Технологическая карта на урок истории древнего мира

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата составления: 20.09.2015г. Технологическая карта урока:

Алферова В.Н.

Предмет

История

Класс

5

Учебник

А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира

Год издания

2014

Тема

Появление неравенства и знати

Количество часов

1

Сопроводительный материал

-

Вспомогательный материал:

Домашние творческие работы (посуда), заготовки карточек (пустые и «хлебные») для игры

Минимальное техническое обеспечение:

компьютер, проектор, экран, доска.

Тип урока:

Урок - деловая игра

Цели урока: достижение следующих

Личностных - формировать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности

школьников на основе развития познавательного интереса к изучению истории, с помощью метода эмпатии («вживания» в духовный мир человека) мотивировать их к учебной деятельности.

Цели урока: достижение следующих

Метапредметных - владение умениями анализировать и обобщать факты,

формулировать и обосновывать выводы

Цели урока: достижение следующих

Предметных - учиться делать анализ информации по визуальным и материальным

источникам); рассказывать устно об исторических событиях и участниках исторического процесса; обобщать изученную информацию и формулировать выводы о возникновении неравенства в первобытном обществе и его причинах.

Задачи: ФЛР - формирование личностных результатов (формирование нравственно оценочных умений):

формировать умение соотносить поступки исторических персонажей и события в соответствии с принятыми этическими принципами и моральными нормами изучаемой эпохи.

Задачи: ФПУУД

определить особенности процесса возникновении неравенства в первобытном обществе и его причины; развивать умение обобщать; строить логическую цепь рассуждений, выдвигать гипотезы и их обосновывать, развивать образную память, логическое мышление.





Задачи: ФКУУД

умение слушать и вступать в диалог, умение работать в группе

Задачи: ФРУУД

формировать умение рефлексировать и оценивать процесс и результаты деятельности; умение строить речевое высказывание (устное), умение аргументировать свою точку зрения

Содержание 1 этапа занятия

Оргмомент: класс - это условное племя, каждый ряд - отдельный род, учитель - тоже представляет интересы отдельного рода плюс консультант и шаман. Каждый род - получает такое количество карточек, сколько на нём в данный момент находится человек. Карточки пустые - на них дети будут выполнять задание. Идол из глины устанавливается на отдельном столе - он олицетворяет бога (духа), которому поклоняется данное племя. Дети работают в карточках карандашами. В процессе игры дети получают возможность на своём примере (примере своего рода) убедиться, что количество людей, качество их труда и количество продуктов их труда было в условиях развития земледелия и скотоводства фактором формирования неравенства и начала выделения богатых и бедных, в дальнейшем - знати (самых богатых, самых сильных, самых уважаемых людей племени) и сделать соответствующие выводы.

Содержание 2 этапа

Учитель объясняет условия игры. Каждый род может заниматься или скотоводством, или охотой, а также - ремеслом (гончарным). У детей на руках домашние творческие заготовки в виде поделок из глины (модели посуды). Учитель - представитель тех, кто занимается земледелием и выращивает зерновые культуры. Учитель представляет также шамана, через которого представители всех родов просят о помощи своего бога (духа): в коллекции учителя есть фигурка идола, выполненная детьми предыдущих классов. Часто в классах есть те, кто не выполняет творческие задания. Будут также и те, у которых просто модели не получатся, например, рассыплются при прокаливании. Следовательно, количество «посуды» для обмена на другие продуты труда у «родов» будет разным. Кроме того, на рядах (а в классическом классе это 3 ряда) может оказаться на начало урока разное количество присутствующих - значит, каждый род получит разное количество возможностей. Обязательное условие: каждый род должен «поднести» идолу (шаману) мену зерна, 2 мены мяса, 1 глиняный сосуд с условно собранным мёдом диких пчёл

Содержание 3 этапа

1 этап игры: дети в каждой группе (род) на полученных пустых карточках рисуют по





одному животному (которых они или добывают, или выращивают - как решат на своём совете), собирают вместе те модели глиняных поделок, которые имеются у ребят этой группы. Участники группы (рода) решают, что отдают идолу. Мена - 1 рисунок на отдельной карточке, на карточке можно нарисовать только одно животное (зверя, птицу, рыбу), соответствующее данной исторической эпохе и климату. Затем дети решают, что меняют на зерно. Производят обмен с учителем на зерно, затем делают подношения идолу - забирает подношения шаман от имени бога (духа). Зерно меняет и шамана представляет учитель. Хотя, как вариант, можно кому-то предложить из детей быть «шаманом».

Содержание 3 этапа

2 этап игры: каждый род подсчитывает после всех совершённых сделок обмена и подношений идолу - сколько и чего у них осталось самим себе, и сравнивают себя с другими группами (родами). Дети видят - результаты разные. Кто-то остался почти ни с чем - значит, надо идти просить в долг, чтобы прожить следующий период. Кто-то остался с запасом, который может выменивать и дальше на необходимые себе вещи и продукты. Значит, к ним будут обращаться за помощью, следовательно, главные лица этого рода набирают всё больше авторитета в данном племени. Их больше, они сильнее, они могут защититься и защитить более слабых - они выбиваются в лидеры. Среди тех, кто становится обеспеченным и имеет авторитет - шаман. У него подношения ото всех родов - все верят, что он может помочь в общении с духами (богами). В результате у него скапливается много разных продуктов и вещей, а он, используя их, тоже попадает в разряд самых богатых, самых уважаемых, самых сильных - «первых» людей племени.

Содержание 4 этапа

Рефлексивно-оценивающий этап: дети делают выводы о факторах, которые влияли на формирование неравенства в первобытном обществе и подводят итоги тому, что они узнали на уроке (на этом этапе можно открыть закрытую часть доски с темой занятия). Далее предоставить слово тем, кто выполнил домашнее творческое задание и принёс модели, тем самым дав преимущества своему ряду.

Дети поделятся теми проблемами, с которыми они столкнулись при работе. Важно: данный этап помогает детям не только «вживаться» в эпоху, но и закрепляет уважительное отношение, как к человеку той эпохи, так и просто человеку труда (тому, кто трудится и создаёт для нас всё необходимое!). Кроме того,

(такое обсуждение выделяет тех детей, кто





добросовестно выполнил домашнее задание и получил свою «минуту славы», а тем самым стимулирует остальных в следующий раз тоже оказаться среди них. За модели - поставить всем высокие оценки без исключения (важен не столько результат, а сама включенность этих детей в тему и деятельность), за участие в игре - оценить тех, кто сумеет сделать выводы по теме самостоятельно, даст наиболее точные формулировки, окажется наиболее активным участником в общем зачёте.

Домашнее задание

Читать параграф 5

Примечания

*На занятии в данной форме также хорошо развивается ассоциативное мышление: дети учатся соотносить время, эпоху, занятия, климат, фауну, флору.

*Необходимо подготовить достаточное количество пустых карточек (по списочному составу) и «хлебных» (карточек с изображением мешка с зерном или хлеба, на усмотрение учителя). Таких хлебных мен подготовить также не менее списочного состава.





© 2010-2022