МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ИСТОРИИ

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ


Санкт-Петербургское государственное

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

_____________ Н.Б.Минюк

«__05__» ___08____ 2016__г.


Методические рекомендации

по выполнению практических занятий

по дисциплине


ИСТОРИЯ

(код и наименование ОП, МДК, раздел МДК)

для специальности


Общественные науки

для специальностей технического профиля

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

09.02.02 Компьютерные сети

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

10.02.03 Информационная безопасность автоматизированных систем

12.02.03 Радиоэлектронные приборные устройства

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (промышленная автоматика)

15.02.08 Технология машиностроения

27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством


Санкт-Петербург

2016г.



Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО), рабочей программы учебной дисциплины, профессионального модуля, МДК (раздела МДК) и на основании учебного плана по специальности

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

09.02.02 Компьютерные сети

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

10.02.03 Информационная безопасность автоматизированных систем

12.02.03 Радиоэлектронные приборные устройства

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (промышленная автоматика)

15.02.08 Технология машиностроения

27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством

Организация-разработчик: СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

Разработчик: Белова Светлана Евгеньевна, преподаватель

Ф.И.О. преподавателя, должность

Методические рекомендации рассмотрены на заседании предметной цикловой комиссии общих гуманитарных и социальных дисциплин

наименование П(Ц)К

Протокол № 1 от «29» августа 2016г.

Председатель П(Ц)К / Андреева Е.А./

Содержание


Пояснительная записка

Перечень тем практических занятий

2. Практические занятия:

2.1 Практическое занятие № 1

2.2 Практическое занятие № 2

…………………………………

Критерии оценивания практических занятий

Список использованных источников

Пояснительная записка

Выполнение студентами практических занятий проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу профессионального модуля;

 углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

 формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

- формированию следующих компетенций:

-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

-сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

Каждое практическое занятие содержит цель, руководство к выполнению, перечень оснащения работы, содержание работы, дополнительное задание развивающего характера, контрольные вопросы.



ПЕРЕЧЕНЬ

тем практических занятий

по дисциплине (ОП, МДК, раздел МДК): История


(код и наименование УД, МДК)


специальности:

(код и наименование специальности)

для студентов ____1___ курса на ___2016/2017________________ учебный год


п/п

Тема практического занятия

Количество часов

Практическое занятие - составление конспекта и анализ учебного материала по теме «Археологические памятники палеолита на территории России»

2

    Практическое занятие - заполнение таблицы «Особенности цивилизаций Древнего мира-древневосточной и античной цивилизации»

    2

      Практическая работа - картографический практикум по теме

      «Владимиро-Суздальское княжество»

      2

        Практическая работа - тестовое задание по теме «Окончание Смуты и возрождение российской государственности»

        2

          Практическая работа -составление таблицы «Итоги и цена преобразований Петра Великого».

          2

            Практическое занятие - тест по теме «Народническое движение

            2

              Практическая работа - составление хронологической

              таблицы «Становлении конституционной монархии и элементов гражданского общества»

              2

                Практическая работа-по теме «Власть и российское общество на разных этапах Первой мировой войны»-составление сравнительной таблицы периодов Первой мировой войны

                2

                  Практическое занятие- тестовые задания по теме II съезд Советов. Декреты о мире и о земле.

                  2

                    Практическое занятие: «Картографический практикум Россия в годы Гражданской войны». Работа с картой.

                    2

                      Практическое занятие - тестирование по теме «Советская модель модернизации»

                      2

                      12.

                      Практическое занятие - историческое значение Московской битвы. Работа с фрагментом исторического документа.

                      13.

                      Практическое занятие - тестирование по теме «Послевоенное восстановление стран Западной Европы»

                      2

                      14.

                      Практическое занятие по теме «Политика гласности в СССР и ее последствия». Тестовые задания

                      2

                      15.

                      Практическое занятие - тестирование по теме «Экономические реформы 1990-х годов в России».

                      2

                      Практическое занятие № 1


                      Тема: «Археологические памятники палеолита на территории России»

                      Цели:

                      1. Закрепление теоретических знаний по теме.

                      2. Формирование практических навыков работы с учебным пособием.

                      3.Формирование общей (профессиональной) компетенции: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для личностного развития.

                      Студент должен знать:

                      -античные цивилизации эпохи палеолита и неолита.

                      Студент должен уметь:

                      -давать характеристику данной эпохи на территории России;

                      -проводить поиск исторической информации в источниках разного типа.

                      Теоретическая часть:


                      Охарактеризуйте основные археологические памятники эпохи палеолита и неолита:

                      А) на территории Дальнего Востока

                      Б) Находки на территории Прибайкалья

                      В) Памятники Западной Сибири

                      Г) Археологические находки эпохи неолита

                      Д) Неолит среднего и верхнего Енисея

                      Порядок выполнения работы:


                      1. Составление конспекта и анализ учебного материала по теме «Археологические памятники палеолита на территории России

                      Контрольные вопросы: (задания для самостоятельной работы):

                      1. Какой критерий положен в основу периодизации?

                      2. В чем состояло своеобразие античных цивилизаций?

                      3. Какую роль сыграло античное наследие в истории нашей страны?

                      Критерии оценивания лабораторных работ/практических занятий


                      Все задания выполнены правильно, возможна одна неточность или описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала. Работа выполнена самостоятельно. Работа сдана с соблюдением всех сроков.

                      4 (хорошо)

                      Все задания выполнены правильно, но недостаточны обоснования, рассуждения, допущены одна ошибка или два - три недочета. Студент единожды обращается за помощью преподавателя. Работа сдана в срок (либо с опозданием на два - три занятия).

                      3 (удовлетв.)

                      В заданиях допущены более одной ошибки или более трех недочетов, но студент владеет обязательными умениями по проверяемой теме. Студент многократно обращается за помощью преподавателя. Работа сдана с опозданием более трех занятий.

                      2 (неудовл.)

                      Выполнено меньше половины предложенных заданий, допущены существенные ошибки, показавшие, что студент не владеет обязательными умениями по данной теме в полном объеме. Студент выполняет работу с помощью преподавателя. Работа сдана с нарушением всех сроков. Много нарушений правил оформления.


                      Список использованных источников

                      1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2013

                      Практическое занятие № 2


                      Тема: «Особенности цивилизаций Древнего мира-древневосточной и античной цивилизации»

                      Цели:

                      1. Закрепление теоретических знаний по теме.

                      2. Формирование практических навыков работы с таблицей, умение анализировать историческую информацию.

                      3.Формирование общей компетенции: различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.

                      Студент должен знать:

                      -основные факты цивилизаций Древнего мира.

                      Студент должен уметь:

                      - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственными и временными рамками цивилизаций Древнего мира.

                      Теоретическая часть:


                      1. Взаимодействие с природой:

                      • Зависимость от природы

                      (наводнения, землетрясения, извержения вулканов)

                      2. Способы познания мира:

                      • Мифологические формы мышления.

                      Культ и ритуалы

                      (ориентированные на природные циклы)

                      • ? ТИП мышления: "расчлененный";

                      3. Тип хозяйства:

                      • потребительский;

                      4. Характер взаимодействия людей в обществе:

                      • равенство;

                      1. Взаимодействие с природой:

                      • Зависимость от природы

                      (наводнения, землетрясения, извержения вулканов)

                      2. Способы познания мира:

                      • Мифологические формы мышления.

                      Культ и ритуалы

                      (ориентированные на природные циклы)

                      • Письменность (накопление знаний, передача информации, опыта)

                      • ТИП мышления: аналитический;

                      3. Тип хозяйства:

                      • производящий;

                      • рост городов;

                      • становление государственности;

                      • появление новых видов деятельности;

                      4. Характер взаимодействия людей в обществе:

                      • появление классов;

                      Порядок выполнения работы:

                      Заполнение таблицы

                      Критерии оценивания и список литературы см. практическая работа №1

                      Практическое занятие № 3


                      Тема: «Владимиро-Суздальское княжество»

                      Цели:

                      1. Понимать особенности исторического пути России.

                      2. Уметь составлять характеристику исторического периода.

                      3. Формировать практические навыки работы с картой.

                      Студент должен знать:

                      -географическое положение, взаимоотношение князей, политический строй, причины раздробленности Руси.

                      Студент должен уметь:

                      - вырабатывать навыки сравнительно-аналитической деятельности.

                      Теоретическая часть:

                      Используя ключевые вопросы (географическое положение, взаимоотношения князей, политический строй, причины раздробленности) студент дает характеристику исторического периода, вырабатывает навыки сравнительно-аналитической деятельности.

                      Ключевые вопросы:

                      1.В чем причины распада Руси на отдельные княжества?

                      2.Какие последствия имела государственная раздробленность?

                      3.В деятельности каких правителей Владимиро-Суздальской земли проявились новые политические тенденции?

                      4.В чем суть этих тенденций?

                      Порядок выполнения работы:

                      Дать характеристику Владимиро-Суздальскому княжеству.

                      (Критерии оценивания и список литературы см. практическая работа №1)

                      Практическое занятие № 4


                      Тема: «Окончание Смуты и возрождение российской государственности»

                      Цели:

                      1. Систематизировать знания по периоду истории Руси XVI века.

                      2. Уметь давать оценку главным событиям.

                      3. Формировать практические навыки работы с тестовыми заданиями.

                      Студент должен знать:

                      -что такое Смутное время и что позволило отстоять независимость России?

                      Студент должен уметь:

                      -давать правильные ответы, используя приобретенные знания по данной теме.

                      Теоретическая часть:

                      Внешняя политика, которую проводила Россия во второй половине XVI века. Внешнеполитические задачи какие-то удалось решить, какие-то нет. Главные достижения.

                      Порядок выполнения работы:

                      Дать ответы на вопросы тестового задания.

                      ТЕСТ "СМУТНОЕ ВРЕМЯ"

                      1.Период Смутного времени относится к

                      а) 1533-1598 гг

                      б) 1598-1613 гг

                      в) 1533-1613 гг

                      г) 1598-1600 гг

                      2.Одной из причин Смуты стало

                      а) вступление на престол Ивана IV

                      б) польская интервенция

                      в) пересечение законной династии Рюриковичей

                      г) усиление царской власти

                      3. Лжедмитрий II был прозван в народе

                      а) "истинным царём"

                      б) "царевичем Петром"

                      в) "царём Дмитрием"

                      г) "тушинским вором"

                      4.Расположите в хронологическом порядке следующие события

                      а) царствование Бориса Годунова 1

                      б) царствование Фёдора Ивановича 2

                      в) царствование Михаила Федоровича 3

                      г) царствование Василия Шуйского 4

                      д) "семибоярщина" 5

                      е) царствование Ивана IV 6

                      5.Фактическим правителем при царе Федоре Иоанновиче являлся:

                      а) Б.Ф.Годунов

                      б) Ф.И. Мстиславский

                      в) Н.Р.Юрьев

                      г)И.П.Шуйский

                      6.Какое из перечисленных событий произошло в 1613 году?

                      а) восстание под руководством И.Болотникова

                      б) избрание на царство Михаила Романова

                      в) начало польской интервенции

                      г) воцарение Лжедмитрия II

                      7.Назовите условия, способствующие развитию Смуты

                      а) неурожаи, голод и мор в период правления Бориса Годунова

                      б) правление представителей династии Рюриковичей

                      в) борьба за ограничение власти царя

                      г) усиление позиций дворянства

                      д) вмешательство Польши

                      8.Установите соответствие между датой и событием

                      1)1613, 2)1605, 3)1601-1603, 4)1610-1613, 5)1598, 6)1606-1607

                      А) «семибоярщина»

                      Б) смерть царя Фёдора Ивановича

                      В) неурожаи и массовый голод в России

                      Г) крестьянское восстание под руководством И.Болотникова

                      Д) установление династии Романовых

                      Е) воцарение Лжедмитрия I

                      9.Назовите черты, характеризующие последствия Смуты

                      А) экономическая разруха и обнищание народа

                      Б) повышение международного авторитета России

                      Г) воцарение новой династии Романовых

                      Д) было отменено крепостное право

                      Е) укрепление местничества

                      Ж) усиление позиций служилого дворянства

                      З) усиление позиций боярства

                      10.Назовите имя царя, о котором идёт речь

                      «….Его избрали на царство, потому что он доводился племянником последнему царю старой династии Фёдору… Собор присягал не только избранному им царю, но и будущей царице и их будущим детям, видя в своем избраннике если не наследственного, то потомственного государя… Служилые люди обет давали быть без прекословия во всяких государственных делах».

                      ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ «СМУТНОЕ ВРЕМЯ»вопрос

                      1

                      2

                      3

                      4

                      5

                      6

                      7

                      8

                      9

                      10

                      ответ

                      Б

                      В

                      Г

                      1Е,2Б,3А,4Г,5Д,6В

                      А

                      Б

                      А,В,Д

                      1Д,2Е,3В,4А,5Б,6Г

                      А,Г,Ж

                      Михаил

                      Романов

                      «5»-выствляется студенту за 10тправильных ответов

                      «4»-выставляется студенту за 8 правильных ответов

                      «3»-выставляется студенту за 5-6 правильных ответов

                      «2»-выставляется студенту за менее 5-ти правильных ответов

                      Контрольные вопросы: (задания для самостоятельной работы):

                      Найти фото-документы исторического памятника Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, раскрыть историю создания памятника. Ответить на вопрос: в чем заключается историческая ценность?


                      Практическое занятие № 5


                      Тема: « «Итоги и цена преобразований Петра Великого».

                      Цели:

                      1. Проводить поиск исторической информации личности Петра I.

                      2. Уметь анализировать предпосылки преобразований Петра I и изменения в экономике в годы его правления.

                      3. Формировать практические навыки работы с таблицами.

                      Студент должен знать:

                      -внутреннюю политику страны в годы правления Петра I

                      Студент должен уметь:

                      -заполнять таблицу по разделам.

                      Теоретическая часть:

                      Преобразования Петра I, направленные на преодоления отставания России от передовых стран Западной Европы.


                      Порядок выполнения работы:

                      Заполнить таблицу.Экономика

                      Социальная сфера

                      Культура

                      • развитие мануфактур

                      • указы о приписных крестьянах

                      • учреждение цехов и гильдий 1722г.

                      • введение подушной переписи населения

                      • развитие внутренней и внешней торговли

                      • открытие новых металлургических заводов

                      • указ о единонаследии 1714г

                      • деление купцов на гильдии

                      • установление паспортного режима 1724г

                      • «Табель о рангах» 1722г

                      • Внедрение заппадноевропейской культуры

                      • Система светского образования

                      • Новые типографии

                      • Издание учебников

                      • Новый календарь (с 1 января 1700г)

                      • Учреждение Академии наук 1724г



                      Контрольные вопросы: (задания для самостоятельной работы):

                      Используя архивные документы и дополнительную литературу найти места в Санкт-Петербурге, связанные именем Великого Петра.

                      Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учрежде-ний сред. проф. образования. - М., 2015., необходимо заполнить таблицу.

                      Практическое занятие № 6


                      Тема: «Народническое движение»

                      Цели:

                      1. Закрепить знания о деятельности народнических движений периода правления Александра II

                      2. Уметь анализировать пройденный материал и правильно выполнять задания.

                      3. Формировать практические навыки работы с текстом.

                      Студент должен знать:

                      -причины появления революционных организаций в царствование Александра II.

                      -знать какие организации были созданы и каковы результаты их деятельности.

                      Студент должен уметь:

                      - работать с текстом.

                      Теоретическая часть:

                      Что такое народничество и какие течения имелись в народничестве.

                      Порядок выполнения работы:

                      ТЕСТ «Народническое движение»1) недовольство реформаторской деятельностью правительства

                      2) стремление расширить имущественные права разночинцев

                      3) недовольство результатами реформы 1861 года

                      4) стремление распространить в России либеральные ценности

                      2

                      Своеобразным программным документом для разночинной молодёжи, придерживавшейся революционных взглядов, было произведение

                      1) «Герой нашего времени» М. Лермонтова

                      2) «Что делать?» Н. Чернышевского

                      3) «Отцы и дети» И. Тургенева

                      4) «Волки и овцы» А. Островского

                      3

                      Организация «Земля и воля» возникла в Петербурге в

                      1) 1861 г. 2) 1864г. 3) 1866г. 4) 1870г.

                      4

                      Для заговорщического течения в народничестве было характерно

                      1) стремление подготовить социальную революцию (переворот) силами строго законспирированной организации революционеров

                      2) представление о будущем государстве, основанном на власти рабочих

                      3) стремление поддержать крестьянство путем активной работы в земстве

                      4) подражание западному пути развития

                      5

                      Причиной раскола организации «Земля и воля» стало расхождение во взглядах на

                      1) исторический путь России-«прозападный» или «собственный»

                      2) метод достижения цели-реформаторский или революционный

                      3) первостепенность задач -пересмотр земельного вопроса или смена государственных чиновников

                      4)будущее России - социализм или капитализм

                      6

                      А. Желябов, В. Засулич, С. Перовская - члены организации

                      1) «Чёрный передел»

                      2) «Народная воля»

                      3) «Народная расправа»

                      4) «Ад»

                      7

                      Течение в народничестве, связанное с именем П.Л. Лаврова, называют

                      1) бунтарским

                      2) заговорщическим

                      3) пропагандистским

                      4) консервативным

                      8

                      Что из названного является целью организации «Народная воля»?

                      1) подготовка крестьянских бунтов

                      2) осуществление «малых дел»- посильной помощи крестьянской общине

                      3) проведение реформ

                      4)террор против царя и высших сановников

                      9

                      Цель организации «Чёрный передел»

                      1) изменение условий реформы 1861г.

                      2) проведение либеральных реформ в области народного просвещения

                      3) введение конституционной монархии

                      4) создание самоуправляющихся общин на селе и в городе

                      10

                      Автор теории общинного социализма

                      1) А.И. Герцен

                      2) М.А. Бакунин

                      3)Н.А. Ишутин

                      4) Г.В. Плеханов

                      ОТВЕТЫ

                      Критерии оценки :

                      «5»-выствляется студенту за 10тправильных ответов

                      «4»-выставляется студенту за 7-8 правильных ответов

                      «3»-выставляется студенту за 5-6 правильных ответов

                      «2»-выставляется студенту за менее 5-ти правильных ответов

                      Практическое занятие № 7


                      Тема: Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества»

                      Цели:

                      1. Уметь определять причины событий 1905-1907 гг.

                      2. Формировать представление о позициях, которые занимали в годы революции политические партии.

                      3. Закреплять практические навыки работы с таблицей.

                      Студент должен знать:

                      -в чем причины неудачи конституционной монархии.

                      -знать в чем её значение.

                      Студент должен уметь:

                      - устанавливать причинно-следственные связи и понимать, почему Дума стала одним из центров оппозиции правительству.

                      Теоретическая часть:

                      Основные направления внутренней политики России на рубеже веков.


                      Порядок выполнения работы

                      Составление хронологической таблицы.

                      Необходимо заполнить таблицу.

                      Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учрежде-ний сред. проф. образования. - М., 2015., необходимо заполнить таблицу.

                      Практическое занятие № 8

                      Тема: «Власть и российское общество на разных этапах Первой мировой войны» составление сравнительной таблицы периодов Первой мировой войны

                      Цели:

                      1. Уметь определять внешнеполитические союзы, в которые входила и Россия в Первую мировую войну»

                      2. Формировать представление о причинах, которые втянули Россию в войну.

                      3. Закреплять практические навыки работы с таблицей.

                      Студент должен знать:

                      -почему война способствовала обострению противоречий в стране;

                      -знать каков ход и результаты Первой мировой войны.

                      Студент должен уметь:

                      - устанавливать причинно-следственные связи;

                      - понимать, какая партия была против этой войны.

                      Теоретическая часть:

                      Разобрать как началась война, её характер, политические цели преследования европейских государств, разработки военных планов, роль России.


                      Порядок выполнения работы

                      Составление сравнительной характеристики периода Первой мировой войны.

                      ( Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учрежде-ний сред. проф. образования. - М., 2015.), составить сравнительную характеристику.



                      Практическое занятие № 9

                      Тема: «II съезд Советов. Декреты о мире и о земле».

                      Цели:

                      1. Уметь понимать главную задачу большевиков - формирование советского правительства.

                      2.Раскрыть содержание целей и задач декретов о мире и земле.

                      3. Закреплять практические навыки работы с текстом.

                      Студент должен знать:

                      - согласно «декрету о земле» лежал наказ, выдвигаемый партией эсеров;

                      -согласно «декрету о мире» всем воюющим государствам надлежало немедленно приступить к переговорам.

                      Студент должен уметь:

                      -понимать хронику октябрьской революции;

                      -выполнять тестовые задания.

                      Теоретическая часть:

                      На открывшемся в дни Октябрьской революции в Петрограде II съезде советов было избрано новое правительство СНК (Совет Народных Комиссаров) во главе с Лениным. Учитывая ошибки Временного правительства, партия большевиков решила сразу же привлечь на свою сторону массы населения: рабочих и крестьян. Были приняты декреты.


                      Порядок выполнения работы

                      Тест « II съезд Советов. Декреты о мире и о земле»1) И.В. Сталин

                      2) В.И. Ленин

                      3)Я.М. Свердлов

                      4) А.И. Рыков

                      2

                      II Всероссийский съезд Советов принял

                      1) Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа

                      2) Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов

                      3) Декрет о земле

                      4) Конституцию РСФСР

                      3

                      Декрет о мире содержал положение о

                      1) о возвращении к довоенным границам воюющих государств

                      2) денежной компенсации германии за согласие заключить мир

                      3) необходимости усиления позиций Антанты и принуждений Германии подписать мир

                      4) заключении мира любой ценой

                      4

                      Отметьте положение Декрета о земле

                      1) земля передавалась в частную собственность крестьянам

                      2) право распоряжаться землей принадлежало государству

                      3) земля передавалась в собственность общины

                      4) уравнительное землепользование с переделами земли

                      5

                      Открытие Учредительного собрания состоялось

                      1) в сентябре 1917 г.

                      2) в ноябре 1917 г.

                      3) в январе 1917 г

                      4) в марте 1918 г

                      6

                      Отметьте самый популярный лозунг осени 1917 года

                      1) «Вся сласть Учредительному собранию!»

                      2) «Вся власть Советам!

                      3) «Землю -крестьянам!»

                      4) «Долой министров-капиталистов»

                      7

                      Руководителем ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем стал

                      1) Л. Троцкий

                      2) В. Куйбышев

                      3) Ф. Дзержинский

                      4) М Калинин

                      8

                      Власть Временного правительства была низложена в 1917г.

                      1) 26 октября

                      2) 2 ноября

                      3) 10 ноября

                      4) 20 декабря

                      9

                      Император Николай II отрекся от престола

                      1) 27 февраля 1917 г

                      2) 2 марта 1917 г.

                      3) 18 апреля 1917 г

                      4) 1 сентября 1917 г

                      10

                      Председателем Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов был избран

                      1) Л. Троцкий

                      2) Ю. Мартов

                      3) А. Керенский

                      4) Н. Чхеидзе

                      Критерии оценки :

                      «5»-выствляется студенту за 10тправильных ответов

                      «4»-выставляется студенту за 7-8 правильных ответов

                      «3»-выставляется студенту за 5-6 правильных ответов

                      «2»-выставляется студенту за менее 5-ти правильных ответов



                      Практическое занятие № 10

                      Тема: «Россия в годы Гражданской войны». Работа с картой.

                      Цели:

                      1. Формировать представление о наиболее важных военных и социально-политических событий Гражданской войны.

                      2.Раскрыть деятельность наиболее крупных и активных военных руководителей противостоящих сторон.

                      3. Закреплять практические навыки работы с картой.


                      Студент должен знать:

                      - причины Гражданской войны, основные социально-политические лагеря.

                      -особенности политики большевистской партии, начало и ход войны.

                      Студент должен уметь:

                      -понимать этапы войны и содержание.

                      -работать с картой

                      Теоретическая часть:

                      Октябрьская революция и последовавшие за ней политические и экономические меры советской власти привели страну к глубокому внутреннему расколу,обострили борьбу между «белыми» и «красными».

                      Порядок выполнения работы

                      Задание по карте:

                      • Обозначенные на схеме события относятся к Гражданской войне в России. Перечислите их.

                      • Назовите имя императора, начавшего конфликт, отраженный на карте.________

                      • Основные участники военного конфликта «белых и красных»

                      • Город, переименованный в первые недели конфликта, обозначен на карте цифрой____

                      • Выберите верные суждения:

                      -Военный конфликт, часть которого отражен на карте, закончился в ноябре 1918 года.

                      - Впервые танки были применены в том же году, что и указанная на схеме операция.

                      - Верховным главнокомандующим русской армии был А.И. Деникин

                      Географическая карта по теме «Гражданская война и интервенция 1918-1922 гг.

                      Практическое занятие № 11

                      Тема: «Советская модель модернизации»

                      Цели:

                      1. Формировать представление о создании СССР, входящих в неё республик и расширении границ.

                      2.Понимать причину объединения, дать характеристику В.И. Ленину.

                      3.Практические навыки работы с текстом.

                      Студент должен знать:

                      -что юридической основой создания СССР стала первая Конституция.

                      -дату её создания и значение образования.

                      Студент должен уметь:

                      -понимать, что СССР создан по свободному волеизъявлению народов с правом свободного вступления и выхода.

                      Теоретическая часть:

                      На I съезде Советов СССР (30 декабря 1922 г) указывалось, что по поручению Ленина был составлен новый проект, предусматривавший вхождение республик в состав нового государства на основе договоров. Проект был поддержан пленумом ЦК. Высшем органом нового государства стал съезд Советов, избиравший на время между своими заседаниями ЦИК СССР из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей.

                      Порядок выполнения работы

                      Тестовое задание.


                      А) в 1922г.

                      Б) в 1924г.

                      В) в 1933г.

                      2.

                      Денежная реформа 1924 г. была проведена под руководством

                      А) Г. Сокольникова

                      Б) Г. Зиновьева

                      В) Л .Каменева

                      3.

                      План автономизации как основу объединения СССР выдвинул

                      А) И.В. Сталин

                      Б) В.И. Ленин

                      В) Ф.Э. Дзержинский

                      4.

                      Добровольное объединение республик в единое союзное государство на принципах равноправия, юридической и политической самостоятельности

                      А) унитарное государство

                      Б) диктатура

                      В) федерация

                      5.

                      Отметьте причину объединения социалистических республик в многонациональное государство

                      А) экономическая взаимозависимость республик

                      Б) необходимость установления религиозного союза

                      В) стремление всех народов Российской империи жить в единстве

                      6.

                      Высшей орган власти СССР в соответствии с Конституцией 1924г.

                      А) Всесоюзный съезд Светов

                      Б) Совет народных комиссаров

                      В) Верховный Совет

                      7.

                      План ГОЭЛРО был разработан в 1920 г .под руководством

                      А) И. Сталина

                      Б) Г. Кржижановского

                      В) В. Куйбышева

                      Ответы:

                      Критерии оценки :

                      «5»-выствляется студенту за 7 правильных ответов

                      «4»-выставляется студенту за 6 правильных ответов

                      «3»-выставляется студенту за 5- правильных ответов

                      «2»-выставляется студенту за менее 5-ти правильных ответов




                      Практическое занятие № 12


                      Тема: «Историческое значение Московской битвы.

                      Работа с фрагментом исторического документа

                      Цели:

                      1. Формировать представление об этапах Московской битвы.

                      2.Понимать историческое значение победы советских войск под Москвой.

                      3.Практические навыки работы с текстом.

                      Студент должен знать:

                      -какие меры были предприняты по защите Москвы;

                      -какой героизм и мужество проявил народ по защите столицы.

                      Студент должен уметь:

                      -гордиться историческим прошлым своего народа, быть патриотом Родины, уважительно относится к пожилому поколению.

                      Теоретическая часть:

                      Упорное сопротивление Красной Армии все больше срывало план «молниеносной войны.

                      Гитлер потребовал подготовить операцию группы армий «Центр». Её результатом должны были стать разгром противостоящих ей советских войск до наступления зимы и захват Москвы.

                      Порядок выполнения работы

                      Работа с фрагментом исторического документа

                      Документ №1. «Из приказа Гитлера по Восточному фронту 2 октября 1941 г»

                      Документ№2 « Из решения ГКО от 15 октября 1941 г»

                      Документ №3. « Из постановления Государственного Комитета Обороны от 19 октября 1941 г».

                      Выбрать ответы на вопросы:

                      • Каковы причины того, что после ударов немецко-фашистских войск, дорога на Москву оказалась практически открытой?

                      • Какие меры были приняты по защите Москвы?

                      • Как проходило контрнаступление советских войск на завершающем этапе московской битвы?

                      • Можно ли утверждать, что победа Красной Армии под Москвой была чудом?

                      Учебное пособие В.П. Денисенко, В.С. Измозик, В.П. Островский, В.И. Старцев - «Истрия Отечества 1939-1996гг»- рекомендовано к изданию Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

                      Практическое занятие № 13


                      Тема: «Послевоенное восстановление стран Западной Европы»

                      Цели:

                      1. Раскрыть студентам понятие о том, как проходили операции по освобождению стран Западной Европы.

                      2.Понимать историческое значение советских войск в освобождении Европы.

                      3.Формировать представление о том, как решались вопросы послевоенного устройства Европы.

                      Студент должен знать:

                      -какие территориальные изменения произошли в результате победы в Западной Европе;

                      -экономические интеграции в освободившихся странах

                      -расшифровку понятий: ЕЭС, СЭВ, ЕОУС, ЕС

                      Студент должен уметь:

                      -отбирать изученный материал для правильного ответа;

                      -соотносить периодизацию с историческим содержанием теста.

                      Теоретическая часть:

                      Война стала тяжелейшим трагическим испытанием для всех народов Европы. СССР внес решающий вклад в разгром фашизма и тем самым спас мир от угрозы тотального порабощения. Внутри освободившихся стран стали проявляться демократические преобразования.



                      Порядок выполнения работы

                      Тест « Послевоенное восстановление стран Западной Европы»


                      А) тоталитарный

                      Б) авторитарный

                      В) народной демократии

                      Г)оккупационный

                      2.

                      Экономические интеграции проявлялись в создании какой организации

                      А) ЕЭС

                      Б) ЕОУС

                      В) СЭВ

                      Г) ЕС

                      3.

                      Демократические преобразования, происходившие в ненасильственной форме, получили название

                      А) «Бархатные революции»

                      Б) «Шоковая терапия»

                      В) «Пражская весна»

                      4.

                      Лидер реформаторского крыла ВКП в 1956-1957 гг.

                      А) И.Надь

                      Б) А.Дубчек

                      В) Я. Кадор

                      5.

                      Государство, в котором в результате попыток обновить систему были распущены прежние органы госбезопасности

                      А) Венгрия

                      Б) Чехословакия

                      В) Польша

                      6.

                      Укажите временный период прихода к власти коммунистов в странах Европы

                      А) 1945-1946 гг.

                      Б) 1946-1947 гг.

                      В) 1947-1948 гг.

                      7.

                      Организация, созданная в 1955 г странами социалистического блока как альтернатива НАТО

                      А) Коминформбюро

                      Б) ОВД

                      В) Коминтерн

                      Ответы:

                      Критерии оценки :

                      «5»-выствляется студенту за 7 правильных ответов

                      «4»-выставляется студенту за 6 правильных ответов

                      «3»-выставляется студенту за 5- правильных ответов

                      «2»-выставляется студенту за менее 5-ти правильных ответов



                      Практическое занятие № 14


                      Тема: «Политика гласности в СССР и ее последствия».

                      Цели:

                      1. Раскрыть студентам периоды перестройки: предпосылки перестройки, начало реформ, выбор нового курса.

                      2.Формировать понятия: «новое политическое мышление», политика «гласности».

                      3.Дать представление о переходе страны от тоталитарных к демократическим формам жизни.

                      Студент должен знать:

                      -политику «перестройки»

                      -введение понятия «президенство»

                      Студент должен уметь:

                      -устанавливать причинно-следственные связи периода перестройки;

                      отбирать изученный материал для правильного ответа;

                      Теоретическая часть:


                      С 1985 года в СССР начались перемены , вошедшие в историю под названием «перестройка». Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Состоялся апрельский (1985г) Пленум ЦК КПСС, на котором многие вопросы общественно-экономической и политической жизни были поставлены по-новому.


                      Порядок выполнения работы

                      Тестовое задание


                      1) признание мира целостным и неделимым

                      2) установление «железного занавеса» между социалистическими и капиталистическими странами

                      3) гонка вооружений

                      4) соблюдение принципа пролетарского интернационализма

                      2.

                      Политика гласности была провозглашена

                      1) в 1986 г.

                      2) в 1988 г

                      3) в 1989 г.

                      4) в 1991 г

                      3.

                      Внешнеполитический курс М.С. Горбачева характеризовался

                      1) созданием военно-политических блоков

                      2) провозглашением политики ограниченного суверенитета по отношению к капиталистическим государствам

                      3) размещением ракет на Кубе

                      4) введением моратория на испытания ядерного вооружения

                      4.

                      Основным стратегическим направлением политики М.С. Горбачева стал (о)

                      1) ускорение социально-экономического развития страны

                      2) переход к рыночной экономики

                      3) совершенствование «развитого социализма»

                      4) построение коммунизма

                      5.

                      Антиалкогольная кампания началась

                      1) в 1985 г.

                      2) в 1987 г.

                      3) в 1989 г.

                      4) в 1990 г.

                      6.

                      Что из перечисленного является одним из результатов перестройки в экономике?

                      1) рост благосостояния граждан

                      2) увеличение дефицита бюджета

                      3) снижение уровня употребления алкогольной продукции

                      4) ликвидация колхозно-кооперативной собственности

                      7.

                      В годы перестройки популярной была публицистическая передача

                      1) «В рабочий полдень»

                      2) « От всей души»

                      3) « Взгляд»

                      4) « Очевидное - невероятное»

                      Ответы:

                      Критерии оценки :

                      «5»-выствляется студенту за 7 правильных ответов

                      «4»-выставляется студенту за 6 правильных ответов

                      «3»-выставляется студенту за 5- правильных ответов

                      «2»-выставляется студенту за менее 5-ти правильных ответов

                      Практическое занятие № 15

                      Тема: «Экономические реформы 1990-х годов в России».

                      Цели:

                      1. Формировать представление об основных экономических процессах перехода к рыночной экономики в1990-х гг.

                      2.Раскрыть представления о последствиях либерализации цен и «шоковой терапии»

                      Студент должен знать:

                      -трудности периода реформ, непоследовательность и ошибки в их проведении;

                      -внутриполитическое развитие в данный период.

                      Студент должен уметь:

                      -устанавливать причинно-следственные связи экономической нестабильности в стране;

                      -закреплять умение отбирать изученный материал для правильного ответа.


                      Теоретическая часть:


                      Формальное обретение РФ статуса самостоятельного независимого государства не привело её к подлинной независимости и самостоятельности. Страна не имела ни границ, ни таможни, ни системы вшнеэкономического регулирования. Серьезными проблемами стала экономические и политические отношения внутри СНГ. Экономическая ситуация ухудшалась.


                      Порядок выполнения работы

                      Тестовое задание1) в 1985г.

                      2) в 1987г.

                      3) в 1989г.

                      4)в 1990г.

                      2.

                      Для экономического развития СССР в 1985-1991гг. было характерно

                      1) увеличение капитальных вложений в строительство

                      2) введение рыночных цен на товары народного потребления

                      3) разрешение частного предпринимательства

                      4) сокращение нерентабельных предприятий

                      3.

                      Руководство страны приняло решение о переходе к рынку

                      1) в 1985 г.

                      2) в1987 г.

                      3) в 1990 г.

                      4) в1991 г.

                      4.

                      Что из перечисленного было характерно для экономической жизни СССР второй половины ХХ в.?

                      1) попытка усиления контроля за качеством продукции

                      2) разработка Продовольственной программы

                      3) реализация лозунга «Экономика должна быть экономикой!»

                      4) денационализация предприятий

                      5.

                      Ликвидация «железного занавеса» относится к периоду, когда руководил страной…

                      1) М.С. Горбачев

                      2) Н.С. Хрущев

                      3) Л.И. Брежнев

                      4). Б.Н. Ельцин

                      6.

                      Что из перечисленного было характерно для экономического развития России в 1992-1994 гг?

                      1) увеличение валового национального продукта

                      2) инфляция

                      3) создание совхозов

                      4) возрождение ГОСПЛАНа

                      7.

                      К либерализации цен правительство приступило

                      1) в 1990 г.

                      2) в 1991 г

                      3) в 1992 г.

                      4) в 1993 г


                      Ответы:

                      Критерии оценки :

                      «5»-выствляется студенту за 7 правильных ответов

                      «4»-выставляется студенту за 6 правильных ответов

                      «3»-выставляется студенту за 5- правильных ответов

                      «2»-выставляется студенту за менее 5-ти правильных ответов


                      © 2010-2022