Рабочая программа по истории Древнего мира, 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

Караваинский филиал





Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДАЮ методическим советом Директор школы Хурцилава И.Ю.

Протокол № ____от _______2015г. Приказ №____от ____2015г.









Рабочая программа

по Всеобщей истории

для 5 класса на 2015-2016 уч.год








Составитель:

учитель истории Хашина Т.В.











2015 год






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по Всеобщей истории для 5 класса составлена на основе:

  • Закона «Об образовании» №273 ФЗ;

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования ;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях;

  • Учебного плана школы;

  • Примерной программы основного общего образования по истории( в частности для 5 класса по всеобщей истории;

  • Программы под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свеницкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», в соответствии с требованиями

Учебник. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.Н. Свенцицская. История Древнего мира. Изд-во. Просвещение, 2015г.

Г.И. Годер. Рабочая тетрадь. Всеобщая история Древнего мира. 1и 2 часть. Изд-во М. «Просвещение», 2013 г.

Атлас. История Древнего Мира. 5 класс + контурные карты.

Цели и задачи программы :

-формирование общей картины исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период Первобытности и Древнего мира;

-развитие исторических представлений об истории как науке.

- овладеть знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрыть особенности исторического периода с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

- формировать у пятиклассников ценностные ориентиры для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

- воспитывать толерантность, уважение к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

- формировать способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

- развивать у учащихся интеллектуальные способности и умения самостоятельно овладевать историческими знаниями ;

- формировать у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Место программы в базисном учебном плане

В соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком рабочая программа курса Всеобщая история для 5 класса рассчитьана на 34 часа учебного времени в год ( 2 часа в неделю).

Формы обучения учащихся на уроке: индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);

Наглядные (демонстрация плакатов, иллюстраций, электронных презентаций);

Эвристические (активная познавательная деятельность учащихся);

Практические (решение теоретических и практических задач).

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, и др.

В программе учитывается взаимосвязь репродуктивной и проблемной формы обучения, коллективной и самостоятельной работы. Исходя из принципов современного образования, реализация программы ориентирована на новые подходы к организации общения, сотрудничества на уроке:

деятельностный подход, ориентированный на формирование личностей и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность школьника;

дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;

проблемный подход, предполагающий освоение учебных знаний в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер;

компетентностный подход, рассматривающий приоритетными задачами в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирования комплекса общеучебных навыков, развитие способностей, различных умений и личностных качеств учащихся основной школы.

Формы контроля: устный опрос, таблицы, схемы, тесты, контрольные работы.

Планируемые результаты

Результаты обучения

Личностными результатами обучения является:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими людьми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результатами являются:

освоенные обучающимися умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, информационному поиску , сбору и выделению существенной информации из различных источников;

овладение умениями анализировать причины возникновения , последствия исторических явлений.

Предметными результатами являются:

способность применять в учебной, познавательной и социальной практике знания, полученные из других дисциплин;

способность к построению индивидуально-образовательной траектории.

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать

Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

уметь

· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (68)

Введение ( 1 час)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль архео­логических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние соору­жения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Родословная.


РАЗДЕЛ I. Жизнь первобытных людей (7 часов)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)


Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Особенности обозначе­ния дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столе­тие)», «тысячелетие». Понятие «первобытные люди». Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Не­возможность людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек ра­зумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и чело­века. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы ( 3 ч.)

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производяще­го хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла - гончарство, пряде­ние, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к про­изводящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религи­озных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Появление неравенства (знатные и незнатные, бога­тые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь». Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, госу­дарств, письменности). Счет лет в истории.

Тема 3. Счет лет в истории (1 ч.)

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры.


РАЗДЕЛ П. Древний Восток ( 20 часов)

Тема 1. Древний Египет (8 часов)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные со­оружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города - Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг». Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Наход­ки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особеннос­ти изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный порт­рет», «роспись».

Тема 2. Западная Азия в древности (7 часов)

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использова­ние глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров - Ур и Урук. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долго­вого рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о нера­венстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик». Города Финикии - Библ, Сидон, Тир. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская тор­говля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемир­ном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филис­тимлянами.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завое­вания. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вави­лонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее исполь­зование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные» полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Тема 3. Индия и Китай в древности (5 часов)

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гима­лайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выра­щивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселе­ние душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брах­мана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объедине­ние Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость - в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм власте­лина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Тест по теме «Древний Восток».


РАЗДЕЛ III. Древняя Греция (21 ч.)

Тема 1. Древнейшая Греция (5 часов)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города - Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Крит­ского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Де­дал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные ус­ловия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедствен­ное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь.

Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным на­селением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Нашес­твие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командова­нием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной ар­мии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч.)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Осо­бенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов ра­боты Мирона и Поликлета. Образование афинян. Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение вы­борных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч.)

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе

Филиппе. Влияние эллинской куль­туры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Поход в Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонс­кое, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший торго­вый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Тест по теме «Древняя Греция».

РАЗДЕЛ IV. Древний Рим ( 19 часов)

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов - Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим - город на семи холмах. Управление древнейшим Ри­мом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «пат­риции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. По­нятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Поня­тие «легион».

Тема 2. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья ( 3 ч.)

Карфаген - крупное государство в Западном Средиземноморье. Пер­вые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Си­цилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципи­она над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземно­морье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Поли­тика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разруше­ние Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания - главный источник рабства. Ис­пользование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб - «говоря­щее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».


Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч.)

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Ги­бель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Созда­ние армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Ак­ций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданс­ких войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, по­жизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «пре­торианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».


Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.)

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Пар­фянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы прав­ления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восста­ние в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царст­ве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христиа­нам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. По­нятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от терро­ристических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян.

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет. Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Тема 5. Разгром Рима германцами падение Западной Римской империи (4 ч.)

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христиан­ства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства - Восточную Римс­кую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен - вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Кол-во

контр. работ

Характеристика основных видов деятельности

1

Введение. Что изучает история Древнего мира.

1


Раскрывать значение терминов история, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7ч)


Древнейшие люди.

1


Определение понятий: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Заполнение сравнительной таблицы «Первобытный и современный человек».


Родовые общины охотников и собирателей.

1


Исследовать на карте географию расселения первобытных людей. Называть новые способы охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.


Возникновение искусства и религиозных верований.

1


Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Рассмотреть разные версии о загадках древних художников.


Возникновение земледелия и скотоводства.

1


Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

Схематически изобразить управление родовой общиной и племенем.


Появление неравенства и знати.

1


Исследовать причины возникновения неравенства и последствия данного процесса. составление сравнительной таблицы.


Обобщение и проверка знаний по теме «Жизнь первобытных людей». Контрольный тест

1

1

Работать с легендой исторической карты, объяснять значение опыта первобытных людей для дальнейшего развития человечества.

Решать проблемные и развивающие исторические задачи.


Счёт лет в истории. Повторение пройденного.

1


Объяснять, как ведется счет лет до н.э и н.э.

Осмысление различия понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Определение исторического времени по ленте времени.

Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Развивать навыки счета в истории в разные эпохи.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20ч)

9

Государство на берегах Нила.

1


Изучение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Определение влияния природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека.

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1


Работа с текстом учебника и дополнительной литературы: поиск и группировка по признакам необходимой информации. Составление схемы: «Основные категории населения Древнего Египта».

11

Жизнь египетского вельможи.

1


Выделить основные категории населения, их положение. Определить понятия: фараон, жрец, пирамида, папирус.

12

Военные походы фараонов.

1


Определить причины, цели, направления военных походов, даты самых крупных военных походов, итоги военных походов, указать их по легенде карты.

13

Религия древних египтян.

1


Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы. Что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц.

14

Искусство Древнего Египта.

1


Работать с информацией из разных исторических источников о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды по иллюстрации.

15

Письменность и знания древних египтян.

1


Определение понятий иероглиф. Описание процесса изготовления папируса.

Анализ достижений древних египтян в земледелии.

Сравнение образа жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

16

Обобщение знаний по теме «Древний Египет».

Контрольный тест

1

1

Умение создавать аналогии, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных исторических задач.

Работать с иллюстрациями, определять значение событий.

17

Древнее Двуречье

1


Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды.

Описание образа жизни, основных занятий населения.

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1


Определение хронологических рамок правления Хаммурапи, определение понятия «закон». Анализ исторического документа: основное содержание законов Хаммурапи.

19

Финикийские мореплаватели.

1


Рассказать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей.

Составить путь, по которому плавали финикийские купцы.

20

Библейские сказания.

1


Изучить по карте и тексту территорию расселения древнееврейских племен. Объяснить, почему Библия - наиболее читаемая книга

с древности и

до наших дней. Установить, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

21

Царство Давида и Соломона.

1


Изучить по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Знакомство с библейскими сказаниями о героях.

22

Ассирийская держава.

1


Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы. Выявление причин непобедимости ассирийского войска.

23

Персидская держава «царя царей».

1


Определение основных дат истории создания Персидской державы.

Составление сравнительной таблицы «Три царства Западной Азии».

24

Природа и люди Древней Индии.

1


Определить географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия - буддизм.

25

Индийские касты.

1


Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы - хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды.

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1


Определение местоположения государства с помощью карты и ее легенды. Описание географического положения Китая, основных занятий и образа жизни жителей, определение понятия - Конфуцианство.

27

Первый властелин единого Китая.

1


Определить географическое положение Китая, условия возникновения единого государства, роль Великой китайской стены в жизни древних китайцев.

Определять причинно-следственные связи.

28

Обобщение знаний по теме «Древний Восток». Контрольный тест.

1

1


Сравнение особенностей

развития различных цивилизаций.

Описание наиболее значимых достижений культуры цивилизаций Древнего Востока.

Раздел 3. Древняя Греция. 21

Тема 1. Древнейшая Греция. 5

Греки и критяне.

1


Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Определение местоположения Критского царства, Эгейского моря. Выделение отличительных признаков критской культуры.

Анализ мифов.

30

Микены и Троя.

1


Выявить отличия между микенской и критской культурами.

Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Сравнение достижений критской и микенской цивилизаций.

31

Поэма Гомера «Илиада».

1


Описание личности Гомера, основное содержание поэм. Определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека. Характеризовать образы основных героев «Илиады».

32

Поэма Гомера «Одиссея».

1


Проследить по карте путь Одиссея домой, в Итаку. Выделить основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.

33

Религия древних греков.

1


Рассмотреть пантеон богов Древней Греции, по тексту учебника и его иллюстрациями описать связь богов с явлениями природы.

Познакомиться с мифами о Геракле.


Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

7


34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1


Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения. Определение признаков греческого полиса. Описание греческого демоса.

35

Зарождение демократии в Афинах.

1


Сформулировать определение понятий «реформа», «демократия», установить хронологию проведения реформ Солона, их значение.

Составление схемы «правление в полисе».

36

Древняя Спарта.

1


Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения, образа жизни спартанцев.

37

Основание греческих колоний.

1


Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов.

Описание внешнего вида грека.

38

Олимпийские игры в древности.

1


Описание организации и проведения олимпийских игр в древности. Сравнение древних олимпийских игр с современными. Перечисление и описание видов олимпийских соревнований.

39

Победа греков над персами в Марафонской битве. Контрольный тест.

1

1

Определение причин греко-персидских войн, хронологии, итогов Марафонской битвы и ее значение.

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1


Определить причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн.

Используя информацию презентации, составить собственный рассказ - о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве.

41

В гаванях афинского порта Пирей.

1


Сравнива причины событий, делать выводы.х соревнований.вности. ть военную и торговые гавани. Оценить, насколько возможной была покупка раба для каждого грека.

42

В городе богини Афины.

1


Рассказывать о наиболее значимых местах Афин.

Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.

Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.

43

В афинских школах и гимнасиях.

1


Выявить и кратко описать особенности образования в Древней Греции.

44

В театре Диониса.

1


Описать историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры.

Оценить роль современного театра для общества.

45

Афинская демократия при Перикле.

1


Знать определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин.

Группировать информацию о демократических преобразованиях

во время руководства
полисом Перикла.

46

Города Эллады подчиняются Македонии.

1


Сравнивать политический курс Филиппа и Александра. Объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость».

47

Поход Александра Македонского на Восток.

1


Знать хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского.

Схема походов А. Македонского.

Составлять оценочную характеристику государственного деятеля: исторический портрет.

Оценивать поступки А. Македонского, его противников.

48

В древней Александрии Египетской.

1


Называть причины распада державы Александра Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности

49

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция». Контрольный тест.

1

1

Знать основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Раздел 4. Древний Рим. 19

Тема 11. Рим: от возникновения до

установления

господства над Италией. 3

50

Древнейший Рим.

1


Определить географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима.

Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.

Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.

51

Завоевание Римом Италии.

1


Определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий.

Знакомство с новыми крылатыми выражениями.

52

Устройство Римской республики.

1


Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

Исследовать по карте территории, завоеванные Римом. Сравнивать территор. приобретения Рима

во II и III вв. до н.э.


Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

12


53

Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 годы до н.э.).

1


Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами

54

Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2-м веке до н.э.

1


Работать с картой

в процессе изучения
событий, обеспечивших господство Рима
в Средиземноморье.

Характеризовать

способы подчинения государств власти Рима.

55

Рабство в Древнем Риме.

1


Объяснять причины широкого распространения рабства во всех
сферах жизни римлян.

Доказывать бесправное положение рабов в Риме.


Тема 13. Гражданские войны в Риме.

4


56

Земельный закон братьев Гракхов.

1


Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных людей.

57

Восстание Спартака.

1


Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки.

58

Единовластие Цезаря. Контрольный тест

1

1

Работать с исторической картой, составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Анализировать

действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции

Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря. Составлять рассказ.

59

Установление империи в Риме.

1


Определять причины поражения сторонников республики. Объяснять причины завершения гражданских войн

в Риме. Характеризовать правление Октавиана
Августа.


Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.

5


60

Соседи Римской империи.

1


Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.
Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Рассказывать о племенах - соседях Римской империи и их взаимоотношениях

61

Рим при императоре Нероне.

1


Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.

62

Первые христиане и их учение.

1


Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства.

Комментировать
и оценивать комплекс моральных норм

христиан.

63

Расцвет Римской империи во 2-м веке.

1


Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ.

Характеризовать
период правления императора Траяна.
Рассказывать

о достижениях империи во II в. Доказывать,
что римляне строили на века.

64

«Вечный город» и его жители».

1


Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Знать достопримечательности Рима, вклад жителей Рима в развитие цивилизации.


Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

4


65

Римская империя при Константине .

1


Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи.

Сравнивать положение на границах империи в 1 в. и при императоре Константине.

Обосновывать факт переноса столицы империи.

Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией.

66

Взятие Рима готами. Восточная империя при Юстиниане.

1


Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках.

67

Обобщение и проверка знаний по теме «Историческое и культурное наследие Древнего мира»

1

1

Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности.

68

Итоговое повторение курса истории Древнего мира. Контрольный тест.

1


Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира. Показывать на карте государства древности, давать краткую характеристику их политическому, экономическому, социальному и культурному развитию, аргументировано выделять главные достижения цивилизаций Древнего мира.

Итого- 68 часов

Учебно-методическое и Материально-техническое оБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература для учителя

Учебник. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.Н. Свенцицская. История Древнего мира. Изд-во. Просвещение, 2015г.

Календарно-тематическое планирование по истории древнего мира в 5 классе. Авторы учебника: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая

Дополнительная литература для учителя

Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира. Универсальное издание. Изд-во «Вако». Москва, 2012 г.

Петрович В.Г. Уроки истории. История Древнего мира 5 класс. «Творческий центр».

Использование ресурсов интернета

Основная литература для обучающихся

Учебник. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.Н. Свенцицская. История Древнего мира. Изд-во. Просвещение, 2015г.

Г.И. Годер. Рабочая тетрадь. Всеобщая история Древнего мира. 1и 2 часть. Изд-во М. «Просвещение», 2013 г.

Атлас. История Древнего Мира. 5 класс + контурные карты.

Дополнительная литература для обучающихся

Энциклопедии: Большая Советская энциклопедия, Историческая энциклопедия (полное собрание)

Использование ресурсов интернета и школьной библиотеки

Технические средства обучения

Компьютер

Монитор

Клавиатура

Проектор

Учебно-практическое оборудование

Общество Древнего Египта

Афинская демократия 5-4 вв. до н.э.

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА. 3-2 ВВ. ДО Н.Э.

РАБСТВО В Древней Греции и Древнем Риме

Греко-персидские войны. 500-449 гг. до н.э.

ДРЕВНИЙ Восток. Египет междуречье. Завоевания Александра Македонского

Греция в IV веке до н.э. образование и распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства

крито-микенская Греция. Греко-персидские войны 500-478 гг. до н.э.

Древний Египет. IV-I тыс. до н.э.

древняя Италия в VII- начале IIIв. До н.э.

Индия и Китай в древности. Междуречье и восточное средиземноморье в древности

Рост Римского государства в III - II вв. до н.э.







© 2010-2022