Рабочая программа по истории Крутые повороты истории, 9 класс

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №42»
Петропавловск-Камчатского городского округа




Руководитель ШМО
учителей истории
МАОУ «СОШ № 42»

__________ /М.Ф.Вакина/.

Протокол № 1

от «___» ________2016 года

«Согласовано»
Заместитель директора по ОЭР МАОУ « СОШ № 42»

__________ /Л.А. Попова/.


«_____» _________2016 года

Утверждена
на Экспертном совете от

«_____» _________2016 года

Директор
МАОУ « СШ № 42»

__________ /Т.В.Медолович/.











Программа элективного курса
«Крутые повороты истории»
по предмету «История»
для 9 класса



Составил:
учитель истории и обществознания
МАОУ « СОШ № 42»
Вакина Марина Федоровна


г. Петропавловск-Камчатский

2016


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая программа элективного курса по истории для 9 класса «Крутые повороты истории» составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089.

  3. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004 г № 1312.

  4. Учебный план МАОУ "СОШ № 42»" на 2016-2017 учебный год.

  5. Инновационный общешкольный проект МАОУ "СОШ № 42 «Модель образовательной системы школы, обеспечивающей современное качество образования» (краевая инновационная площадка)


Актуальность предлагаемого курса «Крутые повороты истории» состоит в том, что на про­тяжении последних лет значительно возросли требования к воспитательному потенциалу системы образования. Это связано, прежде всего, с нарастающим в условиях глобали­зации кризисом идентичности. Новое качество социаль­ных связей, информационная открытость общества, ценностный и мотивационный плюрализм приводят к размыванию привычных этнонациональных и конфесси­ональных границ, коррозии традиционных мировоззрен­ческих категорий. Кризис идентичности выражается не только в распространении космополитизма и культурного инфантилизма, но все чаще - в агрессивном ответе фун­даментализма, клерикализма, политического экстремиз­ма. В этих условиях на систему образования возлагается важнейшая задача обеспечения преемственности социо­культурного опыта, упрочения ценностного и ментально­го единства национальных сообществ, укрепления толе­рантного стиля межличностного общения. Для россий­ской системы образования эти задачи имеют особое значение, поскольку они неразрывно связаны со струк­турными реформами всей общественной системы, с пре­одолением идеологического раскола нации и формирова­нием общенациональной российской идентичности.

Огромное значение в рамках воспитательного процес­са играет патриотическое воспитание. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства соци­альных и возрастных групп населения нашей страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. Но после десятилет­него забвения в современной российской образователь­ной системе происходит не только возрождение традиций патриотического воспитания, но и формирование его но­вой концепции, что ориентирует этот процесс на фор­мирование у подрастающего поколения духовно-пат­риотических ценностей, чувства верности конституцион­ному и воинскому долгу, а также готовности к их прояв­лению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и государственной службы.

В рамках системы патриотического воспитания особо важные функции выполняет историческое образование. Знакомство с героическими страницами исторического прошлого способствует формированию у школьников чувства верности своему Отечеству, готовности к выпол­нению гражданского долга и конституционных обязан­ностей по защите интересов Родины. Признавая значение изучения истории войны, необходимо отметить, что в рамках элективного курса целесообразно расширить эту проблематику. Подобный подход позволит всесторонне рассмотреть сам феномен за счет широкой ретроспективы и сравнительного анализа выйти за пределы событийной истории, поста­вить ряд проблем, связанных с социально-психологи­ческими, геополитическими, военно-стратегическими, идеологическими аспектами этих глобальных конф­ликтов.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей и задач:

- углубленное изучения истории участия России в цивилизационных процессах активизировать воен­но-патриотическое воспитание учащихся и связать его с решением всего комплекса развивающих и воспитатель­ных задач исторического образования в старшей школе.

- углубление знаний, полученных учащимися при изучении истории в рам­ках базового курса истории;

- развитие умений и способов деятельности, необхо­димых при углубленном изучении социально-гуманитар­ной проблематики, в том числе умения комплексной ра­боты с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

- развитие способности критически анализировать полученную историко-социальную информацию, опре­делять собственную позицию по отношению к дискусси­онным проблемам исторического прошлого;

- формирование патриотических чувств и гражданст­венности на основе понимания роли России в судьбах ми­ра, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

- создание условий для проведения комплекса вне­классных мероприятий по военно-патриотической работе.


  1. Описание места курса в образовательном процессе.


Реализация рабочей программы элективного курса «Крутые повороты истории» рассчитан на 17 часов, из расчета 0,5 учебных часов в неделю.

Программа курса построена по хронологическому прин­ципу и предполагает изучение, как дополнительного мате­риала, так и обобщение тех сведений по истории IX - XIX века, которые учащиеся получают в курсе отечественной и всеобщей истории в 6 - 9 классах, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах.

Следует учесть, что практика преподавания показывает эффективность внутрипредметной интеграции этого ма­териала. Но государственный стандарт предполагает и оп­ределенную специфику изучения соответствующих тем.


  1. Содержание элективного курса - 17 час.

Глава I. Русь средневековая (IX - XVII в.в.) - 10 часов

У истоков государства Дружинное государство. Знакомство со свидетельствами античных, арабских, византийских историков. Анализ нормандской и антинормандской теорий. Сравнительный анализ «вызовов» государств Западной Европы и Руси. Владимирское «царство. Первая республика. Истоки российской демократии. Возможные альтернативы развития. Феномен «Золотой Орды». А было ли Ордынское иго. Влияние Ордынского ига на формирование типа власти» «Собирание земель». Анализ предпосылок объединения страны, сравнительный анализ объединительных тенденций стран Запада и России Строительство державы. Альтернативы XVI столетия Церковь на Руси. Две тенденции развития. Упущенные возможности». Христианское мировоззрение. От вассалов к подданным. Наступление крепостничества. Российская экономика XII - XVI веков. Между Востоком и Западом Кто и как присоединялся к России. Смута: утраченные возможности. Церковные реформы. Если бы Разин победил. Еретичество и раскол - характерная черта средневековья?» Еретики и раскольники.

Глава II. Императорская Россия (XVIII - начале XX в.в.) - 7 часов

Дворцовые перевороты. Так ли плох «женский» век?» Российская бюрократия. Силовые структуры государственного аппарат. Армия. Репрессивные органы. Политическая полиция Социальные движения XVIII - XIX веков. Экономические институты. Внешняя политика XVIII - XIX веков


  1. Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения элективного предмета ученик должен

знать \понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующее целостность и системность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию отечественной и всемирной истории;

- современные версии и трактовки важнейших поблеем отечественной и всемирной истории;

- особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.

уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации;

- анализировать историческую информацию в разных знаковых схемах;

- различать в исторической информации факты, мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, пространственно -временные рамки изучаемых явлений и процессов;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в форах конспекта, реферата, рецензии;

использовать в практической деятельности и повседневной жизни:

- приобретенные знания и умения;

- определение собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;


  1. Тематическое планирование курса


Календарно-тематическое планирование элективного курса

Тема

Часы

Дата

по плану

по факту

1

У истоков государства

1

2

Владимирское «царство»

1

3

Феномен «Золотой Орды». А было ли ордынское иго.

1

4

«Собирание земель»

1

5

Альтернативы XVI столетия

1

6

Церковь на Руси. Христианское мировоззрение

1

7

От вассалов к подданным

1

8

Наступление крепостничества

1

9

Между Востоком и Западом

1

10

Смута: утраченные возможности

1

11

Дворцовые перевороты

1

12

Российская бюрократия

1

13

Силовые структуры государственного аппарат. Армия

1

14

Репрессивные органы. Политическая полиция

1

15

Социальные движения XVIII - XIX веков

1

16

Экономические институты

1

17

Внешняя политика XVIII - XIX веков

1

Всего

17


6.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Технические средства:

1. Компьютер

2. Интерактивная доска

3. Документ-камера

4. МФУ.

5. Интернет-ресурсы

Дополнительная литература:

Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII - XV вв. - М.: 1986.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков IX - XII вв. - М.: 1998.

Дегтярев А.Я., Дубов И.В. Начало Отечества. - Л., 1983.

Кучкин В.А. Русь под игом: как это было? - М.: 1991.

Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. - М.: 1966.

Скрынников Р.Г. Борис Годунов. - М.: 1983.

Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. Григорий Отрепьев. - Новосибирск, 1987.

Флоря Б.Н. Иван Грознвй. - М.: 1999.

Анисимов Е.В. Россия в cередине XVIII века: Борьба за наследие Петра. - М.: 1986.

Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России XVIII - XX вв. - М.: 1999.

Бескровный Л.Г. Армия и флот России в XIX в.: Военно-экономический потенциал. - М.: 1977.

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. Опыт целостного анализа. - М.: 1999.

Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России: Сравнительно-историческое исследование. - М.: 1994.

Русское православие: вехи истории /под ред. А.В.Игнатьева, И.С.Рыбаченок, Г.А.Сенина. - М.: 1992.

Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII - XIX вв. - Л.: 1988.

Шепелев Л.Е. Чиновный мир России. XVIII - начало XX в. - СПб, 2001.

© 2010-2022