РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ РОССИИ 8 КЛАСС

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории (история России) для 8 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, подготовленной в 2013-14г. в целях повышения качества школьного исторического образования, воспитания гражданственности и патриотизма, формирования единого культурно-исторического пространства Российской Федерации, на основе Примерной программы основного общего образования по истории.

Цель школьного исторического образования: формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников.

Задачи изучения истории в школе:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Главная цель изучения истории в школе-образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи:

-формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

-овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

-воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

-развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

-формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №6 на предмет «история России»

отводится 42ч.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

1.Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина .М.: Просвещение, 2012.


II.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты.

Выпускник научится:

  • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.;

  • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

  • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

  • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

  • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

  • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы, Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 6 в форме теста.

III. Содержание учебного предмета.

РОССИЯВXIXв. (42 часа)

Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в.

Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в.

Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.

Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.

Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения.

Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.


Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в.

Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов.«Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг.

Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х - 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.

Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Русская культура первой половины XIX в.

Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).

Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.

Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России.

Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев.Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол».Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х - начала 70-х гг. XIX в.

Россия в конце XIX в.

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта.Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в.

Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов.Убийство Александра II.Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы.Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.

Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский.Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Внешняя политика во второй половине XIX в.Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.

Развитие культуры во второй половине XIX в. Просвещение и наука. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.

Литература и изобразительное искусство. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.

Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников.

Русское искусство. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.



IV. Тематическое планирование.



Глава I. Россия в первой половине XIX в.

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806гг.

1

2

Внешняя политика в 1801-1812гг.

1


3

Реформаторская деятельность М.М.Сперанского.


1

4

Отечественная война 1812г.


1


5

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825гг.


1

6

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825гг.

1

7

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812г.

1

8

Общественное движение при Александре I.

1

9


Династический кризис 1825г. Выступление декабристов.


1

10

Династический кризис 1825г. Выступление декабристов.

1

11

Внутренняя политика Николая I.

1

12

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг.XIX в.

1

13

Внешняя политика Николая I в 1826-1849гг.

1


14


Общественное движение в годы правления Николая I.


1


15

Крымская война 1853-1856гг. Оборона Севастополя.

1

16

Крымская война 1853-1856гг. Оборона Севастополя.

1

17

Образование и наука. Русские первооткрыватели и путешественники.

1

18

Художественная культура.

1

19

Быт и обычаи.

1

20

Повторение и обобщение по теме «Россия в первой половине XIX века».

1

21

Глава II. Россия во второй половине XIX в.

Накануне отмены крепостного права.

1

22

Крестьянская реформа 1861г.

1


23

Либеральные реформы 60-70-х гг.XIX в.

1


24

Либеральные реформы 60-70-х гг.XIX в.

1

25

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.

1

26

Общественное движение: либералы и консерваторы.

1

27

Зарождение революционного народничества и его идеология.

1

28

Революционное народничество второй половины 60 - начала 80-х гг.XIX в.

1

29


Внешняя политика Александра II.


1


30

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.


1

31

Внутренняя политика Александра III.

1

32

Экономическое развитие в годы правления Александра III.

1

33

Положение основных слоев общества.

1

34

Общественное движение в 80-90-х гг.

1


35

Общественное движение в 80-90-х гг.

1


36

Внешняя политика Александра III.

1


37

Просвещение и наука.

1


38

Промежуточная аттестация.

1

1

39

Литература и изобразительное искусство.

1


40

Архитектура, музыка, театр, народное творчество.

1


41

Быт: новые черты в жизни города и деревни.

1


42

Систематизация и обобщение знаний по теме «Россия во второй половине XIX века».


1


итого


42

1


V. Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема урока

Дата

По плану

По факту

1

Глава I. Россия в первой половине XIX в.

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806гг.


2

Внешняя политика в 1801-1812гг.



3

Реформаторская деятельность М.М.Сперанского.


4

Отечественная война 1812г.



5

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825гг.


6

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825гг.


7

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812г.


8

Общественное движение при Александре I.


9


Династический кризис 1825г. Выступление декабристов.


10

Династический кризис 1825г. Выступление декабристов.


11

Внутренняя политика Николая I.


12

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг.XIX в.


13

Внешняя политика Николая I в 1826-1849гг.



14


Общественное движение в годы правления Николая I.


15

Крымская война 1853-1856гг. Оборона Севастополя.


16

Крымская война 1853-1856гг. Оборона Севастополя.


17

Образование и наука. Русские первооткрыватели и путешественники.


18

Художественная культура.


19

Быт и обычаи.


20

Повторение и обобщение по теме «Россия в первой половине XIX века».


21

Глава II. Россия во второй половине XIX в.

Накануне отмены крепостного права.


22

Крестьянская реформа 1861г.



23

Либеральные реформы 60-70-х гг.XIX в.


24

Либеральные реформы 60-70-х гг.XIX в.


25

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.


26

Общественное движение: либералы и консерваторы.


27

Зарождение революционного народничества и его идеология.


28

Революционное народничество второй половины 60 - начала 80-х гг.XIX в.


29


Внешняя политика Александра II.



30

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.


31

Внутренняя политика Александра III.


32

Экономическое развитие в годы правления Александра III.


33

Положение основных слоев общества.

34

Общественное движение в 80-90-х гг.



35

Общественное движение в 80-90-х гг.



36

Внешняя политика Александра III.



37

Просвещение и наука.



38

Промежуточная аттестация.



39

Литература и изобразительное искусство.



40

Архитектура, музыка, театр, народное творчество.



41

Быт: новые черты в жизни города и деревни.



42

Систематизация и обобщение знаний по теме «Россия во второй половине XIX века».






© 2010-2022