• Преподавателю
  • История
  • Урок по истории на тему Образование и грамотность на Руси. Летописи и летописцы (7 класс)

Урок по истории на тему Образование и грамотность на Руси. Летописи и летописцы (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заинская школа №9 для детей с ограниченными возможностями здоровья»





Урок по истории Отечества

7 класс








Урок по истории на тему Образование и грамотность на Руси. Летописи и летописцы (7 класс) Урок по истории на тему Образование и грамотность на Руси. Летописи и летописцы (7 класс)

Учитель - дефектолог

I квалификационной категории

Зайнеева О. Н.







Заинск, 2017



Открытый урок по истории Отечества

7 класс

Образование и грамотность на Руси. Летописи и летописцы.



Цель: дать представление о распространении грамотности и образования в киевской Руси; о древних записях и летописях.

Задачи:

- выделить, что изобретение славянской азбуки было необходимым условием распространения грамотности на Руси; разъяснить термины «летопись, летописцы»;

- коррегировать и развивать умение давать полный ответ на поставленные вопросы с помощью текста учебника, навыков работы с тетрадью; объяснять значение исторических терминов;

- вызвать чувство уважения к людям труда, любви к родному языку и культуре.

Основные понятия: переписчики, устав, Библия библиотека, летопись, летописцы.

Оборудование и материалы: видеофильм «Из истории русской письменности. История славянской азбуки. Первая русская книга», иллюстрация «Памятник монаху-летописцу», стихотворение А.С. Пушкина из произведения «Борис Годунов», лента времени, карта «Древнерусское государствоКиевская Русь в XI - начале XII в.», учебник «История России» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Пузанова Б.П., Бородиной О.И., Сековец Л.С., Редькиной Н.М.

Тир урока: комбинированный

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение пройденного материала.

- Какую тему вы изучали на предыдущем уроке?

- В каком веке жил Ярослав Мудрый?

- Что полезного сделал Ярослав Мудрый?

(Дети дают полные развернутые, аргументированные ответы)

3. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вводное слово учителя.

Ярослав Мудрый был образованным правителем, любил читать книги. Поэтому во время своего княжения он сделал много для просвещения русских людей. Люди всегда стремились сохранить в памяти события давно минувших лет.

Пока на Руси не было письменности, бродячие певцы слагали былины, в которых поэтически рассказывали о прошлом родной страны.

Письменность пришла на Русь вместе с христианством, и первые грамотными людьми были священники. Благодаря деятельности православных князей и священников стали вестись записи о важнейших событиях, происходивших в стране.

Сообщение темы урока: «Образование и грамотность на Руси. Летописи и летописцы».

(Записывают тему урока в тетрадь)

4. Изучение нового материала.

Первые столетия своего существования славяне не знали письменности.

- Когда же она появилась?

Рассказ учителя о первоучителях славян.

- Кто научил славян грамоте?

(Отвечают, записывают в тетради: Кирилл и Мефодий -создатели славянской письменности)

- На чем и чем писали в Древней Руси?

(Ученики находят ответ по тексту учебника. Один зачитывает ответ)

Словарная работа : пергамент

(Находят объяснение слова в учебнике)

Работа с текстом учебника.

- Кто переписывал книги?

Словарная работа: переписчики, устав, Библия.

(Находят в тексте нужный абзац, читают или излагают своими словами)

- Что сделал Ярослав Мудрый для просвещения людей?

- Где хранились книги?

Ярослав Мудрый решил записать легенды и предания, чтобы все жители Руси не забывали своей истории. Для этого он повелел писать летописи.

Словарная работа: летопись, летописцы.

(Слушают рассказ учителя, находят объяснение слов в учебнике).

Демонстрация иллюстрации «Памятник монаху-летописцу».

Рассказ учителя о «Повести временных лет».

Работа с текстом учебника: название летописи, автор летописи.

(Записывают в тетрадь: летопись «Повесть временных лет», автор Нестор).

- Когда была написана летопись? Покажите на ленте времени.

(Записывают ответ - конец XII в., отмечают на ленте времени).

- Где была написана летопись?

- О чем в ней говорилось?

(Дети отвечают с опорой на текст учебника)

Кратко проговорив изученный материал, учитель делает вывод.

5. Первичное закрепление материала.

Фронтальная работа.

- Какие события ускорили создание славянской письменности?

- Как звали первоучителей славян?

- Что полезного сделал Ярослав Мудрый?

- За что народ прозвал Ярослава Мудрым?

- Каким цветом писали заглавные буквы в начале каждого абзаца?

- Как называлась самая древняя летопись?

- Кто автор летописи?

- Где написана «Повесть временных лет»?

- Когда написана «Повесть временных лет»?

- Что мы узнали из «Повести временных лет»?

- Какое значение имеет «Повесть временных лет»?

6. Итог урока.

Комментарии, объяснение оценок за работу.

7. Домашнее задание.

с. 161-167 читать, выучить словарные слова, ответить на вопросы

© 2010-2022