Конспект Общественное движение при Александре I

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Общественное движение при Александре I".

Цели урока:

  • выяснить причины возникновения тайных организаций будущих декабристов, цели участников;

  • развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, сравнивать, определять и объяснять понятия;

  • воспитывать навыки работы в группе на основе толерантности и добрососедства.

Оборудование: тексты документов, таблица для заполнения, тесты, атласы, карта России, пригласительные билеты, цветные таблицы с названием обществ, учебник истории, фрагмент фильма «Империя» (9 серия), презентация.

Новые термины и даты: декабристы, Союз спасения (1816-1817), Союз благоденствия (1818-1820), Северное и Южное общество (1821-1825).

Статс-секретарь на входе раздает пригласительный билеты красного и синего цвета. Учащиеся занимают места.

Ход урока

I. Орг. момент.

Готовность класса. Представление учителя.

II. Актуализация знаний.

Беседа с учащимися.

- Ребята, вспомните, какие настроения в российском обществе преобладали после Отечественной войны 1812 года?

- Почему в это время Александр I отказывается от реформ?

- Как можно оценить внутреннюю политику Александра I в этот период?

III. Изучение нового материала

1. Беседа о возникновении тайных обществ.

- Результат нерешительных действий Александра I не заставил себя долго ждать. Посмотрите фрагмент фильма. Ребята, кто понял о ком идет речь? Да, именно о них, людях, обращаясь к которым А.С.Пушкин писал: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!...» Представьте себе, что они, самые богатые и знаменитые люди России пошли против власти. Какие вопросы вы бы задали, если бы встретились с ними?

Сегодня мы должны получить ответы на наши вопросы, проанализировав исторический материал. Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков. Какова будет тема нашего урока?

2. Объявление темы урока, постановка цели.

Запись темы урока на доске.

- Откройте атласы, найдите территории, где зародились первые тайные общества?

- Сейчас эта территория относится к российскому государству? Каковы последние политические события на Украине? Чего добивается любой народ, принимая участие в выборах? Первые тайные общества тоже хотели преобразований? Почему они существовали тайно, как вы думаете?

3. Сообщение учителя с элементами беседы.

Первые тайные общества, ставившие своей целью подготовку и осуществление преобразований, появились почти сразу после окончания заграничного похода русской армии. Первым крупным тайным обществом стал «Союз спасения» (1816-1818), принявший после утверждения своего устава наименование «Общества истинных и верных сынов отечества».

Его основателем был молодой полковник Генерального штаба А.Н. Муравьев, а членами - С.П. Трубецкой, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, Н.М. Муравьев, М.С. Лунин, П.И. Пестель, И.И. Пущин и др. (всего 30 человек). Своими целями участники организации считали уничтожение крепостного права и ограничение самодержавия. Шли споры о путях достижения этих целей. Свою главную задачу члены тайного общества видели в поддержке реформаторских усилий правительства, хотя время от времени в их рядах звучали и призывы к заговору и цареубийству.

Осознание важности широкой общественной поддержки планов либеральных преобразований привело к роспуску «Союза спасения» и созданию на его основе «Союза благоденствия» (1818-1821). Он насчитывал уже около 200 членов, во главе его были те же лица. Программа «Союза» была изложена в его уставе, получившем название «Зеленая книга». По-прежнему считая необходимым бороться против крепостничества и самодержавия, члены «Союза» более четко определились в путях достижения этой цели. Они считали себя обязанными помогать правительству в реформировании общества и придавали первостепенное значение вопросам образования и воспитания населения с целью распространения либеральных идей.

Для этого предполагалось создавать просветительские общества, издавать книги, журналы, открывать школы и т. д. Этот союз был распущен, когда стало ясно, что правительство Александра I отказалось от реформ. Они впервые задумались о военном перевороте. На это их наталкивали известия об успешных военных переворотах в странах Западной Европы, которые произвели там сторонники перемен. В 1821 -1822 гг. были созданы 2 новых общества - Южное и Северное.

4. Работа с документами в форме заседания.

- Я приглашаю вас на открытое заседание представителей Северного и Южного обществ. Исходя из необходимости переустройства России, к которому пришли представители дворян, предлагаю для обсуждения два рабочих документа.

(Инструктаж по заполнению, рабочие документы прилагаются).

Выступления учащихся с вариантами программ.

- Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях?

5. Работа в группах.

- Составьте собственную программу переустройства современной России.

Защита программы группой. Оппонирование.

IV. Закрепление.

Выполнение индивидуальных тестовых заданий. Взаимопроверка.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание по выбору учащихся.

Ответьте письменно на один из предложенных вопросов:

  1. Как вы считаете, можно ли назвать этих деятелей «горсткой беспочвенных мечтателей», оторванных от людей своего времени?

  2. Почему я стал членом тайного общества? (от имени одного из участников)

Рабочий документ №1

ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ Н.М. МУРАВЬЕВА

ГЛАВА I. О НАРОДЕ РУССКОМ И ПРАВЛЕНИИ

1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.

2. Источник верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя.

3. Правление России есть уставное и союзное.

ГЛАВА П. О ГРАЖДАНАХ

4. Гражданство есть право участвовать в общественном управлении, определенном в сем уставе порядком, посредственно т.е. выбирать чиновников или их избирателей, или непосредственно - т.е. быть избранным в какое-либо общественное звание, по законодательной, исполнительной или судебной части...

6. Чтобы быть гражданином, необходимы следующие условия: 1-е. Лета - не менее 21-го года возраста. 2-е. Местопребывание - известное и постоянное жительство. 3-е. Здравие ума. 4-е. Личная и по имению независимость. 5-е. Исправность платежа общественных повинностей. 6-е. Непорочность перед лицом закона. 7-е. Собственность отдельная на свое имя, а оной:

1-е. Недвижимость на 500 р. серебром или - 2-е. Движимой (вещей или капитала) на 1000 руб. серебром.

ГЛАВА Ш. О СОСТОЯНИИ, ЛИЧНЫХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ РУССКИХ

13. Все русские равны перед лицом Закона.

14. Русскими признаются все коренные жители России и дети иностранцев, родившихся в России, достигшие совершеннолетия, если они объявили желание остаться в России.

15. Каждый русский обязан носить общественные повинности - повиноваться Законам и властям Отечества - быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того Закон. \

16. Крепостное состояние и рабство отменяются. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается - поелику оно; изображение гордости и высокомерия и противно христианской вере - по которой все люди братья, все рождены благо, ибо рождены по воле Божией и все просто люди, ибо перед ним слабы. <,..>

21. В судах безопасность, жизнь и собственность обеспечиваются присяжными...

24. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно. Церковные земли остаются навсегда за ними. <...>

25. Земли помещиков остаются за ними. Особый закон определит вознаграждение,' которое обязаны им сделать поселяне, которые вздумают оставить свое селение и переселиться в другое место - за временное прерывание в порядке получения доходов с возделываемой сими поселянами земли. <...>

30. Военные поселения немедленно уничтожаются...

32. Разделение людей на 14 классов отменяется. Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собой, отменяются сходственно с древними постановлениями народа русского.

Рабочий документ №2

«РУССКАЯ ПРАВДА» П.И. ПЕСТЕЛЯ

ГЛАВА О СОСЛОВИЯХ, В РОССИИ ОБРЕТАЮЩИХСЯ

§ 4. Все должны быть перед законом равны. <...> § 6. Дворянство... Довольно долго существовала возможность для некоторых угнетать всех прочих; пора теперь положить решительный конец сему гнусному и неистовому распорядку вещей. <...>

§ 11. Рабство должно быть совершенно в России уничтожено: 1) освобождение крестьян от рабства не должно лишить дворян дохода, ими от поместий своих получаемого; 2) освобождение сие не должно произвести волнений и беспорядков в государстве, для чего и обязывается Верховное правление беспощадную строгость употреблять против всяких нарушителей общего спокойствия; 3) освобождение сие должно доставить крестьянам лучшее положение противу теперешнего, а не мнимую свободу им даровать...

КОНСТИТУЦИЯ - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАВЕТ

4) Весь российский народ составляет одно сословие - гражданское; все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие - гражданское. Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои названия, составляют один народ русский. Все русские расписаны по волостям...

5) Вся земля, в каждой волости принадлежащая, разделяется на две части: волостную и частную. <...>

8) ...Верховная власть разделяется на законодательную и верховно-исполнительную. Первая поручается Народному вече, вторая - державной Думе. Сверх того нужна еще власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов. Власть блюстительная поручается Верховному собору.

9) Народное вече состоит из народных представителей, выбранных народом на 5 лет... Народное вече есть одно целое и на каморы не разделяется. Вся законодательная власть в ней обретается. Она объявляет войну и заключает мир... Никто не может распустить Народное вече.

10) Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет...

11) Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояре назначаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном, ни в исполнительном порядке...

Рабочий документ №3

ФИО ____________________________________дата заседания «11.02.2010»

Программа работы заседания :

  1. Определение позиций

  2. Выработка собственной программы переустройства России

  3. Прения по итогам

Вопросы для сравнения

Северное общество. «Конституция»

Н.Муравьева

Южное общество. «Русская правда» П.И.Пестеля

  1. Государственное устройство


  1. О собственности и землевладении


  1. Крепостное право



  1. Гражданские свободы


  1. Сословный строй


ТЕСТ.

  1. Союз благоденствия был создан

а) 1818

б) 1816

в) 1814

2. Уничтожение самодержавия предусматривала

а) «Русская правда» П.Пестеля

б) конституция Н.Муравьева

3. Северное и Южное общество возникли

а) 1821-1822 гг.

б) 1823-1824 гг.

в) 1824 - 1825 гг.

4. Первые декабристские организации были созданы

а) в Киеве

б) в Петербурге

в) в Москве

5. По проекту Н.Муравьева Россия должна была стать

а) конституционной монархией

б) демократической республикой

в) самодержавной монархией

ТЕСТ.

1.Союз благоденствия был создан

а) 1818

б) 1816

в) 1814

2. Уничтожение самодержавия предусматривала

а) «Русская правда» П.Пестеля

б) конституция Н.Муравьева

3. Северное и Южное общество возникли

а) 1821-1822 гг.

б) 1823-1824 гг.

в) 1824 - 1825 гг.

4. Первые декабристские организации были созданы

а) в Киеве

б) в Петербурге

в) в Москве

5. По проекту Н.Муравьева Россия должна была стать

а) конституционной монархией

б) демократической республикой

в) самодержавной монархией

Уважаем___ ___________________________________

Приглашаем Вас на открытое заседание

представителей Северного и Южного обществ.


Начало заседания __.__.201_ года в __.__


Уважаем___ ___________________________________

Приглашаем Вас на открытое заседание

представителей Северного и Южного обществ.


Начало заседания __.__.201_ года в __.__



Уважаем___ ___________________________________

Приглашаем Вас на открытое заседание

представителей Северного и Южного обществ.


Начало заседания __.__.201_ года в __.__



Уважаем___ ___________________________________

Приглашаем Вас на открытое заседание

представителей Северного и Южного обществ.


Начало заседания __.__.201_ года в __.__



Уважаем___ ___________________________________

Приглашаем Вас на открытое заседание

представителей Северного и Южного обществ.


Начало заседания __.__.201_ года в __.__






© 2010-2022