Конспект урока по истории

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс Урок по истории Древнего мира

Тема урока: Фараоны и пирамиды. Какие тайны хранит Египет?

Цель урока: Обеспечение усвоения и понимания особенностей политического и социального устройства Древнего Египта.

Планируемые результаты:

Предметные: Формировать умение использовать как источник знаний историческую карту, памятники культуры; характеризовать де­спотическую власть в Египте.

Личностные: Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения

Метапредметные: Умения проводить поиск основной и дополнительной ин-

формации и обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, перекодировать информацию.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Форма урока: Урок выработки умений и навыков работы с историче­ским материалом.

Ресурсы: учебник, демонстрационная карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», презентация, фрагмент видео.





Технологическая карта урока

Этап урока и их цели

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

  1. Организационный этап.

Цель: организация учебной деятельности обучающихся в начале урока, доброжелательный настрой.


Формируются знания морально -этических норм.(Л)

Умение концентрировать внимание (Р)

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Цель: обеспечить возможность учащимся планировать свою деятельность, прогнозировать свой результат

Учитель демонстрирует иероглифы1 и ставит вопрос

- Ребята, перед вами название одного из древних государств, написанных на их родном языке.

- Прочитайте название этой страны.

- Сейчас мы называем эту страну Египет. А что мы про неё уже знаем?

- Открою вам секрет, что сами египтяне не называли свою страну Египет. А хотите узнать, как она называлась? И кто сумел прочитать эти знаки?

- О чем мы хотим узнать на уроке?


Дети отвечают, показывают по карте.

-Расположена на Ниле, правит фараон, столица Мемфис и т.д.


Дети называют цель и задачи урока.

- узнаем о Египте, об иероглифах и т.д.


Формируются умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.(П)

Формируется контроль, коррекция, прогнозирование (Р)

  1. Актуализация знаний

Цель: актуализировать знания, подготовить учащихся к восприятию новых знаний

- Мы уже сегодня вспомнили, где находится страна Египет,

Дети читают вслух вступительную статью стр. 67

Формируется умение извлекать информацию из текста, пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое).(П)


  1. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению фактов

- Давайте вернемся к нашим загадочным знакам? Кто первый сумел прочитать их?

- Это какой вид исторического источника? А что еще может рассказать историку о культуре страны?

- Назовите вещественные и письменные источники Древнего Египта, прочитав текст учебника (стр.68)

Задание повышенного уровня: сосчитайте, сколько лет назад были расшифрованы египетские иероглифы. В каком веке это было?

Дети записывают в тетради имя Ж. Ф. Шампольон, рассматривают портрет стр. 68, читают документ стр. 72-73. Отвечают на вопрос к документу.

- Письменный,

вещественные источники.

Дети читают текст самостоятельно и называют:

- письменные: иероглифические надписи

- вещественные: посуда, оружие и т.д.


- 191 год, 19 век

Смысловое чтение и анализ прочитанного;

работа с документами, картами, текстом учебника, понятиями; (П)

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Выражать свои мысли;

Учет разных мнений(К)


Цель: Создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать; содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самокоррекцию учебной деятельности

- Ребята, именно Шампольон сумел прочитать название страны « tA-kmt - Та-кемет, что в переводе означает «Черная земля»

- Эти иероглифы встречались и на камнях, и на папирусах, и на стенах гробниц и пирамид.

Учитель демонстрирует слайд№12

- Чем знаменита эта пирамида? Прочитайте текст стр. 68. (Чтение текста по технологии «инсерт»)

- Что вы знали?

- Что узнали нового?

- О чем думали иначе?

- Что вы не поняли?

- А поможет нам это узнать машина времени и старый друг.

(просмотр фрагмента мультфильма) 3

физминутка

Мы гуляем по Египту (топ, топ)

Мы заходим в пирамиду (Цок-цок)

Открываем двери шире (вжик-вжик)

Там на троне фараон (вау)

А там Ра - вот это да.

Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)

Рядом с нею Апис - бык, он рогами Вжик-вжик.

Мы со всеми попрощались, бай-бай.

И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ.












Отмечают ѵ - знал, + - новое, - думал иначе, ? - не понял


- есть пирамиды

- пирамиды Хеопса, Микерина, и т.д.

- высота 150 м и т.д

- как строили

Показывают на карте расположение пирамид.

Смысловое чтение и анализ прочитанного.(П)

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Выражать свои мысли;

Учет разных мнений(К)


Цель: организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях

Учитель демонстрирует слайд №24

-Назовите признаки, по которым можно узнать фараона

-Докажите, что это маска фараона, а не простого египтянина.

- А зачем Тутанхамону нужна была маска? Учитель рассказывает о саркофаге и мумии.

- Кто из учеников играет роль фараона? Как догадались?

- Почему так почтительно обращались к фараону?

- Такая единоличная, неограниченная власть называется деспотичной или деспотией.

- А кто такой деспот?

- А мог ли один фараон управиться с таким государством?

- Их называли вельможи, а еще были стражники, писцы, чиновники. Попробуйте определить их место в государственной структуре.

(На интерактивной доске даются в разброс карточки «фараон», «вельможа», «писцы», «стражники», «чиновники», «крестьяне», «ремесленники»)

- царский полосатый платок, широкий пояс, фартук, браслеты и т.д.

-жезл, плеть, корона.

Записывают в тетради: саркофаг и мумия


Дети разыгрывают сценку «Во дворце у фараона»

- по характерному поведению

-записывают в тетрадь


Работают со словарем стр. 292.

- нет, ему нужны помощники

Выстраивают схему

Конспект урока по истории

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)


- Определите функции каждой группы

«правит», «управляет», «судит», «записывает», «подсчитывает», «охраняет», «выполняют повинности», «платят налоги»

- Что такое налоги и повинности? Прочитайте в тексте.

фараон

правит

вельможа

управляет, судит

чиновник

обирает налоги

писцы

Записывают, подсчитывают

стражники

охраняют

Крестьяне, ремесленники

Выполняют повинности, платят налоги



  1. Первичное закрепление

Цель: организовать деятельность учащихся по первичному закреплению фактов

- Какие же тайны хранит Египет?

- Сегодня получили отметки….

- Зачем строили пирамиды, как строили пирамиды и т.д.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях

Прочитать § 11, выполнить задание 3 или проиллюстрировать наш урок

Записывают в дневники


  1. Рефлексия

Цель: Обеспечить развитие у учащихся умения занять любую из возможных позиций по отношению к своей или чужой деятельности как целого.

- Понравилась ли вам ваша работа на уроке?

- Закончите предложения:5

  • Я узнал и захотелось …

  • Мне удалось понять…, теперь я …

  • Самым интересным сегодня было (стало) …

  • Труднее всего мне сегодня показалось, когда …,

  • И все-таки я….


Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев. (РУУД)



1 См Приложение №1

2 См. Приложение №2

3 См. Приложение №3

4 См. Приложение №2

5 См. Приложение №2

© 2010-2022