- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бельтюкова С.В. |
Дата | 01.08.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Приложение №3 к основной образовательной программе основного общего образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12 г. Грязи
Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрена на заседании ШМО
протокол №
Утверждена
приказом директора
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «История» (5 класс)
базовый уровень
2016-2017 учебный год
Составитель: Бельтюкова С.В., учитель истории
высшей квалификационной категории
г. Грязи-2016 г.
-
Пояснительная записка.
1.Нормативные правовые документы.
-
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
-
Приказ Министерстава Образования и науки РФ от 17.декабря 2010 г.№ 1897 « Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования.
-
Письмо УОиН Липецкой области № СК-1350 от 27.04.2015г. «О реализации в образовательных организациях Липецкой области ФГОС общего образования в 2015-2016 учебном году»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
-
Приказ от 8 июня 2015г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерация от 31 марта 2014г. № 253
-
Устав МБОУ СОШ №12 Грязи.
-
Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МБОУСОШ №12 г. Грязи».
-
Учебный план МБОУ СОШ №12 г. Грязи на 2016-2017 учебный год.
-
Календарный учебный график МБОУ СОШ №12 г. Грязи на 2016-2017 учебный год.
2.1 Задачи:
Образование, развитие, воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
-
Цели:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям различных народов мира, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональнми традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории.
4. Информация об используемых УМК
-
Агафонов С.В. «Схемы по истории Древнего мира.5 класс»
-
Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира.
-
Короткова М.В. «Дидактические материалы по истории Древнего мира»
-
Михайловский Ф.А. «История Древнего мира. Книга для учителя.5 класс»
-
Михайловский Ф.А. «Программа курса «История Древнего мира». 5 класс»
-
Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы. - 6-е изд. - М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2014.
-
Атлас "История Древнего мира" с контурными картами и контрольными заданиями. 5 класс.
5. Изменений нет.
I IПланируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной
и религиозной принадлежности.
III.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники
исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники).
Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединённого государства.
Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий шёлковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремёсел.
Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Фомы организации учебных занятий
классно-урочная.
Основные виды учебной деятельности
-
Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
-
использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
-
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
-
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
-
раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
-
давать характеристику общественного строя древних государств;
-
объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
-
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
-
видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
-
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
IV. Календарно -тематическое планирование.1 .
Вводный урок. Что изучает история.
1
Раздел 1.Жизнь и открытие первобытных людей.
7
Тема 1. Собиратели и охотники каменного века.
3
2.
Первые люди на земле. Историческая карта.
1
3.
Открытие и изобретение древних охотников.Вспомогательные исторические науки
1
4.
Искусство и религия первобытных людей. Вспомогательные исторические науки
1
Тема 2. У истоков цивилизации.
4
5
Возникновение земледелия и скотоводства.
Исторические источники знаний.
1
6
От первобытности к цивилизации.
Историческая хронология.
1
7
Счет лет в истории.
1
8 .
ПОУ: У истоков цивилизации.
1
Раздел 2. Древний Восток.
18
Тема 3. Цивилизации речных долин.
6
9
Египет - дар Нила. Историческая карта.
1
10.
Страна двух рек. Историческая карта.
1
11
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Исторические источники знаний.
1
12,13
Индия и Китай в древности.
2
14
ПОУ: Цивилизации речных долин.
1
Тема 4. Древний Египет.
4
15.
Фараоны и пирамиды.
1
16
Жизнь в Древнем Египте.
1
17
Завоевания фараонов.
1
18
Культура Древнего Египта.
1
19
Повторение на тему «Древний Египет»
1
Тема5. Западная Азия и век железа.
5
20
Финикийские мореплаватели.
1
21
Древняя Палестина.
1
22
Ассирийская военная держава.
1
23
Победители Ассирии.
1
24
ПОУ: «. Западная Азия и век железа»
1
Тема 6. Великие державы Древнего Востока.
4
25
Образование державы Маурьев в Индии.
1
26
Единое государство в Китае.
1
27
Великая Персидская держава.
1
28
ПОУ: Великие державы Древнего Востока.
1
Раздел 3. Древняя Греция.
18
Тема 7. Древнейшая Греция.
3
29.
Греция и Крит в эпоху бронзы.
1
30.
Поэмы Гомера.
1
31
Боги и герои Эллады.
1
Тема 8. Рождение античного мира.
3
32
Греческие полисы.
1
33
Афинский полис.
1
34
Древняя Спарта.
1
Тема 9. Восток против Запада: Греко-персидские войны.
2
35
Греко-персидские войны.
1
36
Персидское нашествие на Грецию.
1
Тема 10. Могущество и упадок Афин.
2
37
Расцвет демократии в Афинах.
1
38
Хозяйственное развитие Греции в 5 веке до н.э.
1
Тема 11. Греческая культура.
4
39
Пелопоннесская война.
1
40
Граждане, ученые и атлеты Греции.
1
41
Архитекторы, скульптуры , поэты
1
42
ПОУ: могущество и упадок Афин; греческая культура.
1
Тема 12. Запад против Востока: македонские завоевания.
4
43
Возвышение Македонии.
1
44
Завоевания Александра Македонского.
1
45
Греческий Восток.
1
46
ПОУ: «Древняя Греция»
1
Раздел 4. Древний Рим.
26
Тема 13. Образование Римской республики.
5
47
Рим под властью царей.
1
48
Республика римских граждан.
1
49
Рим во главе Италии.
1
50
Республика римских граждан.
1
51
ПОУ: образование римской республики
1
Тема 14. Римские завоевания в Средиземноморье.
4
52
Первая война с Карфагеном.
1
51
Война с Ганнибалом.
1
52
Рим - завоеватель Средиземноморья.
1
53
Народные трибуны - братья Гракхи.
1
Тема 15. Гражданские войны в Римской республике.
5
54
Сулла - первый военный диктатор Рима.
1
55
Восстание Спартака.
1
56
Цезарь - повелитель Рима.
1
57
Падение республики.
1
58
Император Октавиан Август.
1
Тема 16. Расцвет и могущество Римской империи.
2
59
Цезари Рима.
1
60
Жизнь в Римской империи
1
Тема 17. Поздняя Римская империя и закат античной цивилизации
10
61
Кризис Римской империи в III веке.
1
62
Христианство
1
63
Император Диоклетиан и Константин
1
64
Падение Западной Римской империи.
1
65
Тестировании.
1
66
Итоговое повторение по курсу «История Древнего мира»
1
67-70
Резерв
4