История. Поход Александра Македонского на восток. (5класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Вечный город» и его жители

Цель урока: формирование представлений о «Вечном городе» как о центре древнеримской культуры, о культурном наследии Древнего Рима.

Задачи:

1.Сформировать представление об образе жизни древних римлян.

2.Показать важнейшие достижения древнеримской культуры.

3.Продолжить работу над формированием следующих умений обучающихся:

- использовать текст при ответе на вопросы, решении учебных задач;

- уметь «читать» план-схему;

- давать описание архитектурных памятников на основе текста и иллюстративного материала;

- выявлять общность и различия сравниваемых исторических явлений;

-высказывать собственные суждения об историческом наследии.

4.Продолжить работу над формированием у обучающихся ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными традициями.

Понятия: Пантеон, Цирк, Форум, Колизей ,Термы , колонна, «Вечный город».

Оборудование: слайдовая мультимедийная презентация урока, план-схема Древнего Рима, раздаточный материал для обучающихся.

План - конспект урока.

1.Организа-ционное начало урока.



2.Проверка домашнего задания.










3.Актуализа-ция проблемы, введение участников в положение игры- путешествия.

Целеполага-ние.


Здравствуйте дорогие пятиклассники. Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Скажите, любите ли вы путешествовать?

Сегодня я предлагаю вам вместе с нашими гостями отправится в путешествие в далёкое прошлое, мы с вами узнаем сегодня много нового и интересного. а помогать нам в этом путешествии будут ваши знания, хорошая работа, ну и, конечно же, современная техника.

-Прежде чем начать наше путешествие, мы вспомним изученный материал.

1 задание. «Рыбалка»

У нас образовалось « море» хронологии. В этом море желающие могут поймать «рыбу».На каждой рыбке с обратной стороны указана дата. Надо назвать событие происходившее в этот год.776г до н.э,594 до н.э,509 до н.э,490 до н.э,146 до н.э,133 до н.э,74-71 до н.э, 49 до н.э,30 до н.э -14г н.э,98-117 г.н.э.,480г.до н.э

2.Задание - личность в истории.

В ряду известных он стоит,

Задача наша - рассказать, чем знаменит…

Ганнибал -карфагенский полководец.

Октавиан Август - первый римский император, приёмный сын Цезаря.

3.Нерон -из всех римских императоров, самая зловещая фигура. Преследовал христиан. Во время грандиозного пожара в Риме, устроенного по его приказу, распевал гимн о гибели Трои.

4.Гай Юлий Цезарь -римский гос. деятель, диктатор, полководец. Захватил власть в Риме.

5.Траян- расширил территорию Римской империи, присоединив Дакию и Месопотамию. Сенат официально признал его наилучшим правителем.

3 задание .Тест по теме: «Расцвет империи в Риме.

-Я изучаю историю, но не сидя в кабинете, а путешествуя во времени. У меня много друзей в разных эпохах.

- сегодня мне подруга посоветовала посетить одно интересное место и даже записала, что мне надо посмотреть (достаю записку и читаю)

1.Пантеон,

2.Цирк,

3.Форум,

4.колизей,

5.Термы,

6.Колонна Траяна.

А где все это? не написано! Я даже не знаю! Ребята, а вы знаете, в какой стране это находится? Покажите её на карте.

А какой город является столицей Италии, куда ведут все дороги?

Как мне повезло, что вы хорошо знаете историю! Могу ли я рассчитывать на вашу помощь в этом путешествии.

Итак, мы отправляемся в г. Рим… О, Рим, этот «Вечный город» существует уже почти три тысячи лет. Ребята, моя машина времени требует точных формулировок, иначе мы можем оказаться либо в современном Риме либо улететь глубоко в древность.

-В какое историческое время нам нужно попасть?

Как мы назовем наше путешествие?

Рим времен империи

- Ребята, Путешествуя по Риму , чтобы вы предложили посмотреть?

По-моему, нам предстоит очень интересное путешествие.

(раздается план города Рима с одновременным пояснением )

- Ребята, чтобы мы не заблудились, я вам раздаю план г. Рима, во время нашего путешествия вы будете прокладывать маршрут, отмечая места наших остановок. Я это буду делать на этом большом плане. Подпишите свою фамилию на листочках.










Решение анаграммы.




Индивид.

работа.


Фронтальная беседа с обучающимися по вопросам.





Работа по карте.





Целеполагание







Ответы учащихся.









Взаимопроверка.


Ответы учащихся.




-Италия

-Рим


Дети изъявляют желание.


Предложение темы урока свои варианты темы урока, выбирается наиболее лучший и записывается на доске.

-Пантеон, Форум, Цирк, про жителей Рима, термы.

4.Начало путешествия





Существовало выражение «все дороги ведут в Рим»и наша дорога завела нас сегодня в Рим. Тысячи жителей Италии и провинций стремились попасть в Рим. Одни приезжали по торговым делам, другие - хотели получить выгодную должность. Но всех привлекали гладиаторские игры, гонки колесниц и триумфальные шествия.

Город украшали дворцы на Палатинском холме, статуи богов и императоров, храмы и портики, многочисленные фонтаны.

Итак, мы с вами стоим на Тибуртинской дороге, что там у нас впереди?

.



5. Вилла Клавдия

- А вот ребята, очень интересное место - сады мецената - именно здесь располагались виллы зажиточных римлян ? Давайте обозначим её на схеме, немножко заглянем внутрь:

На сколько частей можно разделить внутренние помещения виллы?

?Для чего служит отверстие в крыше?

?Кто мог жить в таком доме?

Итак, первая остановка «Особняки на городских холмах», предлагаю продолжить наше путешествие

Атриум-закрытый двори,в котором располагался бассейн.

Описание картины.

Внешний вид, архитектурный облик, внутренние помещения.


6.Городские трущобы.

Жаль, что не все дома в Риме такие красивые! Ой, вот смотрите, на стене какая - то надпись.

- Возьми ты горсть песка речного

- Купи раба недорогого,

- Полей ты известью щебенку,

- Уже понятно даже и ребенку…

- Ты обретешь уют, тепло и сон,

- Конечно, если не забудешь, что получится….

(бетон).

Спасибо, ребята, что помогли расшифровать, и я, кажется, поняла, куда мы сейчас отправимся. - В городские трущобы.

Изобретение бетона позволило строить быстро многоэтажные дома, что отчасти решило жилищную проблему в Риме. Я сейчас попрошу вас быть аккуратными, идти осторожно. Не забывайте поглядывать наверх, чтобы на вас что-нибудь не вылилось и не упало. Да, еще один момент - здесь очень тесно и нам придется разделиться. Встретимся возле Большого цирка.

Ребята, откройте учебники на стр.267,прочитайте 3 пункт. задания в нем для каждого ряда разные.

«Дома в городских трущобах Рима были унылыми, однообразными, улицы были грязными и узкими. Из-за тесноты не было места для цветников и деревьев. Часто дома имели одну общую стену. На нижних этажах помещались лавки и харчевни, а в верхних - комнаты и квартиры. Бедняки ютились в каморках под черепицей крыши. Жизнь в таких домах была полна неудобств. Печей не было. В сырые и холодные дни жильцы обогревались жаровнями, куда насыпали древесный уголь. На этих жаровнях готовили и пищу. Настоящих кухонь не было, и потому бедняки часто ели всухомятку или же на ходу. Внутри квартир обстановка была не прихотлива - мебель, полы, оконные ставни, двери все из дерева. Окна в домах не имели стекол, в непогоду закрывались ставнями, и тогда даже днем приходилось зажигать свечу или светильник.

Вода в квартиры не подавалась, её брали в фонтанах на городских площадях и тащили по крутым лестницам наверх».

- А. Выясните, где располагаются самые дешевые комнаты?

- Б. Каковы условия проживания в этих районах (свет, вода, отопление).

-В. А как часто случаются пожары? Почему?

- Ребята, смотрите какая разница между районами с виллами и районами городских многоэтажек.

БЕТОН






групповая работа по дифференцированным заданиям

с последующим обсуждением.













Дети приходят к выводу, что в Рим - город с богатыми и бедными районами.

7.Колизей


8.Термы Каракаллы












9.Большой Цирк

Символом города стало здание Колизея (от латинского colosseum, что значит громадный, огромный), предназначенное для зрелищ: гладиаторских боев и театральных спектаклей. Оно вмещало около 50 тысяч зрителей. обозначим Колизей на наших схемах.

-Проведя день в духоте тесных улиц под знойным южным солнцем, римляне испытывали потребность вымыться с головы до ног. Ежедневно они посещали термы - так назывались бани. В 3 веке в Риме существовало более 1000 частных и 11 общественных бань, входная плата в них была мала. Самые большие и роскошно отделанные термы строились по повелению императоров. Как же выглядели термы внутри? В удобных раздевальнях посетители отдавали свою одежду на хранение рабу-сторожу, так как опасались банных воров. Несколько отдельных помещений с разной температурой: горячей, теплой и холодной водой в бассейнах, ждали своих гостей в каждой терме. У каждого посетителя были свои банные принадлежности, необходимые для очищения: горшочек с маслом для натирания кожи, скребницы, чтобы счищать грязь и пот, мелкий ковш вроде сковороды для обрызгивания холодной водой. Дело в том, что мытья в нашем понимании этого слова у римлян не было, не было мыла и мочалок. Да и бани были предназначены не только для очищения тела, но и для отдыха возвышенных душ. Здесь можно было встретиться с друзьями, обсудить последние новости, посетить библиотеку или залы для занятий, поесть, сделать модную прическу у цирюльника. Таким образом, посещение терм затягивалось на несколько часов.

А где же брали люди свободное время? Дело в том, что свободные граждане Рима не работали, ни бедные, ни, тем более, богатые. Их обеспечивало государство - богатейшая Римская империя, они получали бесплатный хлеб, для них устраивались бесплатные развлечения, граждане же, не желающие работать, требовали от государства "хлеба и зрелищ". (прочитайте п. на стр.269-270 и ответьте на вопрос, что означает выражение»хлеба и зрелищ»).Известен случай, когда народ забросал камнями процессию одного из императоров, требуя хлеба и зрелищ. Это выражение стало крылатым. Зрелища, любимые римлянами, - гладиаторские бои - в Колизее, гонки колесниц, которые проводили в Большом Цирке

Итак, все в сборе? Мы находимся возле Большого Цирка . Цирк в переводе с лат. круг.

-Ребята, а что за ассоциации возникают у вас при слове цирк?

А вот у римлян возникают совсем другие:

- лошади, колесницы, всадники. Почему? Правильно там проходили соревнования по конному спорту - скачки на колесницах. Обратите внимание на форму этого здания. На какое архитектурное сооружение современного вида она похожа?

Обозначим цирк на наших схемах.


Колизей


Термы- римские бани.












работа по учебнику



ЦИРК



















Клоуны, факиры, праздник веселье.


Похоже на стадион

10.Форум

- Нас впереди ждет еще Форум. Вспомните древнюю Грецию когда-то самая большая площадь г. Афины была рыночной - называлась Агора, в Риме на Форуме тоже был рынок, но во время империи все торговые ряды были убраны и Форум превратился в одну из красивейших площадей Италии. Здесь можно увидеть арку и колонну Траяна.

Послушайте:

Ты же народами править, о Римлянин, властию помни -

Вот искусства твои - утверждать обычаи мира;

Покоренных щадить и сражать непокорных.

Вергилий, римский поэт.

- Как вы думаете, есть ли связь между стихами римского поэта Вергилия и архитектурными памятниками, находящимися на Форуме.

Отметим Форум на наших схемах и продолжаем наше путешествие.

ФОРУМ

Колонна

Описание исторических памятников.




Речь идет о победах и завоеваниях Рима. Об этом говорит триумфальная арка и колонна Траяна, поставленная в честь побед над даками.

11.Пантеон.

Рим завоевал огромное количество народов. У каждого из них были свои боги, чтобы примерить всех и жить в согласии, римляне построили Пантеон - храм всех богов.

Ребята, впервые римляне пошли на архитектурный эксперимент они увенчали крышу здания Куполом - лат. cupula - бочечка), пространственное покрытие зданий и сооружений.

Посмотрите на внутреннее строение пантеона. В центре купола отверстие, которое служит источником света для всего здания.

Итак, что же находилось внутри храма? - статуи богов.

- Посмотрите внимательно на этих богов.

-Боги каких народов здесь находятся?

- Назовите мне греческих богов.

- Почему греческие и римские боги так похожи друг на друга?

Карта завоевания римской империи.

ПАНТЕОН

Купол





- Греков и римлян.

Посейдон, Зевс, Арес, Артемида, Гермес.

- Есть общие моменты в развитии культуры, общности природных условий и занятий.


Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие.

Я думаю, что вы разработали замечательный маршрут путешествия по Древнему Риму. Вы стали настоящими профессионалами и сможете показать и рассказать о Риме всем желающим, и прежде всего своим родным и близким.

Мы с вами заполнили не только карту схему, которую вы сдадите мне после звонка, чтобы можно было еще раз посмотреть на маршруты и проверить, чтобы никто не заблудился!




12.Итоговая рефлексивная деятельность.









Дом. задание.

Мы знаем, ребята, что каждый путешественник, возвращаясь домой, привозит с собой сувениры, впечатления, фотографии уж особенно! Вот, какие красивые фотографии мы привезли домой!:

-Я обращаю внимание детей на похожесть архитектурных памятников.

-Почему город Рим имел название Вечный ,Золотой или просто город?(Кто видел Италию, и особенно Рим , тот никогда больше не будет несчастным…Гёте.) Я еще раз напоминаю вам, что Римская империя была крупнейшим государством в мире, римлянами было основано множество городов, в которых появились те же сооружения, что и в Риме - форумы, арки, базилики, термы, каменные мосты.

Мы работали с понятиями (поиграть с понятиями в присутствии времени)

Мне бы хотелось особо отметить отличными оценками…

-выучить параграф №58,стр.271 вопросы.


Вопрос- провокация










Особое внимание на активных и поощрение их оценками

Дети замечают ошибку.


- Ребята делают вывод о преемственности культур и о «Вечном городе» Риме.


Список литературы:

1. Троянский И.М. "История античной литературы", 3-е издание, Л., 1957

2. Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998г.

3. Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 1961г.

4. Парандовский Я. Мифология. М., 1971

5. Герман Н. Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990

6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1992

7. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь римлян.

8. Коптев А.В. Античное гражданское общество.


© 2010-2022