Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профильный уровень)

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1 с.Черниговка Черниговского района



Директор МКОУСОШ № 1

_________Кравченко Т.М.

«______»__________2012 г.




Рабочая программа по

Обществознанию

11 класс




Профильный уровень



Принята на

методическом совете

Протокол № _______ от «____»__________2012 г.






2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Учебник: Обществознание: учебник для учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень. / Л.Н.Боголюбов (и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова ( и др.) - М., Просвещение, 2010

Количество часов: всего 102 ( 3 часа в неделю)

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.








ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1.Социальное развитие современного общества - 43 часа.

Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальная структура и социальные отношения. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.

Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.

Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.

Социальные статусы и роли. Социальное поведение. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида. Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса.

Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.

Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.

Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Семейная политика в Российской Федерации. Государственная политика поддержки семьи.

Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.

Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.

Тема 2. Политическая жизнь современного общества - 29 часов.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.

Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.

Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.

Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.

Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.

Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.

Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.

Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).

Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.

Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.

Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.

Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.

Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.

Тема 3. Духовная культура - 18 часов.

Понятие «духовная культура» Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.

Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.

Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.

Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

Наука. Функции современной науки. Этика науки.

Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести. Религии в современном мире. Межконфессиональные отношения.

Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.

Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.

Тема 4. Современный этап мирового развития - 10 часов.

Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.

Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.

Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.

Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.

Учебно-тематический план.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

• закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;

• основные социальные институты и процессы;

• различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

• особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

Уметь

• характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

• осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических,

публицистических);

• анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

• сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

• объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

• раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

• формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

• подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

• осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами

• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,

• оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

• самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

• нравственной оценки социального поведения людей;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

• ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением,

- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. № 2643 « О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»)



Календарно-тематическое планирование.

Обществознание 11 класс 2012-2013 учебный год.


1,

2,

3,

Социальная структура и социальные отношения

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Вид контроля: выборочное оценивание

Измерители: ответы на вопросы

П.1, Зад. 1-8 с.14

4,

5, 6, 7

Социальные институты

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Проверочная работа

Тест. Ответы на вопросы

П.2, зад. 1-6 с.23-24

7,

8, 9,

Роль экономики в жизни общества

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Проверочная работа

Тест, Ответы на вопросы

П. 3., зад. 1-4, с.37

10,

11,12,

Социальные статусы и роли

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание

Тест. Ответы на вопросы

П.4, зад. 1-7 с. 46

13,

14,15,

Социальные ценности и нормы

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание.

Тест. Ответы на вопросы

Р. 5, зад. 1-5, с.56-57

16,

17,18,

Отклоняющееся поведение и социальный контроль

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Проверочная работа

Тест. Ответы на вопросы

П.6, зад. 1-6, с. 66-67

19,

20,21,

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Тест. Ответы на вопросы

П.7, зад.1-5, с. 75-76

22,

23,24

Этнос и нация

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание

Тест. Ответы на вопросы

П.8, зад. 1-4, с.84-85

25,26,27

Межэтнические отношения и национальная политика

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание

Тест. Ответы на вопросы

П.9, зад. 1-5, с. 94

28-29

Демография современной России

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание

Тест. Ответы на вопросы

П.10, зад. 1-3 с. 101-102

30,31,32

Институт семьи и брака

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание. Тест. Ответы на вопросы

П.11, зад. 1-5, с.112

33,34

Быт и бытовые отношения

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Проверочная работа.

Тест. Ответы на вопросы

П.12, зад. 1-6, с.122

35,36,37

Молодежь в современном обществе

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание

Тест. Ответы на вопросы

П.13, зад. 1-6, с.133-134

38,39,40

Социальная структура российского общества.

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание

Тест. Ответы на вопросы

П.14, зад. 1-4, с.144-145

41

Социальное развитие современного общества

Систематизация и обобщение учебного материала

Самоконтроль, Взаимоконтроль. Самостоятельная работа

42,43

Социальное развитие современного общества

Проверка и оценка знаний

Контрольная работа

Тема 2. Политическая жизнь современного общества - 29 часов

44,45,46

Политическая система и политический режим

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание

Тест. Ответы на вопросы

П.15

Зад. 1-4, с.161

47,48

Демократия

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание.

Тест. Ответы на вопросы

П.16 Зад. 1-6, с.171-172

49-50

Государство в политической системе

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание.

Тест. Ответы на вопросы

П.17. Зад. После параграфа

51,52,53

Государство и гражданское общество

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Проверочная работа.

Тест. Ответы на вопросы

П.18 Зад. 1-4, с.192

54,55

Роль СМИ в политической жизни

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Проверочная работа.

Тест. Ответы на вопросы

П.19, зад. 1-6 с. 201-202

56,57

Политическое сознание и политическое поведение

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание

Тест. Ответы на вопросы

П.20-21 Зад.1-9 с.219-220

58,59

Политические партии и движения

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Проверочная работа

Тест. Ответы на вопросы

П.22 Зад.1-4 с.232

60,61

Лидеры и элиты политической жизни

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание.

Тест. Ответы на вопросы

П.23 зад. 1-3 с.243

62-63

Выборы в демократическом обществе

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание.

Тест. Ответы на вопросы

П.24 зад.1-4 с.254

64-65

Человек в политической жизни

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Проверочная работа.

Тест. Ответы на вопросы

П.25 Зад.1-4 с.264-265

66,67

Политический конфликт

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Самостоятельная работа

Тест. Ответы на вопросы

П.26 Зад. 1-4 с.273

68,69

Политический процесс

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Самостоятельная работа

Тест. Ответы на вопросы

П.27 Зад. 1-3 с.284

70

Политическая жизнь современного общества

Систематизация и обобщение учебного материала

Самоконтроль. Взаимоконтроль. Самостоятельная работа

71,72

Политическая жизнь современного общества

Проверка и оценка знаний

Контрольная работа

Тема 3. Духовная культура - 18 часов

73,74

Духовное развитие общества

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Самостоятельная работа

Тест. Ответы на вопросы

П.28, зад. 1-5 с. 297

75,76

Духовный мир личности

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Самостоятельная работа. Тест. Ответы на вопросы

П.29, зад. 1-4 с.306

77

Мораль и нравственность

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание.

Тест. Ответы на вопросы

П.30, зад. 1-4 с.314-315

78,79

Наука

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание.

Тест. Ответы на вопросы

П.31, зад. 1-8, с. 323-324

80,81

Образование

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание.

Тест. Ответы на вопросы

П.32 зад. 1-8 с. 335

82,83

Роль религии в жизни общества

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание.

Тест. Ответы на вопросы

П.33, Зад. 1-3 с. 344-345

84,85

Место искусства в духовной жизни

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание.

Тест. Ответы на вопросы

П. 34 зад. 1-5 с. 352-353

86,87

Массовая культура

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Самостоятельная работа.

Тест. Ответы на вопросы

П.35. Зад. 1-12 с. 367

88

Духовная культура

Систематизация и обобщение учебного материала

Самоконтроль. Взаимоконтроль. Самостоятельная работа

89,90

Духовная культура

Проверка о оценка знаний

Контрольная работа

Тема 4. Современный этап мирового развития - 10 часов

91,92

Многообразие современного мира

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание.

Тест. Ответы на вопросы

П.36, зад. 1-5 с. 381-382

93,94

Глобализация и ее последствия

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание.

Тест. Ответы на вопросы

П.37, зад. 1-4 с.392-393

95,96

Сетевые структуры в современной мировой политике

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание.

Тест. Ответы на вопросы

П.38, зад. 1-3 с. 401

97,98

Целостность и противоречивость современного мира

Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала.

Проверка и оценка знаний

Выборочное оценивание.

Тест. Ответы на вопросы

П. 39, зад. после параграфа

99,100

Современный этап мирового развития

Систематизация и обобщение учебного материала

Самоконтроль. Взаимоконтроль. Самостоятельная работа

101102

Современный этап мирового развития

Проверка и оценка знаний

Контрольная работа









Календарно-тематическое планирование.

Обществознание 11 класс 2012-2013 учебный год.


2,

3,

4

Социальная структура и социальные отношения

Социальная стратификация; социальная стратификация по Марксу, по Веберу, социальная мобильность и социальные «лифты», люмпены и маргиналы, тенденции в развитии социальных отношений

Знать: основные положения по теме урока: что такое социальная дифференциация; как связаны понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство»; три вида социальной стратификации; какой признак был положен К.Марксом в основу выделения классов; какие основания социальной стратификации были выдвинуты М.Вебером; что в социологии понимается под социальной мобильностью; какие «лифты», по мнению П.Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека.

Понимать, почему отношения между основными классами, по мысли Маркса, приобретают антагонистический характер; чем статусная группа отличается от класса; какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран; в чем различие маргиналов от люмпенов

5, 6, 7

Социальные институты

Социальный институт, типы социальных институтов, функции социальных институтов, социальная инфраструктура

Знать: основные положения по теме урока: основные признаки понятия «социальный институт»; что такое инфраструктура в широком и узком значениях этого термина.

Понимать, что такое институализация; что лежит в основе типологии социальных институтов; как связаны потребности общества и функции социальных институтов.

Уметь привести примеры главных и неглавных социальных институтов; показать на конкретном примере различие между явными и скрытыми функциями социальных институтов.

8, 9, 10

Роль экономики в жизни общества

Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Экономика и культура.

Знать: основные положения по теме урока: каковы место и роль экономики в жизни общества; какие экономические институты и механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния; может ли рыночная экономика способствовать развитию демократии, гражданского общества.

Понимать, от чего зависят богатство и процветание страны; влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики.

Уметь объяснять, каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества; раскрывать роль культуры в развитии цивилизованной рыночной экономики.

11,12,13

Социальные статусы и роли

Социальный статус личности. Социальные роли личности. Социализация личности. Социальная адаптация.

Знать: основные положения по теме урока: что такое социальный статус личности и чем он определяется; какие позиции включает прирожденный статус, достигаемый статус; что такое статусная роль; как относятся реальное поведение человека и его статусная роль; какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус; в чем заключается процесс социализации.

Понимать, в чем сущность ролевого конфликта; какова роль семьи в социализации личности; какое влияние на становление личности оказывает школа.

Уметь раскрывать особенности статусно-ролевой ситуации в юношеском возрасте; показать противоречивое воздействие на взгляды человека средств массовой информации.

14,15,16

Социальные ценности и нормы

Социальные ценности и нормы. Социальные регуляторы.

Знать: основные положения по теме урока: какова роль социальной нормы; какую моральную проблему выражают формулой «знаю, как надо, а поступаю, как хочу».

Понимать, чем ценности отличаются от нормы; как соотносятся принципы морали и нормы морали; в чем основные особенности моральной нормы; в чем состоит специфика правового регулирования социальных отношений.

17,18,19

Отклоняющееся поведение и социальный контроль

Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль.

Знать: основные положения по теме урока: в чем заключаются причины отклоняющегося поведения; что такое социальный контроль.

Понимать, в чем социальная опасность преступности; в чем состоит значение самоконтроля.

Уметь объяснять, почему организованная преступность представляет особую опасность для личности, общества, государства.

20,21,22

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

Социальные интересы. Формы социального взаимодействия. Социальный конфликт.

Знать: основные определения понятий; что является общей причиной социальных конфликтов.

Уметь раскрывать содержание понятия «социальный интерес»; отвечать на вопросы, давать собственную оценку, приводить собственные примеры; характеризовать соперничество как форму социального взаимодействия; называть основные методы разрешения конфликта и приводить примеры на каждый вид.

23,24

Этнос и нация

Нация и национальность. Этническое многообразие современного мира. Национальный менталитет.

Знать основные понятия и термины; чем различаются определения понятия «этнос»

Уметь объяснять, что служит подтверждением этнического многообразия современного человечества; отвечать на вопросы.

25,26,27

Межэтнические отношения и национальная политика

Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты. Регулирование межэтнических конфликтов. Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации

Знать: основные положения по теме урока: что такое межэтнические конфликты; их основные причины; каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов.

Понимать, какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений; в чем заключается сущность межнационального сотрудничества.

Уметь назвать уровни межэтнических отношений, показать общее и различное в этих уровнях; привести примеры проявлений двух тенденций в развитии межэтнических отношений; характеризовать принципы национальной политики РФ.

28-29

Демография современной России

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Демографическая политика в России.

Знать: основные положения по теме урока: какие проблемы изучает демография, какие направления демографической политики государства объявлены приоритетными.

Понимать, в чем состоит необходимость продуманной политики государства в сфере демографии.

Уметь характеризовать основные тенденции изменения народонаселения в Российской Федерации.

30,31,32

Институт семьи и брака

Семья как социальный институт. Социальный институт брака. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семья в современном мире. Государственная политика поддержки семьи

Знать, какие нормы регулируют отношения в семьи.

Понимать, почему для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений; что можно отнести к традиционным семейным ценностям; в чем заключается государственная поддержка семьи.

Уметь объяснять, каково социальное назначение института брака; объяснять, какие изменения переживает семья в современном мире.

33,34

Быт и бытовые отношения

Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений. Урбанизация и быт

Знать, в чем заключается особенность социально-бытовых интересов по сравнению с другими социальными интересами человека; какие объективные факторы влияют на развитие социально-бытовых отношений.

Понимать, по каким основаниям классифицируют социально-бытовые отношения; какие типы выделяют на основе каждого из них; каковы основные составляющие материально-вещественной среды обитания человека; что такое культура бытовых отношений.

Уметь раскрывать содержание понятия «быт», объяснять, как урбанизация влияет на быт.

35,36,37

Молодежь в современном обществе

Молодежь как социальная группа. Гражданское совершенствование. Образование и профессиональная подготовка.

Начало трудовой деятельности. Молодежная субкультура.

Знать: основные положения по теме урока: какие права и обязанности приобретает гражданин нашего государства, достигнув совершеннолетия; как меняются в молодые годы социальные роли и статусы человека; что свойственно неформальным молодежным группам

Уметь объяснять, каковы основные психологические особенности юношеского возраста.

38,39,40

Социальная структура российского общества.

Российское общество сегодня: социальный срез. Тенденция развития социальных отношений в нашем обществе. Конституционные основы социальной политики. Государственные стратегии борьбы с бедностью.

Знать основные понятия и термины; чем характеризуется социальная стратификация современного российского общества.

Понимать главные направления борьбы с бедностью.

Уметь отвечать на вопросы.

41

Социальное развитие современного общества

Общество - совокупность различных социальных институтов. Положение человека в обществе. Формы социального взаимодействия. Нация. Межнациональные отношения. Молодежь. Рост социальной дифференциации.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения, обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ране изученный материал для решения познавательных задач.

42,43

Социальное развитие современного общества

Знать основные положения раздела.

Уметь отвечать на вопросы, характеризовать изученные социальные объекты, приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов.

Тема 2. Политическая жизнь современного общества - 29 часов

44,45,46

Политическая система и политический режим

Политическая система: общая характеристика. Политические системы диктаторского типа. Политический режим.

Знать, что такое политическая система, что такое политический режим. Как соотносятся между собой политическая система и политический режим, основные разновидности и базовые характеристики авторитарных политических режимов.

Уметь объяснять, каковы структурные элементы политических систем.

47,48

Демократия

Принципы и ценности демократии. Парламентаризм. Проблемы современной демократии.

Знать принципы и ценности демократии, как связаны они между собой.

Понимать, почему парламентаризм называют парламентской демократией.

49-50

Государство в политической системе

Государство - основной институт политической системы

Знать основные положения по теме урока: почему государство является основным институтом политической системы; в чем проявляется суть и значимость политики как государственного управления; чем отличаются понятия «бюрократия» и «бюрократизм»; что представляет собой современная государственная служба и каковы ее задачи.

51,52,53

Государство и гражданское общество

Сущность правового государства. Гражданское общество и правовое государство. Общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти.

Знать, что понимается под правовым государством, что представляет собой система местного самоуправления в России; в каких формах и как осуществляется общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти.

Понимать, в чем сущность и значимость гражданского общества.

Уметь характеризовать признаки правового государства.

54,55

Роль СМИ в политической жизни

СМИ в политической системе общества. Характер информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.

Знать, что входит в понятие «средства массовой информации»; политические функции СМИ; при каких условиях избиратель может противостоять политическим манипуляциям с использованием СМИ

Понимать, чем массовая информация отличается от обмена информации в межличностном отношении; особенности различных видов массовой политической информации; как действует механизм политического манипулирования, каковы его последствия.

Уметь объяснять, какие возможности дают СМИ для воздействия на избирателя.

56,57

Политическое сознание и политическое поведение

Политическое сознание. Сущность политической идеологии. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Регулирование политического поведения.

Знать, чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический, какова связь между ними; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни; основные идеи и ценности каждой из идеологий, оказавших влияние на события ХХ века; что изучает политическая психология.

Понимать, чем понятия «политическое сознание» отличается от понятия «политические знания»; что называется политическим поведением; каковы мотивы политического поведения, привести примеры.

Уметь приводить примеры мотивов политического поведения; объяснять, в каких случаях имеет место протестное поведение; объяснять, каковы возможности регулирования политического поведения.

58,59

Политические партии и движения

Понятия политической партии и движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем. Тенденции развития политических партий и движений.

Знать, каковы основания типологии политических партий.

Понимать, в чем сходство и отличия политических партий и движений.

Уметь раскрывать содержание функций политических партий; характеризовать основные типы партийных систем; объяснять, как развивается многопартийность в России; объяснять, почему вывод о закате партий как политического института является сегодня несознательным.

60,61

Лидеры и элиты политической жизни

Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства. Группы давления.

Знать, что представляет собой политическая элита, каковы основные типы формирующихся в обществе элит; какую роль в политической жизни играют группы давления.

Понимать, чем контрэлита отличается от элиты, как создается имидж политического лидера.

Уметь объяснять, в чем заключается сущность политического лидерства.

62-63

Выборы в демократическом обществе

Избирательная система. Избирательная кампания. Политические технологии избирателя.

Знать, что понимается под избирательной системой.

Понимать, как связаны между собой понятия « избирательная система» и «избирательная кампания».

Уметь характеризовать этапы избирательной системы; объяснять, в чем сходство и различие выборов по партийным спискам избирательных объединений и высшего должностного лица государства.

64-65

Человек в политической жизни

Политическое участие. Понятие политической культуры. Типология политических культур.

Знать, что понимается под политическим участием и каковы его формы, типы политической культуры.

Понимать, в чем особенности российской политической культуры.

Уметь раскрывать содержание понятия «политическая культура».

66,67

Политический конфликт

Источники и значение конфликтов в политике.. Развитие политического конфликта. Урегулирование конфликтов.

Знать, какова природа политических конфликтов, в чем заключаются их причины, какое значение имеют конфликты в политической жизни общества.

Понимать, как развивается конфликт, чем характеризуются этапы эскалации политического конфликта, каковы пути предотвращения, урегулирования и разрешения конфликтов.

Уметь характеризовать наиболее острые формы политического конфликта, объяснять, в чем заключается роль переговоров, роль посредничества, роль арбитража.

68,69

Политический процесс

Политический процесс: основные положения. Типологизация политических процессов. Особенности политического процесса в современной России.

Знать, какие факторы оказывают воздействие на политический процесс; каковы роль и место политических партий и групп интересов в политическом режиме.

Понимать, в чем особенности политического процесса в рамках демократических политических систем, систем диктаторского типа; в чем состоит особенность политического процесса в России.

Уметь объяснять, почему мы можем назвать политический процесс динамической характеристикой политической системы; давать характеристику основных типов политических процессов.

70

Политическая жизнь современного общества

Сложность и многообразие мира политики. Выборы. Государство. Политические партии. Политические лидеры. Вовлечение граждан в политическую жизнь.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов.

71,72

Политическая жизнь современного общества

Тема 3. Духовная культура - 18 часов

73,74

Духовное развитие общества

Материальная и духовная культура. Духовное развитие общества. Субкультура и контркультура. Проблема многообразия культур. Диалог культур. Толерантность.

Знать, что такое культура, какие науки ее изучают; что означает понятие «материальная культура», что понимается под духовной культурой; каковы способы развития духовной культуры; что такое субкультура, при каких условиях она превращается в конрткультуру. Какие проблемы порождает признание многообразия культур. Что такое диалог культур.

Понимать, почему разделение материальной и духовной культур признается учеными условным.

Уметь объяснять, каковы способы развития духовной культуры, подтвердить примерами утверждение о множественности культур в современном мире. Кратко характеризовать каждую из многообразия культур. Объяснять, почему в условиях современного общества особенно актуальным стал вопрос диалога культур.

75,76

Духовный мир личности

О духовном мире и духовности. Мировоззрение - ядро духовной жизни. Менталитет человека

Знать, что такое духовная жизнь общества, в чем состоит сущность внутреннего мира человека, какие типы мировоззрения выделяет наука, чем характеризуется каждый из них. Что такое менталитет, в чем заключается его влияние на деятельность человека, социум.

Понимать, каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности, что в них общего. В чем заключается сущность мировоззрения, что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение», в чем их различие. В чем состоит роль мировоззрения в деятельности человека, как воля способствует практической реализации мировоззренческих взглядов.

77

Мораль и нравственность

Мораль в жизни людей. Мир моральных категорий. Нравственная культура.

Знать, в чем состоит главное отличие принципов морали от моральных норм. Какие вопросы решает этика. Что такое нравственная культура личности, чем она отличается от общей культуры.

Понимать, чем мораль отличается от нравственности. Каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии.

Уметь объяснять, как они понимают смысл моральных принципов личности.

78,79

Наука

Единство истины и пользы. Функции науки. Большая наука. Этика науки.

Знать, что такое наука, почему ее характеризуют как двойственную ценность. Каковы признаки науки как социального института. Когда и почему возникла «большая наука», чем она отличается от предшествующих этапов развития науки. Основные положения этики ученых. В чем состоит социальная ответственность ученых, чем объясняется возрастание роли науки в современном обществе.

Понимать, в чем состоит незавершенность науки. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов.

80,81

Образование

Личностная и социальная значимость образования. Российское образование на путях модернизации.

Знать, что такое образование, чьим интересам оно должно отвечать. В чем выражается сущность и значение принципов «научиться самостоятельно добывать знания», «научиться работать». В чем заключается сущность опережающего развития образования, почему это необходимо.

Понимать, в чем состоит влияние образования на функционирование и развитие общества, каким образом образование способствует укреплению национальной безопасности России.

Уметь объяснять, какие качества формирует образование у человека, характеризовать взаимосвязь образования и культуры. Характеризовать основные тенденции развития образования в XXI веке. Объяснять, каковы главные задачи модернизации образования России и как они выполняются.

82,83

Роль религии в жизни общества

Религия как одна из форм культуры. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Принцип свободы совести.

Знать, что такое религия, какие элементы религии можно выделить, какими признаками характеризуется религиозное сознание.

Понимать, каково значение религии в жизни общества, в чем сущность принципа свободы совести, как он реализован в законодательстве Российской Федерации.

Уметь объяснять, каковы основные идеи каждой из мировых религий.

84,85

Место искусства в духовной жизни

Что такое искусство. Споры о сущности искусства. Функции искусства. Структура искусства. Современное искусство.

Знать основные положения по теме урока: что такое искусство и его отличительные черты, причины возникновения искусства, сущность искусства.

Уметь называть и характеризовать основные функции искусства, перечислять основные виды и жанры искусства.

86,87

Массовая культура

Культурное многообразие. Массовое общество и «человек-масса». Сущность и особенности массовой культуры. Массовая культура в России. СМИ и массовая культура. Симптом вырождения или условие его здоровья.

Знать основные положения по теме урока: когда и почему закрепилось разделение на народную и элитарную культуру.

Уметь характеризовать народную культуру, называть и раскрывать основные черты массовой культуры, показывать на примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры. Определять отличия дореволюционной массовой культуры и современного этапа. Объяснять связь СМИ и массовой культуры. Приводить аргументы и контраргументы критиков массовой культуры.

88

Духовная культура

Культура. Наука. Роль образования в обществе. Религия. Искусство. Массовая культура. Экранная культура. Элитарная культура. Неоконформизм. Футуризм.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Характеризовать изученные социальные объекты, приводить собственные примеры, давать оценку различных социальных объектов и процессов.

89,90

Духовная культура

Тема 4. Современный этап мирового развития - 10 часов

91,92

Многообразие современного мира

Единство в многообразии. Азиатский прорыв. Особенности традиционных обществ на современном этапе развития. Индустриальное общество. Достижения и противоречия западной цивилизации. Постиндустриальное общество

Знать основные положения по теме урока: чем обусловлены многообразия форм политической и социальной жизни, в чем проявляется вестернизация слаборазвитых стран, причины успеха модернизации ряда стран Восточной Азии. В чем состоят особенности традиционных обществ на современном этапе развития.

Уметь характеризовать достижения и проблемы современных индустриальных обществ.

93,94

Глобализация и ее последствия

Глобализация. Глобализация экономики. Многоаспектность процессов глобализации. Противоречия процессов глобализации.

Знать основные положения по теме урока: что такое процесс глобализации, каковы проявления глобализации в экономической сфере, что представляет собой глобализация в сфере культуры.

Уметь определять основные противоречия процесса глобализации, характеризовать роль НТР и ИКТ в процессе глобализации. Называть признаки глобализации.

95,96

Сетевые структуры в современной мировой политике

Сети политические. Сетевой терроризм на фоне глобализации. Экстремизм. Субсидиарность.

Знать основные положения по теме урока: что такое политическая сеть, в каких сферах человеческой деятельности наиболее активно проявляют себя сетевые структуры, в чем опасность террористических сетей.

Уметь перечислять особенности и отличительные черты современного политического терроризма.

97,98

Целостность и противоречивость современного мира

Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема взаимоотношения Севера и Юга

Знать основные положения по теме урока: чем обусловлен планетарный характер глобальных проблем современности, чем вызвано возникновение глобального экологического кризиса, какова взаимосвязь глобальных проблем современности.

Уметь определять роль НТП в развитии современного мира, в чем состоит и как проявляется демографическая проблема, выявлять проблемы взаимоотношений Севера и Юга.

99,100

Современный этап мирового развития

Современный мир. Традиционный уклад жизни Международный терроризм. Процесс глобализации.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Характеризовать изученные социальные объекты, приводить собственные примеры, давать оценку различных социальных объектов и процессов.

101102

Современный этап мирового развития


© 2010-2022