- Преподавателю
- История
- Поурочное планирование по истории Казахстана 7 класс
Поурочное планирование по истории Казахстана 7 класс
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чайка А.А. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Класс Дата ----------
Тема урока: ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (552-603 ГГ.)
Цель урока: Раскрыть условия и показать закономерности образования Тюркского каганата с его населением, хозяйством и культурой. Выявить причины его распада.
Воспитательная цель: Познакомить учащихся с историей родины, началом образования раннесредневековых тюркских государств - периодом тюркской эпохи, формировать у детей гражданское самосознание.
Развивающая цель: Разобрать вместе с детьми период становления казахской государственности, развивая у учащихся способности к историческому мышлению.
Опорное понятие: Эпоха Тюркского каганата.
Вид урока: Комбинированный
Оборудование: Карта «Раннефеодальные государства на территории Казахстана»
План урока:
1. Организационный момент.
2. Социально-политическая структура.
3. Хозяйство Тюркского каганата.
4. Культура Тюркского каганата.
5. Распад Тюркского каганата.
Ход урока:
1. Организационный момент -
а) Вступительное слово учителя. Обзор тюркской эпохи - б) Переход к теме урока - 5 минут.
Объяснение нового материала
а) период образования Тюркского каганата;
б) дипломатические отношения тюркских каганов с китайским императором;
в) тюркско-жужанские взаимоотношения;
г) тюркская политика (Запад-Восток);
д) отношения тюрков с эфталитами;
е) тюркские народы
Хозяйство.
Культура.
Распад Тюркского каганата
Рефлексия
Вопросы для закрепления:
1.Почему тюркские племена переселились на земли Казахстана?
2.В документах какой страны впервые появились сведения о Тюркском каганате?
3.Какую политику вели тюркские каганы?
4. Почему не могли договориться между собой тюрки и эфталиты?
5. Сможете ли вы сопоставить хозяйственную деятельность тюрков и казахов?
6. Знаете ли вы о религии и поверьях тюрков?
7. Каковы причины разделения Тюркского каганата на две части?
Заключительный этап -
Задание на дом: § 1
История средневекового Казахстана _______________
Тема урока: ЗАПАДНОТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (603-704 ГГ.)
Цель урока: Дать знания учащимся о тюркским государстве, которое существовало в Казахстане в средние века, о его политико-экономическом строе.
Воспитательная цель: Пробудить у детей патриотические чувства, познакомить их с историей и традициями народов, населявших Казахские степи.
Развивающие цели: Развивать кругозор и мышление учеников, побуждая их к рассуждениям о развитии дипломатических, культурных связей Западнотюркского каганата.
Базовое понятие: Мир и цивилизация тюрков.
Вид урока: Традиционный.
Оборудование урока: Карта Западнотюркского каганата, карта Великого Шелкового пути, хронологические таблицы, схемы.
План урока:
1.Вступительное слово учителя.
2. Народы Западнотюркского каганата, политическое положение каганата.
3. Социально-хозяйственное положение.
Ход урока:
Организационный момент - 2 минуты.
Опрос домашнего задания - 8 минут.
Вопросы для опроса домашнего задания:
1. Что вы узнали об образовании Тюркского каганата?
2. Что говорят китайские источники б Тюркском каганате?
3. Сможете ли вы рассказать о внутренней и внешней политике Тюркского каганата?
4. Расскажите о хозяйственной деятельности Тюркского каганата.
5. Что вы знаете о религиозных верованиях тюркских народов?
6. Какие исторические события привели к распаду Тюркского каганата?
Изучение нового материала.
Основные вопросы:
а) Тюркский мир и мировая цивилизация.
б) История тюркоязычных народов.
в) Западнотюркский каганат и история Казахстана
Необходимо отметить:
а) географические границы каганата;
б) племена и рода в составе каганата;
в) политические достижения кагана Тардуша;
г) период расцвета каганата;
д) осложнения во внутреннем положении каганата;
е) распад каганата.
Закрепление изученного материала
Вопросы для закрепления:
а) В какие годы существовал Западнотюркский каганат?
б)Какую часть территории Казахстана занимал каганат?
в)Какие племена и роды входили в состав каганата?
г) Какими были его взаимоотношения с Восточнотюрк-ским каганатом?
д) В чем кроется секрет достижений каганов Шегу и Тона?
е) В чем заключаются особенности системы правления «десяти племен».
ж)бъясните, почему произошли осложнения во внутреннем положении каганата, что привело к его распаду.
з) Расскажите о социальном строе каганата.
и) Расскажите о хозяйственной деятельности каганата.
к) Охарактеризуйте городскую жизнь каганата.
л) В чем выражается значение Великого Шелкового пути в жизни каганата?
м) Как развивались связи Западнотюркского каганата с другими государствами?
Подведение итогов урока - 5 минут.(оценка знаний)
Задание на дом: § 2
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: ТЮРГЕШСКЙЙ КАГАНАТ (704-756 ГГ.)
Цель урока: Познакомить учащихся с историей Тюр-гешского каганата, который существовал на территории Казахстана, с примечательными страницами его истории, с жизнью тюркоязычных народов.
Воспитательная цель: Довести до сведения учащихся знания о Тюргешском каганате, оставившем заметный след в истории тюркоязычных народов, рассказать о значении каганата в истории, о его культуре.
Развивающая цель: Познакомить учеников с народами тюркского мира, их культурой, путями развития и их местом в мировой культуре.
Базовое понятие: Мир и цивилизация тюркского народа.
Опорное понятие: Политическая история и социально-культурная жизнь Тюргешского каганата.
Оборудование урока: Карта, хронологическая таблица, схемы.
Вид урока: Традиционный.
План урока:
1. Социально-политическое положение Тюргешского каганата.
2. Хозяйственная деятельность.
3. Согдийские поселения в Жетысу.
Ход урока:
Организационный момент - 2 минуты.
Опрос домашнего задания - 8 минут.
1. В чем причина разделения Тюркского каганата на две части?
2. Покажите на карте территорию Западнотюркского каганата.
3. В чем причина бурного политического развития Западнотюркского каганата?
4.На какие социальные группы распался каганат?
5. Что такое система «десяти племен»?
6. О чем свидетельствуют археологические раскопки?
Изучение нового материала.
Сведения о городах и составе населения Тюргешского каганата,в т.ч. о
а) территории Тюргешского каганата;
б) населении Тюргешского каганата;
в) исторических сведениях о Тюргешском каганате.
Внутреннее и внешнее положение Тюргешского каганата.
1. Социально-политическая структура каганата.
2. Мероприятия кагана Сулу по преодолению сложной ситуации во внутреннем и внешнем положении каганата.
3. Тюргешско-арабские взаимоотношения.
4. Тюргешско-китайские взаимоотношения.
5. Падение Тюргешского каганата.
Рассказ о хозяйственном развитии Тюргешского каганата, политике каганата, городской жизни, торговом обороте, выпуске собственных денег:
1.Хозяйственное развитие каганата.
2. Политика каганата.
3. Городская жизнь.
4. Торговля.
Закрепление новой темы
1. Покажите, где был расположен Тюргешский каганат.
2.Объясните внутреннюю социальную структуру Тюргешского каганата.
3. В чем секрет политической победы кагана Сулу? Как он сумел организовать отпор арабам?
4. Каковы причины распада Тюргешского каганата?
5. Расскажите о хозяйстве Тюргешского каганата.
6. В чем вы видите влияние прибывших в Жетысу согдийцев на хозяйственную жизнь населения каганата?
7. Расскажите о жизни горожан в каганате.
8. Что писали в исторических источниках о тюргешах?
Обобщение и выводы. Оценка знаний учащихся. Задание на дом: Изучить § 3.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: КАРЛУКСКИЙ КАГАНАТ (756-940 гг.)
Цель урока: Познакомить учащихся с историей Карлукс-кого каганата, племен, живших на территории Казахстана, с их социально-экономическим и культурным развитием.
Воспитательная цель: Показать ребятам значение каганата, который внес определенный вклад в тюркскую цивилизацию, в ее культуру и экономику.
Развивающая цель: Вооружить учащихся знаниями о взаимосвязи исторических периодов тюркской цивилизации и постоянно направлять мыслительную деятельность учащихся.
Базовое понятие: История и жизнь тюргешей.
Опорное понятие: Место Карлукского каганата в истории Казахстана.
Оборудование урока: Карты, хронологические таблицы, рисунки городов.
Вид урока: Традиционный.
План урока:
1. Социально-политическое положение Карлукского каганата.
2. Хозяйство Карлукского каганата.
3. Культура Карлукского каганата.
4. Подведение итогов.
Ход урока:
Организационный момент (2 минуты).
Опрос домашнего задания (13 минут).
1. Назовите тюркоязычные государства, существовавшие в период средневековья на казахстанской земле.
2. Покажите расположение Тюргешского каганата, в каком регионе Казахстана он был расположен?
3. Расскажите об усилении Тюргешского каганата во время правления кагана Сулу.
4. Расскажите о причинах, которые привели к разгрому Тюргешского каганата.
5. Что вы знаете о развитии хозяйства и культуры Тюргешского каганата?
6. Расскажите о жизни согдийцев в Жетысу.
Объяснение нового материала (15 минут).
1. Исторические и письменные источники о Карлукском каганате.
2. Состав каганата и его месторасположение.
3. Укрепление Карлукского каганата.
4. Борьба Карлукского каганата с Уйгурским каганатом и династией Саманидов.
5. Распространение исламской религии.
6. Период распада Карлукского каганата.
Письменность тюркоязычных народов в эпоху Карлукского каганата, ее развитие должны рассматриваться как основа формирования духовной культуры, тюркской цивилизации. Далее учитель освещает следующие вопросы:
1. Развитие скотоводства в Карлукском каганате.
2. Земледелие.
3. Городская жизнь.
4. Исторические письменные источники о хозяйственной деятельности в Карлукском каганате.
5.Культурное развитие каганата.
6. Развитие духовной культуры каганата.
7. История тюркской письменности и ее место в мировой культуре.
Закрепление нового материала (5 минут).
1.После распада какого каганата на казахстанской земле появился Карлукский каганат?
2. Какие сведения имеются в исторических письменных памятниках о Карлукском каганате?
3. С какими странами воевал Карлукский каганат?
4. К каким результатам привела борьба карлуков с арабами?
5. Какие причины привели к распаду Карлукского каганата?
6. Назовите особенности скотоводческой деятельности карлуков.
7. Как были развиты у карлуков земледелие и городская жизнь?
8. Что говорят исторические письменные источники о развитии хозяйства в Карлукском каганате?
9. Что вы знаете о материальной культуре Карлукского каганата?
10.Что вы знаете о духовной культуре тюркоязычных народов?
11. Расскажите о письменности и литературе тюрко-язычных народов?
Заключительный этап урока.
Задание на дом: Внимательно прочитать §4, ответить на вопросы.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: ОГУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО (КОНЕЦ IX - НАЧАЛО XI ВВ.)
Цель урока: Ознакомить учащихся с историей Огузско-го государства, которое оказало огромное влияние на культуру народов, живущих на юге Казахстана и вдоль побережий Сырдарьи.
Воспитательная цель: Через историю Огузского государства и развитие огузской культуры вызвать у учащихся интерес к археологической науке, к результатам ее научно-практических исследований.
Базовое понятие: История тюркской цивилизации.
Опорное понятие: Место и роль Огузского государства в тюркской цивилизации.
Оборудование урока: Карта, хронологическая таблица, портрет М.Кашгари, карточки с заданиями.
Вид урока: Смешанный (диспут или собеседование).
План урока:
1. Опрос домашнего задания.
2. Рассказ учителя о социально-политическом строе, хозяйстве и культуре Огузского государства.
3. Диспут или собеседование.
Ход урока:
Организационный момент (2 минуты).
Опрос домашнего задания (8 минут).
1.В каком году и на какой территории Казахстана был образован Карлукский каганат?
2. С какой страной воевал Карлукский каганат с целью стать сильнейшим и господствующим государством в Средней Азии?
3. Какие важные события произошли в тюркском мире в период могущества Карлукского каганата?
4. Каковы особенности скотоводства у карлуков?
5. Какое значение имело в жизни Карлукского каганата раз-ие землед.и ремесел гор населения?
6. Какой вклад в мировую культуру внесла карлукская культура, какие важнейшие исторические памятники она оставила?
7.Какие сведения о Карлукском каганате оставили нам исторические документы?
Объяснение новой темы (15 минут).
1. Этнический состав огузских племен.
2. Период возникновения Огузского государства.
3. Исторические сведения об Огузском государстве.
4. Социально-племенной состав, общественный строй огузов.
5. Система управления государством.
6. Внешняя политика Огузского государства.
7. Огузско-русские отношения.
8. Распад Огузского государства.
Материальная культура огузов.
1. Скотоводство в Огузском государстве.
2. Земледелие и городская жизнь.
3. Домашние промыслы.
4. Развитие ремесел.
5. Обработка металла у огузов.
Закрепление материала темы (10 минут).
Учитель организует в классе обмен мнениями, помогает развитию мыслительной деятельности учащихся.
1. а) Назовите в хронологическом порядке периоды истории существования и развития тюркоязычных государств, существовавших на территории средневекового Казахстана.
б) В каком веке и где было образовано Огузское государство?
2. а) Покажите на карте границы расположения тюркоязычных государств на территории Казахстана, б) Покажите на карте месторасположение Огузского государства.
3. а) Расскажите о социально-этническом составе и общественном строе Огузского государства.
4. а) Что вы знаете об отношениях тюркоязычных государств с соседними странами?
б) Расскажите о политическом положении Огузского государства.
5. а) Какие мы видим общие особенности при распаде тюркоязычных государств?
б) Объясните причины падения Огузского государства.
6.а) Что вы можете сказать о развитии хозяйства тюркоязычных народов? б) Опишите хозяйство Огузского государства.
7. а) Какое место занимала в социально-экономической жизни тюркоязычных государств жизнь городов? б) Что вы знаете о городах в Огузском государстве?
8. а) Что вы знаете о культуре тюркоязычных народов? б) Что вы знаете о материальной культуре Огузского государства?
9. а) Что вы знаете о письменности, литературе тюр-коязычных народов, об их вкладе в мировую цивилизацию?
б) Расскажите о религии тюркоязычных народов, о распространении среди них ислама. 10. Что писали о тюркском мире средневековые историки?
Заключительный этап урока. Задание на дом: Изучить §5, запомнить его содержание.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: КИМАКСКИЙ КАГАНАТ (КОНЕЦ 1Х-НАЧАЛО XI ВВ.)
Цель урока: Познакомить с историей Кимакского каганата, который существовал с конца IX до начала XI веков.
Воспитательная цель: Познакомить с новыми страницами хозяйственного развития и духовной культурой -общими для тюркоязычных народов.
Базовое понятие: Мир и история тюрков.
Опорное понятие: Место Кимакского каганата среди других тюркоязычных народов.
Оборудование урока: Карта, хронологические таблицы, тестовые задания.
Вид урока: Смешанный (рассказ, беседа, самостоятельная работа).
План урока:
1. Вступительная часть.
2. Опрос учащихся.
3. Объяснение новой темы.
4. Обмен мнениями, беседа.
5. Самостоятельная работа.
6. Заключительный этап.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Опрос домашнего задания по вопросам §5.
3.Объяснение новой темы.
Основные вопросы при рассказе о Кимакском каганате:
а) племенной состав Кимакского каганата;
б) возникновение и территория, входившая в состав каганата;
в) общественный строй;
г) политическое положение каганата.
д) скотоводство и оседлая жизнь в каганате;
е) ремесла кимаков;
ж) материальная культура кимеков. Обмен мнениями, беседа.
4. Закрепление изученного материала
Вопросы для собеседования:
1. Покажите на карте территорию расселения тюркоязычных народов.
2. Когда был создан Кимакский каганат? Покажите на карте его месторасположение.
3.Какие племена входили в его состав?
4.Охарактеризуйте общественный строй каганата.
5. С кем и с какой целью воевали кимаки?
6. Расскажите, как было развито хозяйство в Кимакском каганате.
7. Кто такие жатаки? (Оседлые бедняки, не имевшие собственного скота и не кочевавшие из-за отсутствия средств передвижения (скота).
8. Как происходил переход к оседлой жизни?
9. Расскажите о земледелии и ремеслах кимаков.
10.Что вы знаете о культуре и письменности тюркоязычных народов?
11. Что писалось в письменных исторических источниках о Кимакском каганате?
Заключительный этап урока.
Задание на дом: Изучить §6
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА (обобщение и повторение)
Цель урока: Обобщение повторение изученного материала по теме. «Раннесредневековые государства.
Развивающая цель: развитие умения самостоятельной работы с текстом учебника, работа с тестовыми заданиями.
Оборудование урока: Карты, хронологические таблицы, тестовые задания.
Вид урока: Смешанный (рассказ, беседа, самостоятельная работа).
План урока:
1. Вступительная часть.
2. Опрос учащихся.
3. Самостоятельная работа.
4. Заключительный этап.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Опрос домашнего задания по вопросам §6.
3. Самостоятельная работа по обобщению материала.
1)Тестовые вопросы:
2)Заполнение таблицы охватывает все стороны жизни тюркского мира и такую самостоятельную работу учащиеся должны начать в классе и продолжить дома. Учащиеся должны заполнить разделы таблицы.
4. Заключительный этап урока.
Задание на дом: словарная работа
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Вторая глава
ОСЕДЛАЯ И ПОЛУКОЧЕВАЯ КУЛЬТУРА В VI-IX ВЕКАХ
Тема урока: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУКОЧЕВОЙ И ОСЕДЛОЙ КУЛЬТУР
Цель урока: Изучение развития хозяйства тюркоязычных народов.
Базовое понятие: История и культура тюркского мира.
Опорное понятие: Жизнь и быт тюркоязычных народов.
Оборудование урока: Карта, таблица, рисунки.
Вид урока: Смешанный (рассказ, путешествие, самостоятельная работа).
План урока:
1. Вводная часть.
2. Опрос домашнего задания.
3. Объяснение нового материала «Путешествие.»
4. Самостоятельная работа.
5. Заключение.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Опрос домашнего задания по вопросам к §6.
3.Объяснение нового материала, путешествие.
краткий обзор по новой теме:
а) полукочевая культура;
б) городская культура;
в) связь материальной культуры и городской жизни;
г) развитие ремесленничества и торговли.
Путешествие в жизнь тюркоязычных народов.
1. Путешествие к кочевникам.
Рассказ-путешествием в кочевья тюркоязычных народов с показом их быта, скотоводческой деятельности, особенностей каждого сезона, времен года для разведения скота, картин вольной жизни на степных просторах с использованием иллюстративного материала: карт, рисунков о быте, о сельской жизни, о видах скота, временах года и кочевьях.
2. Путешествие в город.
Знакомство ребят с историей древних городов, фактами, характеризующими их развитие, показом сцен городской жизни, архитектурных сооружений, схемой их расположения внутри города, Белоснежные юрты, разнообразные виды сбруи, повозки, железные стрелы, кинжалы, ювелирные украшения, браслеты, головные уборы и др. предметы ручной работы могут быть показаны иллюстративно.
3. Путешествие в центры торговли и ремесленничества.
В развитии и расцвете ремесленничества и торговли на казахской земле огромная роль принадлежит Великому Шелковому пути. Рассказ о деньгах - монетах, обмене различными товарами с иноземными купцами и путешественниками раскроет перед учащимися огромное значение Великого Шелкового пути для развития торговли, расцвета городов. Знакомство учеников с иллюстрациями металлических, серебряных, железных изделий, изготовлявшихся мастерами-ювелирами эпохи средневековья.
4. Самостоятельная работа.
Тестовые вопросы, загадки, кроссворды, заполнение таблиц, работа по карточкам или письменная работа по двум вариантам.
5. Заключительный этап урока.
выставление оценок за урок.
Задание на дом: Внимательно прочитать и запомнить содержание §7.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО (VI-IX ВВ.)
Цели урока: Познакомить учащихся с архитектурой и искусством тюркоязычных народов, воспитывать у детей любовь к прекрасному, развивать навыки и умения различать виды искусства, находить элементы средневекового зодчества в современных архитектурных творениях.
Базовое понятие: История и искусство тюркского мира.
Опорное понятие: Развитие в VI-IX веках архитектуры и искусства тюркоязычных народов.
Оборудование урока: Карта, рисунки, иллюстрации средневековых исторических памятников, таблица №1.
Вид урока: Смешанный урок (рассказ, воспитание учащихся в эстетическом плане).
План урока:
1. Вводная часть.
2. Опрос домашнего задания.
3. Изучение новой темы.
4. Заключительный этап урока.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
по вопросам к §7. Оценка знаний учащихся.
3.Изучение новой темы.
рассказ о расцвете архитектуры, прикладного искусства у тюркоязычных народов, пользуясь картой и иллюстративными материалами, раскрыть в своем рассказе следующие вопросы:
а) развитие архитектуры;
б) религиозное зодчество;
в) скульптура;
г) изобразительное искусство;
д) прикладное искусство.
Знакомство с рисунками, иллюстрациями средневековых архитектурных памятников, найденных на территории Казахстана, с историей создания мавзолеев и подробно объясняет:
а) время строительство мавзолеев и их местонахождения;
б) археологические находки;
в) роль мавзолеев в жизни народа;
г) образцы религиозного зодчества;
д) отличия памятников архитектуры и религиозного зодчества, найденных на казахской земле, их особенности.
4. Заключительный этап урока.
Вопросы для закрепления:
1. Где в Казахстане встречаются памятники архитектуры тюркского мира?
2. Охарактеризуйте архитектурные памятники.
3. Что вы знаете о религиозном зодчестве?
4. Что вы узнали об орнаментах и петроглифах?
5. Расскажите об особенностях скульптурного искусства у тюрков.
6. Что вы узнали о прикладном искусстве?
Учитель дает время для самостоятельной работы.
Подведение итогов урока.
Задание на дом: Внимательно прочитать и запомнить содержание §9.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ТЮРКОВ
Цели урока: Познакомить учащихся с духовной культурой тюрков, их языком и появлением письменной литературы, воспитывать уважение к тюркской культуре, развивать в учащихся потребность к пониманию и изучению тюркской культуры, находить связь между материальной и духовной культурой.
Базовое понятие: История и культура тюркского мира.
Опорное понятие: Духовная культура тюркоязычных народов.
Оборудование урока: Карта, хронологическая таблица, таблицы, рисунки, образцы тюркской письменности, портреты, древнетюркский алфавит.
Вид урока: Традиционный.
План урока:
1.Вводная часть.
2.Опрос домашнего задания.
3.Объяснение новой темы.
4. Самостоятельная работа и тестовая проверка знаний.
5. Итоги урока.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
по вопросам к § 8.
3.Объяснение новой темы (15 минут).
Подчеркнуть важный вклад, который внесла тюркская письменность в развитие мировой культуры, знакомит со знаками Орхоно-енисейских письмен и ее звуками.
И хотя знаки древнетюркского алфавита могут показаться ученикам странными, его звуки могут показаться знакомыми.
Познакомить ребят с Орхоно-енисейскими письменами, рассказать, что они внесли важный вклад в мировую цивилизацию, являются великим памятником древности. Большой Культегин, Малый Культегин, Тоньюкокские письмена, книга «Коркыт-Ата», «Огузна-ме», научные труды М. Кашгари и Ю. Баласагуни - национальное богатство Казахстана.
Раскрыть историю написания «Коркыт-Ата» и «Огузнаме», о крылатых словах, собранных Коркыт-Ата, дать определение жанров тюркской литературы и сравнить их с жанрами казахской литературы.
После этого перехд к шедеврам X-XI веков - книгам «Кутадгу билик» («Благодатное знание») Юсуфа Баласагуни и «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий») Махмуда Кашгари.
Рассказ о древних религиозных верованиях и представлениях тюркоязычных народов, их вере в загробную жизнь, поклонении огню, природным стихиям, временам года, небу, культе волка, затем о переходе их в исламскую религию.
4.Самостоятельная работа учащихся (10 минут)
Учащиеся должны заполнить разделы таблицы №1.
Тестовые вопросы:
1. На территории какого государства найдены Орхоно-енисейские письменные тюркские памятники?
а) В Китае б) В Монголии в)В России г) В Казахстане
2 Какой из нижеперечисленных трудов относится к тюркскому периоду?
а) «Тарих-и-Рашиди» б) «Сборник летописей» в) «Сокровенное сказание монголов»
г) «Кутадгу билик»
3. Какую религию приняли тюркоязычные народы?
а) Буддийскую б) Христианскую в) Шаманизм г) Ислам
5. Подведение итогов урока.
Оценка знаний учащихся.
Задание на дом: Изучить и запомнить содержание заключения по первому разделу и подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по вопросам и заданиям на стр. 45 учебника.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
ВТОРОЙ РАЗДЕЛ КАЗАХСТАН В ПЕРИОД РАСЦВЕТА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Третья глава ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РАСЦВЕТА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Тема урока: ГОСУДАРСТВО КАРАХАНИДОВ (942-1212 ГГ.)
Цели урока:
Образовательная: Познакомить учащихся с общественным строем, политическим положением, хозяйством и куль-ту рой государства Караханидов - разносторонне развитым феодальным государством на территории Казахстана;
Воспитательная: Воспитывать в учащихся любовь и унижение к истории своего народа;
Развивающая: Развивать навыки системного мышле-п и.я и анализа.
Пазовое понятие: История раннефеодального государ-c'l'un на казахской земле.
Опорное понятие: История государства Караханидов.
Оборудование урока: Карта, хронологическая таблица, рисунки.
Вид урока: Традиционный.
План урока:
1. Вводная часть.
2. Опрос и проверка выполнения домашнего задания.
3. Изучение новой темы.
4. Заключительный этап.
Ход урока:
1.Организационный момент (2 минуты).
2.Опрос домашнего задания (10 минут)
по вопросам и заданиям в конце первого раздела на стр. 45 учебника,
3.Изучение новой темы (25 минут).
Рассказ о государстве Караханидов
Вопросы для повторения пройденного материала:
1. Назовите государства, созданные на казахских землях в VI-IX веках, в какие периоды они существовали?
2.Расскажите о внешней политике тюркоязычных государств на казахских землях, с какими государствами они поддерживали отношения?
3. Расскажите о социально-общественном строе тюркоязычных государств, о системе их управления.
4. Какую роль в жизни тюркоязычных народов играли древние города Казахстана?
5. В период существования какого каганата среди тюркоязычных народов начал распространяться ислам, что вы знаете о более ранних религиозных верованиях тюрков?
6. Расскажите о письменности тюркоязычных народов, какие культурно-исторические памятники древней письменности вы знаете?
7. Какие памятники материальной культуры тюркоязычных народов вы знаете?
8. Расскажите о развитии в тюркоязычных государствах архитектуры и искусства.
9. Назовите исторические письменные источники, в которых говорится о тюркоязычных народах.
10. Назовите ученых, написавших труды о тюркоязычных народах.
Закрепление новой темы учитель организует методом тестирования, а также дает задание (заполнить таблицу №2).
Тестовые вопросы:
1. В какой части территории Казахстана было создано государство Караханидов ?
а) Возле Аральского моря б) В Сарыарке
в) В Жетысу и Восточном Туркестане г) Близ Алматы
2.Тюркское племя, способствовавшее созданию государства Карханидов:
а)Тюргеши б)Карлуки в) Огузы г) Кимаки
3. Кому принадлежали вакуфные земли?
а) Кагану б)Родственникам кагана в)Простолюдинам г)Религиозным учреждениям и священнослужителям
4. Кто уничтожил государство Караханидов?
а) Сельджукский султан Малик шах б) Правители из династии Саманидов
в) Шах Хорезма Мухаммед г) Найманский хан Кучлук
5. Какое из этих архитектурные сооружений было построено впериодсуществования государства Караханидов?
а) Мавзолей Айша-Биби б)Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи
в) Мавзолей хана Жошы г) Минарет Актобе
Заключительный этап урока ( 5 минут).
Оценка знаний учащихся.
Задание на дом: Изучить §10, заполнить таблицу №3.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока:11. НАЙМАНЫ, КЕРЕИ, ЖАЛАИРЫ
Цели урока: Освоить знания о периодах и месте созда-мим государств найманов и кереев, территории расселения племени жалаиров, их политическом строе и хозяй-'-тонной деятельности. Продолжить воспитательные и Исшивающие цели предыдущих уроков, развивать стрем-ш'мие к изучению родного края.
Оборудование урока: Карта, хронологическая таблица, рисунки, летописи о казахских племенах и родах.
Вид урока: Смешанный (рассказ, путешествие, самостоятельная работа).
План урока:
1. Вступительная часть.
2. Опрос домашнего задания.
3. Объяснение нового материала.
4. Самостоятельная работа.
5. Закрепление, подведение итогов урока.
Ход урока:
1.Организационный момент (2 минуты).
2.Опрос домашнего задания (10 минут) по вопросам к §10.
3.Объяснение нового материала (18 минут).
1. Путешествие в страну найманов.
Учитель «приводит» своих воспитанников в страну найманов. Во время путешествия учитель объясняет происхождение названия «найман», рассказывает о ханах государства найманов - Наркеше Даяне, Инанч-бильге, рассказывает об их деятельности по укреплению государства, о политическом положении в эпоху Чингисхана. Ученики узнают о распрях в ханстве, о причинах междоусобиц и приходят к пониманию: раскол и распад государства найманов были вызваны борьбой за власть и внутренними междоусобицами. Далее знакомятся с борьбой найманских ханов Даяна и Кучлука против монгольских завоевателей во главе с Чингисханом и их поражением в этой войне.
2. Путешествие в страну кереев.
Следующий пункт путешествия учащихся - страна кереев. Изучая карту, ученики знакомятся с территорией Керенского государства и соседними странами, среди них и Монгольское государство. Учитель рассказывает об общественном строе Керейского государства, об этническом составе страны, периоде существования Керейского государства, о политической борьбе в нем, о политике, которую вели керейские ханы, о взаимоотношениях между кереями и Чингисханом, о нашествии на них монголов и распаде государства. Учитель также знакомит учеников с историческими сведениями о кереях, говорит о важной научной ценности этих документов.
3. Путешествие в страну жалаиров.
Учитель, «путешествуя» вместе с учениками по стране жалаиров, рассказывает и о соседних странах. При этом дети узнают о деятельности Жамуки, много сделавшего для объединения жалаирских родов и племен, о взаимоотношениях жалаиров с Чингисханом.Во время «путешествия» учитель рассказывает о политическом строе трех племен, о системе управления войсками в них, о хозяйстве, жизни и быте этих племен.
4. Самостоятельная работа (5 минут).
Самостоятельная работа по §10 и хронологической таблице для заполнения необходимых разделов.
Следующее задание: решить кроссворд «Казахстан».
1. Вождь племени жалаиров.
2. Столица государства найманов.
3. Древний тюркский город на юго-востоке Казахстана.
4. Имя найманского хана.
5. Кем объявил себя Жамука на курултае родов и племен?
6. Имя знаменитого монгольского великого хана.
7. Десятитысячный военный отряд тюрков.
8. Крупное тюркское племя.
9. Слово «восемь» в переводе на монгольский язык.
Заключение (подведение итогов - 5 минут).
Вопросы для закрепления:
1.Покажите на карте территории расселения трех племен - найманов, кереев, жалаиров.
2.Расскажите о политическом строе и системе правления племен.
3. Опишите хозяйство и быт этих племен. 4.Каким было политическое положение в Найманском государстве ?
5. А в Керейском государстве? 6. Что вы узнали о племени жалаиров?
7. Какими были взаимоотношения трех племен с Чингисханом?
Оценка знаний учащихся.
Задание на дом: Внимательно прочитать §11 и запомнить его содержание.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: КАРАКИТАИ (1125-1212 ГГ.)
Цели урока: Выяснить причины переселения караки-таев в Жетысу, рассказать об общественно-политическом строе, системе сбора налогов, о внешней политике Кара-китайского государства.
Базовое понятие: Общественно-политический строй средневековых государств на территории Казахстана.
Опорное понятие: История Каракитайского государства.
Наглядные пособия: Карта, хронологическая таблица.
Вид урока: Традиционный.
План урока:
1. Вводный этап.
2. Рассказ-объяснение.
3. Самостоятельная работа.
4. Заключительная часть.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
по вопросам к §11.
вопросы проблемного характера (развитие логического мышления учащихся)
Примерные вопросы:
1. Каков был общественно-политический строй государства найманов?
2. Что вы знаете о политике и деятельности найманских ханов?
3. Расскажите об общественно-политическом строе Керейского государства.
4. Расскажите о жалаирах.
5. Каких видных политических деятелей жалаиров вы знаете?
6. Расскажите о политических взаимоотношениях этих племен с Чингисханом.
7. Расскажите о хозяйстве и быте этих трех племен.
Изучение нового материала
план:
а)о причинах переселения на земли Жетысу караки-таев и их этническом составе;
б) общественно-политический строй Каракитайского государства;
в) система сбора налогов;
г) внешняя политика Каракитайского государства.
Самостоятельная работа.
Дается задание по заполнению хронологической таблицы.
Закрепление нового материала по вопросам в конце параграфа.
Выставление оценок.
Задание на дом: Внимательно прочитать §12, ответить на вопросы.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: КЫПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XI - НАЧАЛО ХШ ВЕКОВ)
Цели урока: Рассмотреть и изучить территорию, этнический состав, общественный строй, политическое положение и хозяйство Кыпчакского ханства.
Оборудование урока: Карта, хронологическая таблица, карточки.
Вид урока: Смешанный урок (рассказ, самостоятельная работа).
План урока:
1.Введение.
2.Объяснение нового материала.
3. Самостоятельная работа.
4. Закрепление.
5. Подведение итогов урока
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
по вопросам к §12.
3. Изучение нового материала
Самостоятельная работа по заполнению разделов хронологической таблицы.
Можно дать задание: решить кроссворд «Кыпчак». (Ответы в клетках - для учителя.)
1. Присырдарьинская ставка кипчакского хана.
2. Ведущее кыпчакское племя.
3. Европейский путешественник, писавший в XIII веке о кыпчаках.
4. Одно из племен, присоединенных в Приаралье кыпчаками.
5. Еврейский путешественник, писавший в XII веке о кыпчаках.
6. Тюркское название, означающее «девять племен».
Вопросы для закрепления:
1. Покажите на карте территорию Кыпчакского ханства, назовите земли, входившие в его состав.
2. Расскажите об особенностях этнического состава кыпчакского племени.
3. Расскажите об общественном строе Кыпчакского ханства.
4. Расскажите о политическом положении Кыпчакского ханства.
5. Объясните причины падения Кыпчакского ханства.
6. Расскажите о хозяйстве кыпчаков.
7.Назовите авторов, оставивших исторические сведения о кыпчаках.
Подведение итогов урока.
Оценка знаний учащихся.
Задание на дом: Изучить §13, ответить на вопросы.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Четвертая глава ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
Тема урока: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ И ЕГО
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Цели урока: Объясняя историю возникновения Великого Шелкового пути, раскрыть роль торговли для развития государств и народов, находившихся на пути его следования, рассказать о хозяйстве, культуре соседних и далеких стран, международных отношениях между ними.
- Дать учащимся понимание важности развития торговли вдоль Великого Шелкового пути.
Оборудование урока: Карты мира, Республики Казахстан, Великого Шелкового пути, таблица «Культурные и международные отношения, связанные с Великим Шелковым путем».
План урока:
1.Введение.
2.Объяснение нового материала.
3. Самостоятельная работа.
4. Закрепление.
5. Подведение итогов урока
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
опрос домашнего задания по вопросам и заданиям к §13, а также по собственным вопросам учителя, и оцениваются знания учащихся. Оценки ставятся и после проверки рабочей тетради.
3. Изучение нового материала План :
1. Возникновение Великого Шелкового пути.
2. Влияние Великого Шелкового пути на развитие торговли, оживление хозяйственной деятельности.
3. Великий Шелковый путь и международная культура.
4. Влияние Великого Шелкового пути на развитие международных отношений.
вопросы для закрепления новых знаний:
1. Почему путь назвали Великим Шелковым путем? 2. С какого времени им стали пользоваться?
3. По каким направлениям он расходился?
4. Какое влияние он имел в торговом отношении для стран, находящихся на его пути?
5. Почему выращивание шелкопряда китайцы держали в секрете?
6. В какой еще стране, кроме Китая, позднее было налажено производство шелка?
7. Какое влияние оказал Великий Шелковый путь на развитие международной культуры?
8. Оказал ли Великий Шелковый путь влияние на разв-е междунар. отн. между государствами?
Оценка ответов учащихся.
Задание на дом: Прочитать §14 и ответить на вопросы и задания.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: КАЗАХСТАНСКИЕ ТРАССЫ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ
Цели урока: Объяснить, какие ответвления имел Великий Шелковый путь на казахстанской земле. Доказать, что путь из Жетысу на Восток являлся главным. Раскрыть причины быстрого роста и расцвета культуры городов Южного Казахстана и Жетысу, объяснить влияние пути на социально-экономическое положение Казахстана.
Убедить учащихся в пользе и значительном влиянии, которое оказал Великий Шелковый путь на развитие и расцвет городов, экономический подъем казахских земель.
Оборудование урока: Карта «Великий Шелковый путь», карта мира, административно-территориальная карта Республики Казахстан.
Вид урока:комбинированный.
План урока:
1.Введение.
2.Объяснение нового материала.
3. Самостоятельная работа.
4. Закрепление.
5. Подведение итогов урока
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
опрос домашнего задания по вопросам и заданиям к §14, а также по собственным вопросам учителя, и оцениваются знания учащихся. Оценки ставятся и после проверки рабочей тетради.
3. Изучение нового материала
план изложения материала:
1. Жетысу - основной регион прохождения Великого Шелкового пути на Восток.
2. Южный Казахстан - одни из главных ворот Великого Шелкового пути на Запад.
3. Социально-экономическое значение Великого Шелкового пути.
Задание на дом:
1.Внимательно прочитать §15, ответить на вопросы и I выполнить задания.
2. Выполнить задания в рабочей тетради. 52
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Пятая глава
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА НО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ IX - НАЧАЛЕ ХШ ВЕКОВ
Тема урока: РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Цели урока: Сравнивая памятники культуры, объяснить детям об изменениях в схемах планировки и застройки городов, общественных зданий, мастерских, жилых домов
Тип урока: Традиционный.
Приемы урока: Обучение, поиск.
Оборудование урока: Карта Республики Казахстан, рисунки, альбом «Древний Отрар».
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
по вопросам к §15.
Просим учащихся отметить этот Великий Шелковый путь на контурной карте.
вопрос: Какое значение имел Великий Шелковый путь для населения Жетысу?
Города на пути следования.
3. Объяснение нового материала.
Знакомим учащихся с темой, целью и планом урока.
План урока:
1. Возникновение и рост числа городов.
2. Изменения в градостроительстве.
3. Жилища.
Закрепление изученного материала:
Вопросы в конце параграфа.
Подведение итогов урока.
Задание на дом:
1.Внимательно прочитать §16, ответить на вопросы.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛА, ТОРГОВЛИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В IX-XII
ВЕКАХ
Цели урока: Рассказать, как развивалось ремесленничество, промыслы, торговля и сельское хозяйство в IX-X11 веках. Объяснить, как в процессе развития торговли обращались деньги, развивалось земледелие. Научить ребят делать выводы, сравнивая развитие производства разных видов потребительских товаров. Воспитывать у детей эстетический вкус.
Вид урока: Смешанный урок.
Приемы урока: Устный рассказ, собеседование.
Наглядные пособия: Карта Республики Казахстан, рисунки, иллюстрации с изображениями кувшинов, ювелирных изделий, юрты и др.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
по вопросам к §16. Обобщаем ответы учащихся.
3. Объяснение нового материала.
Для изучения нового материала нужно составить следующий план:
1. Развитие различных видов ремесла.
а) Гончары, стеклодувы.
б) Кузнечное дело.
в) Ювелирное дело.
г) Косторезы.
2.Торговля, денежный оборот.
3. Земледелие.
Ремесла в IX-XII веках
Виды ремесел
Изготовляемые изделия
Местонахождение в ходе археологических раскопок
Гончарное производство
Керамические сосуды, кувшины, чаши, миски, блюда
Отрар, Тараз, Туркестан, Куйрыктобе, Талгар
Производство стекла
Стеклянная посуда разных видов, оконное стекло
Отрар, Тараз, Туркестан
Кузнечное дело
Ножи, шилья, ножницы, кетмени, лемехи плугов, оружие
Алматы, Талгар
Ювелирное ремесло
Серебряные браслеты, золотые серьги, кольца, бусы, украшенные драгоценными камнями
Отрар, Тараз, Талгар
Обработка кости
Костяные булавки, шахматные фигурки, стрелы, лук, отделанный костяными пластинками
Талгар, Куйруктобе
4.Заключительный этап урока.
Пользуясь таблицами, картами ставим вопросы для закрепления пройденного материала
Задание на дом: Внимательно прочитать и запомнить содержание §17.
Выполнить в рабочей тетради задания, которые даны к §17.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА
Цели урока: Рассказать об особенностях прикладного искусства, о его использовании в ремесленничестве и архитектуре. Объяснить ребятам об особенностях при строительстве мечетей, бань, мавзолеев.
Воспитывать уважение к труду, любовь к искусству и прхитектуре.
Вид урока: Традиционный.
Прием урока: Устный рассказ, собеседование.
Оборудование урока: Карта Республики Казахстан, рисунки мавзолеев, мазаров: Айша-Биби, Бабаджи Хатун.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
по вопросам к §17. Обобщаем ответы учащихся.
3. Объяснение нового материала.
план:
1.Прикладное искусство.
2.Системы архитектурного строительства мечетей, мавзолеев, мазаров, бань.
Закрепление пройденного материала.
Задание на дом: Ответить на вопросы в конце §18. Выполнить в рабочей тетради задания
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА
Цели урока: Рассказать о распространении различных религиозных верований, влиянии мусульманской религии на развитие культуры.
Вид урока: Традиционный.
Оборудование урока: Карта Республика Казахстан, карта Великого Шелкового пути, рисунок «Мавзолей Айша-Биби».
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
по вопросам к §18.
Дается обобщение пройденного материала.
3. Объяснение нового материала.
План изучения новой темы:
1. Доисламские религиозные верования.
2. Влияние мусульманской религии на развитие культуры и ее распространение.
3. Укрепление позиций ислама.
Учащиеся знают по истории шестого класса как появилась религия, о ее традициях и обычаях. Как появились впервые у людей религиозные верования, поверил? Как появилось многобожие? Как и где появился ислам? Эти и другие вопросы задаем учащимся и тем самым проводим введение к теме урока.
Далее следует рассказ учителя.
Закрепление пройденного материала.
Задание на дом:
1. Внимательно прочитать §19 и запомнить его содержание.
2. Выполнить задания в рабочей тетради по этому параграфу.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Цели урока: Показать развитие науки, охарактеризовать научную деятельность великих ученых Х-ХII веков, их вклад в развитие научной мысли, раскрыть важность их открытий.
Рассказать учащимся о развитии научных знаний о языке, письменной литературы, о видных представителях этих отраслей науки, их произведениях.
Научить учащихся ценить труд ученых, поэтов, уметь читать их труды, развить навыки поиска, исследования.
Оборудование урока: Карта Республики Казахстан, портреты: аль-Фараби, М. Кашгари, Ю. Баласагуни, Ходжа Ахмеда Йасауи.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
3. Объяснение нового материала.
Развитие языкознания
Имя, даты рождения и смерти
Труды
О чем написаны
1. Махмуд Кашгари (1030-1090 гг.)
«Диуани-лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»)
В этом труде ученый проводит сравнительный анализ сходства и различий в тюркских языках. В книге много сведений по истории тюркской эпохи, исторической этнографии, тюркским названиям различных местностей (топонимам), устном народном творчестве тюрков.
2. Юсуф Баласагуни (1021-1075гг.)
«Кутадгу билик» («Благодатное знание»)
В книге содержится много сведений об истории и общественно-политической жизни, обычаях и традициях, религиозных верованиях тюрко-язычных народов. В своем труде ученый останавливается на вопросах философии, астрономии, алгебры и других отраслей науки.
Вопросы для закрепления:
1. Что послужило причиной развития науки в Х-ХII веках?
2. В какие годы жил великий ученый аль-Фараби?
3. Какие труды Абу Насыр аль-Фараби вы знаете?
4. Кто из ученых впервые написал книгу на тюркском языке? Как этот труд назывался?
5. Какой ученый впервые начал изучение тюркских языков?
6. Назовите видного поэта, представителя письменной литературы, жившего в государстве Караханидов.
7. Какие труды Ходжа Ахмеда Иасауи вы знаете?
8. К чему призывал он людей и что бичевал?
Задание на дом: § 20. Выполнить задания в рабочей тетради по этому параграфу.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Шестая глава КАЗАХСТАН В ХIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВЕКОВ
Тема урока: ЗАВОЕВАНИЕ МОНГОЛАМИ ЗЕМЕЛЬ КАЗАХСТАНА
Цели урока: Рассказать учащимся о первых шагах по образованию Монгольской империи, о ее общественном строе. Раскрыть завоевательную политику Монгольской империи, рассказать о самоотверженной борьбе народов против завоевателей, тяжелых последствиях монгольского нашествия. Провести анализ особенностей внутренней и внешней политики Чингисхана в сравнении с политикой других стран.
Оборудование урока: Карта Республики Казахстан.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
3. Объяснение нового материала.
План изучения новой темы:
1. Создание Монгольской империи.
2. Общественный строй Монгольской империи.
3. Завоевание монголами казахских земель.
5. Последствия завоевания монголами казахских земель.
6. Создание улусов.
Хронологическая таблица
Время (годы)
Произошедшие события
В 1207-1208 гг.
Старший сын Чингисхана Жошы (Джучи) подчинил себе енисейских кыргызов и северные сибирские народности, племена.
В 1207-1209 гг.
Чингисхан захватил Тангутское государство, Турфанское княжество уйгур.
В1211-1215гг.
Напав на Китай, монголы захватили и переняли у китайцев производство осадных стенобитных и огнеметных орудий.
В 1217 г.
Направленное Чингисханом монгольское войско под командованием Джебе-нойона овладело Жетысу, в котором правил хан Кучлук.
В 1218 г.
Монголы вновь вторглись в Жетысу.
1} 1219 г.
Чингисхан со 1 50-тысячным войском направился от берегов Иртыша к Сырдарье.
В 1219-1220 гг
Все присырдарьинские города попали в полную зависимость от монголов.
4.Закрепление изученного материала
1. Почему в результате завоевательных войн монголами уничтожались города?
2. Когда проводили археологические раскопки городища Отрар, в одном помещении были найдены 20-30 человеческих черепов. О чем это говорит?
3. Какой вред был нанесен культуре, хозяйственной деятельности?
Задание на дом: Внимательно прочитать и запомнить содержание § 21.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: ЗОЛОТАЯ ОРДА (СЕРЕДИНА XIII - СЕРЕДИНА XV ВЕКОВ)
Цели урока: Раскрыть особенности внутренней политики государства Золотая Орда, которое было создано ханом Бату (Батыем) вместо улуса Жошы. Объяснить учащимся причины усиления Золотой Орды, расцвета торговли, экономического развития. Объяснить, почему к XV веку Золотая Орда стала ослабевать и пришла в упадок.
Метод урока: Традиционный, работа с текстом учебника.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
по вопросам к §21.
3. Объяснение нового материала.
Объяснение нового материала по плану.
1.Образование Золотой Орды.
2. Усиление Золотой Орды.
3. Ослабление Золотой Орды.
4. Общественный строй Золотой Орды.
При объяснении причин усиления Золотой Орды можно воспользоваться следующей таблицей:
Правители Золотой Орды
Основные события в период их правления
Хан Бату (Батый; (1227-1255 гг.)
Совершил семилетний поход (1236-1242 гг.) на Запад, в ходе которого завоевал многие западные страны и границы Золотой Орды расширились в западном направлении, были захвачены Северный Кавказ, побережье Крыма, русские княжества, страны, которые признали свою зависимость и выплачивали дань Золотой Орде.
Хан Берке (1256-1266гг.)
Рост могущества Золотой Орды повлек за собой отказ хана Берке от подчинения Монгольской империи и нежелание его принимать участие в общемонгольских курултаях. В политическом и экономическом отношениях Золотая Орда бурно развивалась, усилились связи между Золотой Ордой и султаном Египта Бейбарысом. В целях дальнейшего усиления Золотой Орды хан Берке принял мусульманскую религию. Он использовал ислам для укрепления связей с мусульманскими странами.
Хан Менгу-Темир (1266-1280 гг.)
В 1271 г. предпринял поход против Византии, которая препятствовала укреплению отношений Золотой Орды с Египтом, император Византии, боясь поражения, заключил с монголами мирный договор. Расширились торговые отношения Золотой Орды с городами Средиземноморья.
Хан Тохты (1290-1312 гг.)
Оживил торговые связи с Ираном и странами Кавказа. Укрепил связи с египетским Мамлюкским государством.
Хан Узбек (1312-1342 гг.)
Большое внимание уделял развитию городов. В этот период мусульманская религия была объявлена государственной.
Хан Жаныбек (1342-1357 гг.)
В период его правления в государстве повсеместно возводились мечети, медресе, другие общественные здания, бурно развивалась торговля.
В борьбе за власть с 1357 по 1380 год погибло более 20 ханов.
В 1380 г. войско Золотой Орды под командованием Мамая потерпело поражение от русских дружин князя Дмитрия Донского в битве на Куликовском поле. После этого поражения Золотая Орда уже не смогла вновь укрепиться.
Хан Тохтамыш (г. рожд. неизв. -1406 г.)
Совершал походы на русские земли, в 1382 г. сжег Москву, вторгся в Мавераннахр и Закавказье.
Заключительный этап урока.
Задание на дом: Внимательно прочитать §22 и запомнить его содержание.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: БЕЛАЯ ОРДА (XIII - НАЧАЛО XV ВЕКОВ.)
Цели урока: Рассказать об особенностях образования, о внутренней и внешней политике государства Белая Орда, ее экономическом положении, хозяйственной деятельности. Научить учащихся делать сопоставления и обобщения.
Метод урока: Проблемно-поисковый.
Оборудование урока: Карта Республики Казахстан.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
по вопросам к §22
При опросе домашнего задания не только задаем вопросы, но используем карточки, перфокарты, проводим работу с картой, с таблицами. Делаем заключение.
3. Объяснение нового материала.
План объяснения новой темы:
1. История возникновения государства Белой Орды.
2. Данные о территории, на которой располагалась Белая Орда.
3. Внутренняя и внешняя политика Белой Орды.
4. Экономическое положение государства.
Какие важные исторические события произошли в истории этого государства, можно проследить по нижеследующей таблице:
Со второй четверти XIV века
Белая Орда окончательно отделяется от Золотой Орды (при ханах Ерзене и Мубараке она постепенно отделяется, а при хане Урусе - уже окончательно).
В 1327-1328 гг.
Хан Мубарак от своего имени выпускал в Сыганаке собственные монеты, хотя правители Золотой Орды противились этому.
Со второй половины XIV века
В Золотой Орде начинается смута. В 60-е годы в результате заговора трон занял потомок Орда-Ежена хан Урус, который отделяется от Золотой Орды.
В 1368-1369 гг.
Хан Урус чеканил в Сыгнаке свои монеты.
В 1374-1375 гг.
Хан Урус совершил поход в Поволжье и захватил столицу Золотой Орды Сарай-Берке, затем город Хаджи-Тархан и подчинил себе камских булгар.
В 1379 г.
Хан Тохтамыш, одержав победу над сыном хана Уруса Тимур-Маликом, окончательно подчинил себе город Сыгнак.
В 1380 г.
Хан Тохтамыш завоевал подавляющую часть территории Золотой Орды и ставку хана Мамая.
В 1395 г.
Эмир Тимур возвел на ханский трон Белой Орды сына хана Уруса -Койричака-оглана.
В 1428 г.
Власть в восточном Дешт-и-Кып-чаке взял в свои руки Абулхаир-хан из династии Шайбанидов. Он завоевал многие земли Белой Орды и создал свое ханство. Так прекратила свое существование Белая Орда.
Заключительный этап урока.
Задание на дом: §23 , ответить на вопросы в конце параграфа
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: МОГУЛИСТАН (СЕРЕДИНА XIV - КОНЕЦ XVI ВЕКОВ)
Цели урока: Рассказать, как в результате распада Чагатайского улуса в XIV веке появилось государство Могулистан, об особенностях его этнического состава, внешнем и внутреннем положении страны, завоевательных войнах эмира Тимура против Могулистана, о бедствиях, которые они принесли, распаде Могулистана. Научить делать сопоставления, обобщения.
Вид урока: Традиционный.
Оборудование урока: Карта Республики Казахстан.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
Опрос домашнего задания по вопросам к §23, опираясь на таблицу и карту.
3. Объяснение нового материала.
После вступительного слова учителя, класс делится на 4 группы. Все группы читают самостоятельно текст параграфа, делают в тетрадях пометки, чертят таблицы или схемы по следующим заданиям:
1группа - создание Могулистана, его территория;
2 группа - этнический состав населения;
3 группа - внутреннее положение Могулистана;
4 группа - распад Могулистана.
По завершении работы к доске вызываются по одному представителю от каждой группы, одновременно 2-3 ученика работают у доски. Они выполняют на доске свою
работу по структурированию текста. Класс записывает в свои тетради недостающую информацию.
Задание на дом: Внимательно прочитать §24 и запомнить его содержание.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ ЭМИРА ТИМУРА
Цели урока: Показать, к каким губительным последствиям привели грабительские, завоевательные вторжения эмира Тимура в другие регионы и страны.
Продолжить работу над составлением хронологии, развитием навыков системного мышления, выделения главного, установления взаимосвязей.
Оборудование урока: Карта «Казахстан в XIV-XV веках», таблицы, схемы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
Опрос домашнего задания проводится по вопросам к §24, опираясь на таблицы и схемы, составленные на прошлом уроке.
3. Объяснение нового материала.
Изучение новой темы по плану:
1.Походы эмира Тимура против Золотой Орды.
2. Походы эмира Тимура против Могульского ханства.
3. Последствия походов эмира Тимура.
Походы эмира Тимура отразить с помощью хронологической таблицы.
Завоевательные походы эмира Тимура
Время (годы)
Произошедшие события
Последствия походов
В 1370 г.
Захватил Мавераннахр, которым правил 35 лет.
Пришло в упадок хозяйство завоеванных регионов.
В 1371-72 гг.
Посланное Тимуром войско воевало с Могулистаном.
Было захвачено много пленных и добычи, многотысячные стада скота. Была нарушена торговля между городами Средней Азии.
В 1371-1390 гг.
Тимур неоднократно совершал походы на Могулистан.
Разрушал и сжигал города.
В 1376 г.
Тимур разбил войско сына хана Уруса Малика-оглана.
Были прерваны межгосударственные связи.
В 1376 г.
Тимур направил 30-тысячное войско против правителя Могулистана, известного полководца Камар ад-Дина.
Были расширены захваченные территории, сюда переселялись другие тюркоязычные племена.
В 1377 г.
Камар ад-Дин был разбит дважды Тимуром: в предгорьях Каратау и Бугымском ущелье.
Была разрушена основа для формирования народов Средней Азии.
В 1384-91 гг.
Тимур совершил ряд походов против Золотой Орды и Могулистана. Для покорения Могулистана он направил 120-тысячное войско.
Завоевательные походы эмира Тимура тяжело сказались на экономическом и культурном развитии казахских земель.
В 1390-е гг.
Полностью подчинил себе Могулистан.
Таблицу можно дополнить списком государств, завоеванных Тимуром и т. д.
Закрепление урока.
Задание на дом: Внимательно прочитать §25 и запомнить его содержание.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: НОГАЙСКАЯ ОРДА, СЕВЕРНЫЙ КАЗАХСТАН И ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ В XIII-XV ВЕКАХ
Цели урока: Объяснить причины образования Ногайской Орды, рассказать о ее территории, политической истории. Показать политическое развитие Северного Казахстана и Западной Сибири, их взаимосвязь, а затем объяснить причины распада. Разобрать этнический состав народов, проживавших в этих регионах.
Научить ребят сопоставлять историю развития тюркских народов на территории Казахстана и делать собственные умозаключения.
Воспитывать у учащихся любовь к истории своей страны, уважать ее, быть гуманными.
Вид урока: Смешанный.
Методы урока: Устное объяснение, беседа, вопросы-ответы.
Наглядные пособия: Карта «Казахстан в XIII-XV веках», карта Республики Казахстан.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
Опрос домашнего задания проводится по вопросам к §25, опираясь на таблицы и схемы, составленные на прошлом уроке.
3. Объяснение нового материала.
План изучения новой темы:
1. Образование Ногайской Орды.
2. Политическая история Ногайской Орды.
3. Западная Сибирь и Северный Казахстан в XIII-XV веках.
4. Этнический состав населения этих регионов.
После рассказа учителя по новой теме обобщаем путем вопросов и ответов пройденный материал: государства, которые появились во время распада Золотой Орды и Белой Орды - это были Ногайская Орда и Сибирское ханство, выясняем, что развитие общественных отношений, языка общения, отраслей хозяйственной деятельности было связано исключительно благодаря местному тюркоязычному населению.
Задание на дом:
Прочитать и выучить §26.
История средневекового Казахстана 7 класс _______________
Тема урока: