Конспект урока для 5 класса Древняя Греция

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока с применением ИКТ.

Город: Магнитогорск

ОУ: МОУ «СОШ № 16»

Учитель: Сукинова Елена Анатольевна

Класс: 5

Тема учебного занятия: Обобщающее повторение по теме «Древняя Греция»

Продолжительность учебного занятия: 1 урок

Тип учебного занятия: путешествие

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

  1. Систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции

  2. Продолжить формировать умение работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать

  3. Воспитывать в детях чувство коллективизма, долга, уважения к своим друзьям.

  4. С целью предупреждения утомляемости проводится смена видов деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр.

Дидактические материалы к учебному занятию:

  1. Презентация по теме «Обобщающее повторение по теме «Древняя Греция»

  2. Карта Древней Греции

  3. Отрывки из «Илиады» Гомера

Ход учебного занятия:

I. Организационный.

Время: 1 мин.

Цель этапа: Подготовка к уроку

Компетенции:

Знания:

Умения: самоорганизации

Методы: словесный

Формы: фронтальная

Используемые цифровые ресурсы:Поприветствовать учащихся. Настроить аппаратуру.

Проверить готовность своего рабочего места к уроку.

II. Постановка цели урока

Время: 2 мин.

Цель этапа: настроить на продуктивную работу

Компетенции:

Знания: основных понятий

Умения: работать быстро и четко

Методы: словесный

Формы: фронтальная

Используемые цифровые ресурсы: слайд №1


Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительной стране Древняя Греция. Вспомним все, что мы о ней знаем. Чтобы путешествие прошло успешно, вы должны работать быстро и дружно.

Выводиться слайд с темой.

Откройте тетради, запишите число и тему урока «Обобщающее повторение по теме «Древняя Греция»

Открывают тетради и записывают 19 марта, Обобщающее повторение по теме «Древняя Греция»

III. Обобщение и систематизация знаний

Время: 15 мин.

Цель этапа: обобщить и систематизировать знания по теме «Древняя Греция»

Компетенции:

Знания: исторических событий, даты, знаменитые имена Древней Греции

Умения: работа с картой, обобщать и систематизировать знания

Методы: словесно-наглядный

Формы: фронтальный

Используемые цифровые ресурсы: слайд № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


В какой части света находится Древняя Греция, и когда там жили греческие племена?

В Европе, более 3,5 тысяч лет назад.

И так мы начинаем наше путешествие в Древнюю Грецию из самого древнего государства мира, какого?

Египет

Включается музыка.

Какой вид транспорта нам необходим и почему?

Корабль, так как попасть в Древнюю Грецию мы можем, поплыв по Средиземному морю.

Покажите на карте Древнюю Грецию и расскажите о ее местоположении.

Древняя Греция находится в южной части Балканского полуострова. Значительная часть страны покрыта крутыми и обрывистыми горами, которые делят Грецию на несколько областей. Больших и полноводных рек в Греции нет, но с трех сторон ее берега омывают Ионическое и Эгейское моря. На морях много островов, самый крупный из них - Крит.

Проплываем мы остров Крит. Что вы знаете о нем?

Крит находился на пересечении морских путей, поэтому критяне были хорошими мореходами. Но в 15 веке до н. э., после землетрясения и извержения вулкана на острове Фера Критское царство было уничтожено, и туда позже стали переселяться греки.

С островом Крит и Древней Грецией связано много мифов. Какие вы запомнили? Перечислите.

О Тесее и Минотавре, о Дедале и Икаре, о начале Троянской войны, о Геракле, о богине Деметре и ее дочери Персефоне, о Дионисе и морских разбойниках, о Прометее, об основании Олимпийских игр и т.д.

Троянской войне посвящен не только миф, но и поэма. Как она называется и кто ее автор?

«Илиада», так как другое название Трои - Илион, а написал поэму Гомер.

Я вам сейчас прочитаю отрывки из поэмы, а вы отгадайте о ком идет речь.

«Не побегу от тебя, не в спину ты пику мне всадишь!

Прямо навстречу иду! Пронзай меня в грудь, если только

Даст тебе бог. А пока берегися и ты моей пики!

О, если б в тело свое ты всю целиком ее принял!

Легче бы стала со смертью твоею война для троянцев,

Ибо для всех их являешься ты величайшей бедою!»

Гектор

Отгадайте, кто из героев сказал эти строки:

«Мать среброногая мне говорила, богиня Фетида:

Жребий двоякий меня приведет к гробовому пределу;

Если я, здесь оставаясь, вкруг города буду сражаться,

Нет мне домой возвращенья, но слава моя не погибнет».

Ахиллес

А какую роль в Троянской войне сыграл «конь»? (слайд № 3)

Одиссей решил обхитрить троянцев, и в построенном деревянном коне спрятались спартанские воины. Троянцы затащили коня в город, разобрав при этом часть крепостной стены. Когда троянцы спали, отряд под предводительством Одиссея выбрались из брюха и перебили всех защитников Трои.

  1. Один афинянин, принеся своим соратникам, весть о победе, воскликнул: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер. К какому сражению можно отнести это выражение? (слайд № 4)

  2. Посмотрите на слайд и определите, к какому событию оно относится.

(слайд № 5,6 ).

  1. слайд № 7

  2. слайд № 8

  3. Как все эти войны можно назвать? (слайд № 9 ) Кто командовал персидскими войсками?

6. Путешествуя по карте (слайд № 9) покажите все эти сражения.

1.Марафонская битва, 490г. до н.э.

2.Памятник погибшим спартанцем в Фермопильском ущелье . 480г. до н.э.

3. Саламинское сражение в 480г. до н.э.

4. Битва при Платеях в 479г. до н.э.

5. Греко-персидские войны. Дарий I, Ксеркс.

6. Показывают на карте Марафонскую битву, Фермопильское ущелье, Саламинский пролив, битва при Платеях.

Игра « Жили ли они?»

Из предложенного списка имен, известных из истории Древнего мира, хлопком отметьте тех, кто был историческим лицом (жил и действовал), и не хлопайте, кто известен вам из мифов - сказаний о богах и вымышленных героях. Будьте внимательны.

Гомер, Дионис, Аполлон, Геродот, Прометей, Солон, Ахиллес, Геракл, Фемистокл, Одиссей, Хеопс, Зевс, Дарий Первый, Мильтиад, Икар, Феаген, Фидий

Кто вам показался, как бы «выпал» из общего списка и почему?


Ученики хлопают в ладоши на правильный ответ

Хеопс, так как он жил в Египте

IV. Контроль и самоконтроль знаний

Время: 25 мин.

Цель этапа: проверить усвоение материала

Компетенции:

Знания: основных понятий

Умения: логически мыслить, делать выводы, обобщать

Методы: частично-поисковый

Формы: индивидуальная, групповая

Используемые цифровые ресурсы: слайд № 10, 111.Угадайте, куда мы продолжим наше путешествие?

Был простой венок зеленый

Из оливковых ветвей

Драгоценней, чем корона

Всех воинственных царей.

Слайд № 10

2. В Олимпии проверяли свои силу, ловкость, выносливость, а вы проверьте свои знания и умения. Вам предлагается ответить на вопросы теста и потом оценить свои знания. Слайд № 11, 12, 13, 14

1. В городок Олимпию, расположенный в Южной Греции.

2. Выполнение и проверка теста

Конкурс ораторов

  1. Определите из разговора отца с сыном, в каком греческом государстве он мог произойти: « Хорош бы я был, если выслушал твои жалобы, - сказал отец, оттолкнув сына. - Надо бы выдрать тебя за то, что ты дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только тебе, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!» (Спарта)


2. Учитель с плеткой из бычьего хвоста диктует текст: «Невежда - самое дикое из существ на земле». В школе какого полиса мы можем увидеть такую картину? (Афины)

Проверка индивидуального задания после исторического диктанта.

Карточка 1.

Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Как воспитывали спартанцев?»

Для этого вспомни:

  • Кто нес большую ответственность за воспитание детей в Спарте6 государство или родители7

  • Кто решал вопрос, жить или нет маленькому спартанцу7

  • С какого возраста мальчиков отбирали у родителей7

  • Почему питание мальчиков было скудным?

  • Почему дети были плохо одеты и обуты и спали на подстилках?

  • Учили ли спартанцев грамоте?

  • Какой должна быть речь спартанцев?

Сделай вывод. Для чего нужна была такая система воспитания? Что тебе в ней нравится?

Карточка 2.

Сравни обучение в современной школе и афинской. Что тебе нравится, а что нет? Почему?

  • Со скольких лет начиналось обучение в афинской школе и со скольки у нас?

  • Почему в афинской школе учили только мальчиков, а сейчас учат всех?

  • Чему учили детей?

  • До какого возраста обучались дети?

  • Что тебе нравится, а что нет в этих системах обучения?

Сделай вывод.

Афиняне и спартанцы соперничали между собой из-за главенства над Элладой, да и персы делали попытки поработить греков. Ваша задача определить из перечисленных терминов, фактов и исторических реалий, что относиться к Афинскому, Спартанскому или Персидскому государствам.

Слайд № 13

Исторический диктант.

  1. На народном собрании граждане криком выражали одобрение или несогласие

  2. Получение должности по жребию

  3. Верховная власть принадлежит царю

  4. Войском командовали два царя

  5. Плата за исполнение выборных должностей

  6. Запрет на занятие торговлей, ремеслом, земледелием

  7. Демократия

  8. Войско состояло из пехоты, конницы, колесниц и боевых слонов

  9. Огромный штат осведомителей - «глаза и уши царя»

  10. Должность первого стратега

  11. Почитание главы государства как бога

  12. Посещение театральных представлений за государственный счет

  13. Земля поделена на равные участки между гражданами государства

  14. Использование труда илотов

  15. Отмена драконтовских законов

  16. Совет старейшин обладает огромной и бесконтрольной властью

  17. Крупнейшие города страны соединены широкой дорогой

По образцу слайда учащиеся делают табличку в тетради


Афины

Спарта

Персия

2, 5, 7, 10, 12, 15

1, 4, 6, 13, 14, 16

3, 8, 9, 11, 17

Если 12 заданий вы распределили правильно, то с историческим диктантом вы справились, поставьте себе плюс.

Послушайте и оцените выступление ораторов пользуясь планом - памяткой для оценки устного ответа. План - памятка

для оценки устного ответа

на уроках истории

Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

  1. Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса ответил твой одноклассник?

  2. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.

  3. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.

  4. Есть ли вывод в конце выступления?

  5. Попробуй оценить ответ.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Путешествуя по Древней Греции нельзя не вспомнить полководца, которому отец сказал: «Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала!» о ком идет речь?

Заполняя кроссворд, вы покажите свои знания о событиях, связанных с Александром Македонским. Работать будете в паре. Прислушивайтесь к мнению товарища. Работайте быстро и дружно. На работу 5 минут.

Александр Македонский

Учащиеся заполняют заготовленный кроссворд на листочках, вопросы на слайде № 14



ф

А

л

а

н

г

а

а

р

и

с

т

о

т

е

Л

ь


д

е

м

о

с

ф

Е

н




К

л

и

т


а

л

е

к

С

а

н

д

р

и

я


г

а

в

г

А

м

е

л

ы


х

е

р

о

Н

е

я




Д

а

р

и

й



г

Р

а

н

и

к

Листочки подпишите и сдайте.

Проверьте свои знания по слайду.

V. Подведение итогов, инструктаж домашнего задания.

Время: 2 мин.

Цель этапа: подвести итог урока, нацелить на выполнение д/з

Компетенции:

Знания: по всей теме

Умения: аналитические

Методы: словесный

Формы: фронтальная

Используемые цифровые ресурсы:


По какой стране мы с вами сегодня путешествовали?

Древняя Греция

Что вам будет постоянно напоминать о ней?

Имена греческого происхождения, мифы, высказывания

Дома составьте кроссворд в рабочих тетрадях по истории Древней Греции из 10 слов с вопросами.

Литература :

  1. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2001.

  2. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира в 2 частях Годер Г. И./ М.: Просвещение, 2006

  3. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира: 5 кл.: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И.

Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс»/ М.: Экзамен, 2006

  1. История Древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно - метод. пособие. Брандт М.Ю./ М.: Дрофа, 2001

  2. Задания и задачи по истории Древнего мира. Годер Г.И./ М.: Просвещение, 2002

  3. Учебное электронное издание: история «Древнего мира» 5 класс.


© 2010-2022