• Преподавателю
  • История
  • Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

Система управления


При царском дворе для управления присоединённой за Уралом территорией был создан Сибирский приказ, далее соответственно Тобольский воевода (старший среди прочих) - разрядный воевода - уездный воевода. Функции воевод были аналогичны: освоение новых земель, командование вооружёнными силами, развитие земледелия, сбор ясака (налог пушниной с коренного населения), торговля, контроль над служилыми людьми, суд, поддержание правопорядка; отличались они лишь пределами закреплённой за ним территории. Ближе всего к деревне был уездный (для Тутурской волости - Илимский) воевода. Он формировал командный состав гарнизона, назначал приказчиков острогов и слобод, те в свою очередь организовывали выборную крестьянскую администрацию. Все распоряжения шли только от воеводы, с любыми заявлениями и жалобами (челобитными) обращались только к нему. Воеводство было слишком обширным, поэтому делилось на волости с «присудствующими деревнями», куда назначался

  1. приказчик. Он направлялся в острог или слободу письменным распоряжением и имел обширный круг обязанностей: «А наипаче всего о государственной десятинной пашне радеть и бобылей (бедных безземельных крестьян) и шатунов (гулящих) в пашенное тягло и в оброк приискать со всяким чистосердием… И к ним, крестьяном, и ко всяким тамошним … добрым людем держать всякой привет и милость и береженье казати и росправу меж ими всякую чинить по самой правде, беспосульно и безволокитно. А вором отнюдь не потакати и от всякого воровства и кражи и дурна их унимати и ни в чем не потакати… А буде ты против … о государевом деле памятовать и радеть не учнешь и к людем для своих взяток налоги и обиды и приметки напрасные учнешь чинить или своим нерадением и недосмотром над крестьянами в государевой пашне учнетца недопашка и государеву хлебу какая гибель и истеря, и за то тебе по указом великого государя быть в жестоком наказании…» (В. Н. Шерстобоев, Илимская пашня, том I, Иркутское книжное издательство, стр.139). В помощь приказчику давался «пищик» (писец). Административным зданием служила судная изба (позже стала называться приказной избой), для проживания имелся государственный (прикащей) двор.

  2. Делами деревни управлял «мир» - общинное крестьянское самоуправление. Оно необходимо было для организации выполнения государственных повинностей, для коллективного решения хозяйственных проблем и регулирования взаимоотношений между дворами и между деревнями. С этой целью крестьяне на сходе выбирали целовальников (целовали крест, обязуясь честно выполнять порученную работу) или старост, учитывая распоряжение воеводы выбирать «из лутчих людей… добрых и животом (жизнью) прожиточных и не пьяниц». Выборщики оформляли свой выбор в письменной форме и затем подписывались под документом (в современном понимании - под протоколом): «А служить ему выборному целовальнику у вышеписанных великого государя дел за нашим выбором; во всяких зборех великому государю радеть и прибыли искать и великого государя зборные казны не истерять и над зборною великого государя казною никакие хитрости и порухи не учинить… должен також и мирские наши нужды на указные термины исполнять без всякого послабления и отговорок… А в мирском правлении держи иметь ему наши мирские збирать с нас, крестьян… и записывать в расходную книгу без ызлишества, також и подводам иметь записку» (там же, стр. 149 - 150). Целовальники организовывали сбор и доставку хлеба и денег, вознаграждения за свой труд они не получали и несли ответственность непосредственно перед воеводой. В XVIII веке самоуправление крестьян расширилось, они добились права выбирать волостных приказчиков и писчиков, и на смену волостным приказчикам пришли мирские (выборные) приказчики. Выборы производились ежегодно в конце года, правильно оформленный отчёт заверялся подписью всех выборщиков и отправлялся в воеводскую канцелярию. И только после согласия воеводы и приведения к присяге выборный вступал в должность. Кроме него избирались сотский и староста, они трое образовывали крестьянскую администрацию волости. Их обязанности были аналогичны обязанностям воеводского приказчика.

Система управления


Москва

Сибирский приказ

Тобольский воевода

Уездный Илимский

воевода


17 век 18 век выбирался крестьянами

Назначался и утверждался воеводой

Приказчик Тутурской

Волости

Общинное самоуправление в деревне



Крестьяне

Выбирают

Целовальника

(старосту)

Цели

организует

Взаимоотношения

между дворами

и между деревнями

Выполнения

государственных

повинностей

Хозяйственные

проблемы



VII. Промыслы и ремесла (уроки 19 - 23)

Цель: познакомить учащихся с промыслами и ремёслами, выяснить причины их возникновения.

Виды деятельности: составление вопросника к изучению темы; исследовательская работа «Промыслы и ремёсла», сообщения по темам: «Крестьянин-мастер», «Крестьянин-охотник» «Крестьянка-мастерица», «Воспитание крестьянской девочки» и т. д., итоговая коллективная мини-экскурсия в разделе «Утварь»

Основные понятия: промыслы, ремёсла, бондарство, кузнечество, плотницкое и столярное дело, ткачество, прядение, гончарство, сапожное дело.

Формы контроля: коллективная мини-экскурсия

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)


Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

МАСТЕРА СВОЕГО ДЕЛА
Сибирская деревня славилась землепашцами. Именно их свободный, заинтересованный труд был основой благополучия и достатка, обустроенной жизни. Однако, крестьянин одновременно выполнял в своем доме, на подворье, на заимке и на пашне десятки других дел.
Построить избу, огородить усадьбу, смастерить стол, согнуть дугу для полозьев, починить сбрую, подшить валенки, свить веревки, сплести из тальника рыболовную «морду» мог практически каждый хозяйственный крестьянин. Этим умениям учились с детства, непринужденно перенимая их от отца и деда, от мастерового родственника или соседа: ведь жить в деревне и постоянно обращаться по пустякам за помощью к друзьям и соседям, не только не было принято, но и вызывало насмешки и неуважение односельчан.

В той или иной мере все владели различными ремеслами, но в любой деревне, в любом селе были истинные мастера своего дела, соединившие ремесло с искусством, постигнувшие все тонкости и секреты. Данный талант шёл от природы, от умения постичь душу дерева, металла, глины, от трудолюбия и увлечённости. Многие из этих людей, оставив за собой не большую запашку, огород, немного скота, добывали «хлеб насущный» ремеслом.

КУЗНЕЦЫ были практически в каждой старожильческой деревне или селе; во многих крупных селах встречались 2-3 кузницы. Кузница располагалась чаще всего за деревней. Это было довольно просторное рубленое здание с чёрными от копоти стенами. В кузнице размещались - сложенный из кирпича или камня горн, толстый чурбан с наковальней, чан с водой для закалки поковок, кожаные мехи для нагнетания воздуха, ёмкость для древесного угля, небольшой столик и топчан. Здесь же аккуратно развешивались-раскладывались инструменты: клещи, ручники, кувалды, зубилья, молотки разных размеров, кочерга, железная лопатка и др.
Главное для кузнеца - это чтобы было, из чего ковать: в те далекие времена абсолютно невозможно было встретить валяющийся на дороге гвоздь или «железку» - все подбиралось и шло в дело. Кузнечное ремесло было окружено многими тайными секретами и, чаще всего, передавалось от отца к сыну. Впрочем, исследователи отмечали, что во многих селениях кузнецами были ссыльные поселенцы, и чаще всего - переселенцы из-за Урала.

Получая за свой труд чаще всего натуральные продукты крестьянского хозяйства, кузнецы чинили оружие, наваривали сошники, делали к боронам зубья, ковали ножи, серпы, ухваты, светцы, дверные пробои, гвозди и многое другое. Хороший кузнец мог выковать топор, долото, деталь для ружья не хуже заводского.
Однако у кузнеца было и более существенное дело - он подковывал лошадей. Для этого около кузницы обязательно делали станок: четыре столба с боковыми перекладинами и засовами.
Кузнец также «надевал» на колеса телег железные шины, «насекал» серпы (нарезал насечку). Круглый год не прекращался стук-перестук молота в кузнице, но особенно горячая пора наступила весной: задолго до сева и сенокоса крестьянин приводил в порядок орудия труда и инвентарь. По данным Н. М. Ядринцева, в среднем крестьянская семья расходовала на оплату тех или иных кузнечных работ до 10 руб. в год в денежном выражении.

ПЕЧНИК был одним из самых нужных и уважаемых мастеров старой деревни, ибо без печи нет избы, без печи нет жизни в доме. Если переставала, вдруг, у кого из крестьян топиться печь, не видно было утром дыма из трубы, соседи тут же спешили к человеку - что случилось? Вдруг несчастье?
Если икона была духовным центром дома, «матица» (потолочная балка) связывала семью, и под ней решались важнейшие вопросы и заключались сделки, то печь была источником тепла и жизни.
Первоначально печи «били», т. е. на деревянный опечек устанавливали короб по периметру (современное слово - «опалубка»), частично плотно набивали густой, хорошо промешанной глиной, а затем устанавливали деревянный разборный свод - «свинью», вокруг и поверх которого также утрамбовывали глину: для прочности в неё добавляли при замеске соль. Затем выводили трубу-короб на чердаке. Вынимали по частям «свинью», затем, просушив печь, её слегка начинали подтапливать слабым огнем, чтобы она не потрескалась. Печи получались монолитными, очень прочными. Бывало, даже, что в старину разбирали ветхий дом, а затем строили новый, вокруг печи.

В XIX в. печи начали класть из кирпича. Тогда и появились настоящие, творчески работающие печники, потому что в каждой избе они по-своему складывали печь. Печь должна была соответствовать площади дома, ее высота зависела от роста хозяйки, вход в избу и планировка определяли её местоположение и т. д. Хорошая печь не дымила в избу, «тяга» должна быть такой, чтобы выходил дым и в то же время не выдувало все тепло. Печь не должна быть угарной, но должна быть жаркой и, в то же время, «экономной» в отношении дров. Кроме того, на печи делалась достаточно обширная лежанка для стариков. И, конечно, хороший мастер клал именно красивую печь: чтобы была аккуратна, украшена «печурками», карнизами, с гладкой обмазкой. Сибирские печи повсеместно, дважды в неделю подбеливали, иногда расписывали узорами и орнаментом.
Хороший печник работал неторопливо, степенно, аккуратно. Основными инструментами были мастерок и кельма. У такого мастера руки во время работы были чистыми. Хозяин от души кормил печника, оплату производил по договоренности. Конечно, в каждой деревне мог быть не один печник, но хороший мастер обычно славился на всю волость.

ГОНЧАР обычно снабжал своей посудой волость или даже целую округу. Для работы ему требовалась хорошая глина, печь для обжига посуды. Технология изготовления глиняных изделий хорошо знакома, но каждый мастер по-особому лепил горшок или кринку. Посуда могла быть «обливной» или «необливной», с узорами или без них. Изготовив достаточно большую партию товара, гончар развозил его по деревням. Оплата производилась зерном или деньгами.
Из глины делали «корчаги» - большие сосуды с узким горлышком, кринки, горшки разных размеров для варки пищи, кубышки, ставцы, поставцы, рыльники, ладки. Гончары лепили из глины также игрушки и свистульки.
СКОРНЯКИ И САПОЖНИКИ жили практически в каждой деревне. Десятки изделий из кожи были необходимы крестьянской семье в повседневной жизни: обувь повседневная, рабочая и праздничная, сбруя для лошади, зимняя, тёплая одежда из выделанных и обработанных кож и шкур. Скорняжное, кожевенное дело - очень сложное и трудоёмкое. Ему сопутствуют тяжёлый неприятный запах, грязные условия работы, разлагающиеся отходы. Многое в этом ремесле - качество выделки кожи, внешний вид, прочность и долговечность будущего изделия зависело от секретов мастерства.
Если кожа плохо выделана, то и сапоги из нее будут ссыхаться, тереть ноги, поэтому хороший сапожник, прежде чем взять у заказчика материал, придирчиво изучал качество работы скорняка. Как и многие другие ремёсла, сапожное - очень сложное, кропотливое. Спешка в работе могла испортить кожу, внешний вид изделия или доставлять постоянный дискомфорт человеку: небрежно выполненный шов или складка будут источниками потертостей и мозолей.

Для шитья обуви требовалось 2-3 вида кожи, специальные инструменты: шилья, шпандырь, набор сапожных ножей, клещи, сапожные плоскогубцы, молотки, разгонки, рашпили. Заранее готовилась дратва - для этого через крюк в стене протягивались четыре или шесть нитей, попарно сучились, а затем скручивались вместе. Нить натиралась «варом» и с усилием заглаживалась куском кожи. Сапожники в старину не пользовались металлическими иглами, а всегда в концы нити вкручивали свиные щетинки. Низкий складной стул и кожаный передник дополняли оснащение рабочего места сапожника
Конечно, сапоги шили в основном долгими зимними вечерами, но в Сибири встречались и профессиональные сапожники, ходившие из деревни в деревню и шившие обувь прямо на дому заказчика. Деревенская молодежь считала особым шиком сапоги «со скрипом» - для этого в подошву между слоями кожи сапожник вшивал пару пластинок бересты.
В конце XIX в. деревенские мастера оценивали сапоги в 3 рубля; выделка одной овчины стоила 10 копеек, кожи крупного рогатого скота - от 50 копеек до 1 рубля. Шитье полушубка портными обходилось в 2-3 рубля.

ШОРНИКИ по характеру своего ремесла были сродни скорнякам и сапожникам, но изготавливали они конскую упряжь: хомуты, седелки, уздечки, шлеи, вожжи. Шорник должен был обладать художественными способностями, так как упряжь часто отличалась тиснением, кожаными кистями, медными бляшками и прочими «атрибутами».

МЕЛЬНИКИ в сибирских деревнях были одними из самых зажиточных людей. Их мастерство и общественная необходимость оплачивались соответственно. Мельницы на реках строились водяные, а в степной и лесостепной зонах - и ветряные. Последних было значительно меньше.
Водяные мельницы, в свою очередь подразделялись на верхнебойные («наливные») и нижнебойные («пихающие»), а таже на «колёсные» и «мутовчатые». К началу XX в. на речках у больших деревень стояло по 10-20 мельниц! Наряду с частными много было артельных, коллективных мельниц.

Под постоянное, мерное шуршание жерновов, мельник вёл такие же неторопливые беседы с хозяином зерна. Но одновременно и внимательно следил за процессом помола. Одного его взгляда или ощущения ладони, подставленной под теплую мучную струю, было достаточно, чтобы определить качество муки. Мельники, философы по натуре, люди, тесно связанные с природой, были, по воспоминаниям стариков, предсказателями погоды и знатоками народных примет.

В конце XIX в. за помол 500 пудов зерна в год крестьянская семья платила мельнику от 8 до 10 руб. деньгами, или зерном.

ПОВИТУХИ и ЗНАХАРИ, КОЛЕСНИКИ и ЛОЖКАРИ, БОНДАРИ и ПИМОКАТЫ, ОХОТНИКИ и ДЕГТЯРИ, СМОЛОКУРЫ и УГЛЕЖОГИ, КОНОВАЛЫ и СТОЛЯРЫ, ЛОДОЧНИКИ и ПОРТНЫЕ - это далеко не полный перечень профессий деревенских мастеров и умельцев. Они могли заниматься своим ремеслом как одновременно с земледелием, так и специализируясь на определённом занятии. Главное, чтобы мастерство приносило пользу и удовлетворение от работы, как самому мастеру, так и людям.


  1. Охота.

Охотничий промысел подразделяется на три группы:

  1. Пушной промысел. Охота на зверей с ценным мехом (соболь, белка, росомаха, песец, заяц, лисица, горностай, норка, ондатра).

  2. Промысел, связанный не только с ценностью меха, но и с добычей мяса (олени, лоси, маралы, козы)

  3. Охота на птиц (тетерева, куропатки, рябки).

Пушных зверей добывали для продажи. По ценности на первом месте - шкурки соболя. Но больше охотились на белку. Её в тайге водилось больше, и добыть белку легче. На зверей второй группы и птиц охотились гораздо реже.

Территория делилась на угодья, которые передавались по наследству. В способах охоты что-то перенимали у коренных жителей, что-то привносили своё. Звериный промысел начинали на Покров день - 14 октября. Тогда же начинали по первому снегу охоту на белку, лисицу и других зверей. Орудиями были луки со стрелами и огнестрельное оружие. На соболя ставили кулемы - ловушки с приманкой, большие сети - обмёты. Белку добывали с октября до половины ноября, пока снег не очень глубокий. Соболевали с октября по март. Зимний мех считался лучшим. В пору поселения ссыльных казаков на Лене соболь стоил 1 - 2 рубля. В Приленье для охоты была выведена особая порода собак - восточно-сибирская лайка..

  1. Рыболовство.

Рыба составляла существенную часть питательного рациона крестьянской семьи. Рыбный промысел вёлся , как правило, семейно. Для ловли рыбы использовали волосяные, пеньковые и тальниковые невода.сети изготовляли исключительно из волоса, поскольку низкие температуры разрушают сети из других материалов. Использовался конский волос.

Активный лов начинался в середине мая, когда проходил лёд с Лены. Лов ведётся плавом . сеть выбирают, вытаскивают. Добытая рыба сваливается прямо на берегу в кучу. Женщины, старики и дети чистят, ополаскивают и засаливают в бочку. Внутренности ополаскивают и перетапливают на жир. Использовались даже рыбьи кости: из них и сушёной икры готовили муку, из которой пекли лепёшки. Поскольку соли было в то время мало, широко использовались другие способы заготовки рыбы. Например, долго сохранялась рыба в рыбьем жире. Ещё одним способом её сохранения являлось вяление. Рыбу в целях экономии соли слабо солили и вялили на солнце. Рыба, которую подцепляли за хвост, была на много вкусней, чем подцепленная за голову. Это связано с тем, что желчь, стекая от головы, придаёт рыбе горький вкус и грязный цвет. Ценилась такая рыба как таймень, ленок, хариус. Добывали и «сорную» рыбу: ельца, щуку, окуня.

Повторение. Экспресс-опрос. (Темы I - VIII)

Слова для справок .

Гоньба, двор, двуполье, ярица, земледелие, Курбат Иванов, Украина (Запорожье Черкасская область), изба, чум, скотоводство, приказчик, острог, слобода, волок, писарь, нет, повинность, плетень, курыканы, заплот, деревня, Сибирский приказ в Москве, заимка, сдача хлеба (ссыпной хлеб), воевода, пашенный крестьянин, Илимское воеводство, озимая рожь, рогатина, целовальник (староста), ни одного, столяр, ткачиха, мир, плотник, гумно (овин), бондарство, соха, рогатина, гончарство, купец.

Как называется:

  1. … поселение крестьян из нескольких дворов?

  2. … однодворное поселение и земельный участок вдали от освоенных земель?

  3. … Тутурское поселение?

  4. … крестьянин, которого «посадили» на землю?

  5. … жилище тунгуса?

  6. … жилище пашенного крестьянина?

  7. … рожь, посеянная весной?

  8. … система земледелия крестьян вашей деревни в 17 веке?

  9. … большое хозяйство крестьянина со всем имуществом, постройками и людьми?

  10. … повинности крестьянина по перевозке грузов в пользу государства?

  11. … ремесло по изготовлению глиняной посуды?

  12. … главное оружие для охоты на медведя?

  13. … главное орудие земледелия?

  14. … ремесло по изготовлению деревянных кадушек?

  15. … мастер по строительству дома?

  16. … мастер по изготовлению деревянных изделий?

  17. … мастерица по изготовлению тканей?

  18. … место, куда свозили убранный урожай ржи и где его обрабатывали?

  19. … общинное самоуправление крестьян?

  20. … избранный крестьянами правитель деревни?

  21. … человека, занимающегося торговлей?

  22. … горизонтальное ограждение из плах-полубрёвен?

  23. … вертикальное ограждение из прутьев тальника?

  24. … обязанность крестьян в пользу государства?

  25. … народ, ушедший на север под натиском бурят?

  26. … переход, прорубленный через хребёт для перехода из одной реки в другую?

  27. … деревянная крепость в Сибири?

  28. … главный правитель воеводства?

  29. … главное занятие пашенного крестьянина?

  30. … главная выращиваемая крестьянами вашей деревни культура?

  31. … главное занятие бурят?

Кто

  1. … руководил волостью?

  2. … вёл документацию в волости?

  3. … поселил черкасов на устье реки Тутуры?

  4. … основал вашу деревню?

  5. … ведал всей Сибирью?

  6. В каком воеводстве находилась Тутурская слобода?

  7. Какова главная повинность пашенных крестьян?

  8. Назовите другие повинности крестьян?

  9. Как называлась ваша деревня и почему?

  10. Сколько магазинов было в Рудовке в 17-18 веках?

  11. Откуда родом основатель Рудовки?

  12. Из какого металла изготовлялись деньги в 17- 18 веках?

  13. Могла ли быть ярмарка в вашей деревне? Почему?

  14. Назовите полное имя основателя Рудовки.

  15. Напишите адрес своей деревни в 18 веке.


17



22



1

21


23



7



2






18

24

8






30


3


9





25




4



26




10



20







11


5


27

12


19



13

6

28


29








14




15









16







Кроссворд. История Рудовки в 17 - 18 веках.

По горизонтали:

  1. Поселение крестьян из нескольких дворов.

  2. Площадка, куда свозили убранный урожай зерна и где его обрабатывали.

  3. Ограждение их ветвей тальника.

  4. Правитель Илимского воеводства.

  5. Повинность крестьян по перевозке государственных грузов.

  6. Оружие охоты на медведя.

  7. Мастер по деревянному строительству

  8. Крестьянская община.

  9. Поселение из одного двора и земельного участка вдали от освоенных земель.

  10. Заострённое железное орудие из нескольких зубьев для ловли рыбы.

  11. Человек, занимающийся сельским хозяйством (земледелием и скотоводством).

  12. Жилище тунгуса.

  13. Предприятие для переработки зерна и превращения его в муку.

  14. Мастер по изготовлению изделий из железа.

  15. Рожь, посеянная весной.

  16. Деревянная крепость в Сибири.

По вертикали:

  1. Система земледелия, при которой поля, засеянные ярицей и озимью, ежегодно меняются.

  2. Избранный миром правитель деревни.

  3. Зерновая культура, занимающая основную часть посевов.

  4. Главная тягловая сила в хозяйстве крестьянина.

  5. То, что «проливает» крестьянин в своём тяжёлом труде, независимо от желания.

  6. Главное орудие труда крестьянина в земледелии.

  7. Имя верхоленского пятидесятника, поселившего черкашан на устье реки Тутуры.

  8. Жилище крестьянина.

  9. Большое хозяйство пашенного крестьянина со всеми постройками, имуществом, с членами семьи и подворниками.

  10. Мастер по изготовлению глиняных изделий.

  11. Название первых небольших магазинчиков, которые возникали чаще всего при гостиных дворах.

  12. Название столицы воеводства.

  13. Большая сеть для ловли рыбы. 30. Лечебный напиток из воды и ягод.

VIII. Развитие торговых отношений (уроки 24 - 26)

Цель: выявить роль торговых отношений и их развитие в XVII - XIX веках; развивать умение анализировать вещественные источники (предметы утвари).

Виды деятельности: исследовательская работа по классификации предметов утвари по способу их производства (кустарный - мануфактурный; составление карты-схемы торговых путей; составление схемы «Развитие торговых отношений»; анализ документов, воспоминаний и вещественных источников и их сопоставление.

Понятия: торговые отношения, ярмарка, лавка, развозная торговля, оптовая торговля, меновая торговля, купец, деньги, купюра, паузки.

Формы контроля: составление списка купленных предметов в разделе «Утварь»

Из описания крестьянского двора (1703 год)

«одежда: медведна (шкура); одеяло песцовое ветхое; рукавицы белые, крыты красным сукном; рукавицы, шиты шёлком по атласу вишнёвому; два плата, один кисейный, другой китайчатый белый; три пугвицы серебряные»

Из обвинения ракулачиваемого (1930 год)

«У Рудых Василия Васильевича магазин, торговал с 1906 по 1916 год»

Из воспоминаний Рудых Ивана Васильевича (1877 года рождения)

«… строил её (школу) купец Рудых Михаил Иванович за свой счёт…»

Надпись на печати

Рудовский экономический магазин

Условия торговли хлебом для крестьян ( В. В. Шерстобоев «Илимская пашня», т. 2,Иркутск, 1957, стр.485)

Начальник Усть-Кутской таможни Фогользанг приказал «бить батоги» крестьянина Тутурской слободы Буторина за продажу 600 пудов хлеба «своей пахоты» в Киренске (по 30 копеек за пуд), так как он не явился в таможню и проплыл «постороннею рекою - Киренгою». Кроме того, Буторину пришлось уплатить и пошлину.

Цены. 1774 год. Цены. 1630 год.

Пуд ржи 11коп. шкурка соболя 82 коп. - 1 руб. 10 коп.

Пуд овса 9 коп. лошадь - 15 - 20 руб.

Пуд ячменя 13 коп. топор - 1 руб.

Аршин холста 10 - 13 коп. пуд ржаной муки - 60 коп. - 1 руб.

Сапоги юфтевые 1 руб. 10 коп.

Пуд чая 4 - 5 руб.

Фунт сахара 55 - 80 коп.

Корова 1 руб.

Овца 15 коп.

Лошадь 2 - 3 руб.

Цены. 1911год.

Фунт орехов кедровых 7 коп.

Фунт мяса медвежьего 5 коп.

Фунт соли 2 коп.

Мешок картофеля 1 руб. 20 коп.

Формы торговли. Конец XVIII - начала XIX века.

Постоянная - город - лавка, гостиный двор

Периодическая - город - базар, торжок

большое село

Ярмарка - крупный город

(1 - 2 раза в год)

Развозная - сёла, деревни

Из исследовательской работы «Развитие торговых отношений» (2007 год)

Чтобы узнать подробнее о торговле в Рудовке, мы применили метод интервьюирования: встретились с Бартуль Натальей Ивановной(1918 год рождения) и Рудых Анной Николаевной (1925 год рождения). По воспоминаниям своих родителей они знают, что в конце 19 - начале 20 века в Рудовке было три магазина: монополка (осуществляла торговлю вино-водочными изделиями), купеческая лавка местного купца Караваева и Рудовский экономический магазин (вероятно, принадлежал купцу Рудых).

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

IX. Крестьянский быт (уроки 27 - 30)

Цель: выявить представления учащихся о крестьянском быте : изба, отопление, освещение, питание, мебель, постельные принадлежности, одежда, обувь, баня; верования, приметы и праздники

Виды деятельности: исследовательская работа (по выбору) «Женщина - хранительница домашнего очага» или «Хозяин крестьянского двора»; составление таблицы «Крестьянский быт»

Основные понятия: быт, утварь, верования, приметы.

Формы контроля: что из предметов утвари используется в наше время.

Крестьянский быт

Моё представление

Сведения из книги «Путь длиною в 350 лет»

Наличие в музее

Питание

Внутреннее убранство

Одежда, обувь

Баня

Верования

Приметы

Праздники


X. Политическая ссылка (уроки 31 - 33)

Цель: выявить, с какой целью правительство использовало ссылку; познакомить с политическим ссыльными начала XX века - видными политическими деятелями правительства СССР; выяснить влияние ссыльных на местное население и условия ссылки.

Основные понятия: ссылка, политические ссыльные.

Виды деятельности: анализ писем, составление вопросника по теме .

Формы контроля: составление плана «Что изучили по теме», составление словаря по воспоминаниям и письмам.

Из воспоминаний Киргизовой-Носовицкой Розы Владимировны (1969 год)

Ссыльным присылали посылки из Москвы с литературой и документами. Они жили на квартирах в Тутуре , Головновке и во всех деревнях Тутурской волости. Они собирались тайно ночью на собрания и обсуждали какие-то вопросы. Помню одно собрание. Руководил им В. В. Куйбышев. Он сидел на русской печи, а остальные внизу на лавках. Приезжали даже ссыльные из знаменки.

Когда им разрешено было выехать из ссылки, мы все переживали, плакали. Они были очень приличные люди.

…Кузнецовой Клавдии Михайловны (1968 год)

Ссыльные вели большую работу с молодёжью Тутуры, они часто устраивали вечеринки, где читали много стихотворений, пели песни, проводили литературные чтения. Вечера эти сопровождались танцами, музыкой. Ставили спектакли «На дне» А.М. Горького, «Женитьба» и «Ревизор» Н. В. Гоголя .

… Почтаренко

Ссыльных было много. Они были люди интеллигентные, очень приветливые. Они старались устроиться куда-то на работу. Некоторые столярничали, плотничали, нанимались обучать на дому детей. Но устроиться на работу было некуда. Получали они небольшую помощь от товарищей из центра. Жили скудновато. У ссыльных был такой порядок: кто мог что заработать, а кто не мог, делились, то есть жили одной семьёй. В Тутуре у них была столовая, куда они ходили обедать. Когда были деньги, готовили на товарищеских началах, а нет денег, и обеда нет.

… Черепановой ТатьяныМитрофановна (1968 год)

В первое время они устраивались работать на пароходную пристань в Соляновский затон, работали малярами, красили пароходы и баржи. Одевались они все скромно, были у них костюмчики и пальтишечки зимой и летом одни и те же. Почты в Тутуре не было, они в сапожках и носочках, обернут ноги газетками и бегали в Жигалово на почту пешочком. Один ссыльный Франс Франсович был хорошим огородником: из одного мешка картошки выращивал 30 мешков.

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

Методические рекомендации по элективному курсу история Рудовки в 7 классе (продолжение)

29


© 2010-2022