• Преподавателю
  • История
  • Межпредметная интеграция курсов Православная культура и История России (5, 6 классы) как условие повышения качества духовно - нравственного воспитания и развития обучающихся

Межпредметная интеграция курсов Православная культура и История России (5, 6 классы) как условие повышения качества духовно - нравственного воспитания и развития обучающихся

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «СОШ №10»,

учитель истории и обществознания

Горчакова Н.А.,

I кв. кат-я

Межпредметная интеграция курсов Православная культура и История России (5,6 классы) как условие повышения качества духовно - нравственного воспитания и развития обучающихся.

Четыре года школа №4 (после реорганизации школа №10) имеет статус экспериментальной инновационной площадки по изучению курса «Православная культура» под ред. С.Т. Погорелова во 2-11классах.

Моя практика преподавания данного курса распространяется на

5, 6 классы. Вашему вниманию хотелось бы представить мой опыт межпредметной интеграции курсов история России и православная культура.

«Мы живем в эпоху синтезами. Это стремление к синтезу должно найти себе отражение и в преподавании». /Из выступления общественного деятеля А.Н.Славянова/. Эти слова были обращены к педагогической общественности летом 1917 года, на заре ХХ- ro века. Сегодня, на рубеже нового тысячелетия, появилось особое понимание того, что "мы живем в эпоху синтеза", в эпоху интеграции различных сфер жизни.

Главный фактор, способствующий интеграции (интегратор) - это соответствие целей преподавания истории в основной школе, обозначенной в ФГОС и указанных в пояснительной записке курса «Православная культура» (под ред. С.Т. Погорелова).

Ключевыми объединяющими терминами являются: духовно-нравственное воспитание, развитие личности школьника, самоидентификация, ценностные ориентиры, гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, социализация.

Цель интеграции: повышение качества духовно - нравственного воспитания и развития обучающихся при достижении целей курсов.

Результатом является построение элементов интеграционной модели развития системы духовно-нравственного воспитания на основе указанных объектов интеграции.

Предлагаю вашему вниманию феноменологическую карту процесса межпредметной интеграции курсов православная культура и история России (5,6 классы) (по В.С. Безруковой)

Состав элементов процесса интеграции

Формы интеграции

1.Урок.

Темы:

  • Крещение Руси (православная культура, 6 кл.) и Правление князя Владимира (история России, 6 кл.)

В данном случае есть возможность более подробно остановиться на личности князя, обстоятельствах исторического выбора князем Владимиром восточного христианства.

  • Иконопись Древней Руси, Храмы Древней Руси, Возникновение славянской письменности (православная культура, 5 кл) и Культура Древней Руси (история России, 6 кл)

В данном случае есть возможность более системно и глубоко познакомиться с особенностями архитектуры Киевской Руси. Отдельный час выделяю на знакомство с иконой «Троица» Андрея Рублева.

2. Экскурсия. В Храм архистратига Михаила ГО Ревда. На Патриаршие подворье г. Екатеринбург и Храм на Крови. В Верхотурье.

Учащиеся более осознанно, с интересом знакомятся с убранством храма, архитектурной композицией, соблюдают, понимают правила поведения в храме православного верующего.

3.Беседы с настоятелем храма архистратига Михаила ГО Ревда

Темы: Ветхозаветные заповеди и Заповеди нового завета.

Данное направление осуществлялось в рамках внеурочной деятельности. Батюшка был приглашен на курс классных часов

(8 класс)

4. Проектная деятельность. Темы проектов.

Образ Богородицы в русской иконописи (2013)

Сергий Радонежский и Дмитрий Донской (2014)

Исторический выбор Святого (Равноапостольного) князя Владимира.

(2015)

Сущностные признаки форм

Предметно-образная, понятийная, мировоззренческая, деятельностная, концептуальная.

Формально-логические признаки форм

Обобщение, анализ, сравнение, синтез.

Виды педагогической интеграции

Межпредметная.

Уровни педагогической интеграции

Модернизация, новация.

Вид интегративной связи

Сопутствующие.

Тип интегративной связи

Перекрещивающиеся.

Способы интегрирования

Универсализация, концентрация, унификация.

В качестве комментария по формам урочной интеграции можно указать, что этому способствуют отличительные особенности УМК «Православная культура»:

  1. качественное, многофункциональное мультимедийное приложение (с видео лекциями, хрестоматией, терминологическим словарем);

  2. количество выделенных часов для изучения тем, дает возможность более глубоко, системно изучить важнейшие культурологические темы истории России (н-р крещение Руси, культуру Древней Руси), что очень сложно сделать только в рамках выделенных часов курса История России с древнейших времен до XVI века.

Для успешной реализации урочной и внеурочной форм интеграции система работы педагога должна выстраиваться в двух взаимосвязанных направлениях: с одной стороны необходимо расширять материал курса «Православная культура» с другой стороны появляется возможность выйти на качественно новый уровень при изучении курса История России.


Список используемой литературы.

1.Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в теории и практике; Свердл. гос. инж. - проект. ин-т. - Екатеринбург, 1994. - 152 с.

Интернет ресурсы

2.Омельченко С. В., Понятие интеграции в педагогическом процессе: [Электронный ресурс] - Режим доступа: jurnal.org/

3.standart.edu.ru/


© 2010-2022