Софья.

Работа с учебником: задача учеников - стр.110 , узнать о замыслах Софьи. Дети читают параграф в учебнике и отвечают на вопросы учителя устно.

Вопрос: почему Софья использовала стрельцов?

Учитель подводит детей к тому, что Софья оттеснила братьев от государственных дел.

Знакомство учащихся с личностью Софьи. На слайде представлен портрет Софьи и годы её правления.

Работа с текстом: На слайде текст, дети читают его и записывают к себе в тетрадь основные моменты.

Текст: Период 1682-1689 называется регентство Софьи. Голицын был ближайшим сподвижником. (Портрет на слайде) Во время её правления можно отметить положительные черты, например, заключение мира с Польшей 1686 год. Изображение царевны Софьи чеканилось на монетах, её сторонники мечтали венчать её на царство, но неожиданно Пётр женится на Евдокии Лопухиной. Это значило, что после женитьбы Пётр становился совершеннолетним и мог сам управлять государством.

Работа с учебником: дети читают материал на странице 115 в учебнике и отвечают на вопросы учителя

Вопрос: Как же происходило устранение Софьи?

Учащиеся рассказывают об устранении Софьи и делают вывод, что Пётр стал самостоятельным государем.

Дети записывают в тетрадь дату его царствования:1682-1725гг.

Рассказ учителя: с самого начало своего нахождения на троне у него появился круг сподвижников.

Задание: прочитать пункт со стр115-116.

Ответить на вопрос: как называли его круг друзей. Перечислить их имена.

Работа с историческим источником: познакомиться с личностью Петра 1 при помощи текстов документов, после дать оценку на основании текста источников.

Текст: «Царь высок ростом, у него прекрасные черты лица и благородная осанка; он обладает большой живостью ума, ответы у него быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно было бы, чтобы в нём было поменьше грубости. Это государь очень хороший и вместе очень дурной. Если бы он получил лучшее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум Люди всех поколений в оценках личности и деятельности Петра сходились в одном: его считали силой. Пётр был заметнейшим и влиятельнейшим деятелем своего времени, вождём всего народа. Никто не считал его ничтожным человеком, бессознательно употребившим власть или же слепо шедшим по случайной дороге».

Вопрос: Какую оценку вы можете дать Петру?

Дети характеризуют Петра на основании документа и собственных выступлений.

Рассказ учителя: Пётр продолжал политику своих предшественников, ведь России был нужен выход в черное море, и в1695 г русские войска двинулись на Азов.

(Дети записывают в тетрадь следующее событие: 1695-1696-азовские походы.)

Первый поход был неудачный, т.к. наши войска осадили крепость только с суши, тогда Петр и понимает, что необходим собственный флот. Нашим войска пришлось отступить, и в 1696 г Петр снова направился к Азову.

60 судов подошло к Азову, его осадили и с суши и с моря, турки сдались .Азов перешёл к России.

Всё же за выход к морю предстояла борьба, России одной было не в силах справиться с Османской империей, для этих целей требовались союзники, которых Петр думал найти в Европе.

Дети фиксируют в тетрадях следующее событие: 1867 г.- Великое посольство Петра.

Работа с историческим источником: дети читают на слайде материалы документа и отвечают на вопросы учителя.

Текст: Новые документы о Великом посольстве Петра I

«9(19) марта 1697 г. из Москвы выехало Великое посольство, направлявшееся в Западную Европу. Формальными руководителями посольства были генерал-адмирал Франц Лефорт, боярин Ф. А. Головин и думный дьяк П.Б. Возницын. Однако почти сразу после отправления посольства из Москвы по всей Европе разнеслась весть о том, что в его составе едет инкогнито сам царь Петр. Это казалось невероятным хотя бы потому, что русские цари до этого покидали пределы своих владений разве что во главе собственного войска, как это сделал отец Петра, Алексей Михайлович. На Западе путешествия коронованных особ под вымышленными именами были вполне привычны. Однако присутствие самого монарха инкогнито в составе собственного посольства было изобретением Петра. Уже одно это должно было привлечь к посольству особый интерес.

После неприветливого приема в Риге Петр, не дожидаясь своего посольства, отправился вперед и пересек границу бранденбургских владений. Впереди его ждала встреча с Фридрихом III, ставшим три года спустя, под именем Фридриха I, первым прусским королем. Бранденбургский курфюрст, кичившийся, по выражению Вольтера, «недавним и разорительным великолепием» 1 своего двора, постарался оказать царю достойный прием. Петру не мог не импонировать очевидный вкус прусского двора к военным экзерцициям и потехам, в том числе и к так нравившимся ему фейерверкам, а также сравнительная простота придворных нравов. Сказалось и взаимное удовлетворение от визита - обе стороны нуждались в подтверждении своего статуса и заботливо оказывали друг другу знаки внимания. Дело закончилось заключением 22 июня (2 июля) 1697 г. русско-бранденбургского договора».

Вопросы учителя:

1.Кто был в составе посольства?

2.Что было главной особенностью?

До Петра I русские цари за границу не выезжали. Петр тоже не решился официально возглавить посольство. Паспорт Петру выдали на имя Петра Михайлова.

Дети отвечают на вопросы учителя.

4.Закрепление изученного материала:

Для закрепления знаний проводится исторический диктант (устно).

Учитель называет определение термина или описывает личность, а дети должны дать ответ устно.

Вопросы:

1. Русская дипломатическая миссия, отправленная Петром I в Западную Европу с целью найти союзников для борьбы с Османской империей, а также пригласить на русскую службу специалистов разных профилей и приобрести необходимое вооружение называлась?

2. Царевна, сестра Петра I, совершившая попытку военного переворота?

3. Назовите имя матери Петра.

4.Зачем Пётр совершил азовский поход?

5.Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание:

Стр.117 пункт 3 пересказ, учить записи в тетради, даты, события.





© 2010-2022