Методическая разработка урока на тему Быт и обычаи российских сословий 18 века

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 7 классе по теме «Быт и обычаи российских сословий XVIII века»

Цель урока:

- создать условия для формирования устойчивых представлений о различиях в жизни российских сословий.

Задачи:

- сравнить жизнь и быт российских сословий;

- пробудить интерес к российской культуре и быту;

- воспитывать уважение к традициям русского народа4

- формировать метапредметные навыки: работать с текстом, отбирать материал, анализировать данные, делать выводы, аргументировать свою позицию.

Технология: проблемно-поисковое обучение (на основе технологии развития критического мышления).

Методы и приемы:

- исследование

- групповая работа

- работа с учебником

- таблица и др.

Ход урока:

Стадия «Вызов»

- Историки утверждают, что именно в XVIII веке возникла непреодолимая пропасть между сословиями российского общества. Нам предстоит стать исследователями и разобраться, насколько глубокие изменения произошли.

Прием «Знаете ли вы?»

- Что такое сословия?

- Какое сословие XVIII века окончательно оформилось как привилегированное?

- Какой документ закрепил за дворянами их права и привилегии?

- В чем еще можно увидеть разницу между сословиями?

Тема нашего урока «Быт и обычаи сословий российского общества XVIII века».

- Какие сословия мы можем сравнить?

Стадия «Осмысление»

Итак, обследуем жилища дворян и крестьян. Будьте внимательны, запоминайте каждую деталь. Свои наблюдения вам нужно будет занести в таблицу.

Слайд 1. - Кому принадлежит этот великолепный особняк в стиле барокко? Обратите внимание на его размеры, материал.

Слайд 2. - А это внутреннее убранство дворянского дома. Посмотрите на детали интерьера (обстановка, украшения).

Слайд 3. - Чье это жилище? Крестьянская изба- очень добротная и нарядная.

Слайд 4. -Зайдем в гости. Кстати, стучать в дверь руками было у крестьян плохой приметой. Лучше в окошко. Связано это со множеством суеверий.

Слайд 5. - Загадка: «Чего из избы не вытащишь?». Печь - главная достопримечательность крестьянской избы. Русская печь. С ней было связано много сказок, легенд, суеверий. Считалось, что под печкой живет домовой- хозяин и хранитель избы. Если семья переезжала в новую избу, обязательно брали из печи угольки. Так «перевозили» с собой домового.

Слайд 6. - Результаты своих наблюдений внесите в сравнительную таблицу. Воспользуйтесь справочным материалом.

- Какой вывод по таблице вы можете сделать?

- Продолжим наше исследование. Мы можем стать экспертами в моде XVIII века.

Слайд 7. - К какому веку относится одежда на этом слайде? (XVII век)

- Какие сословия здесь представлены? (Бояре и крестьяне)

- Как называется верхняя одежда, изображенная на слайде? (Кафтан

- Чем отличается одежда боярина и крестьянина? (Тканью, красотой, отделкой, обувью, шапками)

- Какой вывод вы сделаете? (В XVII веке одежда всех сословий была традиционной русской).

Слайд 8. - Среди этих милых девушек XVII века есть представительницы боярского, купеческого, крестьянского сословия. Можно ли их различить с первого взгляда? (Нет, практически невозможно.).

Слайд 9. - И снова XVIII век! Кто покажет представителей дворянского и крестьянского сословия?

- Это было трудно? (Нет, все очевидно).

Работа в группах.

Познакомимся подробнее с одеждой основных сословий XVIII века. Для этого поработаем в группах. На ваших столах лежит раздаточный материал, учебники, справочный материал и подробная инструкция для работы. У каждой группы свое задание. Изучите инструкцию, распределите обязанности. (Каждая группа работает с определенной информацией, затем должна ее представить классу). Время работы - 7-10 минут.

1 группа- одежда мужчин - дворян.

2 группа - одежда мужчин - крестьян.

3 группа - одежда женщин - дворянок.

4 группа - одежда женщин - крестьянок.

Группы представляют свои работы, согласно инструкции.

- Как вы думаете, можно ли крестьянину было носить такую же одежду, как у дворян? Почему?

- Что показывала одежда русского человека в XVIII веке? (Его принадлежность к определенному сословию).

- Это и будет еще один вывод по нашей теме.

Стадия «Рефлексия»

Слайд 10. - учащиеся 7 класса составили рассказ о пище дворян и крестьян в XVIII веке. Видимо, они невнимательно изучали материал. Найдите ошибки в тексте. Пользуйтесь материалом учебника (стр. 236 и 89).

- Говорили в старину: «Гречневая каша - матушка наша, а хлебушко ржаной - отец родной».

- С чем связана простота и скудость пищи крестьян? (Бедность, дороговизна, нет времени на приготовления сложных блюд).

Стадия «Рефлексия»

Подведение итога, обобщение по теме.

- Изменился ли быт крестьян по вашим наблюдениям?

- Откуда пришли все изменения в жизнь дворян? (Из Европы).

- Вернемся к утверждению, прозвучавшему в начале урока. Какой общий вывод можно сделать на основе полученной информации?

Слайд 11. Прием «Найдите лишнее»

- Какие предметы не относятся к XVIII веку?

- Нынешний год Указом Президента объявлен Годом кино. С помощью киноискусства мы прямо сейчас можем оказаться в XVIII веке, увидеть настоящих дворян и крестьян. Посмотрите кадры кинофильма «Формула любви».

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание: подготовить сообщение об обычаях русского народа в XVIII веке (праздники, обряды, развлечения).



© 2010-2022