Конспект урока истории на тему расцвет дворянской империи 10 класс

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет - история

Класс - 10

История России.XVII-XIX века: учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений.- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2004. Базовый уровень.

Тема. Расцвет дворянской империи.

Цели урока: - познакомить с внутренней политикой Екатерины II, крестьянской войной под руководством Е.И.Пугачева;

- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, характеризовать историческую личность, проводить сравнительный анализ правителей, работать с картой, на основе дополнительной литературы готовить сообщения;

- формировать уважение к историческому прошлому страны.

Форма проведения: комбинированный.

Основные понятия: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, крестьянская война, «Жалованная грамота городам», губерния, уезд.

Даты: 1762-1796гг.- правление Екатерины II; 1773-1775гг. - крестьянская война под руководством Е.Пугачева; 1765г.- учреждение Вольного экономического общества, 1767г.- созыв Комиссии для составления нового Уложения; 1775г.- реформа уездного и губернского управления, 1785г. - жалованные грамоты дворянству.

Выдающиеся личности: Екатерина II, Г.Горлов, Н.И.Новиков, Е.И.Пугачев, Салават Юлаев,Чика ( Н. Зарубин), Г.А.Потемкин.

Материалы урока : карты « Россия в 1760-1800гг», « Россия при Екатерине II@» Крестьянская война под руководством Е.Пугачева».

Ход урока

План урока

I.Повторение изученного материала:

Задача: установить правильность и осознанность выполнения д/з всеми учащимися.

Задание для учащихся:

1.Восстановите нарушенную хронологию годов правлений российских императоров в XVIII веке1) Анна Иоанновна

а) 1682 - 1725

2) Пётр III

б) 1725 - 1727

3) Пётр I

в) 1727 - 1730

4) Пётр II

г) 1730 - 1740

5) Елизавета Петровна

д) 1740 - 1741

6) Иван IV Антонович

е) 1741 - 1761

7) Екатерина I

ж) 1761 - 1762



2. Освобождение дворян от обязательной государственной службы произошло при:

а) Анне Иоанновне;

б) Елизавете Петровне;

в) Петре III;

г) Екатерине II;

3. Это НЕ относится к событиям периода правления Елизаветы Петровны

а) принятие указа о престолонаследии;

б) репрессии против старообрядцев;

в) сражение у дерeвни Кунeрсдoрф;

г) учреждение императорского Совета;

4. Манифест o дарoвании вoльности российскому дворянству был подписан;

а) Елизавeтой Пeтрoвнoй;

б) Петром III;

в) Екатеринoй II;

г) Павлом I;

5. Императрица Eлизавета Петровна никогда не приговаривала к

а) пожизненному заключению;

б) телесному наказанию;

в) смертной казни;

г) ссылке.

Ответы к заданиям

1. 1)- г; 2)- ж; 3)- а; 4)- в; 5)- е; 6)-д ; 7)- б;

2. в);

3. а);

4. б);

II. Изучение нового материала:

1.Личность Екатерины II.

2.Просвещенный абсолютизм. Государственно - административные и социально-экономические реформы Екатерины II.

3. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.

Проблемное задание: Сравните двух монархов, названных в истории « Великими»: Петра Iи Екатерину II.

  1. Личность Екатерины II.

Учитель обращает внимание, что правление Екатерины II оставило заметный след в русской истории. Случайный человек в России, Екатерина сумела овладеть ситуацией и утвердиться на престоле. За долгие 34 года царствования Екатерина II сумела много добиться. Под ее управлением Россия вышла на новый уровень развития, став несравненно более богатым и сильным государством, чем раньше, заняв достойное место в ряду великих держав Европы. В исторической науке правление Екатерины II обычно характеризуется как «просвещенный абсолютизм».

( Показ портрета Екатерины II и ученическое сообщение).

  1. Просвещенный абсолютизм. Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II.

Вводится новое понятие «просвещенный абсолютизм» - политика, предусматривающая некоторые реформы, направленные на дальнейшее развитие государственности, местного самоуправления; гарантию свобод отдельным слоям населения ( созыв Уложенной комиссии, губернская реформа, жалованные грамоты дворянству и городам). При этом господство дворянства и самодержавие сохраняются.



Екатерина II ( 1762 - 1796гг).Просвещенный абсолютизм

Политика ,сочетавшая принципы абсолютной монархии с некоторыми идеями французских просветителей, а именно - введение монархической власти в рамках законности, а также забота монарха о подданных в соответствии с законами.

Государственно-административные и социально-экономические реформы

Екатерины IIРеформы Сената: упорядочение структуры и полномочий, изъятие законодательных функций, сохранение их только за монархом. Секуляризация церковных владений ( передача в ведение коллегии экономии). Ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине.

Губернская реформа: «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи».50 губерний, уезды; губернатор и капитан-исправник.

Городская реформа: «Грамота на права и выгоды городам Российской империи».

Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» - расширение дворянских привилегий.

Полицейская реформа: введение « Устава благочиния, или полицейского», согласно которому за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственный контроль.

Финансовая реформа: введение бумажных денег - ассигнаций. Открытие Купеческого и Дворянского банков.

Образовательная реформа: создание системы образовательных учреждений.

Введение свободы предпринимательства.

Вывод. Реформы укрепили местный аппарат власти; при частичных уступках непривилеггтрованным сословиям сохраняли господство дворянства на местах.

  1. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.

Эпиграф: « Не с добра волости встают»; « Неволя стоит до воли»(народные пословицы).

Проблемное задание:

- Объясните слова, приписываемые Е.Пугачеву: «Иду на Москву наказать жену и посадить на престол сына».Как характеризует сознание участников крестьянской войны эта идея?

Демонстрируется портрет Е.Пугачева. Сообщение учащего о Е.И.Пугачеве.

Задание для учащихся: изучить материал учебника (стр.186 - 190) и в ходе самостоятельной работы заполнить таблицу «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева».продолжительность

1773 - 1775

причины

-усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьянства.

- тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах.

Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья.

Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.

цели

- Уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов.

-Ликвидация помещичьего землевладения и дворянского сословия.

- Наделение крестьян зeмлей без выкупа и прочими угодьями.

-Oбъявление всех участников восстания свободными казаками.

- Равенство народов.

-Утверждение в стране власти «мужицкого царя Петра III (Е.Пугачева)

Состав участников

Крестьяне, казаки, работные люди, городская беднота, народы Поволжья и Приуралья.

Основные этапы

1-й этап: сентябрь 1773 - март 1774г.

- неудачная осада Оренбурга Пугачевым и поражение от правительственных войск под Татищевой крепостью.

2-й этап: апрель - июль 1774г.

-движение войск Пугачева от Оренбурга через Урал и Прикамье до Казани.

-12-17 июля 1774г. - сражение за Казань. Взятие города восставшими, а затем поражение от войск полковника И.И .Михельсона.

3-й этап: июль 1774 - январь 1775г.

- 31 июля 1774г. - указ Пугачева об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов.

- движение Пугачева от Казани на юг.

-неудачная осада Пугачевым Царицына.

-25августа 1774г.- решающее поражение восставших у Сальникова завода.

- 18 сентября 1774г. Пугачев был схвачен казацкой верхушкой и выдан царским властям.

Степень организованности восставших

-создание повстанческой армии по военному образцу, единое военное руководство(штаб ,военная коллегия, деление на полки).

-наличие трех родов войск(пехота, конница, артиллерия).

Итоги и значение

-Самое крупное народное восстание в России.

- Соединение антикрепостнического и национального движений.

Восстание не улучшило положения крестьянства в стране.

-Поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политики властей по отношению к податным сословиям.

III. Закрепление изученного материала.

Проверка проблемного задания: сравните двух монархов, названных в истории «Великими»: Петра I и Екатерину II.

При наличии времени можно предложить учащимся обсудить вопросы:

- С какой целью в первый период правления Екатерина II использовала идеи Просвещения?

- Охарактеризовать личность Екатерины II и ее роль в истории России. Какие качества позволили ей добиться успеха в ее политике?

- Охарактеризовать Екатерину II как человека, мыслителя и государственного деятеля.

IV. Домашнее задание: часть 2.п. 16.

А.С.Пушкин писал: « Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или люди жестокосердечные, коим чужая головушка, да и своя шейка копейка». Сформулируйте проблему. Напишите мини-эссе по этой проблеме.

Индивидуальные задания: подготовить сообщения о полководцах- П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Г.А.Потемкин, Г.А.Спиридонов.

-сообщение « Восстание Е.Пугачева в Тоцком и Сорочинском районах».




© 2010-2022