• Преподавателю
  • История
  • Внеклассное мероприятие по истории Казахстана на тему: Знатоки истории, посвященное 550-летию основания Казахского ханства (8-9 класс)

Внеклассное мероприятие по истории Казахстана на тему: Знатоки истории, посвященное 550-летию основания Казахского ханства (8-9 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие

по истории Казахстана,

посвященное 550-летию основания Казахского ханства

«Знатоки истории»


Митюнин Эдуард Валерьевич

КГУ «Средняя школа № 10»

ГУ «Отдел образования

акимата Житикаринского района»


Форма проведения: игра «Брейн- ринг»

Цель мероприятия:

-повторение и закрепление знаний учащихся об образовании и становлении Казахского ханства

Задачи:

- способствовать формированию казахстанского патриотизма и гордости за свою страну и народ;

- способствовать развитию у учащихся познавательной активности и интереса к изучению отечественной истории;

- развитие лидерских качеств и культуры общения, творческих способностей;

- продолжить формирование у учащихся коммуникативных навыков, навыков работы в группах в ходе совместной работы;

- воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа;

- приобщать учащихся к культурно-историческому наследию истории нашей Родины.

Оборудование:

  • интерактивная доска, мультимедийная презентация;

  • раздаточный материал;

  • видеофрагменты фильма «Кочевник», репродукции, фотографии, фотоколлажи.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

1. Вступление учителя:

Добрый день, уважаемые зрители и участники игры! В 2015 году наше государство отмечает знаменательную дату 550-летие с момента основания Казахского ханства. Для любого гражданина, истинного патриота своей Родины, государство является символом независимости. На данный момент Казахстан получил признание во всем мире. Понятие независимости и государственности находятся в одном ряду. Каждый казахстанец по праву должен гордиться тем, что у нас многовековая история. 550-летие основания Казахского ханства - это не только наша прошлая история, это показатель силы духа наших предков, которые смогли сохранить нашу государственность. Ведь национальное самосознание и идентичность казахов прошли серьезные испытания в сложные периоды нашей истории. Изучая историю, мы понимаем, насколько трудно далась нашим предкам независимость. Нынешнее поколение просто обязано чтить традиции и обычаи родного народа, сохранить накопленные знания уже для своих потомков. 550-летие Казахского ханства имеет важнейшее политическое значение. Эта дата - действительно знаменательная веха в развитии нашей государственности, одна из возможностей реализовать национальную идею «Мәңгілік ел».

2. Вступление Ведущего:

Сегодняшнее наше внеклассное мероприятие интеллектуальный марафон «Знатоки истории» посвящено 550-летию основания Казахского ханства. Игра состоит из трех туров. За каждый правильный ответ или выполненное задание начисляются баллы, максимальная оценка- 10 баллов. Позвольте представить компетентное жюри (в роли жюри выступают учителя).

3. Знакомство с правилами игры и представление команд.

Участники игры представляют название и девиз своей команды, которые оцениваются по 3-х бальной системе.

II. Основная часть

Игра состоит состоит из 5 туров:

  1. «Молния» (Блиц турнир)

  2. «Маска, я вас знаю!»

  3. «Культурное наследие»

  4. «Времен связующая нить»

  5. «Оратор»

Тур №1. «Молния» (Блиц турнир)


За каждый правильный ответ- 1 балл.

  1. К какому времени относит в своей книге «Тарих-и-Рашиди» средневековый историк Мухаммад Хайдар образование Казахского ханства? (1465-1466 гг.)

  2. Основатели Казахского ханства. (Керей и Жанибек)

  3. От какого хана откочевали султаны Керей и Жанибек. (хан Абулхаир)

  4. Правитель Могулистана, принявщий султанов Керея и Жанибека. (Есен-Буга)

  5. Во время правлении этого хана численность населения ханства состовляла 1 млн. чел. (Касым)

  6. Иван Грозный заключил военный союз с этим ханом для борьбы с сибирским ханом Кучумом. (Хакназар)

  7. Главная причина откочевки части казахского населения во главе с Кереем и Жанибеком. (недовольство политикой хана Абулхаира и его поражение от ойратов)

  8. Покажите на карте район откочевки части казахского населения во главе с Кереем и Жанибеком. (Могулистан, долина Чу и Таласа)

  9. Как нызывали роды и племена, переселившиеся вместе с султанами Кереем и Жанибеком? («узбек-казахи»)

  10. Главная причина войн между казахскими ханами и династией Шайбанидов. (борьба за города и зимние пастбища)

  11. Какое значение придает «Арабо-тюркский словарь» XIII в. слову «казах»? («вольный»)

  12. В 1480-1511 гг. правителем Казахского ханства был сын Керея. (Бурундук)

  13. Этот город являлся столицей Казахского ханства. (Туркестан)

  14. Какое значение имело слово «казах» в Сибири? («крепкий»)

  15. В районе города Жезказган обнаружено место ставки этого легендарного хана, а на правобережье реки Каракенгир- его мавзолей. (Алаш-хан)

  16. Как назывался свод законов хана Тауке? («Жеты Жаргы»)

  17. Кто возглавил ополчение казахов для борьбы с джунгарами на курултае близ Каракумов? (батыр Богенбай)

  18. Какая битва в народе получила название «Калмак кырылган»? (Булантинское сражение)

  19. В 1643 г. произошло это грандиозное сражение, в котором хан Жангир с 600 воинами пртивостоял 50-тысячному войску джунгар. (Орбулакское сражение)

  20. Когда значительная часть старшин во главе с ханом Абулхаиром приняли российское подданство в местности Майтобе? (10 октября 1731 г.)

Тур №2- «Маска, я вас знаю!»


1. Годы правления этого хана занимают особое место в казахской истории и называют «Золотым веком». Последний хан единого, независимого Казахского ханства. Сын Жангира, внук Есим хана. Один из авторов свода законов «Жеты Жаргы» вместе с Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Провел реформу укрепления власти: ослабил власть султанов, в политике управления государством опирался на биев. Создал ханский совет и совет биев. Вел борьбу со степной аристократией, которая стремилась к раздробленности государства.

(Хан Тауке)

2. Видный государственный деятель и выдающийся полководец. Преемник Есим хана на ханском престоле. Еще при жизни за проявленное мужество в борьбе с джунгарами народ прозвал его «Салкам» («Внушительный»). Как свидетельствуют историки, для этого политического деятеля были характерны такие качества как решительность, упорство, стойкость и готовность к самопожертвованию. Именно эти качества поставили его в один ряд с именем отца и спасли казахские племена от междоусобных войн и внешней угрозы физического уничтожения.

(Хан Жангир)

  1. Годы правления этого хана: 1511-1518 гг. При нем Казахское ханство достигло наибольшего могущества. Границы Казахского ханства расширились до реки Урал и озера Балхаш. Сформировалась единая этническая территория казахов. Был создан свод законов «Проторенный путь хана …». Сохранились сведения о связях этого хана с русским царем Иваном III. После его смерти Казахское государство переживало упадок и политический кризис.

(Хан Касым)

4. Один из выдающихся политических деятелей второй половины XVI и первой половины XVII вв. Он смог нейтрализовать внешнюю угрозу и объединить казахские племена в крайне тяжелые годы национальной истории, превратив Казахское ханство в сильное централизованное государство. Упорная борьба хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахского ханства отразилась в народной памяти. За проявленное мужество и полководческий талант в народе его прозвали «Енсегей бойлы ер …» (высокорослый или мужественный богатырь). Согласно историческим сведениям, он был сыном Шигай хана и братом Тауекел-хана.

(Хан Есим)

Тур № 3- «Культурное наследие».

Каждая команда участвует в защите зарнее подготовленных фотоколлажей на тему: «Культурное наследие Казахстана», раскрывающих деятельность исторических деятелей, исторические памятники Казахстана, основные вехи истории развития государственности.

Тур № 4- «Времен связующая нить».

Каждой команде предлагается угадать исходя из фото или видеофрагмента о каком событии, памятнике или деятеле идет речь.

  1. Памятник трем казахским биям в Астане.

  2. Памятник Абулхаир хану в Актобе.

  3. Фильм «Кочевник».

  4. Картина «Лихая година». Художник Каспак М. («Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама»).

Тур № 5- «Оратор»

Одному из участников от команды необходимо выступить на тему: «История и современность», раскрыть связующую нить события 550-летия основания Казахского ханства и современного Казахстана. Жюри оценивает содержание, красноречие, точность и др.

III. Подведение итогов

- подведение итогов игры, награждение победителей. Командам вручают грамоты и призы.






© 2010-2022