Разработка урока по истории на тему Формирование казахской народности 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Формирование казахской народности»


Цели урока

Образовательная:

понимание учащимися представлений об исторических периодах формирования казахского народа;

дать учащимся полное и точное сведения о процессе формирования и завершения процесса формирование казахского народа;

Развивающая:

развивать умения обобщать фактический материал;

готовит устные сообщения;

вырабатывать навыки делать самостоятельные выводы на основе анализа историко- политических документов;

формирование умений оценивать сообщение одноклассников.

Воспитательная:

воспитание чувства уважение к истории народа.

Наглядные пособия:

Схема «Древние этносы на казахской земле»; «Этносы X - VI веков до нашей эры на территории Казахстана»;

Карты: «»; «»

Методы урока:

Интерактивный

Беседа, «мозговой штурм», использование опорных схем

Опорные знания:

Этнос, род, племя, община, антропология. Этнополитическая община, европеоидная внешность, монголоидная внешность, тюрк, «казах», «Алаш», казахский народ, исторические периоды, консолидация.

Ожидаемый результат:

  • Учащие имеют полное представления об исторических периодах формирования казахского народа;

  • Узнают об общественных отношениях;

  • Умеют пользоваться знаниями о формировании на территории Казахстана племен и народов у которых формируются единый язык, культура, обычаи, традиции;

  • Знают о политическом положении первых государств на территории Казахстана;

  • Применяют в жизни свои знания об этническом составе;

  • Имеют представления о процессе сложении и завершении процесса формирования казахской народности.

ПЛАН УРОКА:

I. Этнические процессы на территории Казахстана:

в древние века, в период средневековья.

II. Роль государств на территории Казахстана в консолидации казахского народа.

III. Завершение процесса формирования казахской народности

Обобщение основных положений:

· Формирование казахского народа длилось приблизительно четыре тысячи лет;

· За четыре исторические эпохи казахский народ пережил культурно историческое развитие в языковом, этническом и антропологическом плане;

· Такие этнические группы, как: саки, уйсуни, канлы, кыпчаки, найманы составили основу казахского этноса.

II.

1. Соотнесите государства раннего средневековья с периодами существования

Тюркский каганат 552-603 гг

Западно-тюркский каганат 603-704 гг

Тюргешский каганат 704-756 гг

Карлукский каганат 756-940 гг

Огузское государство конец IX -начало XIвв

Кимакский каганат конец IX -начало XIвв

Государство Караханидов 942-1210 гг

Государство Карахитаев 1128-1213 гг

Государство найманов и кереитов пер.полов XI-начало XIII вв

Кыпчакское ханство пер.полов XI-начало XIII вв

Вопросы:

Какова роль этих государств, в процессе формировании казахского народа?

Место кыпчакских племен в становлении казахского народа?

Как повлияло монгольское завоевание на формирование казахской народности?


«Мозговой штурм»

1. Принесло ли зло и ущерба монгольское нашествие местному населению?

(учащиеся высказывают свое мнение, которое записывается на доске)

2. Какие государства существовали послемонгольский период?

· Ак Орда - XIV - XV вв

· Государсво Могулистан - середине XIV - начало XVI вв

· Ханство Абулхаира - 1428-1468 гг

· Ногайская Орда - XIII - XV вв.

III. Завершение формирование казахской народности.

Вопросы:

1. Когда и как завершилось формирование казахского народа?

2. Какие гипотезы существуют о происхождении этнонима «казах»?

3. Какие существуют предположения о значении термина «Алаш»?

4. Мнение ученых о появлении жузов.

Предположительный вывод учащихся:

XIV-XV века завершился процесс сложения казахской народности из различных тюркоязычных и монгольских этнических групп, восстанавливалось государственность на местной этнической основе.

Борьба народов, насильственно включенных в монгольские улусы, за самостоятельное развитие. Изменения во внутренней жизни их стран ускорили процесс распада Золотой Орды и государства Чагатаидов в состав которых входила территория Казахстана во времена монгольского господства.

Постепенно преодолевались тяжелые экономические последствия монгольского завоевания. Городская жизнь, ремесленное производство, росло поголовье скота, восстанавливались торговые связи степных районов Центрального Казахстана и Семиречья с оазисами юга Казахстана и Средней Азии.

Развивались общественные отношения. Следует отметить, что сохранявшееся государственная разобщенность населения Казахстана в XIV - первой половине XV вв сыграла свою роль с появлением такой особенности, как сложение трех жузов…



© 2010-2022