- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Краеведение
Рабочая программа по внеурочной деятельности Краеведение
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гордеева М.В. |
Дата | 12.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Кузнецова Г.И.
д.Баландаево муниципального района Шенталинский Самарской области
«Утверждаю»
И.о. директора школы:
_______/Ефимова М.В./
Программа принята
решением № ___
педагогического совета
от «____»________2016г.
протокол № _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(общеинтеллектуальное направление)
«Краеведение»
для 5 класса
Возраст: 10-11 лет
Срок реализации: полугодие
Автор: Гордеева Марина Витальевна,
учитель истории и обществознания
2016-2017 уч.год
Пояснительная записка
Историческое краеведение - это знание о прошлом края, его настоящем и перспективах развития. Оно является важным средством реализации концептуальных направлений сформулированных и развитых в программных документах школьного образования: «Национальной доктрине образования в Российской Федерации на 2006-2025 гг.», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 гг.».
Ведущая идея этих документов - органическое единство интересов личности, общества и государства в воспитании гражданина России с активной жизненной позицией. Эта идея в полной мере реализуется через предложенную краеведческую программу.
Задачами изучения краеведения в школе являются:
- формирование у учащихся, адекватной современному уровню знаний, картины мира;
- восприятие истории края как части истории России;
- формирование у школьников основной школы когнитивных, гражданских и интеллектуальных компетенций;
- направленность на решение задач социальной адаптации.
Предлагаемая программа рассчитана на преподавание краеведения в основной школе (5-9 классы). Данный вариант, соединяет в себе компоненты внеурочной и проектной деятельности и рассчитан на активное взаимодействие учителей истории и классных руководителей. Учебная составляющая курса синхронизирована с курсом Отечественной истории и рассчитана на 17 часов..
Предполагается и активное внедрение краеведческого компонента в воспитательные системы школ.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для учащихся начальных классов.
Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Личностные и метапредметные результаты
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
-
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
-
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
-
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-
умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
задавать вопросы;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
-
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
-
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты обучения.
• Изучение истории Самарской области.
• Сбор богатого материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны.
• Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
-
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
-
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
-
Планировать (составлять план своей деятельности);
-
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
-
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Содержание программы
5 класс. Пропедевтический курс «Моя Самара» (17часа)
-
Что такое краеведение? (1 часа)
Наука «история». Краеведение - раздел истории. Определение содержания нового предмета. Источники краеведения. Понятие малой и большой Родины. История семьи, школы, улицы, района, города, страны, человечества.
Может быть предложено задание учащимся по составлению «семейного древа», с последующей презентацией.
2. Древняя карта Самарской земли (1 часа)
Природа и климат Самарской области в древности, Племена, жившие на территории современной Самарской области. Их занятия, хозяйство, быт, нравы, верования, взаимоотношения с соседями.
Посещение музея археологии Самарской области
3.Когда появилась Самарская крепость (1 часа)
Волжская вольница. Самарская Лука - центр формирования волжского казачества Предания о вольной казацкой жизни. «Самар» и «Самарский городок». Заселение Среднего Поволжья и строительство крепости Самары Г. И. Засекин.
Экскурсия по старой Самаре с посещением месторасположения крепости
4. Самара уездная (1 часа)
Переименование крепости в город. Самара и восстание С. Т. Разина. Сказания, легенды и предания о С. Т. Разине. Новый облик города. Самара центр уезда. Появление Самарского герба.
Посещение краеведческого музея.
5. Самара губернская (1 часа)
Территория Самарской губернии в XIX веке. Самые старые улицы города. 1851 год - образование Самарской губернии. Изменение статуса Самары в Российской империи. П. В. Алабин.
Может быть предложен проект по поиску старых названий улиц города и воссоздания истории одной из них с последующими презентациями.
6. Самара купеческая (1 часа)
Социальный состав Самары в XVIII- XIX веках. Роль купечества в жизни города и края. Быт и традиции Именитые самарские купцы.
Подготовка и презентация сообщений о самарских купцах.
7. Самара на рубеже XIX- XX веков (1часа)
Общественно-политическая и культурная жизнь самарского края на рубеже веков. Самара рабочая. Появление в Самаре первых крупных промышленных предприятий.
Подготовка и презентация учащимися материалов о первых самарских заводах и известных общественно-политических деятелях.
8-10. История страны в истории края (3 часов)
В истории города- отражение истории страны. Самарцы- участники русско-японской войны. Самара в годы революционных потрясений. Провозглашение Советской власти в Самарской губернии. Самара в годы гражданской войны. Самарский край в 1920-е годы
Подготовка проекта и оформление стенда «История страны в истории края в лицах»
11.Самара становится Куйбышевом (1часа)
Изменение территориальных границ области. Роль и значение В. В. Куйбышева в общественно-политической жизни края. Самара в годы репрессий. Развитие в предвоенные годы промышленности, науки и культуры.
Оформление стенда «Самара в 30-е годы».
12. Куйбышев - запасная столица (1 часа)
Г. Куйбышев в военные годы. Значение «запасной столицы». Ратный и трудовой подвиг куйбышевцев в годы Великой Отечественной войны.
Возможен вариант проведения экскурсии в музее истории войск ПУРВО, или приглашение на классный тематический час участника войны, или написание творческой работы «Благодаря им - мы живём»
13. Куйбышев - промышленный (1 часа)
Восстановление страны в послевоенное время. Развитие оборонной и тяжёлой промышленности в Куйбышеве. Вклад куйбышевских предприятий в развитие страны. Куйбышевские заводы. Строительство ВАЗа в Тольятти. Куйбышевская область - центр автомобилестроения.
Разработка и презентация проектов «Гордость советской промышленности». В технологии группового сотрудничества подготовить и представить материал по одному из крупных промышленных предприятий 60-ых - начала 80-ых годов.
14. Возвращение исторического имени городу (1 часа)
Страна на переломном этапе. Страна сильна провинцией. Возрождение духовных, культурных и исторических традиций. Забота о культурном наследии прошлого. Охрана исторических и культурных памятников. Возвращение городу исторических наименований улиц.
Проведение исторической викторины внутри параллели 5-х классов «Знаешь ли ты город, в котором живёшь?»
15. Самара космическая (1 часа)
Из истории космонавтики (краткий экскурс). Самарский АВИАКОР - важное звено в развитии отечественной космонавтики.
Посещение музея космонавтики.
16. Самара в наши дни (2 часа)
Современный облик города. Культурный уровень города: школы, ВУЗы, театры, музеи. Земляки - современники, которыми мы гордимся.
Оформление стенда или газеты «Наш город сегодня» .
Календарно-тематическое планирование по краеведению, 5 класс (17 ч)
Может быть предложено задание учащимся по составлению «семейного древа», с последующей презентацией.
2
1
Древняя карта Самарской земли
Природа и климат Самарской области в древности, Племена, жившие на территории современной Самарской области. Их занятия, хозяйство, быт, нравы, верования, взаимоотношения с соседями.
Посещение музея археологии Самарской области
3
1
Когда появилась Самарская крепость
Волжская вольница. Самарская Лука - центр формирования волжского казачества Предания о вольной казацкой жизни. «Самар» и «Самарский городок». Заселение Среднего Поволжья и строительство крепости Самары Г. И. Засекин. Экскурсия по старой Самаре с посещением месторасположения крепости
4
1
Самара уездная
Переименование крепости в город. Самара и восстание С. Т. Разина. Сказания, легенды и предания о С. Т. Разине. Новый облик города. Самара центр уезда. Появление Самарского герба.
Посещение краеведческого музея.
5
1
Самара губернская
Территория Самарской губернии в XIX веке. Самые старые улицы города. 1851 год - образование Самарской губернии. Изменение статуса Самары в Российской империи. П. В. Алабин.
Может быть предложен проект по поиску старых названий улиц города и воссоздания истории одной из них с последующими презентациями.
6
1
Самара купеческая
Социальный состав Самары в XVIII- XIX веках. Роль купечества в жизни города и края. Быт и традиции Именитые самарские купцы. Подготовка и презентация сообщений о самарских купцах.
7
1
Самара на рубеже XIX- XX веков
Общественно-политическая и культурная жизнь самарского края на рубеже веков. Самара рабочая. Появление в Самаре первых крупных промышленных предприятий.
Подготовка и презентация учащимися материалов о первых самарских заводах и известных общественно-политических деятелях.
8-10
3
История страны в истории края
В истории города- отражение истории страны. Самарцы- участники русско-японской войны. Самара в годы революционных потрясений. Провозглашение Советской власти в Самарской губернии. Самара в годы гражданской войны. Самарский край в 1920-е годы
Подготовка проекта и оформление стенда «История страны в истории края в лицах»
11
1
Самара становится Куйбышевом
Изменение территориальных границ области. Роль и значение В. В. Куйбышева в общественно-политической жизни края. Самара в годы репрессий. Развитие в предвоенные годы промышленности, науки и культуры.
Оформление стенда «Самара в 30-е годы».
12
1
Куйбышев - запасная столица
г. Куйбышев в военные годы. Значение «запасной столицы». Ратный и трудовой подвиг куйбышевцев в годы Великой Отечественной войны.
Возможен вариант проведения экскурсии в музее истории войск ПУРВО, или приглашение на классный тематический час участника войны, или написание творческой работы «Благодаря им - мы живём»
13
1
Куйбышев - промышленный
Восстановление страны в послевоенное время. Развитие оборонной и тяжёлой промышленности в Куйбышеве. Вклад куйбышевских предприятий в развитие страны. Куйбышевские заводы. Строительство ВАЗа в Тольятти. Куйбышевская область - центр автомобилестроения.
Разработка и презентация проектов «Гордость советской промышленности». В технологии группового сотрудничества подготовить и представить материал по одному из крупных промышленных предприятий 60-ых - начала 80-ых годов.
14
1
Возвращение исторического имени городу
Страна на переломном этапе. Страна сильна провинцией. Возрождение духовных, культурных и исторических традиций. Забота о культурном наследии прошлого. Охрана исторических и культурных памятников. Возвращение городу исторических наименований улиц.
Проведение исторической викторины внутри параллели 5-х классов «Знаешь ли ты город, в котором живёшь?»
15
1
Самара космическая
Из истории космонавтики (краткий экскурс). Самарский АВИАКОР - важное звено в развитии отечественной космонавтики.
17
2
Самара в наши дни
Современный облик города. Культурный уровень города: школы, ВУЗы, театры, музеи. Земляки - современники, которыми мы гордимся.
Оформление стенда или газеты «Наш город сегодня» .
Список литературы для обучающихся
-
И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. - 148 с.
-
Пчелов Е.В., Государственные символы России - герб, флаг, гимн. - Москва: «Русское слово», 2002. - 94 с.
-
Самарская книга памяти.
-
1.yandex.ru
-
Самарская область. География и история, экономика и культура: учебное пособие. -Самара, Самарский Дом печати, 2001.- 440с.
-
Атлас Самарской области- Самара, Роскартография, 1999, 31с. ил.
-
Завальный А.Н. Зинченко В.Н., Мокрый В.С. Символика самарской области. -Самара, СамВен, 2001.-44 с.ил.
-
Карякин И.В., Паженков А.С. Хищные птицы Самарской области. Книга-фотоальбом. - Самара, 2008.-66 с.ил.
-
Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. - Самара, 2003.-287с.ил.
Список литературы для учителя
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
-
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
-
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011.
-
Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. - 78 с.
-
Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. - 140 с.
-
Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. - 245 с.
-
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 95 с.