Отечественная война 1812 г

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме

«Отечественная война 1812 года»

8 класс

Тема урока "Отечественная война 1812 года". 8-й класс

Цель: Сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров.

Задачи урока:

  • сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории

  • развивать умение делать выводы и обобщать материал, закреплять навыки работы с картой, историческими источниками;

  • воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своей страны на примерах подвигов российского народа.

Оборудование:

  • учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России ХIХ в. 8 кл.

  • презентация.

Тип урока: урок изучения нового материала

Этапы урока:


Первый этап - подготовительный: постановка цели, озвучивание темы урока, постановка проблемы.

Второй этап - изучение нового материала. Рассказ учителя, заполнение схемы «Причины Отечественной войны 1812 г.», работа с исторической картой, таблицей «Основные этапы Отечественной войны 1812», работа с документами.

Третий этап - закрепление.


Четвертый этап - домашнее задание.

План урока:
1. Причины и начало войны.
2. Бородинское сражение.
3. Отступление русской армии.
4. Наполеон в Москве.

5. Партизанское движение.
6. Завершение войны.

Ход урока.

Скажите пожалуйста, если бы у вас у самих была возможность определить предмет для сегодняшней встречи, вы бы выбрали историю или обществознание?

А каких вы предпочли больше заданий в течении всего урока - устных или письменных?

А вам хотелось бы быть сегодня наблюдателями или участниками происходящего?

Не все думают одинаково, у каждого свое мнение. Очевидный выбор для одного из вас для другого таковым не является.

Вот и сегодня на уроке вам предстоит сделать свой выбор.

Тема сегодняшнего урока «Отечественная война 1812 г.».

В период подготовительного этапа учащимся целесообразно задать вопросы:

  • что вы знаете о Наполеоне,

  • какую политику он проводит на территории Европы,

  • какие отношения сложились между Францией и Россией накануне войны.

Ставим цель урока.

Цель: Сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров.

(слайд 2)

Проблемное задание

Эпиграф:

Гроза двенадцатого года настала -

Кто тут нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский Бог?

А.С.Пушкин.

На этот вопрос мы попытаемся с вами ответить (слайд 3)

В истории войны 1812 г. еще много спорных и неясных вопросов, с которыми мы познакомимся на уроке.

Итак, Россия и Франция готовятся к войне. Каковы причины войны? (слайд 4)

Для того чтобы понять и разобраться в обстановке накануне войны давайте вспомним почему Александр I пошел на подписание Тильзитского договора?

Назовите условия Тильзитского договора.

  • Россия признала все завоевания Наполеона.

  • Присоединение России к континентальной блокаде против Англии (секретное соглашение). Россия должна полностью отказаться от торговли со своим главным партнёром (в частности, условия мирного договора предписывали России полностью исключить экспорт пеньки в Великобританию).

  • Россия и Франция обязались помогать друг другу во всякой наступательной и оборонительной войне, где только это потребуется обстоятельствами.

  • На территории польских владений Пруссии образовано Герцогство Варшавское, зависимое от Франции.

  • Значительно урезалась территория Пруссии (отторгались польские области), хотя она была сохранена в качестве самостоятельного государства и превращалась в зависимое от Франции государство.

  • Россия выводила свои войска из Молдавии и Валахии, завоёванных у Турции.

  • Россия негласно обязалась не препятствовать Наполеону в установлении контроля над Ионическими островами, и несколько месяцев спустя они вошли в состав Иллирийских провинций Франции.

  • Признание Россией Жозефа Бонапарта королем неаполитанским и Людвика Бонапарта - королем голландским, Жерома Бонапарта - королем вестфальским.

  • Признание Россией Рейнского союза.

  • Франция переставала оказывать помощь Турции в русско-турецкой воине 1806-1812 годов.

  • Россия присоединила к своим владениям Белостокскую область.

Тильзитский мир, мирный договор с Францией был вынужденным соглашением. Да, Россия получила свободу действий в отношении Турции, Ирана и Швеции, но мы были вынуждены согласиться с завоеваниями Франции в Европе. Кроме того, Россия обязана был присоединиться к «континентальной блокаде» Англии. Однако это больно ударило не только по Англии, но и по самой России. Россия понесла большой экономический ущерб. Авторитет России «падал» и страна оказалась в международной изоляции. Все это осложняло и обостряло отношения с Францией. Возникли неразрешимые противоречия между нашими странами, которые, возможно может решить только война.

В истории войны 1812 года еще много дискуссионных и неясных вопросов, требующих своего глубокого осмысления. Говоря о причинах Отечественной войны, необходимо подчеркнуть, что она явилась следствием серьезных противоречий между Россией и Францией. По мнению современных историков, речь не шла о завоевании России - эта задача была трудноосуществимой. Главным же противников Наполеон считал не Россию, а Англию. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что Наполеон стремился нанести военной поражение России, заключить мирный договор, в соответствии с которым Россия была бы вынуждена присоединиться к континентальной блокаде, а также принять участие в походе на Индию. Активным устремлениям французского императора противостоял Александр I, сам желавший влиять на европейскую политику. Нарушение Россией континентальной блокады стало одной из причин вступления Франции в войну.

Учащиеся делают выводы: определяют причины Отечественной войны 1812 г. и записывают в тетрадь

Работа со схемой «Причины Отечественной войны 1812 г.»

Отечественная война 1812 г.(слайд 5)

Задание: определите по учебнику количественный состав двух противоборствующих армий и сделайте вывод.
Армия французов - 600 тыс. чел. Русская армия - 210 тыс. чел.
Вывод: двойное превосходство сил противника.
Задание: по карте «Отечественная война 1812 года» определите расположение русских армий, командующих и направление, которое они защищают. (слайд 6)
1 армия - М.Б. Барклай де Толи, направление Санкт-Петербург;
2 армия - П.Н. Багратион, направление Москва;
3 армия - А.П. Тормасов, направление Киев.

Какой вывод из этого можно сделать?

(Между командующими армий не было согласованности действий

Вопрос классу: Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог избрать Наполеон?

Учащимся дается задание по ходу рассказа, составить хронологическую таблицу «Основные события Отечественной войны 1812г».

(слайд 7)

Дата

Событие

12 (24) июня 1812 г.

Вторжение «великой» армии Наполеона в Россию.

3 августа 1812 г.

Соединение армий Барклая де Толли и Багратиона под Смоленском.

4-6 августа 1812 г.

Поражение русских войск в битве за Смоленск. Предложение Наполеона Александру I о мире.

8 августа 1812 г.

Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим.

26 августа1812 г.

Бородинское сражение.

12 октября 1812 г.

Сражение под Малоярославцем. Начало изгнания французов из России.

25 декабря 1812 г.

Манифест Александра I о победе России в войне с Наполеоном.

(слайд 8) На рассвете 12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона, переправившись через Неман, вторглась в пределы Российской империи. Быстрое продвижение мощной французской армии изменило планы русского командования. Барклай де Толли принимает единственное правильное решение: отступать, любой ценой сохранить войска, не вступать в генеральное сражение, соединить силы 1-й и 2-й армий. Отступление велось с небольшими боями, которые сильно изматывали противника, причем каждый бой Наполеон принимал за начало генерального сражения.

Французская армия наступала, теряя солдат в результате быстрых маршей и стычек с партизанами. «Великая армия» таяла на глазах. К Смоленску подошло лишь 200тыс. человек.

3 августа армии Барклая де Толли и Багратиона соединились под Смоленском.

Вопрос классу: Какое значение имело это событие? /первоначальный план Наполеона был сорван/.

(слайд 9) Вначале августа /4-6 августа/ под Смоленском произошло крупное сражение. Город удержать не удалось, однако здесь Наполеон потерял около 20 тыс. солдат. Русские войска и население покинули город, и противнику достались лишь обугленные руины города. Ни продовольствия, ни фуража/корм для лошадей/ французам захватить не удалось.

Вопрос классу: Как вы думаете, какое значение имело сражение под Смоленском?

/Русская армия была не только сохранена, но и убедилась, что «Великая» и непобедимая армия не так уж непобедима, война приняла затяжной характер/.

Русская армия отступала и общественность была недовольна, поэтому появляются разговоры об измене Барклая-де Толли.

Общественность требовала назначение главнокомандующим русской армии популярного в народе генерала, князя М.И.Кутузова.

8 августа 1812 г. М.И. Кутузов был назначен главнокомандующим.

А в 110 км от Москвы у села Бородино Кутузов решил дать генеральное сражение.

В Бородинском сражении М.И.Кутузов поставил задачу: ослабить врага, сделать его дальнейшее продвижение невозможным и поднять дух русской армии. Наполеон стремился разгромить русскую армию, захватить Москву и завершить войну.

Силы, к этому времени почти сравнялись: враг имел 135-тысячную армию, русские - 132 тыс. при большей артиллерии.

Бородинское сражение. (слайд 10)
Задание: откройте карту-схему, найдите следующие объекты
1. Ставки - М.И.Кутузова, Наполеона.
2. Смоленские дороги: старую и новую.
3. Батарею Раевского.
5. Багратионовы флеши.

6. Что вы можете сказать о положении войск к концу сражения?

Рассказ учителя:

(слайд 11) 26 августа 1812г. на рассвете началось крупное сражение. Кутузов предпринял тактику активной обороны, изматывая силы противника.

Французы стремились прорваться через центр, обойти левый фланг, освободить путь на Москву/работа с учебной картой/. Однако сопротивление русских сделало это невозможным. Жестокие бои развернулись на Багратионовых флешах /земельных укреплениях/. Бой длился 6 часов под артиллерийским огнем. Флеши были захвачены лишь в середине дня.

Страшный бой завязался из-за Семеновских флешей. В течение нескольких часов флеши переходили из рук в руки. Здесь гремело 700 орудий, русские и французы не раз вступали в рукопашный бой. Именно здесь пал смертельно раненный князь Багратион - самый лучший, по мнению Наполеона, генерал русской армии. Под градом пуль он был унесен с Бородинского поля.

Кавалерия Уварова и Платова неожиданно напала на обоз и дивизию французов.

Позже началось сражение на батарее генерала Раевского. Здесь русские несколько раз отбрасывали французов назад, и лишь к вечеру французам удалось захватить укрепления.

Кутузов дал приказ отступить к Москве.

Количество потерь было велико. У французов пало около 60 тыс. человек, в русской армии - 44 тыс. Позже, Наполеон, оценивая эту победу, сказал: «Самое страшное из всех сражений это, то, что я дал под Москвой. Французы в нем показали достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

Кутузову не удалось разгромить французскую армию, не удалось остановить наступление.

Учащимся предлагается проблемное задание: Бородино - это победа или поражение?

Прежде чем ответить на поставленный вопрос, давайте узнаем мнение современников: (слайд 12)

«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Наполеон

«Французская армия расшиблась о русскую армию». А.П. Ермолов

«Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа… Прямым доказательством является бегство Наполеона из Москвы, возращение по старой Смоленской дороге, гибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника». Л.Н. Толстой

Вывод: Несмотря на тяжелые потери, русская армия была спасена, и в состоянии продолжать войну. Кутузов одержал моральную победу над Наполеоном, поднял дух русской армии. Это была победа нравственная. Бородинское сражение еще раз продемонстрировало все превосходства русской армии и военного искусства Кутузова над военным искусством Наполеона.

Кутузов отступал к Москве, Наполеон шел по пятам.

(слайд 13) 1 сентября 1812 г. в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет, на котором решалась судьба древней столицы России.

Чтобы сохранить армию и Россию, Кутузов принимает непростое, но очень важное решение - оставить Москву. Это было единственно верное решение, чтобы спасти Россию. 2 сентября 1812 г. русская армия оставила Москву без боя. Вслед за ней двинулось население.

(слайд 14) Наполеон подошел к Москве. Он стоял на Поклонной горе и ожидал ключи от города. Так его встречали в Берлине, Вене, Милане, преподнося золотые или серебряные ключи от города на атласных подушечках. Но вскоре пришло сообщение, что город пуст. Наполеон вступил в Москву и объявил ее трофеем - в городе не осталось местных властей и «военный трофей» означал, что город отдается на разграбление. Грабила вся армия Наполеона - разворованы были даже захоронения царей в Архангельском соборе Кремля.

Результатом разбоя стало резкое падение дисциплины, обычно очень высокой во французской армии. Солдаты не слушались не только офицеров, но и генералов. Кроме того прибавилась еще одна проблема: обострились национальные отношения «Великой армии». Немцы враждовали с поляками, итальянцы с хорватами.

Вопрос классу: На что рассчитывал Наполеон в эти дни?

Захватив Москву и поразив ее в самое сердце, он был уверен, что добьется мира. В Москве армия получает зимние квартиры, а весной продолжает войну. Но то, что увидел Наполеон в Москве, было не похоже ни на Милан, ни на Рим.

(слайд 15) Запылали пожары в разных частях города. Пожар Москвы стал символом войны 1812 г., символом самопожертвования русского народа, готового в борьбе своей идти до конца. Наполеон понял, что Москва - это ловушка, которую заманил его Кутузов. И чем дольше он буде оставаться, тем скорее он лишится своей армии. Теперь свои правила диктовал Кутузов. А в это время русская армия совершила блистательный маневр. Отступив по Рязанской дороге на восток, она внезапно развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутино. /работа с учебной картой. (слайд 16)

12 октября 1812 г. после Сражение под Малоярославцем французы были вынуждены отступить на Смоленскую дорогу, по которой пришли.

Вопрос классу: Что ожидало армию Наполеона на Смоленской дороге?

/Это путь, по которому армия Наполеона пришла в Москву. Дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима./

Враг отступал, его преследовали русская армия и партизанские отряды. /Денис Давыдов; Александр Фигнер; Герасим Курин и Василиса Кожина/ (слайд17)

Прочитайте текст «Партизанское движение» (слайд 18)

Здесь их сурово встретил русский народ, и здесь началась самая беспощадная народная война. Народ бесследно исчез пред лицом неприятеля, но окружил его своим гневом. Неприятель нигде его не видел, но никуда от него не мог уйти.

На пути неприятеля все предавалось огню, чтобы он ничем не мог поживиться. В Смоленской губернии он почувствовал всю могучую силу народного отпора. Здесь сам Наполеон увидел, какая страшная опасность угрожает ему со стороны народа. Он знал, что своей огромной армией, своим великим военным гением он может победить русское войско; но он также знал, что никогда не может победить весь русский народ.

В годину общего бедствия весь народ, все сословия соединились в едином порыве - оборонить свое отечество. В народе уверенно говорили: «Россия не птичье гнездо; ее не разоришь». Если отдельные деревни кое-где бунтовали против своих господ, то все остальное крестьянство дружно шло вместе с помещиками против общего врага. Общая беда соединила русских людей; были на время забыты всякие обиды, отложены все счета. Это была, поистине, Отечественная война.

Вопрос классу: Какой характер приобрела война?

В чем значение партизанского движения?

/Война приобретала народный характер/.

Ранняя и суровая зима стала одним из бедствий для французов. «Великая армия» превратилась в огромную неуправляемую толпу. При переправе через реку Березина, Наполеон потерял еще 30 тыс. солдат. Границу перешли лишь жалкие остатки армии.

Сам Наполеон бросил войска и бежал в Париж.

В конце декабря 1812г. генерал-фельдмаршал М.И.Кутузов докладывал царю: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля». 25 декабря 1812г. Александр I издал Манифест об изгнании врага и окончании войны.

Проверти хронологическую таблицу. (слайд 19)

Закрепление:

Вопрос: И все же, кто помог победить России в этой войне (начало урока слайд): (слайд 20)

  • остервенение народа?

  • Барклай?

  • зима?

  • русский Бог?

Выскажите свое мнение

Вывод: Война закончилась разгромом войск завоевателей. В войне проявился героизм русского народа, его патриотизм. Это чувство скрытого патриотизма живет в каждом человеке и сам человек не всегда предполагает его. Но приходит час испытаний и человек, движимый первым порывом сердца, поступает так, как требует долг, зов предков, память. Это и есть патриотизм.

Домашнее задание: параграф 4 определите характер войны (ответ обоснуйте)




© 2010-2022