План - конспект урока по истории на тему Новгородское вече (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: новгородское вече

Цель: дать учащимся сведения о политической жизни Новгорода.

Задачи:

- познакомить с вечевым строем боярско - купеческой республики; ознакомить с занятиями правителей Новгорода;

- способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, выработке умений; продолжать развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- воспитывать у учащихся уважение к людям труда; способствовать формированию патриотических и нравственных качеств, познавательного интереса к истории.

Основные знания: Новгородское вече - народное собрание Новгорода; правители Новгорода - посадник, тысяцкий, архиепископ.

Основные термины и понятия: вече, посадник, тысяцкий, архиепископ, республика.

Оборудование и материалы: слайды, кроссворд, схема управления Новгородской республикой, карточки с заданиями.

Учебно-методическое обеспечение: История России. Учебник для 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

-Уроки истории в 7 классе спец. (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Учеб. - метод. Пособие. - М.:Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2003.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- приветствие;

Прекрасно все на небе!

Прекрасно на Земле!

Прекрасно все вокруг!

Прекрасно все во мне!

- проверка рабочих мест, наличия учебных принадлежностей;

II. Повторение пройденного материала.

- Какие темы изучали о Новгороде?

- Мы начали изучать темы о Великом Новгороде. Как вы уже знаете, новгородская земля была одним из первых княжеств, открыто порвавших с Киевом и не признавших власть Киевского князя. Она была самой большой и богатой из всех русских земель.

Решение кроссворда. Слайд I (план Великого Новгорода), Слайд II (вопросы кроссворда). За каждый правильный ответ дается жетоны.

Вопросы:

1) Столица Новгородской земли. (Новгород)

2) Один из видов занятий новгородцев. (Охота)

3) Река, которая протекала в центре новгородских земель. (Волхов)

4) Как называлась часть города, где находились дома купцов, амбары для хранения товаров. (Торговая)

5) Главный новгородский храм. (Софийский)

6) Место на реке, где останавливались корабли. (Пристань)

7) Налог, который платили иноземные купцы за право торговать. (Пошлина)

8) Один из видов товара, которые новгородцы вывозили за границу. (Мед)


Н



О


В



Г


О



Р



О



Д

III. Актуализация знаний, объявление новой темы. Слайд III

- Вводное слово учителя.

Новгородская земля была боярской и купеческой республикой.

- Сообщение темы урока: «Новгородское вече», записывают тему урока в тетрадь.

IV. Изучение нового материала. Слайд IV (В.М. Васнецов. Новгородское вече).

1) Рассказ о новгородском вече, беседа по слайду и по иллюстрации в учебнике «Новгородское вече».

- Словарная работа: новгородское вече, находят объяснение слова в учебнике и записывают в тетрадь.

2)Рассказ учителя о социальной структуре Новгородской республике. Слайд V

3)Задание. Рассмотрите в учебнике схему управления Новгородской республикой и найдите в тексте учебника абзацы, рассказывающие о посаднике, тысяцком, архиепископе.

1)чем занимался посадник?

2) чем занимался тысяцкий?

3) чем ведал архиепископ?

Закрепление материала. Слайд VI. Вставьте пропущенные слова.

1) Посадник - глава (правительства), управлял всеми государственными делами, судом.

2) Архиепископ - глава (церкви), распоряжался казной, контролировал внешние связи.

3) Тысяцкий - ведал городским (ополчением), управлял черными людьми, отвечал за сбор налогов.

4) Князь (приглашался) - управлял (дружиной) во время военных походов, поддерживал порядок в городе.

- Вывод: посадник, тысяцкий, архиепископ - это правители, которые управляли политикой Новгорода.

- Словарная работа: посадник, находят объяснение слова в учебнике и записывают в тетрадь.

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда, все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

4) Рассказ учителя о роли князя в Новгородской республике.

Работа с рассказом для дополнительного чтения «Князья новгородские». Один ученик читает, остальные следят.

Вопросы:

- Зачем новгородцы приглашали к себе князей?

- В каком случае новгородцы разрывали договор с князем?

5) Рассказ учителя о форме управления государством - республике, отличие республики от монархии. Слайд VII

Республика - форма управления государством, где все важные вопросы решались сообща всем народом на вече.

Монархия - форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передается по наследству.

Словарная работа: республика, находят объяснение слова

в учебнике и записывают в тетрадь.

- Рассказ о форме управления Российской Федерации.

V. Закрепление нового материала.

Задание на карточке. Работа в группе. Отгадайте кто это.

1) Он глава церкви, распоряжался казной.

2) Ведал городским ополчением, управлял черными людьми, отвечал за сбор налогов.

3) У него была своя дружина, во время войны подчинялись ему все бояре, знатные люди.

4) Он был главным среди правителей. Он управлял всеми государственными делами, решал различные споры, принимал послов, заключал договора.

VI. Подведение итогов.

- Оценка;

- Домашнее задание: прочитать текст в учебнике и ответить на вопросы;

- Индивидуальное задание: прочитать рассказ для дополнительного чтения.






© 2010-2022