- Преподавателю
- История
- Конспекты уроков по истории Казахстана
Конспекты уроков по истории Казахстана
Раздел | История |
Класс | 12 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ткачук К.С. |
Дата | 04.08.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока№1: «Введение. Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана XVIII в.»
Цели:
-
Показать предпосылки присоединения Казахстана к России
-
Развить системное мышление учащихся и навыков самостоятельной работы на уроке
-
Воспитывать любовь к своей родине, земле
Тип урока: усвоение нового материала
Методы: системный подход
Оборудование: карты, атласы, схема, таблица
Ход урока:
-
Орг. момент.
-
Блиц-разминка:
- какие социально-экономические и политические факторы способствовали сближению Казахстана с Россией?
- какие трудности стали на пути сближения России и Казахстана?
-
Знакомство с новым материалом
Присоединению Казахстана к России предшествовали длительные политические связи между ними. Российское государство издавна проявляло заинтересованность в расширении своих государственных границ на востоке. Интерес российского государства к казахским землям особенно возрос в конце XVI в.- начале XVII в. , после установления и расширения торгово-экономических и дипломатических отношений русского государства со странами Центральной Азии. Через казахские степи шла транзитная торговля русских купцов с городскими ремесленными центрами Хивы и Бухары. В целях обеспечения безопасной меновой торговли с соседями, московское правительство приступило к строительству укрепленных пунктов на границе с Казахстаном. Это было необходимо для продвижения землепроходцев, торговых людей, дипломатических миссий и военных отрядов. Хан Тауке, объединитель казахских земель, стремясь не обострять взаимоотношения с Россией проявлял терпимость. Тауке сумел на некоторое время сохранить целостность казахского ханства. После смерти Тауке (осенью 1715 г.) усилились действия центробежных сил. Приемником Тауке стал Кайып.
-
Закрепление новой темы
Ответить на вопросы стр.9,
Составить кластер по данной теме
-
Итоги урока.
Оценки за урок.
Домашнее задание: #1
Тема урока№ 2-3: «Борьба казахского народа против джунгарских завоевателей»
Цели:
-
Показать нарастание угрозы со стороны Джунгарии против казахского народа
-
Развивать навыки самостоятельной работы учащихся, навыки оценки исторических событий
-
Воспитывать любовь к Родине, развивать гражданственность и патриотизм
Тип урока: усвоение нового материала
Методы: системный подход
Оборудование: карты, атласы, схема, таблица
Ход урока:
-
Орг. момент.
-
Вопрос-ответ:
- каковы предпосылки присоединения казахских земель к Российской империи?
- покажите на карте, с какими государствами развивалась торговля России через казахские степи и какие укрепленные пункты были построены в конце XVI в.и в XVII в., какую роль они играли?
- докажите, что в первой половине XVIII в. усилилось действие центробежных сил казахского общества. К каким последствиям это привело?
-
Знакомство с новым материалом
В первой четверти XVIII в. наибольшая угроза для казахов возникла со стороны Джунгарского ханства. Частые походы джунгарских войск выявили пагубность родоплеменных распрей перед лицом нараставшей из года в год угрозы агрессии. Джунгарское ханство представляло собой серьезную опасность для России. Вторжение джунгарских войск 1711-1717 гг. подточило силы казахов. Первый Курылтай состоялся летом 1710 г. в районе Каракумов. Было решено создать общее казахское ополчение во главе с видным народным батыром Баянбаем. в 1711 г. военные силы 3 жузов дали отпор врагу. Джунгары отступили к востоку. В следующем году казахские отряды вторглись в пределы Джунгарского ханства.
Агрессия Джунгарского ханства, вошедшая в историю казахского народа как «Годы Великого бедствия» принесла страдания, голод, разруху (1723-1727 гг.)
-
Закрепление новой темы
Ответить на вопросы, которые учащиеся задают друг другу.
-
Итоги урока.
Оценки за урок.
Домашнее задание: #2
Тема урока№4-5: «Присоединение Младшего Жуза к России»
Цели:
-
Раскрыть основные предпосылки присоединения Младшего Жуза к России
-
Продолжить работу над выработкой системного мышления
-
Воспитать любовь к Родине, гуманность
Тип урока: усвоение нового материала
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый
Оборудование: карты, атласы, схема, таблица
Ход урока:
-
Орг. момент.
-
Опрос домашнего задания.
-
Знакомство с новым материалом
Хан Абулхаир (1680-1748 гг.)сознавал, что единственной реальной силой, способной оградить раздираемое противоречиями ханство, в ту пору являлась Российская империя. Абулхаир надеялся приостановить нападения на Младший Жуз волжских калмыков и башкир и обезопасить северо-западные районы Казахстана от назойливых соседей. Стремился вытеснить с политической арены своих противников, ослабить их и и возвысится над другими Чингизидами, оприаясь на Россию. Главная задача хана- установить доверительное отношение с соседней Россией и организовать все силы на отпор джунгарской агрессии. В 1730 г. влиятельные бии Младшего Жуза поручили хану Абулхаиру вести переговоры с русским правительством о заключении военного союза с Россией. Однако хан нарушил предписания совета биев. Он поручил своим послам во главе с С.Койдагуловым провести переговоры о принятии Младшего Жуза в состав России.
19 февраля 1731 г. Анна Иоановна подписала указ о принятии Младшего Жуза в состав империи.
-
Закрепление новой темы
Ответить на вопросы стр.25,
-
Итоги урока.
Оценки за урок.
Домашнее задание: #3
Тема урока№6: «Казахстан в середине XVIII в.»
Цели:
-
Дать характеристику политического и социально-экономического развития Казахстана в середине XVIII в.
-
Развивать навыки систематизации материала, изучаемого в ходе урока, сопоставлять факты и делать выводы
-
Воспитывать любовь к родной земле, родине
Тип урока: усвоение нового материала
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый
Оборудование: карты, атласы, схема, таблица
Ход урока:
-
Орг. момент.
-
Опрос домашнего задания. Вопрос-ответ:
- каковы основные предпосылки присоединения Младшего Жуза к России?
- какие проблемы возникли в процессе присоединения казахских земель к России?
-
Знакомство с новым материалом
После смерти Абулхаира ханом Младшего и части Среднего Жузов был избран его старший сын Нуралы, а часть Младшего Жуза возглавил султан Батыр. Российское правительство дало указание оренбургскому генерал-губернатору И.Неплюву привести Нуралы к присяге, что и произошло 10 июля 1749 г. В младшем Жузе утвердилось 2 самостоятельных хана: в северо-западной части- Нуралы, а в северо-восточной- Батыр. Россия поддерживала связи только с ханом Нуралы. После смерти видного полководца Галдан-Цэрэна (1745 г.) враждебные действия джунгар против казахов ослабли. Однако в середине XVIII в. джунгары совершили ряд разорительных набегов в места расположения российских горнозаводских предприятий, что вызвало обоснованную тревогу Сибирской пограничной администрации. С 1747 г. Елизавета Петровна все демидовские объявила собственностью династии Романовых. В 1756-1758 гг. Джунгария прекратила свое существование как самостоятельное государство и 1761 г. была превращена в Цинское имперское наместничество под названием Синьцзянь («новая граница»)
-
Закрепление новой темы
Ответить на вопросы стр.33,
-
Итоги урока.
Оценки за урок.
Домашнее задание: #
Тема урока№7: «Ханство Абылая»
Цели:
-
Рассказать о хане Абылая как о видном политическом деятеле, полководце Казахского государства.
-
Выявить факторы, возникшие на пути восстановления единого государства
-
Воспитание любви к Родине и своему народу
Тип урока: усвоение нового материала
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый
Оборудование: карты, атласы, схема, таблица
Ход урока:
-
Орг. момент.
-
Опрос домашнего задания. Вопрос-ответ:
- как складывалась политическая и экономическая ситуация в Младшем Жузе после смерти хана Абулхаира?
- основные причины создания военно-опорных укреплений на реках Иртыш и Яик?
-
как повлияли разгром и уничтожение Джунгарского ханства на русско-казахские отношения?
-
В чем проявлялся колониальный характер русско-казахской торговли?
-
Знакомство с новым материалом
Хан Абылай- выдающийся государственный деятель, которому удалось восстановить территориальную целостность Казахстана. Сын султана Среднего Жуза Уали Абылай родился в 1711 г. Он происходил из младшей линии чингизидов Среднего Жуза. Дед его был владетелем города Туркестан. В 13-летнем возрасте лишился отца, рано поступил на службу к богатому казаху из рода Жаксалык. С 15 лет активно участвовал в борьбе казахского народа против иноземных захватчиков. Весной 1756 г. китайские войска вторглись в казахские земли и одним из организаторов сопротивления становится султан Абылай. Абылай сумел восстановить территориальное единство обширного казахского края и осуществил коренные преобразования в управлении государством. В 1757-1760 гг. в целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абылай принимает в Пекине подданство Китаю. В 1771 г. умер хан Среднего Жуза Абулмамбет. Знаменитые бии, султаны, полководцы поддержали Абылая. Его признавали единственным реальным претендентом на ханский престол. Представители 3 казахских жузов подняли султана на белой кошме и объявили его ханом всей казахской земли
-
Закрепление новой темы
Ответить на вопросы стр.41,
-
Итоги урока.
Оценки за урок.
Домашнее задание: #