- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории Крутые повороты истории, 9 класс
Рабочая программа по истории Крутые повороты истории, 9 класс
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вакина М.Ф. |
Дата | 05.02.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №42»
Петропавловск-Камчатского городского округа
Руководитель ШМО
учителей истории
МАОУ «СОШ № 42»
__________ /М.Ф.Вакина/.
Протокол № 1
от «___» ________2016 года
«Согласовано»
Заместитель директора по ОЭР МАОУ « СОШ № 42»
__________ /Л.А. Попова/.
«_____» _________2016 года
Утверждена
на Экспертном совете от
«_____» _________2016 года
Директор
МАОУ « СШ № 42»
__________ /Т.В.Медолович/.
Программа элективного курса
«Крутые повороты истории»
по предмету «История»
для 9 класса
Составил:
учитель истории и обществознания
МАОУ « СОШ № 42»
Вакина Марина Федоровна
г. Петропавловск-Камчатский
2016
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа элективного курса по истории для 9 класса «Крутые повороты истории» составлена на основе следующих документов:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089.
-
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004 г № 1312.
-
Учебный план МАОУ "СОШ № 42»" на 2016-2017 учебный год.
-
Инновационный общешкольный проект МАОУ "СОШ № 42 «Модель образовательной системы школы, обеспечивающей современное качество образования» (краевая инновационная площадка)
Актуальность предлагаемого курса «Крутые повороты истории» состоит в том, что на протяжении последних лет значительно возросли требования к воспитательному потенциалу системы образования. Это связано, прежде всего, с нарастающим в условиях глобализации кризисом идентичности. Новое качество социальных связей, информационная открытость общества, ценностный и мотивационный плюрализм приводят к размыванию привычных этнонациональных и конфессиональных границ, коррозии традиционных мировоззренческих категорий. Кризис идентичности выражается не только в распространении космополитизма и культурного инфантилизма, но все чаще - в агрессивном ответе фундаментализма, клерикализма, политического экстремизма. В этих условиях на систему образования возлагается важнейшая задача обеспечения преемственности социокультурного опыта, упрочения ценностного и ментального единства национальных сообществ, укрепления толерантного стиля межличностного общения. Для российской системы образования эти задачи имеют особое значение, поскольку они неразрывно связаны со структурными реформами всей общественной системы, с преодолением идеологического раскола нации и формированием общенациональной российской идентичности.
Огромное значение в рамках воспитательного процесса играет патриотическое воспитание. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения нашей страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. Но после десятилетнего забвения в современной российской образовательной системе происходит не только возрождение традиций патриотического воспитания, но и формирование его новой концепции, что ориентирует этот процесс на формирование у подрастающего поколения духовно-патриотических ценностей, чувства верности конституционному и воинскому долгу, а также готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и государственной службы.
В рамках системы патриотического воспитания особо важные функции выполняет историческое образование. Знакомство с героическими страницами исторического прошлого способствует формированию у школьников чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Признавая значение изучения истории войны, необходимо отметить, что в рамках элективного курса целесообразно расширить эту проблематику. Подобный подход позволит всесторонне рассмотреть сам феномен за счет широкой ретроспективы и сравнительного анализа выйти за пределы событийной истории, поставить ряд проблем, связанных с социально-психологическими, геополитическими, военно-стратегическими, идеологическими аспектами этих глобальных конфликтов.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей и задач:
- углубленное изучения истории участия России в цивилизационных процессах активизировать военно-патриотическое воспитание учащихся и связать его с решением всего комплекса развивающих и воспитательных задач исторического образования в старшей школе.
- углубление знаний, полученных учащимися при изучении истории в рамках базового курса истории;
- развитие умений и способов деятельности, необходимых при углубленном изучении социально-гуманитарной проблематики, в том числе умения комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- развитие способности критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к дискуссионным проблемам исторического прошлого;
- формирование патриотических чувств и гражданственности на основе понимания роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- создание условий для проведения комплекса внеклассных мероприятий по военно-патриотической работе.
-
Описание места курса в образовательном процессе.
Реализация рабочей программы элективного курса «Крутые повороты истории» рассчитан на 17 часов, из расчета 0,5 учебных часов в неделю.
Программа курса построена по хронологическому принципу и предполагает изучение, как дополнительного материала, так и обобщение тех сведений по истории IX - XIX века, которые учащиеся получают в курсе отечественной и всеобщей истории в 6 - 9 классах, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах.
Следует учесть, что практика преподавания показывает эффективность внутрипредметной интеграции этого материала. Но государственный стандарт предполагает и определенную специфику изучения соответствующих тем.
-
Содержание элективного курса - 17 час.
Глава I. Русь средневековая (IX - XVII в.в.) - 10 часов
У истоков государства Дружинное государство. Знакомство со свидетельствами античных, арабских, византийских историков. Анализ нормандской и антинормандской теорий. Сравнительный анализ «вызовов» государств Западной Европы и Руси. Владимирское «царство. Первая республика. Истоки российской демократии. Возможные альтернативы развития. Феномен «Золотой Орды». А было ли Ордынское иго. Влияние Ордынского ига на формирование типа власти» «Собирание земель». Анализ предпосылок объединения страны, сравнительный анализ объединительных тенденций стран Запада и России Строительство державы. Альтернативы XVI столетия Церковь на Руси. Две тенденции развития. Упущенные возможности». Христианское мировоззрение. От вассалов к подданным. Наступление крепостничества. Российская экономика XII - XVI веков. Между Востоком и Западом Кто и как присоединялся к России. Смута: утраченные возможности. Церковные реформы. Если бы Разин победил. Еретичество и раскол - характерная черта средневековья?» Еретики и раскольники.
Глава II. Императорская Россия (XVIII - начале XX в.в.) - 7 часов
Дворцовые перевороты. Так ли плох «женский» век?» Российская бюрократия. Силовые структуры государственного аппарат. Армия. Репрессивные органы. Политическая полиция Социальные движения XVIII - XIX веков. Экономические институты. Внешняя политика XVIII - XIX веков
-
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного предмета ученик должен
знать \понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующее целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию отечественной и всемирной истории;
- современные версии и трактовки важнейших поблеем отечественной и всемирной истории;
- особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации;
- анализировать историческую информацию в разных знаковых схемах;
- различать в исторической информации факты, мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, пространственно -временные рамки изучаемых явлений и процессов;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в форах конспекта, реферата, рецензии;
использовать в практической деятельности и повседневной жизни:
- приобретенные знания и умения;
- определение собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
-
Тематическое планирование курса
Календарно-тематическое планирование элективного курса
Тема
Часы
Дата
по плану
по факту
1
У истоков государства
1
2
Владимирское «царство»
1
3
Феномен «Золотой Орды». А было ли ордынское иго.
1
4
«Собирание земель»
1
5
Альтернативы XVI столетия
1
6
Церковь на Руси. Христианское мировоззрение
1
7
От вассалов к подданным
1
8
Наступление крепостничества
1
9
Между Востоком и Западом
1
10
Смута: утраченные возможности
1
11
Дворцовые перевороты
1
12
Российская бюрократия
1
13
Силовые структуры государственного аппарат. Армия
1
14
Репрессивные органы. Политическая полиция
1
15
Социальные движения XVIII - XIX веков
1
16
Экономические институты
1
17
Внешняя политика XVIII - XIX веков
1
Всего
17
6.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Технические средства:
1. Компьютер
2. Интерактивная доска
3. Документ-камера
4. МФУ.
5. Интернет-ресурсы
Дополнительная литература:
Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII - XV вв. - М.: 1986.
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков IX - XII вв. - М.: 1998.
Дегтярев А.Я., Дубов И.В. Начало Отечества. - Л., 1983.
Кучкин В.А. Русь под игом: как это было? - М.: 1991.
Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. - М.: 1966.
Скрынников Р.Г. Борис Годунов. - М.: 1983.
Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. Григорий Отрепьев. - Новосибирск, 1987.
Флоря Б.Н. Иван Грознвй. - М.: 1999.
Анисимов Е.В. Россия в cередине XVIII века: Борьба за наследие Петра. - М.: 1986.
Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России XVIII - XX вв. - М.: 1999.
Бескровный Л.Г. Армия и флот России в XIX в.: Военно-экономический потенциал. - М.: 1977.
Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. Опыт целостного анализа. - М.: 1999.
Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России: Сравнительно-историческое исследование. - М.: 1994.
Русское православие: вехи истории /под ред. А.В.Игнатьева, И.С.Рыбаченок, Г.А.Сенина. - М.: 1992.
Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII - XIX вв. - Л.: 1988.
Шепелев Л.Е. Чиновный мир России. XVIII - начало XX в. - СПб, 2001.