Пробный вариант ЕГЭ по истории на тему Средневековая Русь (11 класс)

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вариант 1

Часть 1.

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) битва на р. Калке

2) стояние на р. Угра

3) образование Речи Посполитой

Ответ: _____________________.

2. Установите соответствие между события и годами.

Б) первое летописное упоминание о Москве

В) поход Мамая на Русь

Г) создание единого свода законов Иваном III

1) 966 г.

2) 1147 г.

3) 1497 г.

4) 1051 г.

5) 1380 г.

6) 1240 г.

Ответ: _____________________.

3. Ниже приведен список государственных деятелей. Все они, за исключением одного, жили в XII-XIII вв.

Андрей Боголюбский; Василий Темный; Александр Невский; Всеволод Большое Гнездо; Чингисхан; Батый.

Найдите и запишите имя, которое относится к другому историческому периоду.

Ответ: _____________________.

4. Запишите термин, о котором идет речь.

Земля, полученная в пользование на условиях военной службы и выплаты части дохода вотчиннику, получила название - «__________».

Ответ: _____________________.

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям).

Б) походы Батыя

В) династические войны

Г) единые правовые нормы

1) борьба между Василием II, Юрием Звенигородским, Василием Косым и Дмитрием Шемякой

2) установление единого срока перехода крестьян

3) строительство резиденции в Боголюбове

4) Любечский съезд князей

5) захват Чернигова и Киева

6) поход князя Игоря

Ответ: _____________________.

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «А воеводы великого князя пошли к Шелони, и как подошли они к берегу реки той, там, где можно перейти ее вброд, в ту же пору вышла рать новгородская против них с другой стороны, от города своего, к той же реке Шелони многое множество, так что ужаснулись воины великого князя, потому что мало их было - все воины княжеские, не зная этого, покоряли места окрест Новгорода. Воеводы же великого князя, хоть и в малом числе (говорят бывшие там, что только пять тысяч их было), увидев большое войско тех и возложив надежду на Господа Бога и Пречистую Матерь его и на правоту своего государя великого князя, пошли стремительно на них… Увидев это, новгородцы устрашились сильно… Полки же великого князя погнали их, коля и рубя…»

Б) «И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. … войско переменилось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город -- одни с огнями, а другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать пятый день».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Современником событий, описываемых в отрывке, был владимирский князь Юрий Всеволодович.

2) Сражение на реке Шелони закончилось победой московского войска.

3) Новгородским войском командовал Андрей Курбский.

4) Источник рассказывает о деятельности Ивана III.

5) Перед походом на Казань московские войска взяли Астрахань.

6) События, описанные в отрывке, произошли в XIII в.

Ответ:7. Что характеризует Владимиро-Суздальское княжество в XII-XIII вв.? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) слабые вечевые традиции

2) независимость боярства, стремящегося к ограничению княжеской власти

3) посадник - центральная фигура управления

4) верховная собственность великого князя на землю

5) непрочные позиции боярской знати

6) призвание князя на престол по договору

Ответ: _____________________.

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов.

А) Адашев А.Ф., Курбский А.М., Висковатый И.М., священник Сильвестр и митрополит Макарий были деятелями _____________.

Б) При ____________ был построен краснокаменный Кремль в Москве.

В) Династическая война в Московском княжестве (____-____ гг.).

Пропущенные элементы:

9. Установите соответствие между событиями и участвовавшими в них правителями.

Б) подавление антиордынского восстания в Твери

В) завоевание Казанского и Астраханского ханств

Г) Стояние на Угре

1) Иван IV Грозный

2) Василий II Темный

3) Иван Калита

4) Дмитрий Донской

5) Иван III

6) Василий I

Ответ: _____________________.

10. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя царя, о котором идет речь.

«В ... г., в момент, когда восточная и средняя Русь подверглась опустошительному монголо-татарскому нашествию, северный сосед Великого Новгорода, шведы, вместе с подчиненными им финскими племенами напали на новгородскую землю; пришли они "в силе велице, в кораблих множество много зелоцарство».

Ответ: ________________________.

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные.

1) Грюнвальдская битва

2) 1238 г.

3) Александр Ярославич

4) Ян Жижка

5) 1223 г.

6) Вильгельм Завоеватель

7) битва при Гастингсе

8) 1410 г.

9) Ледовое побоище

Ответ: ________________________.

12. Прочтите отрывок из исторического источника.

«Современники князя высоко ценили его за заслуги перед отечеством. Он был первым, кто поднялся на борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Князю удалось объединить большое число русских воинов, показав во время Куликовской битвы значительно возросшую силу Руси.

Правление князя продолжалось 30 лет. За это время произошло немало военных столкновений с внешними врагами, не говоря уже о внутренних конфликтах. Частые битвы опустошали русские земли, и в то же время они способствовали духовному сплочению народа, вставшего на защиту родных просторов.

Несмотря на то что великий князь не сумел предотвратить разорения, нанесённого Тохтамышем, население не склонно было винить его в этом. Князь всегда был любим народом и охотно принимал знаки его внимания и благодарности.

Соперниками князя были правители Рязани и Твери. К концу жизни он практически пресёк их попытки выйти из повиновения Москве. И всё же Рязанское и Тверское княжества ещё сохраняли своё обособленное положение».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Князь, о котором говорится в отрывке, получил почётное прозвище Невский.

2) Обособленное положение земель, о котором говорится в отрывке, завершилось в правление Ивана Грозного.

3) Разорение Москвы, о котором сказано в отрывке, относится к 1382 г.

4) В годы правления этого князя в Москве был построен новый белокаменный Кремль.

5) Князь, о котором говорится в отрывке, первым получил право самостоятельного сбора дани с русских земель для Золотой Орды.

6) Князь, о котором говорится в отрывке, передал ярлык на великое княжение сыну без разрешения золотоордынского хана.

Ответ: ________________________.

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.

Пробный вариант ЕГЭ по истории на тему Средневековая Русь (11 класс)

13. Заполните пропуск в предложении: «Битва, представленная на схеме, состоялась в ____________ веке». Ответ запишите в виде слова

Ответ: _____________________________________________________

14. Напишите имя военачальника, шатер которого обозначен на схеме цифрой 3.

Ответ: ___________________________________________________________

15. Укажите название реки, обозначенной на схеме цифрой 2.

Ответ: _______________________________________________________________

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) Полком, обозначенным на схеме цифрой 1, командовал Владимир Андреевич Серпуховской.

2) После переправы войска, обозначенного на схеме, мосты были сожжены.

3) Большой полк, обозначенный на схеме, не подвергся атаке противника.

4) Данная битва началась с поединка воинов, один из которых был монахом Троице-Сергиева монастыря.

5) В битве, обозначенной на схеме, погиб московский князь, командующий русским войском.

6) В битве, обозначенной на схеме, принимал участие рязанский князь Олег Иванович.

Ответ: _______________________________________________________________

17. Установите соответствие между культурными памятниками и их краткими характеристика.

Б) икона «Троица»

В) «Задонщина»

Г) Успенский собор во Владимире

1) автор - Андрей Рублев

2) автор был создателем фресок Успенского собора во Владимире

3) картина рассказывает о времени Ивана III

4) события в произведении повествуют о битве с Мамаем

5) памятник посвящен памяти о взятии Великого Новгорода

6) картина рассказывает о времени Дмитрия Донского

Ответ: _____________________.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

Пробный вариант ЕГЭ по истории на тему Средневековая Русь (11 класс)

18. Какие суждения о марке являются верными? Выберите два суждения из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Данная марка выпущена в период перестройки в СССР.

2) На марке изображено венчание на царство монарха, портрет которого помещен в центре марки.

3) Царствование монарха, изображенного на марке, отличалось миром и отсутствием кровопролития внутри страны

4) В период правления монарха, изображенного на марке, к России было присоединено Астраханское ханство.

5) Современники монарха, изображенного на марке, был А.Л. Ордин-Нащокин.

Ответ: _____________________.

19. Укажите памятник архитектуры, построенный в период правления монарха, изображенного на марке. В ответе запишите цифру, под которой указан этот памятник архитектуры.

1)

Пробный вариант ЕГЭ по истории на тему Средневековая Русь (11 класс)

Пробный вариант ЕГЭ по истории на тему Средневековая Русь (11 класс)













3)

Пробный вариант ЕГЭ по истории на тему Средневековая Русь (11 класс)Пробный вариант ЕГЭ по истории на тему Средневековая Русь (11 класс)





Ответ: _____________________.

Часть 2.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22.

Прочитайте фрагмент из работы историка Р.Г. Скрынникова и ответьте на вопросы.

«Опасность угрожала Москве с трех сторон. От Мценска к Калуге двигался хан с татарами. Удельные князья могли в любой момент подойти из Великих Лук. Королю Казимиру принадлежала Вязьма, и его войска могли достичь Москвы за несколько дней. Между тем Москва была плохо подготовлена к длительной осаде. Белокаменные стены Кремля за сто лет обветшали и требовали починки. Иван III делал все, чтобы остановить неприятеля на дальних подступах к городу. Он не слишком надеялся на прочность столичных укреплений и потому отослал Софью с малолетними детьми и всей великокняжеской казной на Белоозеро. 30 сентября Иван III вернулся из Коломны в Москву для совета с боярами, а сыну (с частью войска) велел перейти из Серпухова в Калугу. Распоряжение было вызвано тем, что Орда переправилась через Оку к югу от Калуги и устремилась к реке Угре, по которой проходила русско-литовская граница. 3 октября Иван III выехал в армию. В пути он узнал об ожесточенных столкновениях на Угре. Вместо того, чтобы поспешить к месту сражения, государь разбил лагерь на Кременце в тылу русской армии.

Бой на Угре продолжался четыре дня. Броды на реке были неширокими, что помешало хану ввести в дело большие массы конницы. Противники осыпали друг друга стрелами. Русские палили из пушек и пищалей».

20. В каком году происходили описываемые события? Как звали хана, войска которого шли на Москву?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21. Какие факторы делали непрочным положение Московского княжества? (Укажите не менее двух факторов). Какие меры предпринял Иван III при приближении ордынских войск? (Укажите не менее двух мер).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Опираясь на свои знания, укажите, чем закончились события на Угре. Как их принято называть в исторической науке? Какое значение они имели?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

23. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Укажите любую цель, которую преследовал Дмитрий Донской при строительстве белокаменного Кремля в 1367 г. Укажите две причины, по которым строительство было осуществлено в короткий промежуток времени. Насколько надежными оказались новые укрепления? В обосновании своего мнения приведите один аргумент.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются в различные, часто противоречащие точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Политика московского князя Ивана Калиты способствовала укреплению Московского княжества как центра объединения русских земель».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов истории России:

1) 1240-1264 гг. 2) 1276-1340 гг. 3) 1558-1583 гг.



























© 2010-2022