Урок по теме Русская деревня XVIIв7кл, учебник Пчёлова Е. В, Лукина П. В

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет: история России

Класс__7___

Учитель Черепанова Надежда Николаевна_ МБОУ «Тотемская СОШ №2»

Автор УМК: «Пчёлов Е.В., Лукин П.В. «История РоссииXVI-XVIIвв,» учебник -Русское слово-2016

Тема урока: « Русская деревня в XVII веке».

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель: 1. Особенности развития деревни XVIIв .

Задачи:

Образовательные: 1.Выяснить, как природные и климатические условия влияли на хозяйственную деятельность жителей деревни

2.Сравнить положение частновладельческих и черносошных крестьян

3.Характеризовать процесс распространения дворянского землевладения.

Развивающие: развивать интеллектуальные способности учеников, позволяющие им самостоятельно преобразовывать информацию по заданным критериям, добывать знания, развивать навыки работы с учебником, умение приводить аргументы.

Воспитательные: воспитывать собственное отношение к событиям, учиться формулировать свою точку зрения.

Понятия: бобыли, захребётники, однодворцы.

Оборудование : учебник Пчёлов Е.В., Лукин П.В. «История РоссииXVI-XVIIвв.»

План.

1. Сельское хозяйство.

2. Крестьяне.

3.Распространение дворянского землевладения



Приветствие.

Вступительное слово XVII век был тяжёлым периодом для России. Однажды Михаил Фёдорович гулял по кремлю, скромно одетый и увидел 2 девушек , идущих в церковь , Одна богато одета , вторая скромно. Он отправил следом слугу, узнать подробнее. Через час слуга доложил , что девушки из Можайска . Боярыню со служанкой привезли на смотрины, одна из них- Евдокия Стрешнёва дочь однодворца Лукьяна Стрешнёва .Упросил Михаил мать и отца женить его на понравившейся девице. Кого же выбрал царь? Почему пришлось упрашивать царю родителей? Что заинтриговало вас?

Сегодня и попробуем выяснить, кто такие однодворцы.



Вступают в диалог




Познавательные УУД;

поиск и выделение информации;

Коммуникативные УУД: планирование , определение цели ; инициативное




Формулирование проблемы

В период Смуты страна была разрушена. Молодому Михаилу Романову пришлось поднимать страну не всегда популярными методами, вводить новые налоги. На кого ложилось бремя налогов?

Какая часть населения была самой многочисленной? Докажите фактами.

Где жили крестьяне?

Какая тема нашего урока?


Отвечают ( на крестьян и горожан)

Крестьяне- из 10млн чел.- только 2%городского населения жило в 300город

-в деревне «Русская деревня в чXVIIв.»

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации;

Версия

Как жила самая многочисленная часть населения России?

Жилось тяжело;

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Актуализация знаний

Что мы знаем о жителях деревни?


Что нам нужно узнать?

Вспоминают изученный материал(Делилось на черносошных и владельческих, платило подати, церковную десятину занималось земледелием, скотоводством, прикреплено к земле.

Формулируют(узнать , как жили люди в деревне

Узнать, чем занимались, как платили налоги; сравнить положение крестьян черносошных и частновладельческих

Как складывались отношения с помещиками

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели;

Регулятивные УУД; целеполагание

Поиск решения проблемы

1.Сельское хозяйство








с.131-133Дайте характеристику хозяйственной деятельности селян.

Объясните, как природные условия влияли на хозяйственную деятельность села.?привести примеры




Какую роль играл хлеб?

Какова была урожайность?

Какие использовали удобрения?

Работа в парах

1.Сокращение численности населения привело к:

-освоение заброшенных земель Ц.России; южных границ, Урала , Сибири

2.Формы земледелия: трёхполье, подсечно- огневое на севере; перелог.

3.Орудия труда: серп , борона соха, коса , плуг

4.Растениеводство:культуры-рожь, овёс, ячмень , пшеница, просо , лён , гречиха.

Огородничество: репа , огурцы , лук капуста, морковь, редька ,чеснок, свёкла, тыква

Садоводство: яблоня, груша, слива, вишня , малина, крыжовник ,клубника, смородина.

Скотоводство: северные районы

Романовское(г.Тутаев) овцеводство ( от ногаев) покупали полушубки для армии

Рыболовство: в прудах и ловля- треска , палтус, сельдь, сёмга, лосось,; киты , тюлени , моржи

Хлебом собиралась част налогов ,выплачивалось жалованье служилым людям ( пушкарям, солдатам , стрельцам в приграничных районах)

-низкая

унавоживание земли

Познавательные УУД:

преобразовывать информацию, сравнивать объекты по предложенным критериям;

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации;

2.Крестьяне

Стр 134-136 сравнить положение крестьян

Кто такие бобыли?

Кто такие захребётники?

Заполнение сравнительной таблицы



Полная зависимость бобыли- крестьяне, не имеющие земельного надела

Захребётники -люди, живущие на чужих дворах

Община выбирала старосту, должностных лиц, священника ; выделяла участки земли новым поселенцам, больше возможности для самоуправления

повинности

Тягло в меньшей степени

Барщина- работа на поле, сенокос, строительные работы, чистка прудов, труд на мельнице, на плотине

Оброк натуральный :» пятый сноп», продукты, рем. изделия,и др.

Денежный

Подводная повинность,

Будный майдан изготовление поташ

Тягло: выплата податей ив натур и денежном виде,

Служба: ямская повинность, посылка выборных на таможню и в кабаки

Сделайте вывод о сходстве и различии в положении крестьян

3.Распространение дворянского землевладения

Кто такие дворяне?

Чем отличается поместье от вотчины?

Что такое засечная полоса?

Стр136-139

Каким образом заселялись приграничные районы? Кто становился владельцем новых земель?

Кто такие «служилые по прибору»- за жалованье

«служилые по отечеству»- за поместья

Кто такие однодворцы? В чём особенности их появления

Ср.Поволжье,

границы Дикого Поля


«служилые по прибору»- за жалованье

служилые по отечеству»- за поместья: казаки , драгуны , пушкари, солдаты, стрельцы

Однодворцы- помещики, не имеющие в своём распоряжении крестьян

Познавательные УУД: давать определение понятий; Коммуникативные УУД: слушать и отвечать на вопросы;

Выражение решения

Почему же пришлось государю упрашивать жениться? Какое положение до замужества занимала Евдокия Стрешнёва

Как жилось основному населению страны? Кем и чем определялись повинности крестьян.

Обобщают делают выводы

Коммуникативные УУД: интересоваться чужим мнением

Рефлексия , домашнее задание

Выберите начало отвечающего вашим рассуждениям предложения и продолжите мысль.

Дома:

Я удивился…..

Я научился……

Мне понравилось……..

Я задумался……….

Я понял……..

Регулятивные УУД: самоконтроль и самооценка



© 2010-2022