- Преподавателю
- История
- Рабочая программа внеурочной деятельности Загадки истории
Рабочая программа внеурочной деятельности Загадки истории
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Култашева Н.Е. |
Дата | 04.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Содержание курса «Тайны и загадки истории» для 7 классов объединяет все виды деятельности учащихся в рамках реализации внеурочной деятельности научно-познавательного направления. Этот курс пробуждает дополнительный интерес учащихся к историческим вопросам, которые не затрагиваются в основном курсе истории.
У наших далёких предков не было компьютеров, космических кораблей, мобильных телефонов. Но это не мешало им познавать мир и даже изменять его под себя. Недаром они оставили столько тайн и загадок, которые с трудом поддаются расшифровке, несмотря на все наши высокотехнологичные чудеса.
Чем дальше мы погружаемся в прошлое, тем удивительнее то, что мы там встречаем. Непросто постичь мудрость древних цивилизаций. Но если это удастся сделать, может, реальность откроется нам с новой стороны?
Программа предназначена для изучения основ проектирования учащимися 7 классов и повышения мотивации к истории. Необходимость введения курса определяется современными требованиями в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта.
В соответствии с учебным планом на изучение курса внеурочной деятельности «Тайны и загадки истории» в 7 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 35 часов.
Программа соответствует познавательным возможностям школьников и даёт возможность работать на повышенном уровне обученности.
Как известно, в процессе изучения истории предполагается не только освоение учащимися определенной суммы фактов об историческом прошлом, но и формирование приёмов учебной деятельности (умение выделить главные и второстепенные факты; объяснить их значение и связь с настоящим и будущим; выявить основные тенденции развития стран и народов и т.д. при глубоком и критическом подходе к изучению исторических фактов и событий). Эти требования соответствуют основным положениям государственной концепции образования и обязательному образовательному стандарту, учитывают новейшие достижения педагогики и психологии с учетом возрастных особенностей школьников. Они направлены на воспитание чувства патриотизма и толерантного поведения в обществе, неприятия всех проявлений дискриминации, нецивилизованного насилия и фальсифицирования истории, наблюдающегося особенно активно в наше время. Становится ясно, что не победители пишут историю, а часто наоборот - победителями становятся те, кто пишет историю.
В основе преподавания курса «Тайны и загадки истории» лежит проблемно-поисковый метод, способствующий реализации развивающих задач: поиск и умение работать с историческими документами; выполнение исследовательских практических работ и разнообразных творческих заданий ( кроссворд, карта, схема, поделки и т.д.). Проведение с учащимися учебных диалогов, ролевых игр, встреч с ветеранами Войны, экскурсий даёт возможность проводить не только аудиторные занятия, но и внеаудиторные. Это даёт возможность более глубоко изучать историю и привлекать учащихся к участию в различных конкурсах и олимпиадах.
Выбор данной темы «Тайны и загадки истории» не случаен, поскольку в настоящее время остро стоит проблема изучения подлинных исторических событий, фактов для сохранения их будущим поколениям.
Данный курс помогает учащимся проследить появление и исчезновение древних городов с их культурным наследием, борьбу за независимость и укрепление государства, и показывает роль народных масс в сохранении духовной культуры государства, прошедшей через тысячелетия и дошедшей до нас.
Курс позволяет выявить детей, интересующихся историей, способных к обучению «ремеслу историка» и в то же время, заинтересовать пассивных слушателей, т.к. содержит разнообразный с интересными фактами материал. Изучение курса способствует воспитанию патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины через изучение героического прошлого и настоящего России.
При изучении курса « Тайны и загадки истории» решаются задачи:
-
Образовательные:
- способствовать формированию повышенного интереса учащихся к исторической науке;
- формировать умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- приобщение к ценностям мировой и национальной культуры.
2. Развивающие:
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
- развивать мышление, умение делать самостоятельные выводы из исторических фактов.
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории своей Родины;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
- формирование умения высказывать собственные мнения в борьбе с фальсификацией истории.
Методы и формы обучения разнообразны: словесные, наглядные, практические.
Работа выполняется индивидуально, в парах и группах.
Учебно - тематический план.
2.
Загадки истории. Тайны 20 века.
Цель: знакомство с источниками информации.
3.
Древний Египет. Загадки первой цивилизации.
4.
Египетский мираж.
Практическая работа с источниками.
5.
Главная война в истории. Троя.
6.
Спарта. Пять мифов о Спарте.
7.
Под парусами открытий. «Морские пираты - двигатели прогресса».
8.
Жанна Д͗ Арк. Секрет побед Орлеанской девы.
Кто она? И она ли это?
9.
«Судебный процесс» над Жанной Д͗ Арк.
Ролевая игра.
Люди и вещи.
10 .
«Зубастый инструмент» ( первая пила из рыбного позвоночника).
Практическое занятие ( изготовление первой пилы).
11.
Первые свечи на Руси. 12 век.
12.
Рычаг по-русски.
«Коромысло - оборонительное оружие девушек от ордынских воинов».
13.
Китайский секрет. Шёлковые ткани.
Похищение секрета.
14.
Палочка-зажигалочка. Огниво.
Свойство первых спичек «загораться прямо в кармане»!
15.
Плод разума человека. Книга.
Монахи из Кореи.
16.
Жернова прогресса.
Эпоха «мельниц».
17.
Короли кухни!
О сковородках, о кастрюлях и т. д.
Великие первопроходцы.
18- 19.
Адмирал из сухопутного города.
Просмотр презентации о М. Лазареве.
20.
По следам Магеллана.
21.
Тайны Чёрного континента.
Сообщения учащихся о проблемных моментах путешествия по Африке.
Правители земли Русской.
22.
Александр Невский и Золотая Орда. «Союзник или предатель?»
23.
Василий Ι и Тамерлан.
24.
Василий ΙΙ Тёмный. Противостояние Тохтамыша и Тамерлана.
25.
Иван ΙΙΙ Васильевич. Хан Ахмат.
Дипломатическая игра «Стояние на р. Угре».
26.
Иван Ιᴠ Грозный. Противостояние с Новгородом. Кровавая страница правления.
27.
Железный герцог Альба - беспощадный наместник Нидерландов. Кровавый Совет.
28.
Иван ᴠ и Пётр Ι. Противостояние Милославских и Нарышкиных. Стрелецкая власть.
29.
Стрелецкий бунт сделал Петра Ι великим.
30.
Юлий Цезарь - заговор против себя?
«Убийство - хорошо закамуфлированное самоубийство».
31.
Наказание блудного сына. Пётр 1 и сын Алексей.
32.
Царь Освободитель. «Проваленная мечта» Александра ΙΙ.
33.
Столпы веры - нормы , предписания « во что и как верить мусульманам».
34.
Рок Московского герба и беды, преследовавшие Москву.
35.
Итоговое занятие.
Подведение итогов года. Цели и задачи на новый год.
Список литературы и источников информации.
-
Интеллектуальные игры для школьников. Академия. Ярославль. 1998
-
В.О. Ключевский. Исторические портреты.
-
Журнал «Загадки истории».
-
Журнал «Загадки ΧΧ века».
-
Исторические монографии и исследования:
- Личность царя Ивана Васильевича Грозного.
- О следственном деле по поводу убиения царевича Дмитрия.
- Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 г. и избрание царя Михаила.
- Царевна Софья.
-Самодержавный отрок.
Москва, 1989
-
100 великих задач ΧΧ века. Москва. Вече. 2004.
- 100 великих задач истории.
- Россия в середине ΧᴠΙΙΙ века. Борьба за наследство Петра Ι.
- 100 великих мифов и легенд.
5