• Преподавателю
  • История
  • Разработка урока по истории Казахстана на тему Территориально-административное управление в Казахстане. . 8 класс

Разработка урока по истории Казахстана на тему Территориально-административное управление в Казахстане. . 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по истории Казахстана. 8 класс

Балтабаев Марат Бопышевич , учитель истории КГУ « ОСШ № 21 города Темиртау»


Тема: Территориально-административное управление в Казахстане.

Цель: дать учащимся представление об особенностях процесса ликвидации ханской власти в Казахстане и создании новых органов управления государством.

Задачи:

1. Способствовать формированию знаний учащихся о реформах 1822-1824 гг., о причинах, целях и последствиях введения уставов, раскрыть значение проведенных реформ в Казахской степи в 19 веке;

2. Развивать умения работать в группе, распределять и четко выполнять обязанности, проводить поисковую работу, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся;

3. Воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому своего народа.

Тип урока - комбинированный.

Наглядные пособия: карта

Межпредметные связи:

- всемирная история

- казахская литература

Оборудование: постеры, смайлики, фломастеры.

Понятия и термины:

Ага-султаны - правители округов.

Аульные старшины - управляли аулами, избирались из народа каждые 3 года, и утверждались окружным приказом.

Дистанции - административные единицы.

Старшинства - аулы.

Ход урока.

I. Орг. момент.(1 мин)

II. Сообщение темы и цели урока. (1 мин)

III. Психологический настрой: (2мин)

- Как вы оцениваете свои знания по данной теме и свое настроение на начало урока?

(Отметьте на лестнице знаний смайликом определенного цвета свой уровень подготовки и психологическое состояние).

много

мало

красный - дискомфортная.

синий - нейтральное

зеленый - комфортное

IV. Изучение новой темы.(7мин)

1. Актуализация знаний: (2 мин)

Вопросы:

-Каким было положение населения, проживавшего в приграничных с Россией районах?

-Почему ханская власть дискредитировала себя, а ханы стали марионетками?

-Почему Россия стремилась к реформированию системы управления Казахстана в 19 веке?

2. вступительное слово учителя: (5мин)

В первой четверти XIX в. ханская власть в Среднем и Младшем жузе была ликвидирована, взамен ее была создана система органов колониального управления. Этот важный шаг царизма на пути окончательного присоединения Казахстана к России нашел свое юридическое выражение в «Уставе о сибирских киргизах» 1822 г, в «Уставе 1824 г» и в «Положении об управлении Оренбургскими казахами 1844 г.»
В 1822 году Сибирь была разделена на Восточную и Западную. Средний и часть Старшего жуза вошли в состав Западной Сибири. Эта территория получила название «Область сибирских киргизов». По «Уставу» эта «Область ….» разделялась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа вошли казахи, кочевавшие за Иртышом.
Округа подразделялись на волости и аулы. Деление на аулы (50-70 кибиток), волости (10-20 аулов) и округа (15-20 волостей) преимущественно учитывало родовую принадлежность.
С 1822 по 1844 было образовано 8 округов. Во главе округов стояли окружные приказы, куда входили председатель - старший султан и заседатель. (всего 4 - 2 от России и 2 почетные казахи). Коллегиальный порядок рассмотрения вопросов в приказе давал возможность царской администрации ограничивать власть старшего султана и проводить через него свои цели. Царская администрация стремилась превратить органы местной власти, в т.ч. и суды биев, в карательно-полицейские органы. Им были предоставлены полномочия заключать под стражу, наказывать розгами, ссылать в Сибирь на поселение.
Перестройка аппарата управления казахской степью была направлена на ограничение феодальных прав султанов, на превращение их в служивых чиновников царского правительства. Введение российского судопроизводства подрывало влияние суда биев.


3. Сегодня мы с вами познакомимся с новой системой управления в Среднем и Младшем жузе. Работать сегодня на уроке вы будете в группах. Выберите понравившуюся геометрическую фигуру (круг, треугольник, квадрат). (Образовалось три группы по 6 человек).

V. Работа в группах.(8мин)

Каждая группа получает свое задание в зависимости от выбранной темы.

1. Рассмотреть новую систему управления по "Уставу о сибирских киргизах» 1822 г..

2. Рассмотреть новую систему управления по "Уставу об оренбургских киргизах» 1824 г..

3. Рассмотреть "Положение об оренбургских киргизах" 1844 г.

Алгоритм работы группы:

1. Изучить предлагаемый материал.

2. Подготовить доклад по предложенной теме.(по вопросам- определив: тонкие и толстые)

3. Следить за временем.

Диалогическое обучение:

Учащимся предлагается ряд вопросов, из которого они должны выделить тонкие и толстые вопросы. При защите своей темы учащиеся проговаривают вопросы, отвечая на них. Постер вывешивается на доске.

Вопросы для групп:

I- Группа (новая система управления по "Уставу о сибирских киргизах» 1822 г..):

1.Дать характеристику "Устава ..." по алгоритму - дата, автор, цель, территория и значение.

2.Какую главную цель преследовал царизм, опираясь на "Устав о сибирских киргизах" 1822 г.?

3. Как осуществлялись выборы должностных лиц в округах?

4. Какие функции выполнял окружной приказ?

5. Какие повинности несли казахи Среднего жуза согласно проведенных реформ?

6. Какие изменения произошли в сфере хозяйства и торговли в Степи?

7. Какие изменения произошли в сфере здравоохранения. религии и образования?

II- группа (новая система управления по "Уставу об оренбургских киргизах» 1824 г..):

1.Дать характеристику "Устава ..." по алгоритму - дата, автор, цель, территория и значение.

2. Каковы были особенности введения "Устава об оренбургских киргизах» 1824 г.?

3. На сколько округов была разделена территория Младшего жуза?

4. Какой была основная функция султанов -правителей?

5. Что такое дистанции?

6. Какой была основная функция дистанционных начальников?

7. На какие две группы делились казахи Младшего жуза?

III-группа ("Положение об оренбургских киргизах" 1844 г.).

1.Дать характеристику "Положения ..." по алгоритму - дата, автор, цель, территория и значение.

2.Почему вслед за "Уставом об оренбургских киргизах» 1824 г.. вышло "Положение об оренбургских киргизах" 1844 г.?

3. Какой орган осуществлял общее управление Младшим жузом?

4. Как были урезаны полномочия суда биев?

5. Какой была основная функция попечителя для прилинейных казахов?

6. В какие условия были поставлены оренбургские казахи по сравнению с казахами Среднего жуза?

7. Какие функции выполняли фельдшеры-казахи при султанах-правителях?

VI. Защита работы групп (3-мин каждая группа -10)

VII. Рефлексия работы групп: (7 мин)

- Что было сложного при работе в группе?

- Что помогало в работе?

- Все ли участники группы работали?

Оценка работы группы в целом, оценка работы каждого.

VIII. Закрепление.(2 мин каждая группа - 6)

1. Перегруппировка состава групп.(по цвету)

2. Вопрос: - Что я узнал сегодня на уроке? (учащиеся на постере должны написать 3 фразы, они не должны повторяться).

3. Пока 1 группа работает - учащиеся остальных групп получают карточки с вопросами.

4. Постер вывешивается на доске, последняя группа комментирует написанное.

5. Взаимопроверка работ - выставление оценок за данный этап.

IX. Оценка работы учащихся на уроке. (2 мин). Комментарии учителя. ( оценка работы в группе +оценка за карточки/2 = оценка за урок). Оценки необходимо вывесить.(постер)

X. Рефлексия ( вернуться к лестнице ).(2 мин)

XI. Итог урока.

XII. Д/З § 17. Прочитать и ответить на вопросы.

Дополнительно: характеристика личности и документов по хрестоматии - по выбору.



© 2010-2022