Разработка урока Общественное движение при Александре I

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Общественное движение при Александре I.

Подготовил учитель истории и обществознания Замковая Виктория Александровна (МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда)

  1. Цели: Образовательные:

  • раскрыть учащимся ситуацию, сложившуюся в обществе после Отечественной войны 1812 года; причины восстания

  • познакомить с личностями, входившими в тайные общества;

  • проанализировать основные идеи проектов устройства России («Конституция» Н.Муравьева), «Русская правда» П.Пестеля;

  • изучить цели и планы декабристов

2. Развивающие:

  • Развивать наглядно-образное мышление учащихся;

  • Формировать умение работать с таблицами;

  • Формировать и развивать умение учащихся работать с источниками.

  • Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать.

3. Воспитывающие:

  • Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

  • Воспитывать уважение к гражданским ценностям, правам и свободам личности.


  • Оборудование: тексты программных документов Северного и Южного обществ («Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля);

  • компьютер, презентация

1. Предпосылки возникновения движения декабристов

Учитель: в начале XIX в. Россия вышла победительницей из тяжелого противостояния с наполеоновской Францией и содействовала освобождению от иноземного господства некоторых европейских народов. Однако успехи имели оборотную сторону: в стране был законсервирован существовавший строй, сохранялось крепостное право. Продвижение по пути прогресса оказалось замедлено.

В этих условиях вопрос о необходимости преобразований тайно и открыто обсуждался в высших слоях общества. На первый план выступили проблемы принятии конституции и отмены крепостного права. Давайте рассмотрим более детально причины, способствовавшие формированию прогрессивных взглядов у передовой части русского общества.

Учитель совместно с учениками выделяет основные причины появления тайных обществ.(работа с учебником)

Причины появления декабристках организаций :
-Влияние русского и французского просвещения,
-Патриотический подъем после войны 1812 г.,
-Реакция во внутренней политике в 10-е гг. 19 в.
-Реформаторская деятельность Александра I до 1812 г.
-Начало кризиса феодально-крепостнической системы.

  1. Преддекабристские организации - «Союз Спасения» и «Союз Благоденствия».

Учитель рассказывает о том, когда и при каких обстоятельствах была создана первая организация будущих декабристов - «Союз Спасения», кто являлся участником этого тайного общества, какие ставились задачи, как предполагалось их осуществить, почему на смену «Союзу Спасения» два года спустя пришел «Союз Благоденствия» и в чем заключались различия этих организаций.

  1. Северное и Южное тайные общества. Далее следует рассказ о создании тех тайных обществ, которые участвовали в восстаниях в декабре 1825 г. и в январе 1826 г.

По ходу рассказа учениками составляется таблица.

Название организации

Хронологические рамки

Руководители

Цели

Программные документы

Союз спасения

1816-1818

А. Муравьев, С. Трубецкой, Н Муравьев, М. И С. Муравьевы - Апостолы, И. Якушкин

Уничтожение крепостного права, свержение самодержавия, «препятствовать всякому злу, обличать злоупотребления чиновников и частных лиц»

Устав «Союза Спасения»

Союз благоденствия

1818-1821

А. Муравьев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, М. И С. Муравьевы - Апостолы, И. Якушкин, П. Пестель, Е. Оболенский

Пропаганда антикрепостнических идей, поддержка либеральных реформ правительства, содействие подготовке общественного мнения к предстоящим реформам (введению конституции и освобождению крестьян) - для этого отводилось 10 лет

«Зеленая книга» (состояла из 2-х частей)

Северное тайное общество

1821-1825

А. Муравьев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, Е. Оболенский, А. Бестужев, К. Рылев

«Конституция» Н.Муравьева

Южное тайное общество

1821-1825

П. Пестель, С. Муравьев - Апостол, М. Бестужев - Рюмин

«Русская Правда» П.Пестеля

4.Работа и анализ источников (программных документов Северного и Южного обществ). По ходу работы составляется таблица.

Вопросы для сравнения

«Русская правда» П.Пестеля

«Конституция» Н.Муравьева

Государственное устройство

Республика

глава государства президент,

Однопалатный парламент (Державная дума).

Унитарное устройство

Конституционная монархия

Император - исполнительная власть

2-х палатный парламент - законодательная.

Федеративное устройство

Вопрос об отмене крепостного права

Освобождение крестьян без земли

Личная свобода

Сохранение приусадебного хозяйства «под огороды» и по 2 десятины пахотной земли на двор

Личная свобода

Аграрный вопрос

Создание общественного и частного фонда.

Общественный фонд

Изъятие земли у помещиков:

Более 10тыс. десятин - полное;

5-10 тыс. десятин - половина.

Частный фонд служит «изобилию»

Сохранение частной собственности на землю

«Земля помещиков остается за ними».

Вопрос об отмене сословий

Отмена сословий

Отмена сословий

Гражданские свободы ?

?

?

Национальный вопрос

?

?

5.Подведение итогов урока .

6. Домашнее задание: п.8, завершить таблицу , термины стр.59

Список использованной литературы :

Герои Русской Истории. М.,: Белый город, 2005. с.430

Данилов А. А. История России, XIX в.: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 9-е изд. М. : Просвещение, 2011. 287 с.

История России, XIX век. 8 класс: поурочные планы к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной /авт.-сост. Н. С. Кочетов. - Волгоград: Учитель, 2001. - 127 с.

Мусский И.А. 100 великих заговоров и переворотов - М.: Вече, 2006. - 480с.(Сто великих)

Милов Л.В. (ред.), Вдовина Л.Н., Козлова Н.В., Флоря Б.Н. История России XVII - XIX веков. М.: Эксмо, 2006. 785с.



© 2010-2022