- Преподавателю
- История
- Открытый урок по истории Древнего мира на тему В Древнеегипетской школе 5 класс
Открытый урок по истории Древнего мира на тему В Древнеегипетской школе 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Каськова К.К. |
Дата | 23.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока «В древнеегипетской школе».
Тип урока: изучение нового материала
Цель: в ходе урока обучающиеся формируют представление и школе Древнего Египта, учащихся и учителях древнеегипетской школы, получают представление об основах письменности и счета, усваивают понятия и определения.
Задачи:
Личностные:
- осознать ценность и значимость получения образования на примере Древнего Египта,
- научиться понимать, что получение образования - это большой труд,
- помочь обучающимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов,
- воспитывать уважение к чужой культуре.
Метапредметные:
- путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление обучающихся,
- на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов формировать умение сравнивать различные явления,
- научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.
Предметные:
- уяснить смысл понятий: «иероглифы», «папирус», «свиток»,
- сформировать представления о школе в Древнем Египте,
- на примере знаний, которые давали в школе, раскрыть особенности и сложность египетской письменности,
- познакомить с особенностями египетского счета.
Оборудование: ПК, проектор, презентация, рабочий лист (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), лист самооценки (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), свитки - стимульный материал (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), папирусы, карточки для иероглифов, фломастеры, доска, карточки с иероглифом писца в подарок каждому.
Учебник: История древнего мира. Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2013 г.
План изучения нового материала:
1. Школы в Древнем Египте.
2. Письменность:
- иероглифы
- дешифровка иероглифов
- папирусы
3. Математические знания
Ход урока.
1. Организация урока.
- Здравствуйте ребята! Сегодняшний урок истории буду вести у вас я. Меня зовут Карина Константиновна. Надеюсь, наше сотрудничество будет интересным.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в очень интересную страну. Сейчас вы посмотрите ряд фотографий и постараетесь после просмотра ответить на следующие вопросы:
1) в какую страну мы совершаем путешествие?
2)о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
3)попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Будьте очень внимательны! Некоторые изображения являются подсказками! - СЛАЙД
(выслушиваем ответы обучающихся, проговариваем тему урока «В древнеегипетской школе»)
- Давайте запишем в наши рабочие листы сегодняшнее число, 14.10.2016 г. и тему урока «В древнеегипетской школе» (СЛАЙД)
2. Повторение пройденного.
- Вы уже много чего знаете о Древнем Египте. Давайте проверим ваши знания и отгадаем кроссворд, который находится в ваших рабочих листах. Работаем самостоятельно, а через пару минут проверим ответы. (МУЗЫКА - сопровождение пока решают кроссворд)
Вопросы:
1.как называют неограниченного властителя в Египте? (фараон)
2.бог солнца, главный бог, считавшийся царем богов в Египте (Ра)
3. огромная статуя льва с головой человека, высеченная в скале, «отец ужаса» называли его египтяне, которым внушал страх каменный великан (сфинкс)
4. столица объединенного царства Египта ок.3000 лет до.н.э. (Мемфис)
5. как называется огромная гробница фараона (пирамида)
- Теперь давайте вместе проверим: какой ответ вы дали на 1 вопрос…(записываем на доске)
3. Работа над новой темой.
- Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа - это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах и в них учились только мальчики. В роли учителей выступали жрецы и писцы. В наши дни в школе учатся все дети, а в Древнем Египте учились только дети состоятельных родителей, потому что за обучение нужно было платить. Давайте с вами попробуем оказаться на месте учеников в древнеегипетской школе.
- Закройте глаза и представьте…. (СЛАЙД с музыкой)
- На улице жарко, наступил сезон «засухи». Помещение, в котором мы находимся большое и светлое. Здесь целых 4 колонны в виде связок папируса поддерживают потолок. Пол устлан циновками; на них сидят, поджав ноги, во время занятий ученики. Шум внезапно стихает, все мальчики вскакивают и сгибаются в низком поклоне, ведь в комнату входит учитель. В одной руке он держит посох, а в другой - плеть. За ним несут письменный прибор и ящики с рукописями.
- Открывайте глаза!
- Сегодня, когда Великий Нил вернулся в свои берега, вы, дети знатных людей Страны Солнца, дети жрецов, вельмож и писцов, в первый раз пришли в нашу придворную школу. Вы получите знания, накопленные мудрыми людьми, станете писцами. Египтяне с большим уважением относятся к грамотным и мудрым, познавшим науку и знания. А помогать вам, овладевать знаниями буду я, придворный жрец.
- Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? - там готовили чиновников - писцов. Давайте запишем это в наших рабочих листах. Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни. (СЛАЙД)
- Итак, у нас сегодня 2 урока: 1.Письмо
2. Математика (СЛАЙД)
Раздать «свитки» - стимульный материал.
- Вспомните, когда вы пришли в школу, чему вас обучали в первую очередь? (читать, писать, считать). - Давайте с вами поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.
(СЛАЙД)
- Самыми первыми знаками для письма были рисунки. Кто знает, как назывались эти рисунки? (иероглифы) (СЛАЙД)
- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 61, параграф 12 и найдите определение, что же такое иероглифы. (Иероглифы - «священное письмо»). Давайте запишем его в наш рабочий лист.
- Древние египтяне называли свои письмена «речью богов». Людей научил письму бог Тот (СЛАЙД). Священным животным Тота был ибис, поэтому его часто изображали в виде человека с головой ибиса.
- Перед вами лежат свитки, разверните их и рассмотрите. Как же трудно было запомнить все эти знаки, которые сначала казались просто интересными картинками, а никак не знаком для чтения! Здесь были разные птицы, звери, рыбы. Были и люди - мужчина, женщина, ребенок с пальцем у рта, бегущий человек, упавший. И растения, звезды, вода, земля и многое другое. Чего здесь только не было! К тому же один знак изображал целое слово, другой - слог, третий - отдельный звук.
- Вот поэтому древнеегипетским детям было сложно научиться читать.
- Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (на стенах пирамид, в храмах) - Иероглифами написана египетская «Книга мертвых» (СЛАЙД)
- Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Лишь в начале XIX века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном (СЛАЙД)
Давайте запишем это имя в наш рабочий лист.
- Смуглолицый мальчик, словно зачарованный смотрит на папирусы… «Можно прочесть?» - спрашивает он. Ему отвечают, что нет. «Я это прочту! - уверенно говорит одиннадцатилетний Франсуа. - Я прочту это, когда вырасту!»
Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый.
- Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку, означают имя какого-нибудь фараона (СЛАЙД)
- Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака обозначают звук «с». Предшествующий иероглиф он тоже знал - «м». Нам с вами нужно подумать, что же означает первый иероглиф.
- Что означает первый значок? Может кто-нибудь знает? На что он похож? (Солнце)
- Как звали бога Солнца в Древнем Египте? (Ра)
- Что получается? Кто прочитал имя фараона? (Рамсес)
- А теперь задание. У вас на партах лежат карточки и фломастер. Давайте каждый попробует написать свое имя иероглифами. А поможет вам в этом алфавит в ваших свитках. Помните, что многих звуков нет в египетском алфавите, поэтому придумайте сами значки.
- Я тоже написала свое имя иероглифами (повесить на доску; первые 2-3 работы обучающихся, так же вывесить на доску) (МУЗЫКА)
- Что необходимо иметь для того, чтобы, что-то записывать? - материал для письма и письменные принадлежности.
- Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. По-немецки - «папир», по-английски «пэйпе», по-испански - «папель». Такое сходство не случайно: все эти слова происходят от одного и того же древнего слова. Кто знает, какого?
- Папирус. А может кто-нибудь знает, что такое папирус? А кто знает, что такое свиток? Давайте запишем в рабочие листы эти определения. (СЛАЙД)
- В одном музее хранится свиток длиной более 40 метров.
- Так же каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку, небольшой горшочек с водой и пенал с углублениями. (СЛАЙД)
- У вас на партах лежат настоящие папирусы, рассмотрите какие они красивые!
- Письменность была настолько важна для египтян, что там даже существовала своя богиня письменности - Сешат (СЛАЙД)
4. Физкультминутка.
- А теперь давайте немного передохнем и выполним несколько упражнений.
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение, и нам нужно будет выполнять определенные действия. Первый раз делаем все вместе, а второй раз вы самостоятельно!
Бабочка.
Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).
И вдруг проснулся (поморгать глазами).
Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).
Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
- Второе упражнение. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой - правое ухо, правой - кончик носа.
5. Работа над новой темой.
- А теперь у нас 2 урок - математика. (СЛАЙД)
- Математика имеет несколько разделов: арифметика и геометрия. Арифметика - это раздел математики, изучающий простейшие виды чисел и простейшие арифметические действия.
- Какие арифметические действия вы знаете?
- Египтяне тоже знали эти 4 арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление.
- Кому были нужны эти знания? (жрецам, вельможам, военачальникам, землевладельцам)
- Давайте рассмотрим, как египтяне записывали свои вычисления. У вас в учебнике в п.12 на странице 64 есть табличка. (СЛАЙД)
- Давайте вместе попробуем определить, какое число написано на слайде (СЛАЙД)
Ответ: 2532.
- А теперь выполним задания в рабочих листах:
По вариантам, запишите числа: 1 вариант - 416, 1243
2 вариант - 324, 1321 (СЛАЙД) (по 1 человеку с каждого варианта, кто первые выполнят задание, пишут на доске, все остальные проверяют)
- А теперь попробуем решить задачу, которую задавали детям в древнеегипетской школе. Сейчас я вам ее раздам (раздается каждому обучающемуся). (СЛАЙД)
Было 7 домов, в каждом доме 7 кошек, каждая кошка сьела 7 мышек, каждая мышка сьела 7 колосков, каждый колос может дать 7 мер зерна. Сколько будет всего вместе домов, кошек, мышей, колосков и мер зерна?
Ответ: 19607
(спросить ответы 2-3 обучающихся, выполнивших задание первыми. Если правильного ответа не будет - задать на дом, решить вместе с родителями).
6. Домашнее задание.
- Сейчас я расскажу, что вам надо будет выполнить дома.
1) используя п.12 учебника и рассказ учителя на уроке составить устно рассказ о древнеегипетской школе
2) сравнить древнеегипетскую школу с современной и заполнить таблицу:
3) дополнительные задания по желанию:
а)запиши при помощи египетских цифр год своего рождения
б)подготовить проект «Развитие астрономии в Древнем Египте»
в)подготовить проект «Развитие геометрии в Древнем Египте». (СЛАЙД)
7. Самооценка.
- А теперь каждый из вас должен оценить свою работу на уроке самостоятельно. У вас на парте лежит «Лист самоконтроля» - заполните его, пожалуйста. Выберете один из вариантов ответа, который подходит вам, и в конце обязательно поставьте оценку, которую вы бы поставили себе за работу на уроке.
8. Подведение итогов и рефлексия.
- Представив себя в роли древнеегипетского ученика, мы сегодня с вами познакомились с египетской письменностью, попытались расшифровать иероглифы, узнали, как вели счет много веков назад.
- А теперь посмотрите на экран, здесь написаны несколько незаконченных фраз. Вам нужно выбрать по 1 предложению и ответить на него. (СЛАЙД)
Предложения:
1.Сегодня я узнал…
2.Было трудно…
3.Я понял, что…
4.Я научился…
5.Было интересно узнать, что…
6.Меня удивило…
7.Мне захотелось…
9.Заключение.
- Вы активно работали сегодня на всех уроках, приобрели новые знания. Мне бы хотелось сегодня подарить вам на память иероглиф. Может быть, кто-то догадался, что он обозначает? Это символ писца. Мне бы очень хотелось, чтобы вы были такими же грамотными и мудрыми как древнегреческие писцы. (раздать каждому)
Использованная литература:
1)Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира в 5 классе. - М.:Просвещение, 2003
2)Египет: земля фараонов (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»), - М.:ТЕРРА, 1997
3)Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего мираю - М.:МИРОС, 1994
4)М.Л.Несмелова, А.Ю.Несмелов Конспекты уроков для учителя истории 5 класс - М:.:ВЛАДОС пресс, 2003