Рабочая программа по истории

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение №3 к основной образовательной программе основного общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12 г. Грязи

Грязинского муниципального района Липецкой области

Рассмотрена на заседании ШМО

протокол №

Утверждена

приказом директора





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «История» (5 класс)

базовый уровень

2016-2017 учебный год


Составитель: Бельтюкова С.В., учитель истории

высшей квалификационной категории





г. Грязи-2016 г.


  1. Пояснительная записка.




1.Нормативные правовые документы.

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

  2. Приказ Министерстава Образования и науки РФ от 17.декабря 2010 г.№ 1897 « Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования.

  3. Письмо УОиН Липецкой области № СК-1350 от 27.04.2015г. «О реализации в образовательных организациях Липецкой области ФГОС общего образования в 2015-2016 учебном году»

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  5. Приказ от 8 июня 2015г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерация от 31 марта 2014г. № 253

  6. Устав МБОУ СОШ №12 Грязи.

  7. Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МБОУСОШ №12 г. Грязи».

  8. Учебный план МБОУ СОШ №12 г. Грязи на 2016-2017 учебный год.

  9. Календарный учебный график МБОУ СОШ №12 г. Грязи на 2016-2017 учебный год.

2.1 Задачи:

Образование, развитие, воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

  1. Цели:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям различных народов мира, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональнми традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории.

4. Информация об используемых УМК

  1. Агафонов С.В. «Схемы по истории Древнего мира.5 класс»

  2. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира.

  3. Короткова М.В. «Дидактические материалы по истории Древнего мира»

  4. Михайловский Ф.А. «История Древнего мира. Книга для учителя.5 класс»

  5. Михайловский Ф.А. «Программа курса «История Древнего мира». 5 класс»

  6. Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы. - 6-е изд. - М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2014.

  7. Атлас "История Древнего мира" с контурными картами и контрольными заданиями. 5 класс.

5. Изменений нет.

I IПланируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать:

- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников;

уметь:

- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной

и религиозной принадлежности.







III.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

История Древнего мира


Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники

исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники).

Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединённого государства.

Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий шёлковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремёсел.

Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Фомы организации учебных занятий

классно-урочная.

Основные виды учебной деятельности


  • Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

  • давать характеристику общественного строя древних государств;

  • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

  • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.


IV. Календарно -тематическое планирование.1 .


Вводный урок. Что изучает история.

1

Раздел 1.Жизнь и открытие первобытных людей.

7

Тема 1. Собиратели и охотники каменного века.

3

2.

Первые люди на земле. Историческая карта.

1

3.

Открытие и изобретение древних охотников.Вспомогательные исторические науки

1

4.

Искусство и религия первобытных людей. Вспомогательные исторические науки

1

Тема 2. У истоков цивилизации.

4

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

Исторические источники знаний.

1

6

От первобытности к цивилизации.

Историческая хронология.

1

7

Счет лет в истории.

1

8 .

ПОУ: У истоков цивилизации.

1

Раздел 2. Древний Восток.

18

Тема 3. Цивилизации речных долин.

6

9

Египет - дар Нила. Историческая карта.

1

10.

Страна двух рек. Историческая карта.

1

11

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Исторические источники знаний.

1

12,13

Индия и Китай в древности.

2

14


ПОУ: Цивилизации речных долин.

1

Тема 4. Древний Египет.

4

15.

Фараоны и пирамиды.

1

16

Жизнь в Древнем Египте.

1

17

Завоевания фараонов.

1

18


Культура Древнего Египта.


1

19

Повторение на тему «Древний Египет»

1

Тема5. Западная Азия и век железа.

5

20

Финикийские мореплаватели.

1

21

Древняя Палестина.

1

22


Ассирийская военная держава.

1

23

Победители Ассирии.

1

24

ПОУ: «. Западная Азия и век железа»

1

Тема 6. Великие державы Древнего Востока.

4

25

Образование державы Маурьев в Индии.

1

26

Единое государство в Китае.

1

27


Великая Персидская держава.

1

28


ПОУ: Великие державы Древнего Востока.

1

Раздел 3. Древняя Греция.

18

Тема 7. Древнейшая Греция.

3

29.

Греция и Крит в эпоху бронзы.

1

30.

Поэмы Гомера.

1

31

Боги и герои Эллады.

1

Тема 8. Рождение античного мира.

3

32

Греческие полисы.

1

33


Афинский полис.

1

34

Древняя Спарта.

1

Тема 9. Восток против Запада: Греко-персидские войны.

2

35


Греко-персидские войны.

1

36

Персидское нашествие на Грецию.

1

Тема 10. Могущество и упадок Афин.

2

37


Расцвет демократии в Афинах.

1

38

Хозяйственное развитие Греции в 5 веке до н.э.

1

Тема 11. Греческая культура.

4

39




Пелопоннесская война.

1

40

Граждане, ученые и атлеты Греции.

1

41




Архитекторы, скульптуры , поэты

1

42

ПОУ: могущество и упадок Афин; греческая культура.

1

Тема 12. Запад против Востока: македонские завоевания.

4

43


Возвышение Македонии.

1

44

Завоевания Александра Македонского.

1

45


Греческий Восток.

1

46


ПОУ: «Древняя Греция»

1

Раздел 4. Древний Рим.

26

Тема 13. Образование Римской республики.

5

47


Рим под властью царей.

1

48


Республика римских граждан.

1

49

Рим во главе Италии.

1

50


Республика римских граждан.

1

51



ПОУ: образование римской республики

1

Тема 14. Римские завоевания в Средиземноморье.

4

52

Первая война с Карфагеном.

1

51


Война с Ганнибалом.

1

52


Рим - завоеватель Средиземноморья.

1

53


Народные трибуны - братья Гракхи.

1

Тема 15. Гражданские войны в Римской республике.

5

54


Сулла - первый военный диктатор Рима.

1

55


Восстание Спартака.

1

56


Цезарь - повелитель Рима.

1

57


Падение республики.

1

58


Император Октавиан Август.

1

Тема 16. Расцвет и могущество Римской империи.

2

59


Цезари Рима.

1

60


Жизнь в Римской империи

1

Тема 17. Поздняя Римская империя и закат античной цивилизации

10

61


Кризис Римской империи в III веке.

1

62


Христианство

1

63


Император Диоклетиан и Константин

1

64


Падение Западной Римской империи.

1

65


Тестировании.

1

66


Итоговое повторение по курсу «История Древнего мира»

1

67-70

Резерв

4



© 2010-2022