- Преподавателю
- История
- Урок всемирной истории по теме Османская империя
Урок всемирной истории по теме Османская империя
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шильдебаева А.Д. |
Дата | 20.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Всемирная история.
Тема: Османская империя.
Цели: Раскрыть особенности политического, социально-экономического развития Османской империи, рассказать о положении народов, входящих в состав империи, и причинах их национально-освободительного движения; показать ослабление империи из-за ведения войн, внутренних беспорядков и безрезультатность осуществляемых реформ; обратить внимание на ослабление власти Османской империи в европейских владениях.
Воспитать ответственность, упорство, уважение к истории.
Ход урока: 1 Оргмомент.
2. Опрос д\з §6 Индия. Тест.
Контрольные вопросы по теме ИНДИЯ.
1. В 1526 году в Индию вторгся новый завоеватель (его имя значит «тигр»):
А. Тохтар. В. Махмут. С. Бабур. Д. Арьябхата. Е. Тимур.
2. С 1817 по 1849 гг. Великобритания вела войну за окончательное покорение:
А. Канады. В. Индии. С. Афганистана. Д. Вьетнама. Е. Юга Африки.
3. Определите самую богатую торговую компанию XVI в.:
А. Московская. В. Ост-Индская.
С. Ганзейский союз. Д. Китайская компания.
Е. Гвинейская.
4. Касты в Древней Индии - это:
А) Свободные крестьяне. В) Царские войска. С) Рабы.
Д) Царские слуги. Е) Социальные группы.
5. Самой бедной кастой в Индии были:
А) Джагиры. В) Брахманы. С) Кшатрии. D) «Неприкасаемые». Е) Заминдары.
6. Своего расцвета империя «Великих Моголов» достигла при падишахе:
А) Говинде. В) Чандрагупте . С) Акбаре. D) Ауренгзебе. Е) Тимуре.
7. Джагиры в Индии-это:
А) «Неприкасаемые» В) Брахманы. С) Крестьяне. D) Земельные наделы. Е) Военные.
8. Опорные пункты торговли в период колониальных захватов назывались:
А) Форпосты. В) Фактории. С) Крепости. D) Магазины. Е) Склады.
3. Объяснение новой темы:
Рассказ учителя. Тема: Османская Империя.
I. Развитие империи в XVII в. и положение народов, входящих в ее состав.
Основатель империи - Осман бей.
Завоевательные войны - часть Малой Азии, Балканы, Константинополь.
Причины военно - феодального, экономического и политического упадка:
Слабость хозяйственных связей
Различия в культурном и политическом развитии.
Борьба народов против турецкого ига.
Захватческие войны
Восстание янычар, дворцовые перевороты.
II. Война Османской империи в XVII в. Усиление кризиса.
Превращение Османского эмирата в могущественную империю - Аравия, Ирак, Магриб, Балканы, Крым.
Угроза для Европы и России:
1. Господство в Средиземном море
2. Набеги на Европейские города (Вена)
1684 г. - создание коалиционного союза - «Священной лиги» (Австрия, Польша, Мальта и Россия) против Османской империи.
Результат: 1. В 1699 г. - заключено перемирие.
а) Австрия получила Венгрию, Трансильванию, Словению, Польшу, Правобережью Украину.
б) Венеция - острова в Эгейском море и Пелопонесс
2. Мирный договор с Россией в 1700 г. - Азов и близлежащие территории отошли к России.
Вывод: Османская империя лишилась былой военной мощи и многих земель.
III. Социально - экономическое развитие. Расцвет городов и торговли.
- развитие сельского хозяйства
- ремесла
- торговли (морские торговые порты - Стамбул, Измир, Салоники, Александрия)
- упадок финансовой мощи в XVII - XVIII вв.
а) истощение казны
б) увеличение внешних долгов.
- появление первых мануфактур, морского флота, книг по различным наукам.
IV. Народные восстания и национально- освободительные движения.
Причины - феодальный гнет, рост налогов.
1730 г. - введение высокого военного налога, восстание городских бедняков в Стамбуле под предводительством Патрона Халила.
1768-1774 гг. - русско-турецкая война. Результат - полное лишение Османской империи владений в Европе.
Национально - освободительные восстания на Балканах, в арабских странах, на Кавказе.
V. Реформа султана Селима III.
Причина: сохранение империи от полного краха.
- Султан Селим III (1789-1807) - военные реформы.
-1805 - 1807 г. - восстание янычар против реформ.
- реформы Мустафы паши Байрактара.
Причины поражения реформ:
1. Сохранение старой системы
2. Пренебрежение политических, культурных и религиозных традиций различных народов.
Персоналии
Самостоятельно учащиеся записывают новые слова, даты, важные события с учебника.
Понятийный аппарат
Основные событиявеликий визир Махмед Кепрюлю провел серию реформ направленных на укрепление центральной власти и усиление армии.
1731-1735 гг.
ирано-турецкая война.
1789-1807 гг.
правление султана Селима III. Провел ряд реформ.
1809-1839 гг.
правление султана Махмуда II. Продолжил реформы, начатые Селимом III.
1839-1870 гг.
- эпоха «танзимата» (реорганизация).
1856 г.
издан манифест, в котором впервые в истории Османской империи было провозглашено равенство всех граждан, мусульман и немусульман, перед законом.
1865 г.
создано тайное общество «Новые османы», руководитель- писатель Намык Кемаль.
1876 г.
«Новые османы» привели к власти султана Абдул Хамида II.
1876-1908 гг.
правление султана Абдул Хамида II. Период его правления называют «Зюлим» (зло, угнетение, давление).
1876 г., декабрь
принятие конституции в Турции. Был образован парламент.
1878 г.
султан Абдул Хамид II распустил парламент.
1888 г.
Германия установила с Турцией дружеские отношения.
1889 г.
возникновение первых организаций младотурок.
1908-1909 гг.
«младотурецкая революция».
1909 г.
султан Мехмед V, пришедший на трон с помощью «младотурок», восстановил конституционную власть в Османской империи.
1912 г.
в результате Первой Балканской войны Болгария, Сербия, Греция захватили все европейские территории Османской империи (кроме Стамбула и близлежащих территорий).
4. Закрепление новой темы:
Взаимопроверка. Соседи по парте проверяют друг друга. Учащиеся задают 4-5 вопросов друг другу по новой теме. З а каждый правильный ответ ставят один балл. В итоге учащиеся доводят до сведения учителя о набранных баллах.
5. Д\з. Чтение и ответы на вопросы устно в конце . §7
6. Итог урока