История одного экспоната. Крестьянская севалка

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областной конкурс исследовательских работ активов музеев образовательных организаций Тамбовской области

«История одного экспоната»











«КРЕСТЬЯНСКАЯ СЕВАЛКА»

(номинация «Тамбовщина - мой край родной»




Автор: Астахова Елизавета Владимировна,

учащаяся 8 класса

Руководитель: Беляева Татьяна Анатольевна,

учитель истории и обществознания



















Филиал МБОУ Волчковской СОШ в с. Рахманино

Петровского района Тамбовской области,

2016г.

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………3-5

2. Основная часть

2.1. Экспонаты школьного музея. Крестьянская севалка……………6-7

2.2. Традиции и ритуалы тамбовских крестьян при севе

зерновых культур………………………………………………………8-9

2.3. История крестьянской севалки в разных поколениях…………10-12

  1. Заключение…………………………………………………………………...13

  2. Используемая литература……………………………………………………14

  3. Приложения…………………………………………………………………..15





























Давно шумят Руси во славу

Твои леса, твои поля.

И я горжусь тобой по праву,

Моя тамбовская земля.

  1. Введение

Тамбовский край - часть русской земли в самом ее центре, неповторимый островок России. Радуют сердце и взгляд тихая, ласковая Цна, верткая и быстрая Ворона, покрытый голубоватой дымкой мощный Цнинский лес и полевые просторы с высокими колосьями хлебов. Издалека виднеются купола храмов, красота и величие которых не подвластны времени. Многие племена и народы видела тамбовская земля, немало знаменательных и трагических страниц в ее истории. Все пласты родной природы и истории - от самых глубоких до новейших слоев - звучат в музыке имен на карте нашего края.

В наши дни многие люди задумываются о том, кем были их предки, ищут о них самую разную информацию. Так из историй семей складывается история страны. История - это книги и памятники, достопримечательности, это люди и события, вещи, которые как нельзя глубже помогают нам понять прошлое. Они как непрерывная и прочная нить, которая протянулась сквозь времена, и связующая нас, живущих сегодня, с теми, кто жил сотни, тысячи лет назад.

Не знать историю своего рода - признак низкой культуры. Еще А.С. Пушкин писал, что «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Само выражение «Иван, не помнящий родства» означает человека пустого и никчемного. И как дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле, также и род, утративший родовую память, родовое самосознание - близок к искоренению.

В 2010 году в нашей школе началось создание музея «История села». Всех жителей села попросили приносить старинные вещи. В доме моей бабушки Швыревой Надежды Александровны было много старинных вещей, которые она передала в дар музею. Среди многочисленных предметов была и небольшая корзина, которую бабушка называла севалкой. Меня очень заинтересовал этот предмет, ведь у меня в руках оказался экспонат, возраст которого, по словам бабушки, более двухсот лет. Когда-то она была в руках моих далеких предков, о которых я почти ничего не знаю. Сами собой возникли вопросы: кто пользовался этой севалкой? Из чего ее изготавливали? Для чего в деревне нужен был этот предмет?

Если начать искать ответы на эти вопросы, то приоткроется завеса над прошлым, таким далеким и таким интересным для нас.

Актуальность работы: возрастающий интерес к истокам своих предков. Крестьянская севалка - это нить, ведущая вглубь истории, хранящая историческую память и традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Цель исследования: изучение истории предназначения нового музейного экспоната - севалки.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:

  1. Изучить научно-популярную, учебную, методическую

литературу о жизни тамбовских крестьян;

  1. Изучить историю своих давних предков, бывших владельцев экспоната;

  2. Выяснить предназначение севалки в трудовой жизни русского крестьянина;

  3. Научиться в ходе работы фотографировать, брать интервью, работать с дополнительным научным материалом;

  4. Заинтересовать краеведением других людей;

  5. Призвать школьников уважать людей старшего поколения и их историю;

  6. Учиться и учить бережному отношению к музейным экспонатам и предметам старины.

Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы:

- анализ литературы по теме исследования: учебной, научной,

научно-популярной и др.;

- обобщение;

- синтез;

- обработка статистических данных;

-метод реконструкции исторического прошлого;

-интервьюирование.

Предметом исследования является крестьянская севалка приблизительно XVIII века.

В качестве объекта исследования выбрана история жизни, традиций и обычаев моих предков и тамбовского крестьянства.

Гипотеза исследования: через изучение истории музейного экспоната можно больше узнать о традициях и обычаях своих предков.

Данное исследование поможет при составлении экскурсии для показа экспозиции «Русская изба» в нашем музее.

Новизна исследования:

Новизна работы, прежде всего, состоит в том, что поставленные автором задачи формулируются и рассматриваются им впервые. Оригинальным также является и выбранный подход: исследуя историю крестьянскую севалки, автор приобретает новые знания по истории семьи и крестьян тамбовского края. Благодаря работе над темой, автор научился отбирать главное из общего содержания, работать с научной и энциклопедической литературой, самостоятельно осмысливать и анализировать факты и, что немаловажно, сумел заинтересовать своей работой других школьников.



2. Основная часть

2.1. Экспонаты школьного музея. Крестьянская севалка

Тамбовский край всегда славился плодородными черноземными землями. Крестьяне обрабатывали землю сохой, реже плугом, применяли борону с деревянными, иногда железными зубьями. Параллельно развивались крестьянские неземледельческие промыслы: плетение лаптей, рогож, циновок, верёвок, выгонка смолы и дёгтя, получение поташа. В сёлах было много деревообделочников, изготавливавших телеги, дуги, сани, срубы на продажу. Занимались обработкой кож, вязанием чулок из шерсти, шорным ремеслом, производством мыла и свечей. Среди деревенских ремесленников встречались горшечники, печники, портные, сапожники.

Наглядно о жизни и быте русских крестьян в Тамбовском крае в нашем музее рассказывает экспозиция «Русская изба». Здесь можно увидеть русскую печь и посуду, сундук и утюги, в том числе и рубель, скатерти, вязанные крючком и домотканые половики, орудия труда (Приложение 1). Все вещи в нашей избе дышат стариной. Почти всем им уже более ста лет, и изготовлены они руками наших предков. Многие жители села, передавая свои вещи в нашу избу, надеялись на то, что мы их сохраним, да и ребята будут больше знать о жизни своих прадедов.

Казалось бы, что такого особенного в этих предметах домашнего обихода? В каждом селе можно найти такие же древние предметы. Но каждый экспонат школьного музея имеют свою историю, принадлежащую только ему и историю людей, бывших владельцев этих предметов. Имеет свою историю и предмет из дома моей бабушки, ставший музейным экспонатом - севалка (Приложение 2).

Из интернет-энциклопедии я узнала, что севалка - это емкость для семян, использовавшаяся при ручном севе. Севалки изготавливали из луба, бересты, плели из древесных корней, а также из ржаной соломы с переплетением ивовым и липовым лыком. Севалки делали с плоским дном, прямыми или расширяющимися кверху стенками, овальными или прямоугольными в сечении. Высота их была обычно около 25-35 см, диаметр дна - 30-35 см, ширина верха - 42-48 см. Севалка имела два ушка из лыка, к которым привязывали веревку, ремень, а иногда и полотенце. С их помощью сеятель надевал наполненную зерном севалку через правое плечо таким образом, что она висела впереди и немного слева. Он придерживал ее левой рукой, а правой в определенном ритме разбрасывал по полю семена крупными горстями. В некоторых деревнях было принято, чтобы сеятель бросал горсть зерна на переднюю стенку севалки, и зерно, отскакивая от нее, попадало в землю. Севалка являлась также мерой зерна: при севе обычно учитывали, семена из скольких севалок были брошены в поле.

Считается, что данное приспособление для ручного сева было заимствовано у белорусского народа, которое называлось «коробкой», сплетенной из ржаной соломы и лыка. У русских, украинцев, марийцев и латышей она получила иное название - «сетива» и «севалка». Постепенно она распространилась у всех и вытеснила «кузов» из луба в форме ведра, деревянную долбленую «пудовку» - ведро русских, мешок украинцев, передник латышей и посев из полы халата башкир.



2.2. Традиции и ритуалы тамбовских крестьян при севе зерновых культур.

Жизнь тамбовских крестьян, а значит моих прадедов, всегда была связана с землей. Весной, когда пробуждается вся природа, новое дыхание обретают и тамбовские черноземы, и земля готовится принять и взрастить новый урожай хлеба. Большое значение у наших прадедов, если не решающее, для получения урожая имел верно выбранный срок сева. Традиции земледелия, основанные на многовековом опыте, играли в этом главную роль. «День - год кормит» - эта деревенская пословица как раз и выражала решающее значение верного определения сроков сева той или иной культуры. Сев яровых культур (овса, пшеницы) в Тамбовской губернии обычно начинали с «Егория» (9/22 мая). «На Егорий - резвая соха». При определении сроков пахоты и сева прислушивались к мнению стариков, часто им принадлежало решающее слово. В распоряжении стариков, носителей традиции, был весь многовековой опыт хозяйствования на земле предыдущих поколений. Здесь учитывалось все: степень прогрева почвы и воздуха, определяя это по стадиям развития домашних и дикорастущих растений, по поведению насекомых и животных и т.п. Вся эта совокупность

примет в сочетании собственного земледельческого опыта позволяла определить максимально благоприятные сроки сева той или иной культуры.

Помещик А.И. Кошелев писал о приметах такого рода в середине XIX века: «Настоящий хозяин никогда не пренебрегает подобными обычаями насчет времени посева хлебов. По собственному опыту знаю, что в этом деле, как и во многих других, велика народная мудрость. Не раз случалось мне увлекаться советами разных сельскохозяйственных книг и сеять хлеба ранее обычного времени и всегда приходилось мне в этом раскаиваться» [4].

Характерно, что основные полевые работы в селе были «привязаны» к церковным праздникам. Так взмет пара в Тамбовской губернии осуществлялся после «Тихвинской» (26 июня/9 июля), а озимые культуры, как правило, сеяли на Второй Спас (6/19 августа) [3]. То, что православные праздники в аграрном труде хлеборобов являлись своеобразными вешками, определяющими временные границы земледельческих операций, еще раз доказывает значение веры Христовой в сельском бытие. Представители образованного общества считали невежеством, что крестьянин в праздник не выходил в поле даже в

страдную пору. Министр земледелия А.С. Ермолов сетовал по этому поводу: «Опаздывают крестьяне с посевом озимых и яровых. Большой помехой в этом деле служат праздники. Пасха приходится порой в самый сев яровых, а крестьяне празднуют восемь, а иногда и десть дней. А в период сева озимых в первой половине августа, в лучшее время опять ряд праздников Первый Спас, Второй, Успение» [2]. Что можно сказать на это? Есть хорошая русская пословица «У Бога дней много». Известно, что Пасха праздник «плавающий», и не факт, что она совпадала со временем наилучшей кондиции земли для сева.

Крестьянская память хранила и в качестве назидания передавала из поколения в поколение описания случаев «случайных» и внезапных смертей или увечий тех, кто попытался нарушить запрет на работу в праздник. Эта традиция прошла испытание временем.

Структура крестьянских посевов определялась всей совокупностью условий хозяйствования: качеством почвы, особенностью ландшафта, климатом и пр. Например, в Тамбовской губернии лучшие земли отводились под просо, в землях похуже сеяли овес. В низинах, на неудобьях выращивали горох или чечевицу.

Особую важность в засевных ритуалах имел различного вида испеченный хлеб, чаще всего освященный в церкви. "Святой хлеб" - каравай или пасхальный кулич, отправляясь на поле, клали в севалку в семена, затем иногда выкладывали на пашню, а перед засевом или после него съедали.

Повсеместно особое значение при севе имела благовещенская просфора, употребление ее в этом качестве упоминается еще в Тамбовской грамоте 1652 года. Ее привязывали к севалке, раскрошив разбрасывали по полю, после засева съедали сами, иногда делили между членами семьи.

В Тамбовской губернии в день засева хлеба ни один крестьянин не давал взаймы ни денег, на зерна. Считалось, что нарушение этого условия может привести к неурожаю [1].







2.3. История крестьянской севалки в разных поколениях

Интересная и в то же время непростая жизнь тамбовских крестьян побудила меня еще раз побеседовать с бабушкой, чтобы глубже узнать историю нашего нового музейного экспоната.

Данная севалка принадлежала Селюгиной Екатерине Ермиловне, приблизительно 1775 года рождения, которая мне доводится прапрабабушкой. Жители села были крепостными помещика, который жил в Рязани. Крестьяне возили туда молоко, масло, мясо животных, птиц. Как и все жители нашего села, семья Селюгиных занималась земледелием. Севалка - это единственный предмет, который сохранился в нашей семье от далеких предков.

Несмотря на то, что севалка гораздо старше по возрасту моей бабушки, мне удалось узнать много интересного об истории этого предмета. Известно, что обычно севалки изготавливали из ржаной соломы. У такой соломки ровный стебель, она отличается прочностью при относительно тонких стенках. При размачивании ржаная соломка становится пластичной, по высыхании хорошо сохраняет приданную ей форму.

Заготовку соломки для промысла обычно производили серпом вручную, перед массовой косовицей хлебов в июле-августе. Сжатый хлеб связывали в снопы и после 1-3-дневной просушки снопы аккуратно оббивали для удаления зерна. Хранили связанную в снопы соломку в затененном, неотапливаемом помещении. Далее соломку готовили к работе: со стеблей срезали колоски и листья, сортировали по длине, толщине и цвету. Рассортированную соломку хранили в снопиках толщиной 10 - 15 см, длиной 50 см в сухом затененном месте.

Соломку, собранную после обмолота зерна, применяли редко, так как она помята и после обработки становится ломкой и хрупкой. Вместе с тем у нее по-своему красивый неповторимо-золотой цвет, который давал дополнительные возможности хорошему мастеру. Обычно для получения равномерного золотистого цвета соломку раскладывали на солнце и выдерживали от нескольких часов до 2 - 3 дней.

Севалки были очень прочными, их не грызли мыши. И даже в 1940-50-е годы некоторые крестьяне изготавливали такие изделия для себя.

Сеял зерно обычно самый опытный в семье мужчина - дедушка, отец. Он выходил в поле с лукошком-севалкой в чистой рубахе, чтобы сорняков было мало, а хлеб был чистым, не подпоясывался и не завязывал мешки с зерном, чтобы взошли все семена.

Крестьянин горстями разбрасывал зерно из висящей на шее деревянной или плетеной севалки. Началу каждого этапа полевых работ сопутствовал ритуальный зачин, сопровождавшийся молитвой.

Работа на земле, требовавшая больших физических затрат и опыта, считалась мужской обязанностью. Женщина могла принять участие в бороновании, реже в пахоте, но сев ей не доверяли. В народе говорили: "Самим Богом положено, чтобы сеял мужик"; "Бабе сеять - грех".

Это правило нередко нарушалось, когда для полевых работ не хватало мужских рабочих рук. На одной из фотографий из семейного архива моей бабушки хорошо видно, что женщины нашего села, скорее всего, тоже принимали участие в полевых работах, так как в руках у них севалки (Приложение 3).

После Октябрьской революции 1917 года крестьяне с. Рахманино, как и по всей стране, получили землю. Но труд долгое время оставался ручным, только в в 30-е годы на полях созданных колхозов появилась первая техника.

Жизнь только начинала налаживаться, но в 1941 году началась Великая Отечественная война. В короткие сроки из нашего села в армию была призвана основная часть мужского трудоспособного населения и направлена вся исправная сельхозтехника - трактора и грузовые автомобили, а также лошади.

В колхозе сократилось количество сельскохозяйственных орудий - тракторных плугов, культиваторов, сеялок. Широко применялась простейшая сельхозтехника и ручной инвентарь. Крюки, косы, серпы в военные годы стали основным орудием труда тамбовского колхозника.

Вывоз собранной сельхозпродукции на элеваторы и заготовительные пункты осуществлялся на лошадях, коровах и волах или «на себе» - пешком за 10 - 20 км. Сокращение в колхозе конского поголовья вынудило производить вспашку в основном на коровах и волах.

Самым страшным был кризис первых месяцев войны, когда призыв в армию механизаторов поставил под вопрос своевременную уборку урожая и озимый сев 1941 г. Выполнение плана поставок сельскохозяйственной продукции государству требовало нечеловеческих усилий. В годы войны рабочий день в колхозах длился с 4-5 часов утра и до 10 вечера. Скирдование, молотьба и вывоз хлеба на заготовительные пункты осуществлялись круглосуточно. Большинство работ выполнялось вручную. В условиях резкого сокращения количества рабочих рук в сельском хозяйстве области в 2-3 раза выросла трудовая нагрузка в колхозах, перед войной составлявшая в среднем 3-4 га посевных площадей на человека. Суточной рабочей нормой для колхозника являлось: во время сева - 1 ц зерна вручную, во время уборки - 208 снопов. Вот тут и пришлось снова взять в руки севалку.

И все-таки деревня выстояла и победила, внесла свой вклад в разгром фашистов.

После войны крестьянская севалка заняла достойное время в бабушкиной кладовке и использовалась для хранения муки.

Таким образом, этот простой с виду предмет крестьянского быта прожил долгую и интересную жизнь, передавался от одного поколения другому и все время находился в крепких трудолюбивых крестьянских руках.


3.Заключение.

Изучая историю своего рода, мы видим, что и в трудную, и в славную, и в значительную минуту для Отечества, наши предки были единым народом, единой страной и служили на благо Отечества. Они, наши предки, сражались за Отечество, отстаивали его рубежи, занимались государственным строительством, пахали землю.

А главное - они любили свою Родину, землю на которой родились, выросли, возмужали, продолжили свой род в надежде на достойное будущее. И начинать изучение России нужно с познания своей малой родины, своего рода и своей семьи.

Теперь, когда я смотрю на окружающие меня предметы, я твердо знаю: как многого мы не знаем и как много нам предстоит узнать! Первопроходцы и изобретатели открыли для нас мир. А обыкновенный экспонат школьного музея позволил мне прикоснуться к жизни моих предков, узнать интересные факты, которые чаще всего остаются за страницами школьных учебников.

Я горжусь тем, что в моей школе есть краеведческий музей «Истории села», благодаря которому дети не по картинкам, а в «живую» смогут видеть, трогать руками то, что ушло, кануло в прошлое, в историю. Я уверена, потомки будут нам за это благодарны.

Считаю, что гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Старинные предметы сохраняют связь между поколениями, позволяют понять прошлое и думать о будущем. Я думаю, что мой труд займет свое место в нашем школьном музее и воспользоваться этим материалом могут не только школьники, но и учителя начальных классов, литературы и классные руководители.


  1. Список используемой литературы

  1. Бондаренко В. Поверья крестьян Тамбовской губернии // Живая старина. 1890. Вып. 2. С. 119.

  2. Ермолов А.С. Наши неурожаи и продовольственная помощь. Ч. II. СПб., 1909. С. 147.

  3. Тамбовский областной краеведческий музея. Отдел фондов. … Отчет С.В. Кузнецова. С. 2 - 3.

  4. Цит. по: Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М., 2000. С. 279.










Приложение 1

История одного экспоната. Крестьянская севалка

История одного экспоната. Крестьянская севалка

Экспозиция музейной комнаты «Истоки» «Русская изба»

Приложение 2


История одного экспоната. Крестьянская севалка


Севалка






Приложение 3

История одного экспоната. Крестьянская севалка

Фото из семейного архива Швыревой Надежды Александровны



© 2010-2022