Исследовательская работа история русской избы

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Введение.

В этом учебном году у нас в 9 классе появился новый предмет «Историческое краеведение». На этом уроке мы изучаем историю своего родного края, Воронежской области. Мне стало интересно, как жили люди на территории нашего села Красный Лог Аннинского района много лет назад, в каких домах жили, чем они занимались, как одевались, как был устроен их быт. Я нашли по этой теме различный материал: литературу по краеведению, обратилась к Интернету, посетила мини - музей в сельской библиотеке. Со временем быт человека менялся. И в современной жизни практически отсутствуют предметы быта, упоминаемые в произведениях русских писателей, русских народных сказках. Многие экспонаты выставки я подержать в своих руках, почувствовать энергетику этих вещей. Но больше всего меня заинтересовало жильё человека в южнорусской этнографической зоне.

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Первоначально это были земляные дома (землянки), затем по мере развития человечества появились деревянные и каменные. Из истории России мы знаем, что уже в ХVI - XVII веках большинство зданий на Руси строилось из дерева. Мне захотелось узнать, как строили на Руси, что собой представляла русская изба.

Актуальность исследования:

Изменение образа жизни, разрушение традиционной среды обитания и сокращение численности сельского населения, как носителя традиций прошлого, подрывает устои естественного механизма сохранения и передачи основ национальной культуры. Исторические традиции занимают все меньше места в повседневной жизни семьи. Но сохранились еще отдельные территории, поселения, где сохранились носители традиционной культуры, которую, однако, некому передавать, так как там не остается молодежи или отсутствует интерес к культуре прошлого. Поэтому возникает острая необходимость фиксации того, что сохранилось в памяти носителей традиций русского народа.

Объект исследования: История русской избы.

Цель: Учиться самостоятельному добыванию знаний об истории русской избы; развивать интерес к прошлому и настоящему своего родного края.

Проблемные вопросы.

  1. Внешний облик и устройство села.

  2. Архитектурные особенности традиционного жилища населения южнорусской этнографической зоны.

  3. Особенности устройства крестьянского двора и подворья.

  4. Этнографические особенности интерьера.

  5. Хозяйственные занятия, рукоделие.

  6. Семейный и общественный быт.

Гипотеза: Приобщаясь к истокам культуры своего народа, мы начинаем ощущать себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Метод проведения исследования:

- изучение теоретических источников;

- наблюдение;

-описание;

- встречи и беседы со старожилами села.

Основная часть.

  1. Внешний облик и устройства села.

В южнорусской этнографической зоне в ХIХ- начале ХХ в. строили небольшие рубленые (нередко кирпичные или саманные) низкие дома без подклета, с глинобитным или деревянным полом, под соломенной четырехскатной крышей. В южнорусских селах дом выходил на улицу длинной стороной, вход в сени был с улицы.

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными. При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое.

Неудачным для строительства считалось место, где раньше проходила дорога, была баня, стояло кривое дерево. Доброе место определяли ещё так: пускали домашнее животное, где оно ляжет, там хорошее место. Выбрав место, его огораживали и распахивали. Где будет дом, сажали берёзку. Мне было интересно, зачем это делали. И вот что я узнала. Оказывается, в каждой избе обитало светлое дружелюбное существо - Домовой. Сажая дерево, его переселяли в новый дом. Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Наши предки считали, что надо рубить деревья зимой в полнолуние потому, что если их срубить раньше, то брёвна будут отсыревать, а позже - трескаться, а ещё, мне кажется, наши предки были добрыми, ведь они считали, что деревья зимой мёртвые, значит им не больно. Ещё мною было выяснено, что нельзя рубить старые деревья, они должны умереть в лесу своей смертью, мне видится здесь уважение к старости. Не брали "буйное" дерево, которое выросло на перекрёстке дорог, такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев. Считалось, что если не соблюдать эти правила, то дом будет приносить несчастья.

2.Архитектурные особенности традиционного жилища населения южнорусской этнографической зоны.

Деревянная изба издавна была самым распространенным жилищем русского крестьянина. По конструкции изба представляет собой квадратный или прямоугольный сруб. Стены состоят из горизонтальных бревенчатых венцов - рядов, связанных по углам врубками. Русская изба проста и лаконична, а живописная симметрия построек несет в себе настоящий русский уют и гостеприимство. Рубленые дома изготавливают из круглого леса хвойных и лиственных пород. Для возведения наружных стен используют брёвна диаметром от 22 до 30 см. Их укладывают горизонтальными рядами и соединяют в углах врубками. Систему стен из брёвен, связанных между собой, называют срубом. Каждый ряд брёвен в срубе является венцом. Венцы соединяют между собой в паз и гребень. Паз служит для более плотного примыкания бревен друг к другу по высоте, что уменьшает воздухопроницаемость стен. Чтобы не затекала дождевая и талая вода, паз выбирают в нижней части бревна. Для устранения воздухопроницаемости и более плотного прилегания бревен друг к другу по высоте в пазах прокладывают паклю или сухой мох. На сегодняшний день, практически у всех, изба ассоциируется со словом «деревня». И это правильно. Так как раньше постройки, возводимые в селе, деревне, слободе и т.д. назывались избами, а жилища такого же типа, построенные в городе, величались «домами».

В нашем селе из-за отсутствия леса дома строились из самана, их называли «саманками». Крышу крыли соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы.

Отсюда и пошло название конёк.

Пол в избе был земляной, его не мыли, а просто поливали водой и подметали.

3.Особенности устройства крестьянского двора и подворья.

В южнорусской зоне был распространен открытый тип двора: значительная площадь двора была не занята постройками и не покрыта крышей. Характер расположения, состав хозяйственных построек зависели от достатка крестьянской семьи. Амбар, кладовую, погреб нередко ставили или перед окнами дома посредине улицы или на огороде, на гумне. Постройки для скота ставили за избой.

Баня встречалась не везде. Здесь чаще парились в русской печи, мылись дома, летом на речке.

Сторожилы нашего села вспоминают: «В нашем селе была всего одна баня, у Мишина Михаила Федоровича. Топилась баня «по-черному». В эту баню ходили купаться семьями, мужчины, женщины, дети купались вместе».

4.Этнографические особенности интерьера.

В южнорусской зоне жилая постройка ставилась к улице длинной стороной. Русская печь располагалась в дальнем от входа углу. По диагонали от печи, т.е. между дверью и передней длинной стеной, выходившей на улицу, был расположен передний угол (красный угол). Здесь висела особая полочка с иконами - божница, под ней стоял обеденный стол. Это было почетное место в крестьянской избе.

Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.

Крестьяне были верующими, да и само слово «крестьянин» произошло от родственных «христианин», «христианский». Большое значение крестьянская семья придавала молитвам: утренним, вечерним, перед едой. Это был обязательный ритуал. Не помоливщись не начинали никакого дела. Регулярно посещали крестьяне церковь, особенно зимой и осенью, когда были свободны от хозяйственных тягот. Крестьянская семья также строго соблюдала посты. Любили крестьяне иконы: их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. У икон зажигали лампады - небольшие сосуды с маслом. Божницу украшали вышитыми полотенцами.
В зависимости от того, куда было повернуто устье печи, выделяются восточный и западный южнорусский план хаты (избы). При восточном южнорусском плане устье печи повернуто к входной двери. Этот план хаты бытовал на территории нашей области.

Пространство избы от устья печи до передней стены (чулан) служило женской половиной. Здесь происходило приготовление пищи, и были все принадлежности для стряпни. Оно иногда отделялось от остального помещения занавесом или перегородкой. В чулане по боковой стене избы от печи до фасадных окон проходила высокая лавка, называемая судной. Под ней был шкафчик - судница, в нем хранилась кухонная посуда и съестные припасы. Над судницей вешались полки, на которых стояли чашки, миски, сковороды, ложки, ножи и т.д. Еще выше на полице была различная кухонная утварь: решето, сито, кринки, корытце с тяпкой, ступа с пестиком, подойник и пр. На полу, под передней лавкой стояли ведра, чугуны, деревянные кадки. От боковой стены печи и до длинной передней стены в восточном южнорусском плане устраивали дощатый настил для сна - пол, над которым в восточных районах были расположены полати. На улицу в южнорусских хатах прорубалось одно или два окна, одно окно было в задней стене дома, выходившей во двор.

Благоустройство крестьянского жилища было на низком уровне. Во многих избах было тесно, грязно, ощущался недостаток света и воздуха. Жилые помещения освещались лучиной. Содержание в избах скота, пыль и грязь во время прядения, ткачества и других домашних работ, дым и неравномерность температуры при отсутствии вытяжных труб приводили к постоянным заболеваниям. Особенно тяжелые антисанитарные условия жизни были в крестьянском жилище Черноземной полосы с его земляными полами и тонкими стенами.

В каждой русской избе были предметы быта.

Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с русской печью.

Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.

С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти.

Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях.

Цеп (чеп, молотило) - примитивное орудие для обмолота, состоит из двух подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая часть, ударяющая по злакам.

Кошёлки и корзинки были сами распространенными видами плетеной тары, которую применяли для доставки урожая на хранение, а также на рынки и базары. Основным материалом для этих целей служила ивовая лоза или верба.

Коса (литовка) была одним из древних и самых распространенных крестьянских орудий труда, применяемых при летних и осенних полевых работах. Обычно в нашей местности коса состояла из двух частей: железной рабочей части - «косицы» и деревянной ручки.

Серп-орудие труда для уборки зерновых культур.

В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции: стол в красном углу размером по числу едоков, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи, сундуки. В сундуках хранилось добро, поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами, закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья.
Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник- глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой - выливали. Грязная вода собиралась в лохань - специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле. Это о нем говорили: «Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора». Всю утварь крестьяне делали с помощью незатейливых инструментов. Главным из них был топор. Были плотницкие, большие топоры и столярные, маленькие топорики. При долблении корыт, изготовлении бочек и кадок использовался особый топор - тесло. Для строгания и шкурения дерева применяли скобель - плоскую, неширокую, слегка изогнутую пластину с лезвием на рабочей части. Для сверления применяли буравы.

5.Хозяйственные занятия, рукоделие.

Всю одежду крестьяне делали сами. Ее так и называли - домотканая. Льняные нити получали из волокна, содержащегося в стеблях этого растения. Стебли льна сначала долго вымачивали в воде. Когда наружная оболочка сгнивала, внутреннюю часть стебля сушили, а затем мяли и трепали во дворе, чтобы избавиться от ненужной части ствола.

Делали это при помощи специальных приспособлений - мялки и трепалки. После этого лен чесали гребнем с редкими и длинными зубьями. Постепенно получали льняную кудель - волокно для прядения нитей.

Пряли кудель вручную, использую прялку.

Прялка - «стояк» была распространена в начале прошлого столетия, катушка с нитью располагалась у прялки над колесом.

Верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни была прялка. С детства, с 6-8 лет девочки в крестьянских семьях начинали готовить себе приданое к свадьбе: пряли нитки на прялке для того, чтобы потом наткать полотна для полотенец, рубах и сарафанов.

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Творческая фантазия не имела границ. Считалось: у кого самая красивая прялка, ту больше всех любит жених. Прялка была гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Долгими зимними вечерами женщины пряли пряжу, ткали полотно. Обычно они собирались в доме по несколько человек, пряли, пели песни, вели разговоры.

Обычно к весне прядение заканчивалось. Прялку откладывали и принимались за ткачество. Из сарая приносили ткацкий стан.

Из готового полотна шили одежду.

Одежду гладили при помощи рубеля. На круглые палки наматывалось полотно и при помощи рубчатого верхнего элемента, разглаживали полотно. Значительно позже появляется тяжелый железный утюг.

На полу обычно лежали домотканые половики.

Таким образом, русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.

Заключение.

Дом - это жилая постройка, но дом - это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем.
Изучая тему «Внутренние убранство русской избы», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.
Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома - это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.
В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков. Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках, в русских народных сказках

Я считаю, что знать историю народа, его быт необходимо, так как это часть истории, которую нельзя забывать. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в последние годы происходит переосмысление всего исторического наследия, переоценка всех духовно - нравственных ориентиров, рост национального самосознания и восстановление исторической и культурной памяти. Создаются новые ценности, на фоне еще сохранившихся старых. Этим обстоятельством, в первую очередь, обусловлена актуальность исследуемой проблемы. Знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев своего народа необходимо для того, чтобы понять и объяснить многие моменты истории страны. Чтобы пробудить интерес к бытовой истории, натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое и настоящее. Посмотреть на себя, как на прямых потомков и наследников крестьянской России.

Эта работа дала нам возможность соприкоснуться с историей нашего края. Конечно, на этом изучение не заканчивается. Впереди у меня работа по созданию исследовательской работы о русском костюме.


© 2010-2022